Преимущества и недостатки концепции советского общества как тоталитарной системы
5-я концепция. Советское общество – “реальная утопия”. На месте старого, уничтоженного мира попытались построить идеальное и совершенное бытие – “хрустальный дворец коммунизма”. В ходе утопических преобразований подменили конечную цель (царство абсолютного добра) эмоциями, необходимыму для прохождения тяжелого пути. Власть постепенно перешла в руки людей, психологией и характером адекватных тому тяжелому и кровавому делу, необходимого для осуществления. Они, получив власть, думали только о сохранения ее всеми средствами. Это подметил С.Франк, отечественный мыслитель, изгнанный революцией из СССР: “ Все конкретные попытки осуществить человеческими, государственно-правовыми средствами полное равенство, блаженство и справедливость, т.е царство абсолютной правды на земле, роковым образом создавали в мире небывалую в иных обычных условия мирового бытия тиранию зла, насилия, неправды, уничтожения человека. Все человеческие “спасители мира” первоначально одушевлены благородным чувством сострадания к бедствиям людей и жаждой утверждения справедливого порядка, царства правды и добра – все они в силу некоего рокового диалектического процесса превращаются в кровожадных тиранов, насильников, палачей ” [170]. Такую идеологему, родившуюся в среде эмигрантов первой волны, поддерживали в среде более поздних эмигрантов (М.Геллер, А.Некрич). Затем на подобную тему работы появились и у нас (М. Капустин). В анализе 5-й концепции можно согласиться с Л.И. Семенниковой: подобная позиция – уход от решения задачи. Утопия – то, чего нет в реальности. Но общество, которое существовало на территории одной шестой части планеты с двухсотмиллионным населением – не утопия, а реальность, содержание которой надо определить [171]. 6-я концепция: СССР – держава с “азиатским способа производства”. Так, С. Агаев, констатируя наличие элементов “азиатского способом производства”, утверждал, что в России не завершились процессы феодализации и капитализации. Из этой “двухцветности” вырос, считает исследователь, “социализм азиатского способа производства” или “некапиталистический путь индустриальной эпохи”. Надо полагать, данная оригинальная концепция может дать, при ее дальнейшей углубленной научной разработке, ответы на многие вопросы. Между тем, как и при других подходах, освещенных выше, так и при этом игнорируется цивилизационная неоднородность России и вызванная ею чрезвычайная сложность, неоднозначность социально-политических, экономических и духовных процессов. 7-я концепция: СССР – период индустриального общества в истории Отечества. Эту идею подтверждает господство рабочего класса и стремление к тотальной индустриализации. Одни песни чего стоят: «А вместо сердца - пламенный мотор», «Первым делом – самолеты, ну а девушки – потом» и т.д. Таким образом, концепции истории СССР не дают исчерпывающей теоретической основы для глубинного анализа всех исторических процессов. Они представляют академический интерес и побуждают к комплексному анализу многоаспектного исторического процесса советского периода жизни государства. Социалистическая идея родилась более 2 000 лет назад как реакция на социальное неравенство и несправедливость. Идеи о всеобщем равенстве и справедливости высказывали такие мыслители, как Томас Мор и Томмазо Кампанелла, социалисты-утописты Сен-Симон, Шарль Фурье и Роберт Оуэн. В XIX в. на планете Земля насчитывалось огромное количество поборников социалистической идеи, среди которых видное место занимали научные изыскания таких мыслителей, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс, Фердинанд Лассаль, Пьер Прудон, Эдуард Бернштейн. Этот перечень можно продолжать…
У СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ – ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСЛУГА: ОНА ПОМОГАЛА СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ЖЕСТОКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ МНОГИМ И МНОГИМ ПОКОЛЕНИЯМ. ПОКА СУЩЕСТВУЮТ НЕРАВЕНСТВО, НИЩЕТА, НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ И ДАННЫЙ ИДЕАЛ. ИМЕННО ИДЕАЛ, А НЕ РЕАЛИЗОВАННОЕ ОБЩЕСТВО.
Царства Божия на Земле, скорее всего, быть не может. Земная жизнь была, есть и будет всегда остроконфликтной, противоречивой. Причем, этот идеал разными народами и в разное время понимался по-разному. Он развивался в месте с обществом. Марксизм – социалистическая идея, породившая глубокий кризис ценностей западной цивилизации, чуть не приведший ее к гибели, идея, адаптированная к классовым интересам рабочих, конфликтам и противоречиям индустриальной эпохи. Общество, которое по традиции называют советским, нельзя не совместить с марксистским рабочим социализмом, с социализмом как с гуманистическим идеалом. Определение его как социалистического (неважно, “ казарменный” или подлинный) свидетельствует лишь о следующем: наше сознание привязано к марксистско-ленинскому понятийно-категориальному аппарату и не в состоянии применить другие параметры. Как в любом недемократическом обществе, в СССР действовали соответствующие компенсаторные механизмы. Они были тем более важны, что укрепляясь советская общественная система приобретала тоталитарный характер. В Советском Союзе социалистическая идея в ее марксистско-ленинском большевистском измерении превратилась в важнейший фактор, адаптирующий к тоталитарной системе. Она: Ø освещала и оправдывала все трудности жизни; Ø вдохновляла на подвиги; Ø делала жизнь человека одухотворенной. Вчитаемся в искренние письма людей, родившихся и проживших жизнь в советское время: Ø “ Все мы ходили в ситцевых платьях, но были счастливы! ” [172]. Ø “ Очень мало было у нас ценностей материальных, но почему же тогда была такой светлой наша жизнь, почему так верилось в идеалы? ” [173]. А написано это жившими в 1930-е – 1950-е гг. простыми советскими людьми, на долю которых выпали: Ø коллективизация; Ø голод; Ø следующие одна за другой волны репрессий; Ø лихолетье войны. Другой важный компенсатор – коллективизм, являвшийся составной частью социалистической идеи, ведущим принципом в построении общественных отношений в советский период истории Отечества. Это мощный фактор защиты человека, апробированный на протяжении всей истории мировых цивилизаций.
По сути, общество состояло из коллективов: производственных на фабриках и заводах, педагогических в школах и вузах, воинских в частях и подразделениях Вооруженных сил, колхозных и, наконец, лагерных для заключенных (система ГУЛАГ) Шофер из Пензы И.Е. Карасев описал это время: “Жили, трудились одной большой советской семьей на благо Родины!” [174]
|