Понятие о жанре и теме дискурса
Жанр дискурса В качестве родоначальника представлений о жанре, как об одной из характеристик дискурса, следует назвать М.Бахтина, впервые поставившего вопрос об изучении речевого жанра. Под речевым жанром Бахтин понимал относительно устойчивые типы высказываний, вырабатываемые в сферах использования языка. Согласно Бахтину, в каждой сфере человеческой деятельности применяются свои жанры, которые отвечают специфическим условиям данной сферы, таким жанрам соответствуют свои определенные стили общения. Жанры порождаются определенными функциями высказывания (например, научной, технической, деловой и.т.д) и определенными условиями, специфичными для различных сфер общения.[5] По Д Хаймсу под речевыми жанрами предполагаются закрепление за культурно определяемыми формами общения структурно организованного лингвистического материала [6] Свэйлз определяет жанр, как отдельный тип коммуникативного события, имеющего особые коммуникативные цели, опознаваемые теми, кто использует жанр, либо дискурсивным сообществом (людьми, включенными в данный дискурс) [7] Беркенкоттер и Хачкинс описывают жанр на фоне: Моделей коммуникации Жанр организует коммуникацию, создавая совместные ожидания о форме и содержании интеракции (общения), таким образом облегчая трудности продуцирования и интерпретации. Ситуативности Жанр, как тип коммуникативного действия, связан с ситуацией. Будучи институционализированной (узаконенной) формой ответа в повторяющейся ситуации, он отражает нормы, идеологию традиции дискурсного сообщества, по отношению к подобным случаям. Динамизма Жанр нельзя сводить к статичному набору критериев, скорее это относительно стабильное, эволюционирующее явление Контекста, формы и функции Цели и функции (в дополнение к форме и содержанию) становятся все более важными в современных исследованиях жанра [8] В. Батхия раскрывает понятие жанра следующим образом: -Жанр является отражением культур (относящихся к определенным дисциплинам) и, в этом смысле, всей реальности дискурса целиком. -Жанры сфокусированы на конвенционализированных коммуникативных событиях, встроенных внутрь профессионарных и дисциплинарных практик. -Жанры являются распознаваемыми коммуникативными событиями, характеризуемыми набором коммуникативных целей, опознаваемых и одинаково понимаемых членами профессионального или академического сообщества, в которых жанр регулярно вызывается. -Жанры – высокоструктурированные и конвенционализированные конструкты, определяющие возможные интенции, которые лежат в основе высказывания, формы, которую оно примет и так же в терминах грамматических и околограмматических ресурсов, которые могут быть использованы. -Авторитетные, заслуженные члены отдельного профессионального сообщества будут иметь гораздо большее знание и понимание жанровых практик, нежели новички, ученики или люди внешние, по отношению к сообществу. -Поскольку жанры рассматриваются как конвенциональный конструкт, эксперты дисциплинарного или профессионального сообщества часто способны использовать эти конвенции для выражения т.н. скрытых интенций внутри структуры социально приемлемых норм коммуникации. [9] Хенн и Ребок, работающие в рамках конверсационного анализа [10] рассматривают жанр в системе коммуникативых переменных, выделяя три жанра разговора: естественный (спонтанный, неподготовленный и предварительно спланированный или подготовленный), инсценированный и художественный. Хотелось бы подробнее остановиться на данной классификации коммуникативных переменных, поскольку некоторые из них включаются нами в систему жанровых переменных (в нашей работе, опирающейся на определение жанра, данное Свейлзом, жанр оказывается более широким понятием, чем у Хенна и Ребока): В качестве существенных переменных так же выделяются: отношения в пространстве-времени (ситуативный контекст):, констелляция участников:, степень открытости, социальные отношения между собеседниками, структура действий в диалоге, степень знакомства собеседников, степень подготовленности собеседников, фиксированность темы, соотношение между коммуникацией и неречевыми действиями [10 стр] Тема дискурса Под темой дискурса (topic, в отличии от theme – темы отдельного предложения или высказывания), понимается макроструктура (макропропозиция), выводимая при помощи имплицитных макроправил из содержания дискурса и представлений об окружающем мире. [11] Т. Ван Дейк, определяет макроструктур у как семантические или концептуальные структуры высокого уровня, которые организовывают «локальные» микроструктуры дискурса, взаимодействия и их когнитивной обработки. Основная функция макроструктуры – обеспечение глобальной связанности дискурса. Под макроправилами понимаются правила редукции информации, и правила ееорганизации, т.е средства упорядочивания огромного семантического содержания дискурса, сведению его к иерархически организованной группе макропропозиций. [11] Психологическое отображение макроструктуры дискурса содержится в когнитивной схеме, предопределяющей стратегии восприятия и понимания дискурса.[12] Тема является как бы семантическим ядром дискурса и в большинстве случаев определяется интуитивно. Для каждого типа дискуса существует свой «приемлемый набор» тем, иными словами – ограничений на то, что именно можно обсуждать в рамках данного дискурса. Этот набор тем, или же «тематический репертуар» обычно достаточно тесно связан с жанром дискурса, и ограничивается коммуникативным контекстом, ролевыми функциями, положением члена общества, возрастными и личностными особенностями говорящего и.т.д. [11] Из данного определения темы дискурса можно сделать следующие выводы: - Каждая сформулированная тема дискурса заключает в себе возможность выхода на дискурс целиком, путем последовательного раскрытия содержания, переинтерпретаций и вопросов. - Общность представления участников дискурса о том, какие именно темы уместны в рамках данного дискурса, позволяют предположить что «тематический репертуар» дискурса, выделяемый различными включенными в дискурс людьми будет во многом совпадать, что позволит классифицирвать темы по принадлежности к тому или иному дискурсу. С другой стороны, если какие-то темы окажутся отнесенными к разным дискурсам или даже типам дискурса, это может означать важность и глобальность обсуждения данной темы в рамках организации, а также возможность некоего скрытого дискурса внутри организации, не осознаваемого работниками, но тем не менее, инициируемого и проговариваемого в процессе реализации других дискурсов.
|