Знаете ли вы, что. Воспитание сильной воли - дело не только подросткового возраста
Воспитание сильной воли - дело не только подросткового возраста. Оно продолжается всю жизнь. В современной Японии разработана целая система воспитания воли менеджеров. В школе государственного управления им. К. Мацусито подъем слушателей в 5 часов утра, а в тренировочном центре Канрося есэй гак-ко - в 4.30. После подъема обязательная физзарядка, затем уборка двора и улицы. После еды мытье посуды. В занятия включа-ется чистка обуви пассажирам на ближай-шем вокзале, работа в поле или на заводе разнорабочими. Много внимания уделяется физкультуре. Это изнурительные марш-брос-ки, фехтование и каратэ. В учебных заведе-ниях воспитывают таким образом лидеров производства, уверенных в себе, дисципли-нированных, инициативных, без брезгливости выполняющих любую, самую грязную и тяжелую работу1). Девиантное и делинквентное поведение детей и подростков связано с нарушением установленных взрослыми общественных норм и правил. Они им кажутся непонятными, чужими и неприемлемыми. Привыкание к социальным нормам, а тем более осмысленное их понимание и усвоение требует достаточно долгого времени. Воспитание правовой культуры никак не может закончиться в подростковом возрасте, хотя внешнее и неглубокое усвоение правовых норм вполне может произойти и в возрасте до 17 лет. Как показывают исследования социологов и наблюдения психологов, всестороннее и глубокое усвоение правовой культуры происходит не ранее третьего курса вуза, т.е. тогда, когда большинство молодых людей превращается в взрослых. В этот период происходит главное - соединение социальных норм и духовных ценностей. Такая спайка особенно нужно, так как нормы - это всего лишь форма, а ценности - их содержание. К примеру, ценность человеческой жизни оформляется сводом соответствующих законов и правил поведения. У детей и подростков две стороны одного явления находятся в отдалении друг от друга, а систему ценностей понять до конца они не в состоянии просто в силу возрастных ограничений. Отсюда следует, что девиантное и делинквентное поведение детей и подростков должно носить скорее неосознанный характер. Специалисты задались вопросом: почему подростки, к примеру, нападают на мирных граждан, угоняют машины, грабят магазины? Быть может, потому что они отвергают общечеловеческую мораль и придерживаются своей собственной? Долгое время социологи так и думали. Но недавно выяснилось, что у подростков нет ценностей и норм, противоположных общепринятым. Правда, они особым образом трактуют их. Подростки переинтерпретируют в терминах своей субкультуры, своих ценностных представлений любое явление, с которым она сталкивается. В том числе и преступление. Например, хулиганство описывается как озорство, угон автомобиля - как временное заимствование, а драка - как выяснение отношений. Среди обследованных С.И.Кургановым[198] осужденных 53,6% считают, что своим преступлением они никому, кроме себя и родных, вреда не причинили. Так думают те, кто насиловал, избивал, расхищал. Находясь в социальной среде - семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы <заглатывает> те нормы и ценности, которые здесь главенствуют, а затем перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим нуждам, индивидуальным особенностям и жизненным целям. В его голове не сидит уголовный кодекс или свод правил поведения. То, что там находится, это крайне запутанный лабиринт отрывочных сведений, случайно запомнившихся статей УК, воспринятых со слуха и ровесниками уже переинтерпретированных норм поведения, собственных домыслов и предубеждений. К существам, умеющим спать стоя, следует отнести лошадей и родителей одномесячного ребенка. Ориентируясь прежде всего на самих себя - вспомним теорию детского эгоцентризма Ж.Пиаже, - дети и подростки умеют сопереживать только себе, своим ближним и никому другому. Но это не душевная черствость, как полагают некоторые авторы. За редким исключением, свой поступок они интерпретируют опять же в терминах подростковой субкультуры. Юный правонарушитель видит в себе не злодея, а поборника справедливости. Когда стриженые <люберы> в 1980-е годы нападали на длинноволосых <хиппи>, они рассматривали свои действия как наведение общественного порядка и борьбу за нравственный образ жизни. Иначе говоря, правонарушитель занимает позицию мстителя, а жертва превращается в злодея. Работники правоохранительных органов слышат от подростков фразы типа <я никому не причинил вреда>, <они сами это заслужили>. Изображая себя жертвами несправедливого приговора, они выставляют себя этакими рыцарями долга: <не имел права струсить>, <главное - не бросать друга в беде>, <не мог оставить товарища>. Подростков спрашивали: смогли бы они совершить кражу, чтобы выручить друга из беды или по его просьбе? Около 70% из них ответили утвердительно. <Не укради> - абсолютный нравственный закон, переступать который человек, если он хочет оставаться человеком, не может. Но подросток переступает. Почему? Он не видит, не слышит, не знает абсолютной морали. Она абстрактна, а он мыслит конкретно. Поэтому нравственный закон представляет ему в системе юридических норм: какое наказание полагается за кражу имущества или угон автомобиля. А через них можно уже переступить: для большинства обследованных подростков некоторые юридические нормы не имеют моральной силы, работники милиции и суда - плохие люди, так как несправедливо рассматривают их дела. По всей видимости для подростков нормы межличностных отношений, законы малой группы имеют более важное значение, чем юридические постановления или нравственные нормы[199]. Врезка
|