Студопедия — Религиозная система Древнего Рима
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религиозная система Древнего Рима






Деление индоевропейской племенной общности привело к образованию в III тысячелетии до н.э. древнеевропейцевусловное название конгломерата племён, говоривших на древнеевропейских диалектах[353]. Вероятным ареалом совместного проживания (так называемой «второй прародиной») этих племён была территория Северного Причерноморья и приволжских степей. Миграции племён древнеевропейцев на запад во II — начале I тысячелетий до н.э. привели к формированию новых этнических групп. Среди них одна из наиболее заметных — праиталики, начавшие заселять Апеннинский полуостров с начала II тыс. до н.э. (археологическая культура террамары)[354].

Переселенцы, древнейшие носители италийских языков, осев в разных частях Италии, образовали несколько крупных племенных объединений — латинов, осков, умбров [355] и других. Латины, заняв земли в нижнем течении реки Тибр, положили начало городу Риму. Прежде латинов здесь проживало местное население (к ним можно отнести лигуров[356]). Рядом с латинами на прибрежных холмах укрепились в VIII — VII вв. до н.э. италики-сабиняне [357]. Из слияния этих двух племён при главенстве латинов и было сформировано население первоначального Рима.

Этнически неоднородное население древнейшего Рима с самого начала испытывало культурно-религиозное влияние ахейских греков, основавших по близости свои колонии. Римская мифология удержала память о главном культовом мифе о прибытии на берега Тибра — Энея — вождя оставшихся в живых троянцев и греке Евандре, научившего римлян «искусству письма». Но не только по берегам Тибра, но и на всём Апеннинском полуострове племена италиков столкнулись с присутствием иноэтнических элементов. Помимо местных племён, проживавших здесь с древнейших времён, и греков, особо быстро распространившихся в эпоху Великой греческой колонизации, соседями италиков стали многие другие этносы. Среди них были индоевропейские народности: кельты (римляне называли их галлами), венеты, иллирийцы [358]. Были и индоевропейские пунийцы (финикийцы из Карфагена) и этруски [359]. Этруски оказали особенно значительное воздействие на древнеримскую религию.

Таким образом, уже на стадии формирования древнеримская религия, будучи у истоков своих религией италиков-латинов, испытывала сильное иноэтническое влияние как со стороны родственных индоевропейских верований (в первую очередь — греческих), так и со стороны неиндоевропейских (прежде всего — этрусских).

Синкретизм (неорганическое слияние разнородных элементов различных культов и религиозных систем) оставался заметной чертой древнеримской религии на всём протяжении её истории. Социально-политической основой синкретизма, особенно на начальном этапе развития древнеримской религии, был синойкизм (от греческого synoikismos от synoikizo — вместе заселяю) — процесс слияния в единое гражданское целое (полис) нескольких этнорелигиозных общин.В Риме синойкизм был результатом, с одной стороны, объединения италиков с сабинами [360], с другой стороны — переселения в черту города других общин (например, этрусков).

Уже на первой стадии, в дореспубликанский период, определилась другая черта древнеримской религии — её этатизм [361] и политическая ангажированность. Конституирование древнеримской религии — религии не только италиков-латинов, а прежде всего религии граждан полиса — было одним из следствий политического определения Рима как города-государства.

Созданию государственной религии Древнего Рима способствовали реформы первых царей. Так, второй царь Рима, Нума Помпилий, выходец из племени сабинов, учредил общий пантеон главных богов, порядок их почитания и положил начало правовому регулированию религиозной жизни. «Нума связал народ религиозными обрядами и божественным правом» — сообщает Тацит в знаменитых «Анналах»[362]. Ему же принадлежит заслуга строительства храма богини Весты — «покровительницы всего римского народа». Другой царь, Сервий Туллий, этруск родом, установил общие для населения городских и сельских общин компиталии (религиозные праздники соседей), а также предпринял строительство храма в Диане, чтобы теснее сплотить латинские города вокруг Рима — центра латинского союза.

Таким образом, религиозная система Древнего Рима была банально назначена «сверху» — в период становление римской государственности — как нечто сугубо формальное, но крайне необходимое для сплочения племён в единую «нацию». Если религиозные системы большинства рассмотренных нами ранее древних национальных государств складывались из прямых древних традиций племён, входящих в них, то в случае Рима — преемственности и традиций не так уж много. Конечно, это объясняется двумя главными причинами. Первая: религиозная система складывалась «сверху» одновременно с государственным законодательством. Вторая: религиозная система складывалась в более поздний период (позднее середины I тысячелетия до н.э.) — по сравнению с другими государствами-цивилизациями древнего мира. В силу этих особенностей древние римляне получили ещё более атеистическую и формальную религиозную систему — даже по сравнению с древними греками. Их «религиозность» была не «от сердца», а «от разума», поскольку государственных богов, ритуалы и праздники они считали неотъемлемой частью мощи и безопасности государства, а посему — непреклонно обязательными к почитанию вне зависимости от личной веры каждого римлянина[363]. Именно по этой причине — по причине уже имеющегося с древности в Римской империи стереотипа подчинения религии государству «раз цезарь приказывает такую религию, значить её и надо поддерживать» — в IV веке н.э. римляне сравнительно легко отказались от пантеона богов и приняли библейское христианство.

В то же время, религиозные традиции, конечно, были. Но в первую очередь это касалось древних племенных традиций — в основном дошедших до эпохи римской государственности в виде родовых и семейных верований и культов. Государственные культы, с одной стороны, наследовали эти древние родовые религиозные традиции, с другой стороны — соперничали с ними, не будучи в силах отменить их. Две тенденции — к централизации религиозной жизни в государственных культах и к её раздроблению в культах отдельных общин — уже с ранних пор совмещались в древнеримской религиозной системе. В общем можно сказать, что религия римлян, идущая «от сердца» была основана на древних общинных культах; а «от разума» — на государственных культах. Последнюю римляне принимали как дань сильному государству, в котором и общинам тоже безопаснее.

Римская история официально делится на три периода:

 

· Царский период — от основания Рима (около 754/753 гг. до н.э.) до начала республиканского периода (510/509 гг. до н.э.)[364]. В преданиях упоминаются 7 правивших в этот период царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена республика. Этот период характерен становлением древней государственности и началом внутренней борьбы между римским плебсом [365] и патрициями [366].

· Республиканский период — с 509 до 27 гг. до н.э. К середине 3 в. до н.э., подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всём Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном[367]. После трёх Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 г. до н.э., Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. Усилившееся в связи с ростом крупного землевладения и рабовладения разорение крестьян вызвало широкое движение сельского плебса, рабов (восстание Спартака) и первые вспышки гражданской войны на улицах г. Рим. В социально-политической жизни Рима 1 в. до н.э. всё большую роль стали играть армия и её вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 гг. до н.э. неограниченным правителем государства стал Цезарь. В 44 г. до н.э. в результате заговора сторонников республики Цезарь был убит. Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 г. до н.э. титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей.

· Имперский период — с 27 г. до н.э. по 476 год н.э. Для предотвращения внутренних беспорядков вследствие продолжающегося имущественного расслоения населения был законодательно изменён политический строй. Концентрация как бы «абсолютной» власти в руках могущественного императора позволяла быстро подавлять любые антиимперские настроения (что в республиканский период занимало больше времени). Но главное, максимальная централизация власти нужна была для дальнейшего расширения империи с помощью военной интервенции. При Траяне во 2 в. н.э. империя достигла максимальных границ. Однако, продолжающиеся восстания местного населения в завоёванных землях в сочетании с вторжениями «варваров»[368] привели к отпадению ряда провинций и разделу империи на Восточную и Западную (395 г). В 476 г. вождём германских наёмников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала ещё около 1000 лет.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 619. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия