Играть в войну полезно?
Как сообщает Таймс, попытка исключить оружие из числа традиционных игрушек для мальчиков возможно является ошибкой. Вняв призывам пацифистов и феминисток, во многих британских детских садах запретили играть в войну, мотивируя тем, что такие игры способствуют развитию агрессивности. В настоящее время разоружению в детских садах положен конец, что дало удивительный результат - снижение числа настоящих ссор и потасовок. Будем надеяться, что вдоволь наигравшиеся в войну детишки не будут агрессивны в зрелом возрасте. Источник: News.Battery.Ru 15.07.2003 Спросим себя: почему не бунтуют дети? Почему они так светлы, добры и оптимистичны? Объяснение кроется в сказочном репертуаре, которому обучают детей родители. Что читают дети и что им рассказывают взрослы? Сказки! Детей оберегают от бед и невзгод, помещая в выдуманный мир. Их учат быть честными, справедливыми и добрыми. Примерно до 12 лет дети пытаются усвоить нравственные уроки. Запоминание и разучиваение дается с огромным трудом. Наконец они обучились быть рыцарями и героями. Но почему тогда взрослые, у которых они учились всем премудростям, на каждом шагу обманывают, поступают трусливо и нечестно? Понять это ребенку сложно. Несколько лет уходит на осмысление того, почему слова расходятся у взрослых с поступками. В этот период - с 8 до 13 лет - процесс врастания в общество, социализация и освоение в нем идут как поступательно-возвратное движение. Шаг вперед - шаг назад. Вперед их ведут нравственные поучения родителей, назад влекут лживые поступки взрослых. Не надо воровать - говорил вчера отец: это дурно! А сегодня он принес с работы пачку бумаги, картридж и коробку скрепок. Не следует унижаться перед другими людьми, поучает отец, и тут же снимает трубку, нежнейшим голосом прося начальника не сердиться на него за опоздание на работу. Шаг вперед - шаг назад. Так проходит каждодневное обучение детей. Оба движения - вперед и назад - составляют как бы микропаузу социализации. И таких микропауз, замкнутых в себе циклов, в первой половине жизни сотни и тысячи. Одна тема - одна микропауза. Не унижайся - шаг вперед; и тут же пример унижения перед начальником - шаг назад. Все это на глазах ребенка.
На рис. 1 представлен поступательно-возвратный цикл социализации. Он состоит из множества микропауз, в каждой два противоположно направленные стрелки. Одна показывает социализацию - обучение ребенка нравственным нормам. Вторая стрелка показывает разобучение ребенка со стороны тех же взрослых, которые говорят одно, а делают другое. Нижняя стрелка - социализация. Верхняя - ресоциализация. Таким образом, социализация и ресоциализация происходят практически одновременно, идут рука об руку каждый день. Подобный параллелизм, естественно, затрудняет нормальное воспитание ребенка. Научившись социальным и культурным нормам, ребенок первым делом проверяет их на родителях, а те и не подозревают, что стали первыми подопытными. Их в прямом смысле проверяют на вшивость. И далеко не все выдерживают пробу. Когда подросток требует ответа, родители пресекают: мал еще, тебе этого сейчас не понять, вот вырастешь тогда поймешь, почему твой отец так поступил. А поступил взрослый дядя так потому, что ребенком его приучили к двойной морали. Дети повторяют родителей, младшие подражают старшим. Когда человек повзрослел, исправлять его поздно. Даже в 20 лет выправить искривленную мораль невозможно. Упущено минимум 7 лет. Когда ребенок начинает спрашивать ответ с родителей, он тем самым сигнализирует им: в ваших поступках не все правильно, вчера вы учили меня одному, а сегодня - совсем другому. Старшие должны быть благодарны, что рядом с ними неикривленное зеркало, в которое они всегда могут посмотреться и привести себя в порядок. Но приводят ли? Нет, они пиняют на зеркало: ты не понимаешь, подрасти! Не найдя ответа на мучающие ребенка вопросы, быть может, самые главные в его жизни - почему мои учителя не ведут себя так, как учат меня, - подросток ищет ответа в других местах - группе сверстников, где собираются такие же недовольные своими родителями подростки. Они интерпретируют поступки взрослых так, как умеют - на свой лад, со своей колокольни. И самое страшное - без контроля и коррекции взрослых. В подвалах, подворотнях и на чердаках их не бывает, а именно здесь локализуются дискуссионные клубы. Пока еще дискуссионные. С возрастом они нередко превращаются а) в штаб революции или б) криминальный общак. Революционные выступления молодежи в 1968 г. показали то, что не заметили или не хотели замечать взрослые: количество созданной ими лжи превысило все границы терпения. Сытость, процветание и мещанство, против которых выступала бунтующая молодежь Франции, Америки и Германии, хороши для взрослых. Это им хочется греть в тепле дряхлеющие кости. Это им известны все ответы на вопросы. Это они устроили мир под себя либо подстроились к этому миру так, чтобы было удобно. Но молодежь в 17-25 лет ищет ответов и не находит их. Тогда она решает изменить общество, построенное на лжи. И кто же подготовил революционеров? Оказывается, взрослые, постоянно обманывая и разочаровывая детей. Вот они - никудышные социализаторы, вырастившие себе могильщика. Удивительно, но эти мудрые и наученные жизнью люди все сваливают на молодежь - неблагодарная, хулиганистая, непослушная. Они и в 40-50 лет ведут себя как дети и подобно страусу прячут голову в песок. Не в пример им их собственные дети, выйдя на баррикады и рискуя жизнью, стараются быть взрослыми. 1968 год стал для западного общества моментом истины, когда все встали по своим местам, сняли маски и тогда стали видно: кто есть кто. Дети-хиппи постоянно слышали от своих родителей, принадлежавших к послевоенному поколению, познавшему трудности и лишения: <Работай... Учись... Повинуйся... Знай свое место... Будь разумным... Делай деньги...>[233]. В США, где в 1960-е совершеннолетними считались лишь достигшие 21 года, бесправная молодежь 15-19 лет стала излюбленным "подопытным кроликом" для психиатров-садистов в тюрьмах и больницах, испытывавших на своих жертвах наркотики, электрошок, нейролептики, лоботомию, выжигание определенных участков мозга и прочие методы "модификации поведения". Число жертв исчислялось десятками тысяч. К арестованным стали активно применять существующую в США удивительную практику "осуждения на неопределенный срок" (т.е. от 1 года до пожизненного - на усмотрение тюремной администрации). Некоторые сидят до сих пор за то, что в возрасте 16 лет написали на классной доске в школе: "Долой классы сегодня - долой правящие классы завтра!". За молодыми бунтарями следили, их письма вскрывали, их телефоны прослушивали, их шантажировали[234].
|