Дедовщина в СССР
Первые уголовные дела по НУВ появились в 1963 - 1965 годах - это были единичные факты. Но уже в 1970-е годы происходит постепенное превращение единичных случаев НУВ в социально-негативные проявления. В Советской Армии, начиная с конца 1970-х гг. структуры внутриармейского насилия разрослись и постепенно подчинили себе нижние этажи формальной армейской организации. Армия извне представляла собой государственный институт со всей надлежащей атрибутикой и семантикой, а для призываемых на срочную службу людей оказывалась реальностью совершенно другого рода. Они попадали под ничем не ограниченную власть солдат, призванных на год раньше. Помимо полагающегося обучения, работ и прочего, предусмотренного уставами и правилами службы, они год несли ярмо рабов, выполняющих любые прихоти "дедов" - солдат старшего призыва. На следующий год они сами оказывались "дедами" и, поддерживая адскую механику дедовщины, превращались из рабов в господ, из жертв в палачей. Вместе с тем в СССP происходило повсеместное сокрытие фактов дедовщины, и делали это офицеры, командовавшие ротами и батальонами. Высшее руководство возлагало всю ответственность за каждое происшествие непосредственно на офицера. Не желаю портить общие показатели подразделения, а в те годы постоянно происходило социалистическое соревнование на звание ударника коммунистического труда, из-за какого-то негодяя, или закрывать себе путь к служебной карьере, офицерский корпус стремился не выносить сор из избы и разобраться в проблеме самостоятельно. Солдаты-правонарушители понимали, что о их проступках вышестоящему руководству доложено не будет. Сокрытие реальных фактов создавало обстановку безнаказанности и еще больших беспорядков. В 1985-88 гг. в советской прессе прошла мощнейшая кампания по поводу дедовщины. Кроме статей, разрушающих миф об армейском благополучии, появились книги, ярко описывающие армейскую действительность. Среди них можно назвать повесть Ю.Полякова <Сто дней до приказа> (1987), где впервые было откровенно рассказано об издевательствах старослужащих над солдатами-первогодками. В июле 1988 года, разразился громкий скандал. Комсомольская правда" дерзнула напечатать статью М. Мельника "Случай в спецвагоне" о том, как первогодок, доведенный издевательствами старослужащих до исступления, застрелил их (убито 8 человек)6. Только в открытой печати сообщалось о дюжине подобных казусов за эти годы. Позже появилась повесть С.Каледина <Стройбат> (жур-нал <Новый мир>, 1989), где армия изображалась как тюремная зона. Если повесть <Сто дней до приказа> Ю. Полякова считалась до неприличия наивной, в задачу которой входило всего лишь пробить наконец дорогу реалистической армейской прозе, то произведение С.Каледина[696] многих возмутило, армия здесь предстает как сборище него-дяев. Правда, автор по ходу повествования несколько раз напоминает нам, что это особый стройбат, скорее штрафбат, куда свозится весь криминогенный контин-гент строительных отрядов. В годы перестрой-ки ленинград-ский режиссер А.Рогожкин снял фильм <Ка-раул> о неуставных взаимоотношениях в армии. Автор талантливо расска-зывает, как ломается молодая душа солдата, охраняю-щего заключенных на этапе. По его утверждению, показуха присуща всей армии, а <дедовщина> выгодна офицерам, чтобы мень-ше работать с солдатами. В последующие годы, особенно после распада СССР, средства массовой информации продолжали вскрывать вопиющие условия в армии, в том числе связанные с голодом и отсутствием нормальной медицины, в ряде случаев приводившие к смерти или инвалидности военнослужащих. Журналисты также подробно писали об отчаянии призывников, слишком часто выливавшемся в самоубийство, о постоянных случаях дезертирства и о том, как дезертиры расстреливали сослуживцев или стрелялись сами, чтобы не попасть обратно в свою часть. По мере того как молодые люди призывного возраста и их родители стали все с большей настороженностью относиться к перспективе военной службы, многие стали искать средства <откосить от армии> - как законные, так и нет. По всей России возникла сеть комитетов солдатских матерей, поставивших перед собой цель помогать призывникам и их родителям находить законные способы избежать призыва. За более чем десять лет эти группы - одна из наиболее массовых и эффективных форм самоорганизации граждан в России - спасли от призывного произвола тысячи молодых людей, имевших законные основания не служить. Они также оказывают правозащитную помощь многим из тех, кто оставил часть из-за дедовщины, голода и других нарушений. Общественное недовольство обращением с призывниками еще более усилилось в середине 1990-х годов, когда российское военное руководство стало отправлять необученных солдат в Чечню, где они погибали тысячами.
|