Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЙ СТАТУС





Оказывается, у каждой социальной группы, как утверждает социолингвистика, свой язык. Она изучает социальную дифферен­циацию языка в зависимости от его носителей (рабочих, молоде­жи, интеллигенции и т.д.), взаимосвязь между структурой языка и социальной структурой, проблемы языкового и социального поведения.

Молодежный сленг характеризует совершенно определенную возрастную группу. То же самое можно сказать о воровском жар­гоне, территориальных и социальных диалектах.

У каждого человека есть не только социальный, но и куль­турно-речевой статус.

культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конк­ретному типу языковой культуры высокому литературному языку, просторечию, диалекту.

Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровс­кого жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говоря­щего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социаль­ном происхождении.

 

Поясняющий пример

Когда мы слышим "покалякать", "сапогов", "хапнуть" или "сперва", мы должны знать, что:

по форме речи это просторечие;

по культурному статусу это выражения, характеризующие невысокий уровень образования (не более 4-6 классов);

по социальному положению говорящий относится к низшему классу.

Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться [5, с.56].

По употребляемым словам и выражениям можно судить о том:

1. из какого социального слоя происходит говорящий,

2. где именно он жил (город, село, область),

3. в каких условиях происходила социализация, т.е. кто и как на него влиял,

4. какие книги он читал,

5. с кем дружил и т. п.

Чем старше человек, чем шире его жизненный опыт, тем с большим числом языковых систем ему доводилось сталкиваться.

Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых сис­тем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разные большие группы.

Одна из таких групп — речевая общность (языковой коллектив). Ее составляют носители и трансляторы данной формы языка.

Так, например, речевой общностью воровского жаргона вы­ступают не только воры, но и все те, кто пользуется, понимает и употребляет его.

Сделаем выводы: культурно-речевой статус — еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая ги­гантскую познавательную информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности — большие соци­альные группы людей.

Выделим ключевые понятия:

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЙ СТАТУС

РЕЧЕВАЯ ОБЩНОСТЬ

 

КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВАЯ СРЕДА

Под культурно-речевой срвдой понимается речевая общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность использу­емых этой общностью культурных элементов (обычаев, тради­ций, символов, ценностей, норм).

Семья, половозрастная группа, социальный слой или класс являют собой разновидности культурно-речевой среды.

Культурно-речевая среда выступает средой социализации и од­новременно — средой консолидации людей. Таковы ее важнейшие функции.

В семье или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, пос­ледовательность. Несомненно, речевое общение регулируется нормами и правилами, принятыми в данной среде. Например, дети не должны вмешиваться в разговор старших членов семьи, начальник имеет право разговаривать с подчиненным в повели­тельном тоне.

Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей рейдируют привычки, манеры, этикет и кодекс.

привычки — твердо усвоенные образцы поведения; возникаю­щие в результате долгого повторения и выполняющиеся автома­тически, бессознательно.

Привычка спать лежа, разговаривать преимущественно стоя, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь суть коллективные, или групповые привычки, усво­енные нами через социализацию. Привычка — жесткая схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

манеры — стилизованные схемы (стереотипы) привычного по­ведения.

Закрывать за собой дверь — привычка. Но сделать это можно по-разному: придерживая рукой, хлопнув со всей силой. Окли­кать по имени — речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или имени-отчеству и т.д.), относится уже к манерам. Манеры могут быть грубыми и вос­питанными, светскими и повседневными. Они базируются на привычках, но выражают внешние формы поведения. Харак­терная деталь манеры — стилизация поведения, т.е. превраще­ние привычного действия в образную систему действий, под­черкивающих что-либо (намерение, цель). Манеры делают поведение выразительным или выражающим какой-либо смысл, символизирующим нечто.

Этикет — принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря, комп­лекс манер.

Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, в дипломатических кругах, светских са­лонах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. В прошлом он характеризовал высшие слои обще­ства и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здоро­ваться, приподнимая шляпу — обязательные манеры светс­кого этикета. Этикет предписывал правила должного поведе­ния для высших кругов общества. Сегодня он трактуется шире. Этикет перестал служить исключительной формой по­ведения, он характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция: он отличает воспи­танного человека от невоспитанного. Но в любом случае эти­кет, как свод правил, касается внешнего проявления внут­реннего отношения к людям.

кодекс — свод законов, т.е. систематизированный единый за­конодательный акт, регулирующий однородную область обще­ственных отношений (гражданский и уголовный кодекс).

В Древнем Риме "кодекс" обозначал ствол дерева, а в пере­носном смысле — книгу (вначале только из дощечек, натертых воском). В переносном смысле кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой словарь индивида.

Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя. Все они не биологического, а социального происхождения. Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной. Родовая честь выступает моральным символом, дополняющим социальные символы, в частности, дворянское звание, фор­мальные атрибуты власти — герб, титул, должность.

В европейской аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. Высшей ценой — собственной жизнью — платили за честь. Про­стые люди тоже высоко ценили честь, о чем свидетельствуют выражения "девичья честь", "честное имя", "честь организа­ции". У некоторых современных народов, особенно в самом низу социальной пирамиды, сохранился пережиток родового общества — кровная месть, также связанная с защитой чести и имущества.

Выделим ключевые понятия:







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1288. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия