Студопедия — К78 Социология: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 536 с.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К78 Социология: учеб. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 536 с.






ISBN 5-482-00180-6

Учебник охватывает полный курс предмета «Социология», в котором не только изложены основы социального поведения, проанализированы структура и механизмы развития общества, но и рассказано о невероятно сложных проблемах, с которыми приходится сталкиваться каждому человеку. Большой интерес представляет практический раздел, в котором впервые указаны интернет-источники, предназначенные для проведения социологических исследований.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также для всех интересующихся социологией.

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

Учебное издание

Кравченко Альберт Иванович

СОЦИОЛОГИЯ

Учебник

Подписано в печать 17.10.05. Формат 60х90'Л6. Печать офсетная. Печ. л. 33,5. Доп. тираж IV 7000 экз. Заказ № 9075.

ООО «ТК Велби» 107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.

Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».

143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.

ISBN 5-482-00180-6

||^-->--,-«^-мл-«----«•> и © А И. Кравченко, 2006

"7 8 5 4 8 2 "О 0 1 8 0 6» © ООС, «Издательство Проспект», 2006


Предисловие

Мы живем уже в XXI веке-эпохе невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. Его называют также веком информационного общества. А это означает, что расширение кругозора, пополнение знаний, овладение смежными профессиями станут моделью поведения для будущих поколений. Мгновенное переключение с одной области знаний на другую, постоянная смена места работы и своевременное реагирование на изменение ситуации на рынке труда, продолжающееся всю жизнь обучение, наконец, обязательное высшее образование — все это очерчивает контуры того мира, в котором нам вскоре придется жить.

Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Всякий раз на лекции-а читать приходится в самых разных местах и для самых разных аудиторий - мне задают один и тот же вопрос. Почему же России так не везет: и политический режим в XX веке у нее был самым жестоким, и экономический базис отсталый, и социальной защиты населения нет никакой. Одним словом, если не считать высочайшей культуры и духовного богатства, самая нецивилизованная страна среди всех цивилизованных стран.

Постоянно приходится доказывать, что ответить на подобные вопросы могут и должны только гуманитарные науки - каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывая свой очень узкий фрагмент реальности. И только социология берет на себя смелость показать общемировые универсалии и доказать, вооружившись эмпирическими фактами и теоретическими законами, что Россия - не исключение из общего ряда, не заповедник зла. Все страны в разное время и в разной форме переживали те острые и болезненные процессы, которые наблюдаются сегодня у нас. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты - дать рекомендации по оздоровлению производства, а политологи - описать происходящие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом, мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира.

Рассматривать индивида как клеточку в социальной структуре общества, функционально связанную с другими,— это одно, а считать его формирующимся проектом, полным внутренних противоречий и


постоянно находящимся во внутреннем диалоге с самим собой, — это нечто иное.

Попытаемся пойти по этому, прямо скажем, пока не самому популярному пути. Пойти не для того, чтобы в конце обрести абсолютную истину и возвестить о ней со спокойным сердцем, а скорее для того, чтобы посмотреть, что там можно встретить по дороге.

По этой дороге человечество идет вот уже две с половиной тысячи лет. Когда-то знаменитый Диоген расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежд, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Искали ее европейские мыслители и много позже, а именно в эпоху Ренессанса и Просвещения, которую теперь уже можно именовать временем «старого гуманизма». Горизонты «нового гуманизма» открыла нам философия XIX и XX веков, с которой у современной социологии самые непосредственные связи. От философии жизни и неокантианства через экзистенциализм и религиозную философию идеология «нового гуманизма» идет к понимающей социологии, феноменологической социологии и этнометодологии.

Постичь смысл бытия человека в его взаимодействии с внешним миром, придать окружающей действительности личностное звучание, а уже через это осмыслить, измерить и изучить социальную стратификацию, бедность и неравенство, девиацию и движение народонаселения—такова генеральная линия социального познания на исходе XX века.

Основная тенденция мировой социологии рубежа XXI века-поворот от естественно-научной к гуманистической ориентации, от количественных математических методов описания реальности к качественным нарративным.

Перелом в сторону гуманизации высшего и среднего образования произошел еще раньше, видимо в последней четверти XX столетия, и выразился в том, что количество часов, отводимых на гуманитарные предметы, начало постоянно нарастать.

Уже после Второй мировой войны, по мнению Р. Миллса, на смену навыкам работы с материальными объектами приходит умение работать с людьми. Переход современной цивилизации от индустриального к постиндустриальному обществу, особенно активно наблюдавшийся начиная с 70-х годов XX века, привел к тому, что основным объектом манипуляции человека стало то, что невидимо глазу, — социальные и технические символы, власть, престиж, эмоции, интеллект. Нынешним производством правят «белые воротнички» и компьютерные технологии. На смену «трудовому обществу» идет «досуговое общество», вместо материальной реальности объектом нашего


познания все больше становится виртуальная реальность. Наибольшим спросом на рынке уже пользуются профессии по созданию того, что не является материальной реальностью: имиджмейкеры, брокеры, программисты, визажисты. Они не производят материальных продуктов, не стоят у станков и не вспахивают поле. Они создают и оформляют мир наших восприятий, образов, символов и значений. Этот мир не подчиняется логике материальных вещей. У него своя логика, которую человеку еще только предстоит познать.

Отчасти с ней уже соприкоснулась социология. Сегодня она изучает то, как сам человек, исходя из своих внутренних потребностей, целей и интересов, творит внешний мир, в котором ему приходится затем жить и который решающим образом влияет на его мировосприятие.

Впервые человек столкнулся с парадоксальной познавательной ситуацией: он смотрит во внешний мир, стараясь внимательнее разглядеть те силы и законы, которые им управляют, но находит в нем только отражение самого себя. Внешний мир творится из внутреннего, но с какого-то момента превращается в независимую силу, над которой мы потеряли контроль и власть. Постижение внешнего мира происходит во внутреннем взгляде на него — через интерпретацию своего личного опыта, его значений и смыслов.

Взгляд на мир, в центре которого стоит человек, называется гуманистической перспективой. Если познание действительности (какими бы методами оно ни происходило: на основе ли структурного функционализма, экзистенциальной социологии, феминистской перспективы или изощренной математической статистики) неумолимо возвращает нас снова к человеку, — оно является гуманистической перспективой. Таким образом, гуманистичность определяет не метод, не приемы познания, не используемые процедуры, а тот содержательный остаток знания, который получен в итоге.

Если естественные науки, скажем физика или химия, имеют дело с не тронутой человеком природой, то гуманитарные науки изучают культуру —ту часть природы, которую человек либо создал заново, либо сильно видоизменил благодаря своей творческой деятельности. Общество в этом смысле относится к культуре, если под культурой понимать всю искусственно созданную часть природы. Социология на этом основании должна относиться к гуманитарным наукам, а изучаемое ею общество в неразрывном единстве с личностью человека должно представляться как социокультурная система.

Социология призвана давать не самые общие, оторванные от реальной жизни знания и категории, а прежде всего общую картину развития общества. Пусть кратко, не вдаваясь в исторические подробности, методологические тонкости построения научного знания и не Увлекаясь отраслевыми социологиями, показать ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую, высеченную как монолит систему. Только с такой системой студент способен избавиться


от хаоса точек зрения и многообразия эмпирических фактов. Определить, какие понятия лежат в основе социологической картины мира, как из них—логично и последовательно — выводятся другие категории,-это наиглавнейшая задача.

Для чего студенту нужна теоретическая система знаний? Ответ напрашивается сам собой. Для того чтобы с его помощью лучше понять то общество, в котором он живет. Ни теория М. Вебера, ни построения П. Сорокина или Т. Парсонса сами по себе ничего не стоят. Знать их только для расширения своего кругозора — задача нелепая и бессмысленная. Возьмем на себя смелость утверждать, что все они необходимы для решения одной-единственной задачи — научить молодежь тому, как жить в этом обществе, как разбираться в перипетиях социальной реальности и глубже осмыслить происходящее вокруг. Если в учебнике излагаются социологические теории ради самих себя, то учебником именовать такую книгу нельзя. Это может быть монография. Назовите ее как-то иначе. Но учебник должен учить жить. Вооружаясь интеллектуально, вы совершенствуетесь практически.

Приведу простой пример. Первую теорию стратификации создал 2500 лет назад Платон, а чуть позже ее развил Аристотель. Первый учил нас тому, что власть в обществе надо предоставлять интеллигенции, а не «новым русским» или «старым бюрократам». Он называл интеллигентов по-своему — философами. Слова разные, а суть одна. Платон даже описал приемы, при помощи которых можно обуздать власть имущих и, если надо, воспитать их. Неп условием он ставил пожизненное обучение: правителям к иодически

проходить переаттестацию и повышение квалификации, а не засиживаться и не жиреть у «кормушки».

Специалисты непременно обвинят меня в том, что я утрирую содержание платоновской концепции. Она была создана не для нас, и не нас стремилась научить уму-разуму. Но мне, впрочем, как и вам, не так уж важно знать, чему она хотела научить древних греков. Мне гораздо важнее, какие полезные уроки я могу извлечь из нее сейчас, и именно для себя. Следовательно, необходимо посмотреть на платоновское учение под иным углом зрения. Приходится и утрировать, и гипертрофировать, и выяснять то, что содержалось в скрытом виде, и добавлять новое знание, которое, не искажая сути дела, позволит актуализировать древнейшую теорию.

Аристотель утверждал, что становым хребтом социальной структуры должен быть средний класс. Понадобилось две тысячи лет, чтобы сегодня переоткрыть эту истину. И ведь как совпало. О среднем классе как своеобразном остове мы заговорили только на исходе XX столетия, когда начали строить демократию. Но ведь Платон и Аристотель создавали свои концепции тоже.тдя демократического общества. Почему-то никто в советское время не говорил о среднем классе как о стержне социальной структуры. Никто не осмеливался


заявить, что государством должны править интеллигенты и философы. Интеллигенцию мы превратили в жалкую прослойку между рабочим классом и крестьянством. Нарушили вековые законы развития общества, вот и поплатились.

Наступающая эпоха —это время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам. А к ним мы относим такие дисциплины, как экономика, юриспруденция, психология, социология, менеджмент, политология и др. Пользуясь политической терминологией, можно сказать: в ближайшей перспективе социальное знание будет играть роль законодательной власти, а инженерным и техническим наукам будет отведена роль исполнительной. Бал в XXI веке будут править социальные, в широком смысле общественные науки. Их восхождение на Олимп началось в нашей стране в 90-е годы, а на Западе в конце 60 — начале 70-х годов XX века. Возможно, что в XXII или в XXIII веке господствующие высоты достанутся другой части общественных наук, которую называют гуманитарным знанием: литературоведение, искусствознание, культурология, этика, философия и прочие творческие сферы деятельности.

Все мы играем множество ролей. Тем не менее жизнь не обязательно напоминает театр, поскольку каждая роль накрепко связана со статусом — занимаемым в обществе местом, а следовательно, с кругом предписанных прав и обязанностей. Подросток легко научится определять свой личный статус, социальный слой и класс, измерять семейный доход и уровень жизни, престиж профессии, уровень образования, образ жизни.

Сценарий социального поведения написан не нами, он определен сложившимся в обществе разделением труда. Человечество изобрело сложнейшие механизмы: санкции, законы, нормы, обычаи, церемонии, ритуалы, при помощи которых оно вот уже сорок тысяч лет успешно регулирует общественную жизнь, делает ее стабильной и эффективной.

Используя сравнительно-исторический метод, научные гипотезы и интуицию, применяя анкетирование, интервью, наблюдение и анализ документов, социологи пытаются заглянуть в тайны окружающего нас мира. Они уже открыли законы группового давления и лидерства, возникновения межнациональных конфликтов, гражданских войн и революций, обнаружили механизмы образования толпы и массового поведения, смены моды, миграции населения, колебания спроса и предложения, смены политических режимов и многого другого, с чем вы познакомитесь в этой книге. Социология, кроме того, обнаруживает свой подход, свой угол зрения в традициях и ценностях, социальных нормах и правилах поведения, обычаях, обрядах, церемониях, ритуалах, этикете, нравах, моде, манерах, привычках, религиозных верованиях.


В одной из самых цивилизованных стран мира, США, социаль ные науки: социологию, экономику, право, политологию, психологию—преподают во всех школах, университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, знают, как устроено общество и какими средствами его надо укреплять, а не разрушать. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах, вместе взятых. Психологов здесь более шестидесяти тысяч, юристов—несколько сот тысяч. Кроме того, тысячи политологов служат советниками в федеральных и местных органах власти. Государство и частные фирмы выделяют на поддержку социальных наук десятки миллиардов долларов.

Спрашивается, зачем это нужно американцам и окупаются ли расходы? Известно, что социология - это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Ее прикладная направленность - создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества. И в этом США преуспели как ни одна страна мира. Это единственное государство, не знавшие в XX веке войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряется социальными целями, задачами, критериями. В США, одна из самых эффективных систем социальной поддержки населения, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, мало-1 обеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям социальных аутсайдеров.

Той дорогой, которую проложили США, сегодня движутся и дру гие развитые страны, достигая неизменного успеха. Так, в вузах Япо нии до 70% времени отводится на изучение гуманитарных дисцип лин, в том числе и социологии. В Китае тысячи студентов получили прекрасную социологическую подготовку в университетах Америки и Западной Европы. Сегодня они, став менеджерами, бизнесменами и политическими деятелями, определяют стратегию и будущее страны.

А на другом полюсе находится Россия, где в конце XIX —начале XX века была предпринята попытка создать высокоэффективную систему социального образования, но по ряду причин так ничего и не получилось. Государство заботилось о внедрении в вузах марксистских идей. Курс социологии превратился в популяризацию исторического материализма и политэкономии. Над всем довлела философия И психологию начали преподавать только в конце 60-х годов.

В России социологические, политологические и культурологические кафедры и факультеты стали открываться в начале 90-х годов XX века, спустя сто лет после США. На протяжении 70 лет социологов преследовали либо отодвигали на второй план, а социологию—под вывеской исторического материализма - преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.


Какую цену заплатила Россия за то, что упорно двигалась по собственному пути, игнорируя общемировые тенденции? В период с 30-х по 80-е годы она получила самое жесткое из когда-либо существовавших на Земле тоталитарных обществ. А к началу 90-х годов Россия превратилась в самое нестабильное в мире общество, потрясаемое крупномасштабными межнациональными конфликтами, войнами, военными переворотами, социальными революциями. В стране одна из самых неэффективных программ социальной поддержки населения, постоянный рост преступности, безработицы, моральной деградации подрастающего поколения. Возможно, потому, что наши руководители и политические лидеры не получили социологического образования, они так легко ввергли страну в шоковую терапию, в непродуманные экономические реформы. Непонимание социокультурного своеобразия России, законов и механизмов действия человеческого фактора, тенденций развития социальных институтов привело общество к краю пропасти.

Такова цена, которую пришлось заплатить обществу, в котором постоянно преследовалась наука, призванная научить людей законам этого общества, вооруженная практическими проектами социальной стабилизации и построения бесконфликтного будущего.

Этой науке обязательно надо учить всех взрослых. Но еще важнее обучать ее основам молодежь. Именно в вузе учатся сегодня те, кто через некоторое время будет управлять обществом. Куда они его поведут? Во многом это зависит от курса социологии. Здесь не только излагаются азы социального поведения, анализируются структура и механизмы развития общества, но и рассказывается о тех невероятно сложных проблемах, с которыми приходится сталкиваться подростку. Проблемах, о которых взрослые порою не догадываются.

Книга адресована тем, кто любит мучить себя и других самыми простыми вопросами, которые на поверку оказываются самыми сложными: почему это так происходит? что откуда берется? зачем это нужно? каков смысл того, что происходит? Почему, к примеру, считают себя счастливыми 90% филиппинцев и только 60% японцев? Хотя уровень жизни первых —один из самых низких, а вторых —один из самых высоких. Почему бедные счастливее богатых? Может быть, определяющую роль в нашей жизни играют вовсе не деньги? Тогда что же? Может быть, причины кроются в национальном характере, традициях и обычаях народа, в его душевном складе и менталитете? А в России? В переходный период от социализма к капитализму, по разным оценкам, у черты бедности либо за ней оказалось от 30 до 80% населения. И что же? По опросам социологов, только очень немногие признали себя бедными. Что это — стеснение, психологическая растерянность или что-то еще? Почему люди не хотят работать в два раза усерднее, когда им платят в четыре раза больше? И почему богатых в любом обществе всегда меньше, чем бедных, и при этом им всегда принадлежит большая часть материальных ценностей?


Почему автовладельцы готовы уплатить любые деньги, лишь бы не ходить пешком? Почему в обществе становится больше свободы и одновременно больше нищих? Почему на верху общественной пирамиды всегда живется лучше, чем в низу?

Много еще таких законов, которые и сейчас, и две тысячи лет назад управляли и управляют обществом, которые нам предстоит постичь, а значительную часть уже открытых узнать и вооружиться ими. Вооружиться для того, чтобы снова и снова не экспериментировать над страной, пытаясь нащупать какие-то особые, свойственные только России законы развития.

Может быть, наша «особость» проистекает от незнания универсальных закономерностей? Большие претензии всегда свойственны людям, мягко выражаясь, малограмотным.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

глава 1. предмет социологии

Предметом какой-либо науки именуют совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность. Добытые в эмпирическом исследовании факты ученый затем теоретически обобщает и строит логически непротиворечивую систему понятий. Если при описании объекта исследования главными действующими лицами У социолога выступали респонденты — живые люди, то при описании предмета (теоретической системы понятий) науки таковыми выступают понятия и категории — мертвые абстракции, существующие в идеализированном пространстве.

Среди основных понятий социологии следует выделить два главных, которые выполняют функцию первокирпичиков,-это статус и роль. Необходимость выделения так называемых первокирпичиков науки диктуется не только исследовательскими, но также педагогическими задачами. Методологи признают, что контекст научного открытия знания и контекст его научного обоснования (он же контекст изложения научного знания) могут существенно различаться. Когда от первого мы переходим ко второму, стихийная лабораторная работа систематизируется, пробные варианты и всевозможные ошибки отбрасываются, теоретическое знание принимает строго логический и последовательный вид. В такой форме его легче передать студентам, неискушенным в тонкостях профессиональной социологии.

Когда К. Маркс в середине XIX века закончил многотрудную работу по сбору эмпирического материала, проработки теоретических источников и статистического материала, записав его в черновые тетради (кстати, изданные самостоятельными томами в его и Ф. Энгельса Собрании сочинений), он приступил к систематизации накопленных знаний, а готовый результат изложил во всемирно известном «Капитале». Именно здесь, возможно больше в педагогических целях, он выделил исходную клеточку — товар, из которой впоследствии логически развернул сложнейшую систему категорий политэкономии. Прием оказался весьма удачным, благодаря чему уже долгое время его учение покоряет не только читателей, но и профессиональных ученых.

Если попытаться перенести Марксов прием на почву социологии и здесь выделить исходную клеточку для развертывания категориального аппарата социологии, то лучшего кандидата, чем понятие «статус» мы, пожалуй, не найдем. Иные претенденты, к примеру «личность» или «индивид», не подходят по ряду причин. Во-первых, «индивид» не является термином социальной науки, им пользуются и в естествознании. Точно так же и «личность» не является специфически социологическим понятием. Им с успехом пользуются как своим педагоги, философы, психологи и др. Во-вторых, «личность» — слиш-


ком сложное и многомерное понятие, чтобы служить началом, а не концом теоретического изложения.

Иное дело статус. Статусом называется позиция (положение) человека в группе или обществе. Он дает статическое изображение предмета социологии, в то время как парное ему понятие «роли» раскрывает динамический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех, кто занимает то или иное положение в обществе. Быть лидером или аутсайдером в малой группе, например в компании друзей,—означает иметь неформальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, русским, православным, республиканцем, бизнесменом — значит иметь формальный, или социальный, статус. Иными словами, занимать определенное место в системе общественного разделения труда. У одного человека может быть множество статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя индентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин —с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен-, он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус—положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком—значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся


пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно. Однако негр в США, ЮАР и на Кубе — разные социальные статусы. На Кубе негры - представители основного населения, составляющие его большинство, и они имеют равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры - большая часть населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации.

В США негры - меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр- не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: «член королевской семьи», «потомок дворянского рода» и т. д.

Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов.

Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно. Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т. д. Их получают кровные родственники. Не кровные родственники называются родственниками в законе. Теща —это мать в законе, тесть —отец в законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии. Статусы мужа, жены, крестного отца и матери — достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Любой статус состоит из ролей, а те —из совокупности прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепляет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оценивать их Успехи, следить за дисциплиной, т. е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Другой


пример. Статус «отец» включает в себя несколько ролей: дисциплина тор для детей, обеспечивающий материальное благополучие семьи, партнер по играм с детьми и некоторые другие. У каждой роли-свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обычаем. Роль «дисциплинатор» из статуса «отец» предполагает, что мужчина имеет право наказывать своих детей и несет обязанность перед обществом за то, что воспитает их в духе законо-послушания, уважения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.

У разных народов нормы дисциплинирования детей различны: в одних случаях детей не смеют ударить рукой, в других их избивают плетями. Различаются они и по социальным группам. Известно, что дети из привилегированных классов подвергаются меньшим наказаниям, нежели дети бедноты и рабочего класса.

Точно так же мы можем разложить на составляющие элементы другой статус — статус мужа. У него иной набор ролей, в частности сексуальный партнер, социальный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ремонту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нормами поведения. И так буквально с каждым социальным статусом. Нормы могут определять каждую роль по отдельности либо их совокупность в целом, т. е. статус. А как вы думаете, одна и та же роль может входить в разные статусы?

Итак, статус — это своеобразная ниша или место в социальной структуре общества (группы). Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. В результате статус указывает на место, а роль-на способ поведения.

Дадим определение: модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами, называется ролью. Ее еще называют динамической характеристикой статуса.

Совокупность пустых, т. е. не заполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пустых ячеек-статусов. Если мы заполним каждую ячейку людьми, то получим большие социальные группы людей, совокупность которых дает социальный состав населения. Его изучает статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, женщина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, старик. В принципе их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе одних только профессиональных статусов около 40000, семейно-брачно-родственных отношений более 200, многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете более 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа —на-


, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему наряду с половозрастными статусами.

Социальные соты скреплены особо прочным фундаментом — социальными функциями. Функция учителя — передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной и т.д. Функции включают в себя права и обязанности. Они соотносительны друг с другом. Статус учителя соотносителен со статусом ученика, но не работника го-роно, родителя, офицера, русского и т. д. Относительность означает функциональную взаимосвязь статусов. Вот почему социальная структура не просто совокупность, а функциональная взаимосвязь статусов. Слово «относительность» связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот-с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т. д. Таким способом из системы социальных функций, связывающих между собой всю совокупность статусов, мы получаем новое понятие — социальные отношения. Они, подобно статусам и функциям, принадлежат социальной структуре и раскрывают ее содержание.

Можно утверждать, что социальные статусы связаны социальными отношениями, личные статусы — межличностными отношениями. Общество окутано огромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть - межличностных отношений.

Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проглядывает нечто более фундаментальное - социальные отношения. Начальник цеха может относиться к рабочему с большой симпатией. Личные отношения у них замечательные. Но если второй плохо справляется со своей профессиональной ролью, не соответствует статусу, первый его уволит. Начальник и подчиненный — социальные роли.

Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное время процесс решения каких-либо задач, например связанных с кооперацией или конкуренцией. Вытеснение конкурента с компьютерного рынка представляет собой социально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно или скрыто.

Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Учитель — постоянная функция (т. е. социальная позиция в обществе), как обучение — регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль —все это очень близкие, даже Родственные понятия.


Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человеческая личность,—занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют социализацией. Ее результат — социально зрелая личность. Показателем зрелой личности выступает уровень культуры. Культура-совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм, или, как говорили в старину, учреждение,— социальный контроль. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т. п.), но состоит всего из двух элементов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Он многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, государство, администрация и еще множество других агентов социального контроля. Разновидностью социального контроля выступает политический контроль. К нему относятся все политические акции, например сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефонное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государстве — законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняется вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они подразделяются на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля — залог здоровья и стабильности общества. Когда отсутствуют законы и нормы, регулирующие социальные отношения, наступает страшный паралич. Имя ему —аномия (беззаконие, отсутствие норм). Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т. е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Просто институт—это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регули-16


руемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Семья, производство, религия, образование, государство — фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Самым древним институтом считается производство — ему около 2 миллионов лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. В зачаточной форме институт семьи появился у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовался на протяжении 500 тысяч лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тысяч лет назад, армия и государство— 10 тысяч. Государство — универсальный политический институт, осуществляющий на определенной территории поддержание политического порядка и управление общественными процессами на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизительно в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше семьи. Политическими институтами считаются, в частности, партии, парламент, президентство, адвокатура, суды, референдум и др. К экономическим институтам относятся собственность, рынок, корпорация, предприятие, биржа, деньги и др.

Социальный институт - очень сложное учреждение и, самое главное, реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьей, религией, образованием, государством и производством,-и представить их как один из институтов тоже непросто. И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьей, образованием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.


Статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками.

Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать, производить, защищать и т. д. Функция и роль тесно связаны. Судья, оценивающий наши поступки с точки зрения соблюдения закона,-это не только конкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Меняются люди, выполняющие ту или иную роль, но сама она остается. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина, человек зрелого возраста, спортсмен, депутат, муж, родитель, член профсоюза. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов —в роли избирателя, сотни тысяч — в роли офицера. Меняются люди, но роли остаются. Сохраняются и социальные статусы. Статус — социальное положение, позиция человека в обществе. Одни статусы принадлежат ему от рождения, например национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения социальным и политическим нормам и ролям), скажем статус президента страны или члена республиканской партии.

Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их социальные роли и появляются другие. Общество меняется, меняется и его структура. Например, исчезли с исторической карты России такие социальные роли, как извозчик, опричник, князь; появились новые роли: космонавт, тракторист, президент.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную по1 зицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Социальные группы могут быть большими и состоять из сотен, тысяч и даже миллионов человек, а могут быть малыми, насчитывающими от 2 до 7 человек. Дружеская компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы подразделяются — в скобках даны примеры таких групп —на половозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональные (трактористы, инженеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, рантье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политические (либералы, консерваторы, демократы).

Политические группы-всего лишь разновидность социальных, поскольку слово «социальное» часто используется в широком значении «общественное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то политические - по принадлежности к определенным партиям, движениям и организациям, а также политическим ориентациям,* электоральной (избирательной) активности и др. Те и другие признаки в одном исследовании


бязательно пересекаются, поэтому политологи, выясняющие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т. е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают то, как активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Совокупность всех социальных групп (демографических, политических и экономических, религиозных, профессиональных и др.) образует социальный состав населения.

В итоге мы получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны: апатическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий: социальной стратификации и социальной мобильности.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях - горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, а стало быть, правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицер - перед солдатом, и наоборот), они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка — преподаватель, одна ячейка — мужчина и т. д. Но вот мы заполнили их: тысячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а социальные группы, слои, некоторые из которых можно выстроить вертикально: короли займут высшую позицию, дворяне расположатся ниже, а под ними крестьяне. У первых больше власти, у вторых — меньше. Различаются они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на неравенстве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе. Расположенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами) составляют социальную стратификацию общества. Это аспект или часть социальной структуры. Как вы думаете, что их объединяет? Разделение труда в обществе.

Итак, социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы: страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажиточные, богатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, вертикальное пространство мы разделим на четыре «линейки»: шкалу доходов (в Рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу власти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах


экспертов). Место любого статуса легко найти на этих шкалах и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые) либо в равную (скажем, из водителей в трактористы), описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

При помощи законов социологическая теория раскрывает динамику общества. В свою очередь, динамика описывается через социальные процессы, которые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Одним из самых длительных социальных процессов, с которым сталкивается человек, выступает социализация — продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальные процессы могут характеризовать: 1) развитие личности (формирование ценностных ориентации, установок или мотивации поведения); 2) взаимодействие нескольких индивидов (например, общение); 3) внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы - все это разновидности политических процессов и одновременно политического поведения людей. Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от сознания и воли людей. Благодаря избирательной системе в демократическом государстве происходит обновление кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан.

Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным процессом — серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или, иначе, функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему (относительно жестко связанную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг или изменение, т. е. происходит накопление положительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.

Важной категорией, связанной с динамикой общества, выступает социальное действие. Социальное действие-это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель какой-либо социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.

В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъектом действия, то лишь как представитель большой


социальной группы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая бригада, группа подростков, личность), а, к примеру, субъектами политического действия — граждане, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство различные ветви власти и др., на глобальном же уровне — в мировом сообществе - национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т. д. Субъектов социального действия именуют еще акторами.

К предмету социологии относятся также социальные общности. Они представляют собой такие объединения людей, которые возникают и формируются на основе своей культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности).

Кроме них социология изучает другой тип общности — ситуативно возникшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей).

Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устойчивые связи. Возникают совсем иные общности - организованные. Они сплочены единством целенаправленной деятельности. Причем цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно-досуговы-ми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговыми (неформальные молодежные объединения типа «рокеров», «металлистов», «брейкеров»), социальные (альтернативные движения), политические (партии, народные фронты).

В иерархии социальных общностей в широком смысле центральное положение занимают большие социальные группы (в точном смысле слова), а среди них —классы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного производства, отношению к средствам производства (главный критерий социально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), по способу и размерам получения доходов. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отря-Ды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, водителей, инженеров и т.п. К профессионально-территориальным группам следует причислить: а) временных, или иногородних, рабочих и постоянные кадры предприятий (имеющие прописку в данном горо-Д£); б) иностранных рабочих (примером могут служить вьетнамские Рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в 80 —начале годов); в) работников, занятых в нетрадиционных формах орга-


низации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспедиционно-вахто-вым методами работы).

Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функции, выделяют девиантные (нарушители общественных норм), делинквентные (правонарушители) и криминальные (преступники) группы, выполняющие негативные функции. Это проститутки, наркоманы, алкоголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитители собственности и т.п., составляющие достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы с устойчивыми чертами поведения, ценностными ориентациями и образом жизни.

Кроме них в социальной структуре общества выделяют: 1) социальные слои, или страты, и 2) малые социально-психологические группы.

Социальная структура входит в состав единого целого, образованного тремя предметными областями: структурой, организацией, личностью. Эти предметные области формируют общее здание социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами (социопрофессиональной, социостатусной, социорегиональной, социо-этнической) изображает статику общества, его «социальный скелет». Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, борьбу исторически отживших, исчерпавших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Речь идет о «социальной физиологии» общества, его исторической динамике.

На пересечении структуры и организации находится личность. Личность рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых (это задача психологии), а в терминах социально-типических черт. Иными словами, в социологии личность не столько частичка малой контактной группы, сколько типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.

Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявление взаимодействия людей, а под социальным процессом - серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или, иначе, функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависимости переводят социальную систему (относительно жестко связанную совокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход означает прогрессивный сдвиг или изменение, т. е. происходит накопление положительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.

При помощи законов социологическая теория раскрывает динамику общества. В свою очередь динамика описывается через социальные процессы, которые мы определили как устойчивую связь сменяющих друг друга явлений. Социальные процессы могут характеризо-


вать: 1) развитие личности (формирование ценностных ориентации, установок или мотивации поведения); 2) взаимодействие нескольких индивидов (например, общение); 3) внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состязание, конфликты).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 952. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия