Студопедия — ВОИНСКИЕ ИСКУССТВА И РУССКИЕ МОНАСТЫРИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОИНСКИЕ ИСКУССТВА И РУССКИЕ МОНАСТЫРИ






Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани. (Пс. 143,1)

Среди нашей молодежи относительно боевых искусств успела сло­житься традиция восхищения мона­хами китайского монастыря Шао-линь. Конечно, русские монастыри не были центрами подготовки про­фессиональных воинов, однако это с какой стороны посмотреть. Обра­тимся к историческим фактам.

Монастыри на Руси строились как оборонительные сооружения и в военное время представляли со­бой крепости, очаги сопротивления неприятелю. Находясь в непосред­ственной близости к рубежам Ро­дины, они всегда были готовы к от­ражению нападения врага. Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства, а старцы, умудренные подвижники и молитвенники, нередко предводи­тельствовали вылазкам на непри­ятеля, учили и наставляли на ратный подвиг, на защиту Отечества и веры Православной. Так в 1609 году при осаде Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками гет­манов Сапеги и Лисовского в ле­тописи Лавры рассказано об уча­стии старцев монастыря:

«Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех пол­ках... Старцы же Сергиева мона­стыря ходяще в полках, бьющейся с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабрившися и бьяхуся крепко, глаголюще друг другу: «Умрем братие за веру христианскую» (Авраамий Палицын).

Так иноки лавры встали на сте­ны монастыря, защищая обитель Святой Троицы от литовско-польских войск — сбивая пистонерами литовских удальцов.

Или другой пример — участие монахов Пересвета и Осляби в Ку­ликовской битве, на ратный подвиг которых наставлял святой Сергий Радонежский. Он же благословил на битву и князя Дмитрия Ивановича Донского.

Другой русский монастырь — Псково-Печерский — был осажден войсками Стефана Батория в фев­рале 1611 года. Летопись монас­тыря сообщает, как 27 апреля ночью неприятель стал обстреливать монастырь из пушек, на что иноки ответили утренней вылазкой — выг­нали неприятеля из укреплений, взя­ли пленных и пушки. «Иноки и бельцы выидоша поутру из града и бишася с ними и выгноша их ис ту­ров, оныих побиша, а иных живых во град приведоша, оружие поимаша и наряду взяша три пушки... и по-влекоша во град». В другом месте читаем: «ставша противу ополче­нию их со оружием и бысть бой велий у всех приступов»...

Упомянем и Соловецкий мона­стырь-крепость, неоднократно отражавший нападения ливонцев и шведов 1571 г., 1582 г., 1611 г.

Позднее монахи Соловецкого монастыря, не принявшие реформ патриарха Никона, в течении 8 лет выдерживали осаду регулярных царских войск («соловецкое сиде­ние») и, если бы не предательство, открывшее лаз в монастыре, держа­лись бы и дольше. Интересно, мо­гут ли китайские монастыри, в том числе и Шаолинь, похвастать побе­дами в подобных военных предпри­ятиях, тем более с таким размахом. Так, летописи повествуют о том, что в русских монастырях жили воины, защитники отечества, с оружием и врукопашную защищавшие веру Православную.

Каждый мужчина на Руси был воином, муж-чина, чин-воинский. При крещении человек становил­ся духовным воином ~ воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была традиция, когда старые воины постригались в монахи, например, у запорожских казаков было два мо­настыря. Тем самым их воинский путь продолжался на духовной стезе, они имели и постоянную духовную прак­тику. Например, умная молитва, сер­дечная сосредоточенность, созерца­ние Исихия. Эта практика непосред­ственно связана с соединением ды­хания и ритма сердца с молитвой — самодействующая сердечная молит­ва. Подобная молитвенная практи­ка в единстве с воинским опытом по­зволяла таким людям совершать вы­дающиеся ратные подвиги, которые были для них делом обыденным. Сми­ренно и верно служили монахи Богу, ратно — Отечеству. Стремления же их были на другом пути — пути ду­ховном, пути стяжания Духа Святого.

Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень мно­го бывших военных, само послуша­ние которых сродни воинскому. Если же вы хотите узнать подроб­нее, приезжайте в Троице-Сергиеву Лавру. Наверно, вы помните Ве­ликую Отечественную войну, битву за Сталинград, дом Павлова. А ведь Павлов жив, сейчас это монах-старец Кирилл, духовный наставник Троице-Сергиевой Лавры и патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

О том, как нужно поступать пра­вославному воину, есть точные слова:

Любите врагов своих,

Гнушайтесь врагов Христа

И бейте врагов Отечества.

В заключение приведем слова святителя Филарета, митрополита Московского, из обращения к вои­нам: «Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими, живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества».

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 347. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия