ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 76 страница
ПОЛИФОНИЯ (от греч. polys — многочисленный, и phone — звук, голос), музыкальный термин (вид многоголосия в музыке), переосмысленный?. Μ. Αахтиным как литературоведческий и введенный в науч. обиход в его кн. “Проблемы творчества Достоевского” (1929).
Понятие П. у Бахтина связано с выявлением нового жанра — полифония, романа и особого типа худож. мышления (раскрываемых прежде всего на материале творчества?. Μ. Δостоевского), принципиально отличных от традиционного монологич. типа. К последнему Бахтин относит все словесно-худож. творчество, особенно европ. и рус. роман до Достоевского, в к-ром преобладает единый господствующий мир авторского сознания. Полифонич. роман предполагает новую худож. позицию автора по отношению к его героям: это диалогическая позиция, утверждающая самостоятельность, внутреннюю свободу героя, его принципиальную непред определимость, неподвластность окончат, и завершающей авторской оценке. Слово автора о герое организовано как слово о присутствующем, слышащем автора у. могущем ему ответить. Слово героя (его точка зрения на мир) так же полновесно, как авторское слово; оно звучит как бы рядом с авторским словом и сочетается с ним и полноценными голосами других героев. “Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь [в романах Достоевского.— Э. П. ], сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события” (Бахтин?. Μ., Οроблемы поэтики Достоевского, 4 изд., 1979, с. 6—7).
Полифонич. установка требует и героя особого типа. Он не просто сознающий герой — он герой-идеолог (а не психол. субъект, как герой монологич. романа), высказывающий де только слово о себе самом и своем ближайшем окружении, но и “слово о мире”. Хотя изображение идеи занимает ведущее место в полифонич. романе, не она является его гл. героем. Мир полифонич. романа персоналистичен. Он не знает “безличной правды”, идеи вне ее носителя: правда о мире неотделима от правды личности. Поэтому Достоевский изображал не идею в человеке, а “человека в человеке”. Идея же в произв. полифонич. типа является или пробным камнем испытания героя, или формой его обнаружения — той средой, в к-рой раскрывается человеческое сознание в своей глубочайшей сущности. Сфера бытия идеи, по Бахтину, не индивидуальное сознание, а диалогич. общение между сознаниями, идея — это “живое событие, разыгрывающееся в точке диалогической встречи двух или нескольких сознаний” (там же, с. 100). Идеи в полифонич. романе интериндивидуальны и интерсубъективны, как и сознание, к-рое также не довлеет себе.
Диалогич. природу человеческого сознания Бахтин связывает с его открытостью, принципиальной незавершенностью и нерешенностью. Проблема незавершенности — одна из центральных в П. Незавершенность личностей, диалогов, самой жизни приводит героев полифонич. романа к последним вопросам человеческого существования и к истокам человеческой свободы, т. к. “живого человека нельзя превращать в безгласный объект заочного завершающего
познания”. Не совпадая с самим собой, человек всегда может выйти за свои пределы и тем самым опровергнуть предрешающую точку зрения на него, но это возможно только при диалогич. проникновении в сокровенную жизнь личности.
Каждое переживание, каждая мысль героя внутренне диалогичны, сопровождаются оглядкой на другого человека. Но и целое романа строится как “большой диалог”, в т. ч. диалог с др. произведениями, целой эпохой. Полифонич. роман, таким образом, сплошь диалогичен.
Проблема диалога как первостепенной онтология. и эстетич. категории вместе с другими проблемами, выдвинутыми исследователем при создании теории полифонич. романа, позволили в новом культурнофилос. контексте решать такие важнейшие лит-ведч. и общеэстетич. вопросы, как образ автора и повествователя (см. Автора образ), соотношение позиций автора и героя (т. е. свободы героя и утверждения своей “правды” автором — проблема до сих пор острополемич. в совр. науке), новый тип литературного героя и новая доминанта эстетич. изображения (самосознание). жанрово-типологич. особенности совр. романа, диалогическая речь и монологическая речь. Оказав воздействие на филос.-эстетич. мысль 20 в. (рус. и заруб.), концепция П. вместе с тем породила сколько широкое, столько и достаточно неопределенное, “размытое” употребление термина, когда под понятиями П. и диалога понимается всякое напряжение слова, мысли, воли автора или героя, обращенное к др. лицу (персонажу).
Концепция П. возникла на основе сложившихся в 20-х гг. взглядов Бахтина на диалогич. природу слова и словесного творчества вообще. Тот материал (слово), к-рый берет худож. произв. из становящейся действительности, оно находит уже идеологически (эмоционально или познавательно) оцененным и требующим, в свою очередь, диалогич. отношения, ответной реакции читателя, слушателя (даже в обычной речи мы слышим не слова, а идеологич. величины, такие, как правильно-неправильно, умно-глупо, т. е. улавливаем не “предметный” смысл, а оценку).
Новый жанр полифонич. романа Бахтин исследует, обращаясь к его истокам,— с т. з. историч. поэтики. Жанр в представлении Бахтина — своего рода мост между миром действительного и художественного, уже эстетически освоенного; отсюда его изменчивость и в то же время устойчивость основополагающих констант.
При этом существенным для жанровой традиции полифонич. романа являются жанры, связанные с областью серьезно-смехового (см. Карнавализация).
Появление полифонич. романа, означая новую и важнейшую ступень в худож. освоении действительности, не отменяет монологич. формы романа. Полифонич. роман изображает такие проблемы человеческого существования, к-рые, по мысли Бахтина, не могут быть окончательно решены, и такие сферы бытия человека и природы, к-рые в момент изображения еще не завершены, в то время как многим формам романа — биографического, исторического, бытового и т. д.— достаточно монологического, объектного и завершающего видения мира.
9 ВолошиновВ.[БахтинМ.М.], Слово в жизни и слово в поэзии, <3везда”, 1926, № 6; его же, Марксизм и философия языка. Л., 1929; Медведев П. Н. [Бахтин М. М.], формальный метод в лит-ведении. Критич. введение в социологии, поэтику, Л., 1928; Луначарский A.B., О <многоголосности> Достоевского, в сб.: Ф. М. Достоевский в рус. критике, М., 1956; Бахтин М, М., Проблемы поэтики Достоевского, 2 изд., М., 1963 (4 изд., М., 1979); его ж е. Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975; его же. Эстетика словесного творчества, М., 1979, с. 356; Иванов В. В., Значение идей М. М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для совр. семиотики, в сб.: Труды по знаковым системам, в. 6, Тарту, 1973; К о ж и н о в В., Конкин С., [Вступ. ст.], в сб.: Проблемы поэтики и истории лит-ры, Саранск, 1973; H a y m a n D., Au dela de Bakhtine, “Poйtique revue de thйorie et l'analyse littйraire”, 1973, № 13; H a nsen—Love A., Der russische Formalismus, W., 1978, S. 456 und ff.; Peuranen E., Bahtinin sosiologinen poetiika, “Kulttuurivihkot”, 1980, № l; Todorov Tz., Mikhail Bakhtine, le principe dialogique, P., 1981; Les Bulletins Bakhtine. The Bakhtin's newsletters, 1983, № 1— (заруб, библ.). Э. О. Пеуранен.
ПОЛИ
==285
положительный ГЕРОЙ, лит. персонаж, непосредственно воплощающий в себе нравств. ценности автора. Лит-ра неразрывно с познавательными задачами решает задачи эстетические, т. е. художественно осмысляет действительность в свете обществ, идеалов своего времени, конкретизированных применительно к реальной человеческой деятельности. Отсюда в ней особенное значение приобретает раскрытие эстетич. идеала (см. Идеал эстетический) в его конкретном носителе, в образе человека — в П. г., духовный строй и обществ, поведение к-рого являются в той или иной мере примером осуществления в конкретной жизненной обстановке определ. круга эстетич. идеалов. В этом с особой отчетливостью проявляется творчески преобразующая функция лит-ры. При всей условности разделения героев лит-ры (см. Литературный герой) на положительных и отрицательных, особенно в тех случаях, когда имеются в виду сложные характеры, создаваемые реалистич. иск-вом, такое разделение все же имеет достаточные основания, оправдывается многовековым опытом мировой лит-ры.
В принципе П. г.— выразитель передовых тенденций и нравств. норм своего времени (с т. з. той или иной обществ.-историч. среды — группы, класса, народа, в зависимости от историч. условий), чем и определяется его воспитат. значение. Создавая образ П. г., лит-ра раскрывает цели обществ, развития и пути их достижения. Образы эпич. богатырей — Прометея, Геракла, Ильи Муромца, Давида Сасунского, Зигфрида и др.— уже могут служить примером П. г. в нар. сознании на определ. стадиях обществ, развития. Конечно, писатель может и неверно понимать задачи своего времени и пытаться создать образ П. г., им не отвечающего. Но остаются в памяти народа и живут в ней веками лишь те П. г., в образах к-рых уловлены интересы нар. масс, воплощены реальные задачи историч. процесса.
Историч. развитие общества, естественно, меняет обществ, идеалы, в силу чего П. г. всегда связан именно со своей эпохой. Герои антич. лит-ры отражают мифол. представления; моральный подвиг героя можно понять, только учитывая особенности мышления и нравы эпохи (напр., царь Эдип и Антигона Софокла). Средние века рисовали П. г. в свете идеалов рыцарской доблести и вассальной верности (“Песнь о Роланде”). Эпоха Возрождения выдвинула героягуманиста, воплощающего высокое представление о человеческом призвании. Для П. г. Шекспира или Сервантеса главным является общечеловеческое содержание их помыслов и деяний. П. г. 18 в.— воплощение разума или “естественной природы”. Зап.-европ. лит-ры эпохи Просвещения поражают богатой галереей П. г.— от Робинзона Крузо до Фигаро и Фауста. В этом плане реализм 19 в. на Западе заметно уступает реализму Просвещения.
Самобытна история П. г. в рус. лит_ре. Игорь и Всеволод в “Слове о полку Игоревен, Путешественник, гневно осуждающий крепостнич. гнет в -“Путешествии из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева, Татьяна Ларина А. С. Пушкина, купец Калашников М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба Н. В. Гоголя, образы крестьян в поэмах Н. А. Некрасова “МорозКрасный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”, Рахметов Н. Г. Чернышевского — все это примеры образов П. г., создававшихся в процессе развития рус. лит-ры. Каждый из них исторически неповторим, но вместе с тем близок и нашему времени в той мере, в какой закрепленный в них нар. опыт участвует в воспитании совр. человека.
Историчность П. г. предполагает, что на каждом этапе развития лит-ры он обретает новые черты, ставит перед собой новые историч. цели. Естественно, что лит-ра социалистического реализма по-новому решает вопрос о П. г. Новизна и вместе с тем. особо благоприятные условия для развития человеческой личности,
==286 ПОЛО — ПОЛЬ
к-рые несут в себе социалистич. обществ, отношения, проявляются в самом качестве и исключит, многообразии галереи образов лит-ры социалистич. реализма, в том, что и в пределах одного произв. она показывает различные типы П. г. (“Мать” М. Горького, “Молодая гвардия” А. А. Фадеева, “Репортаж с петлей на шее” Ю. Фучика и др.). Концепция П. г., характерная для социалистич. иск-ва, находит отражение и в произведениях, поев. прошлому (историч. романы А. Н. Толстого, А. П. Чапыгина, новеллы А. Зегерс из эпохи Великой франц. революции).
Понятие “П. г.” в сов. критике иногда отождествляли с понятием “идеальный герой”, что, однако, не нашло поддержки. В иск-ве результат неотделим от процесса, образ живет во всей полноте его проявлений, как правило, в тех произв., к-рые рисуют сложный и противоречивый путь становления характера героя. Этот путь содержит в себе конкретный человеческий опыт, позволяющий читателю понять, что он доступен и ему в реальных жизненных обстоятельствах. Изображение же идеального героя в готовом, так сказать, виде, минуя трудный путь его борьбы с самим собой и с окружающими за достижение идеала, по сути дела ослабляет его воспитат. значение, лишает историч. определенности. Значимость П. г. определяется его жизненностью, богатством связей с действительностью, к-рая его формирует. Поэтому идеальный герой, сведенный как бы к итогу представлений о том, каким должен быть П. г., превращается в схему, теряет худож. силу.
Изображение П. г., конечно, не является единств. средством утверждения эстетич. идеала. Создавая отрицат. образы, писатель как бы соотносит их с теми идеалами, к-рым они противоречат, с к-рыми противоборствуют, и тем самым утверждает эти идеалы.
• Кузнецов Ф., За все в ответе. Нравств. искания в совр. прозе, М., 1973; Озеров В., Коммунист ваших дней в жизни и лит-ре, М., 1976. Л. И. Тимофеев.
ПОЛУСТИШИЕ, часть стиха, отсекаемая цезурой. П. обычно или равные (3+3 стопы в шестистопном хорее с цезурой), или незначительно отличаются по длине (2-1-3 стопы в пятистопном ямбе с цезурой; напр., в “Борисе Годунове” А. С. Пушкина). “ПОЛЫМЯ” (“Пламя”), лит.-худож. и обществ.-политич. ежемес. журнал СП БССР. Изд. с 1922 в Минске на белорус, яз.
ПОЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра польск. народа. Развивается на польск. яз. Старопольск. лит-ру обычно делят на три периода: средневековье (12—15 вв.), Возрождение (16 в.) и барокко (до сер. 18 в.). Наличие в Польше крупных, древнейших памятников фольклора не зафиксировано, однако существование древней фольклорной традиции подтверждается использованием нар. преданий, песен, пословиц и т. д. или упоминаниями об их бытовании, к-рые встречаются в старопольск. письменности. Первые памятники польск. ср.-век. письменности на лат. яз. имели как религ.-церк., так и светский характер. Светской по духу была первая историч. хроника капеллана Галла Анойима (нач. 12 в.); кульминация в развитии этого жанра—многотомная “История Польши” Я. Длугоша. С нач. 15 в. на польск. яз. появляются переводы церк. текстов, религ. песнопения, а затем светские соч. поучит, характера, диалоги, вирши, песни.
В эпоху Возрождения, отмеченную в Польше острой политич. борьбой, распространением идей гуманизма и Реформации, лит-ра обогащается произведениями большого худож. значения. В поэтич. произведениях на лат. яз. находят выражение политич. симпатии авторов, их темперамент и личная судьба (К. Янйцкий и др.). В дальнейшем латынь уступает место польск. яз. Первым писателем, писавшим только на родном языке, был М. Рей — сатирик, бытописатель, моралист, популярный среди шляхты. Гуманистич. веяния в придворной культуре, совершенствование языка прозы засвидетельствованы творчеством Л. Гурницкого. Образец высокой поэтич. культуры польск.
Возрождения — творчество Я. Кохановского, приобщившего польск. поэзию к важнейшим мировоззренч. и эстетич. проблемам эпохи, заложившего основы нац. стихосложения и способствовавшего совершенствованию лит. языка. Кохановский оказал огромное влияние на развитие гуманистич. традиций в польск. поэзии. Глубиной переживаний, трагичностью мироощущения, напряженностью мировоззренч. исканий отличается лирика М. Сэмпа Шажиньского. Высокий уровень польск. передовой обществ, мысли демонстрируют соч. правоведа и моралиста А. Фрыч Моджевского (на лат. яз.), получившие европ. известность и опередившие свое время. Кон. 16 — 1-я пол. 17 вв. — период расцвета мещанско-городской культуры. В кругу состоятельных гор. верхов получает развитие гуманистич. ренессансная традиция, создается поэзия на лат. и польск. языках, приобретают популярность описательная поэма, сатира и моралистика (С. Ф. Клёнович и др.), жанр идиллии (Ш. Шимонович, затем бр. Ю. Б. и Ш. Зиморовичи и др.). Разнообразна в жанровом отношении лит-ра, создаваемая плебейскими низами города (“совизжальская” сатира, “рыбалтовская” комедия, лирич. стихи и песни, часто отмеченные фольклорным влиянием, цикл “Крестьянских жалоб” и т. д.).
В 17 — нач. 18 вв. развитие П. л. происходит в обстановке нарастающей феод. анархии, опустошит. войн. В этот период, получивший назв. польск. барокко, появляются рифмованные хроники и трактаты (С. Твардовский, В. Коховский), соч. религ. и мистич. содержания, выражающие торжество Контрреформации, а также произв. галантно-любовной и медитативной лирики (Я. А. Морштын). В лучших лит. образцах передается обеспокоенность авторов-патриотов положением страны (В. Потоцкий и др.), ощущается стремление глубже проникнуть в психологию человека, доводится до виртуозности стихотв. мастерство. Во всем богатстве бытовых деталей запечатлела жизнь того времени эпистолярная и мемуарная проза (Я. X. Пасек и др.). В целом же политич. упадку феод. гос-ва сопутствует и относит, застой в лит. развитии.
В эпоху Просвещения (2-я пол. 18— нач. 19 вв.) в П. л. находят отражение борьба за реформы и нац. независимость, распространение передовых обществ филос, идей, идущих гл. обр. из предреволюц. и революц. Франции, укрепляются связи с общеевроп. лит. процессом. Появляются лит.-худож. и обществ политич. журналы, нац. театр, обогащается лит. язык. Виднейшие писатели-классицисты (И. Красицкий, А. С. Нарушевич, С. Трембецкий, Т. К. Венгерский) подчиняют свое творчество решению нац. задач, в жанрах сатиры, басни, ироикомич. поэмы обличая обществ, пороки, невежество, ханжество и фанатизм, совершенствуя лит. язык, изобразит, возможности поэтич. слова. Наряду с переводами и переложениями заруб, образцов появляется оригинальная комедия (Ф. Заблоцкий, Ю. У. Немцевич), делаются попытки ввести в драму простонародный элемент (В. Богуславский). Создается роман нового времени, синтезирующий элементы дидактич., приключенч., нравоописат. и фантастико-утопич. жанров (-“Приключения Миколая Досьвядчиньского” Красицкого, “Рукопись, найденная в Сарагоссе” Я. Потоцкого). Видное место занимает поэзия?οκοκό θ сентиментализма, углублявшаяся в мир человеч. чувств, использовавшая нек-рые фольклорные мотивы (Ф. Д. Князьнин, Ф. Карпиньский); сентименталист, проза полностью разовьется позже, в 19 в. На рубеже 80—90-х гг. 18 в. видную роль в политич. борьбе играют радикальная публицистика, анонимная “якобинская поэзия”, выступления революционно настроенных писателей (Я. Ясиньский).
П. л. на протяжении всего 19 в. развивалась в условиях нац. угнетения народа под игом трех монархий. Большое влияние на характер П. л., проникнутой революц.-патриотич. содержанием оказали нац.-освободит. восстания 1830—31,1846, 1848, 1863—64.
Романтизму П. л. обязана величайшими худож, достижениями. Он охватывает эпоху нац. восстаний вплоть до 60-х гг. 19 в. Лит-ра играет важную роль в освободит, борьбе, развитии нац. самосознания и сохранении нац. культуры. Романтич. направление складывается на рубеже 10—20-х гг. 19 в., первьм его образцом и манифестом стали два тома “Поэзии” крупнейшего польск. поэта А. Мицкевича; обществ. основу романтизма составило нац.-освободит. движение, имевшее в тот период “первостепенное значение с точки зрения демократии не только всероссийской, но и всеславянской, но и всеевропейской” (Л е? и н В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 297). В польск. романтизме решительно преобладают революц.-патриотич. тенденции. На первый план выдвигаются баллада и лиро-эпич. поэма, или “поэтич. повесть” (“Гражина”, “Конрад Валленрод” Мицкевича, “Мария” А. Мальчевского, “Каневский замок” С. Гощиньского), делаются попытки обновления драматич. форм. Романтики обращаются к фольклору (не только к польскому, но и др. слав. народов), видя в нем отражение нар. мировосприятия, используют историч. сюжеты. В лит-ре утверждается новый тип героя — самоотверженного борца за свободу народа, демократизируется лит. язык, совершенствуется стихосложение.
После разгрома польск. восстания 1830—31 определяющей (временно) становится лит-ра эмиграции. Романтики стремились понять причины неудачи восстания, критически осмыслить опыт шляхетской революционности, отрыв авангарда освободит, борьбы от нар. масс. Они обличали царизм и его прислужников. Интенсивно развивается романтич. драма, разнообразная по форме, насыщенная морально-политич. проблематикой (3-я часть “Дзядов” Мицкевича, “Кордиан” Ю. Словацкого, “Небожественная комедия” и “Иридион” 3. Красиньского и др.). Жанр поэмы обогащается новыми разновидностями: нац. эпопея “Пан Тадеуш” Мицкевича, филос.-историч. поэма Словацкого “Король Дух” и др. Историко-филос. искания помимо худож. творчества находят выражение в мировоззренч. системах мессианистского, мистико-иррационального характера, обосновывающих грядущее избавление Польши.
В самой стране отд. авторы остаются вне романтизма (А. Фредро, шедший от просветит, традиций к реализму и в 20—30-х гг. создавший свои лучшие комедии, богатые социальным и психол. содержанием). Развиваются прозаич. жанры (Ю. И. Крашевский, Ю. Коженёвский). В канун общеевроп. революц. движения 1848 на сцену выступает революц.-демократич. поэзия (Р. Бервиньский), 'пробуждается интерес к крест, жизни (в прозе — Крашевский, в поэзии — Т. Ленартович, В. Сырокомля и др.). Особое место в лит-ре 40—70-х гг. занимает Ц. Норвид, стремившийся выработать новые поэтич. средства; романтич. живописание и эмоц. восприятие вытесняются в его творчестве тягой к филос. проблематике.
После восстания 1863—64 в лит-ре господствует реализм (иногда это время наз. “периодом позитивизма” вследствие влияния его обществ, идей на творчество ряда писателей). В публицистике и нек-рых худож. произв. пропагандируются идеи “органического труда”, “работы у основ”, содействие экономич. прогрессу страны, просвещению масс, ликвидации феод.-шляхетских предрассудков. Поэзия богата гражд. мотивами, утверждает верность демократич. идеалам, касается новых проблем, поставленных капиталистич. развитием, обращается к жизни народа, правдиво изображая тяжесть его положения (А. Аснык, М. Конопницкая). Подъема достигла проза; в романах, повестях, рассказах дается широкая социальная панорама: изображается жизнь крестьянства и гор. низов, отмечаются противоречия обществ.
ПОЛЬ
==287
развития, обрисовываются новые социалыю-психол. типы (произв. Э. Ожешко, Б. Пруса, молодого Г. Сенкевича). Популярность завоевывает историч. роман (произв. Сенкевича, живописавшего времена старой шляхетской Польши, Крашевского, охватившего всю отечеств, историю, “Фараон” Пруса), содействующий укреплению и развитию нац. самосознания. Успешно развиваются критика и лит-ведение. В последние десятилетия 19 в. в прозе намечаются тенденции натурализма (А. Дыгасиньский и др.). Начало рабочего движения в Польше дает первые образцы пролет, поэзии (“Варшавянка” В. Свенцицкого, “Красное знамя” Б. Червеньского). Зарождается марксист, критика.
Мировое признание П. л. в 19 в. нашло выражение прежде всего в интенсивном развитии рус.-польск. лит. связей. Огромное значение имело пребывание в России Мицкевича, произв. к-рого высоко ценились и многократно переводились рус. литераторами. В свою очередь Мицкевич пропагандировал рус. лит-ру в парижских лекциях 40-х гг. В Польше переводы из рус. поэзии появлялись на протяжении всего 19 в. Широкую популярность получили М. Е. СалтыковЩедрин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, оказавшие влияние на крупнейших польск. писателей. Произв. польск. авторов (Ожешко, Сенкевича, Пруса и др.) переводились на рус. яз. почти одновременно с публикацией в Польше.
В лит. период 1890—1918, получивший в польск. лиг-ведений назв. “Молодая Польша”, наряду с развитием реализма возникают модернист, течения (импрессионизм, символизм, неоромантизм). В прозе, где реалистич. направление оставалось ведущим, углубляется социальный критицизм, успешно разрабатываются темы деревни, власти земли, назревающего крест, бунта, капиталистич. города (В. С. Реймонт, С. Жеромский, обратившийся также к темам социальных исканий интеллигенции, к истории борьбы народа за нац. независимость). После 1905 в лит-ру приходит тема революции как жертвенного подвига интеллигентов-революционеров (А. Струг). Теоретиками модернизма выступили С. Пшибышевский и др. Характер поэзии определяют символист, и импрессионист, тенденции, ее осн. жанры: филос., любовная и пейзажная лирика (К. Тетмайер, Я. Каспрович). Новые, жизнеутверждающие мотивы появляются в лирике Л. Стаффа, сторонника “классической” линии в поэзии, сатирич. стихах Т. Бой-Желеньского. Монументальные романтико-символич. обобщения прошлого и будущего Польши дал в своих пьесах С. Выспяньский. Реалистич. драму представляют “мещанские трагифарсы” Г. Запольской.
После восстановления польск. гос-ва в 1918, что стало возможным в результате Окт. революции в России, в межвоен. период (1918—39) в П. л. шла острая идеологич. борьба. Часть писателей, охваченная националистич. настроениями, выступала в защиту бурж. гос-ва. Но осн. направление развития П. л. определялось реалистич. и демократич. тенденциями. Критич. изображение конфликтов в восстановленном польск. гос-ве характерно для реалистич. социально-политич. и социально-бытового романа (Жеромский, 3. Налковская, М. Домбровская, Струг и др.). В 30-х гг. развиваются реалистич. психол. проза (Я. Ивашкевич, Налковская) и драма, а также т. н. иррациональный психол. роман и гротескная драматургия. Основы социалистич. лит-ры закладывались в творчестве В. Броневского, лидера группы революц. ' поэтов (Б. Ясенский, Л.,Шенвальд, Э. Шиманьский и др.), прозаиков Л. Кручковского, В. Василевской, в работах критика-марксиста И. Фика.
==288 ПОЛЬ
В поэзии, испытавшей сильное влияние лирики Стаффа и символико-фантастич. лирики Б. Лесьмяна, выделилась идейно неоднородная группа “Скамандр” (Ю. Тувим, Ивашкевич, А. Слонимский и др.), с “традиционализмом” к-рой боролись “авангардисты” (Ю. Пшибось и др.). В лирике К. И. Галчиньского, Ю. Чеховича, М. Яструна и др. отразились ощущения катастрофы, апокалиптич. предчувствия.
В годы 2-й мировой войны 1939—45 многие писатели были брошены в концлагеря (в т. ч. известный писатель, педагог, врач Я. Корчак), расстреляны, погибли от лишений. П. л. антифаш. Сопротивления (см. Сопротивления литература) создавалась в оккупированной гитлеровцами Польше (К. Бачиньский и др.), несмотря на жестокий террор, а также в эмиграции (в Сов. Союзе — Василевская, Шенвальд, Е. Путрамент, на Западе — Броневский, Тувим).
Разгром нем.-фаш. захватчиков и установление нар.-демократич. строя в Польше создали новые условия для развития лит-ры. Облик лит-ры 1945—48 определила обществ, потребность осмысления трагич. уроков истории, периода войны и фаш. оккупации Польши (реалистич. проза Т. Боровского, Налковской, Ивашкевича, драмы Кручковского). С худож. освоением этой темы, а также с критич. оценкой прошлого (С. Дыгат, Т. Бреза) связана эволюция ряда писателей от абстрактного к социалистич. гуманизму. Расширились польско-сов. лит. связи, возросло число переводов произв. сов. писателей. После 1949, когда на 4-м съезде Союза польск. писателей был выдвинут лозунг борьбы за социалистич. реализм, появились произв. о социальных преобразованиях в стране (Домбровская, В. Мах), о периоде фаш. оккупации (Б. Чешко), о революц. движении в бурж. Польше (И. Неверли), о катастрофе Польши в сент. 1939 (Путрамент, В. Жукровский). Достижения поэзии связаны с творчеством Броневского, Галчиньского, Ивашкевича, Пшибося, Яструна и др.
В сер. 50-х— 70-е гг. в центре внимания писателей — вопросы этики и политики, историч. и социальной обусловленности развития личности, иногда рассматриваемые в абстрактно-филос. плане. Развиваются эссеистика и филос.-аналитич. проза (Бреза, Дыгат). Преобладает морально-филос. проблематика; гл. темы: 2-я мировая война, подполье в годы оккупации, становление нар. власти (трилогия “Хвала и слава” Ивашкевича, романы Домбровской, Р. Братного, Т. Голуя, Жукровского, X. Аудерской), перемены в жизни села (Ю. Кавалец, В. Мысливский), тема истории и труда рабочего класса. Получил развитие жанр историч. и историко-биогр. романа (Я. Парандовский, Т. Парницкий, Голуй). Популярна филос. фантастика (С. Лем), произв. документальных жанров. В создании социалистич. реалистич. драмы большую роль сыграл Кручковский. Для поэзии 60— 70-х гг. Т. Ружевича, С. Гроховяка и др. характерны тяготение к морально-филос. проблемам современности, отказ от риторики и лирич. иллюстративности.
В нач. 80-х гг. в обстановке общественно-политич. кризиса в стране руководство Союза польских писателей заняло антисоциалистич. позиции; в авг. 1983 Союз был распущен, в ноябре создан новый Союз польских писателей, поддерживающий социалистич. путь развития ПНР.
Лит. периодика: “TworczosO (с 1945), <Miesiзcznik Literacki” (с 1966), “Poezja” (с 1965); <2ycie Literackie”. (с 1951); <Роlonistyka” (с 1948); “Przeglad Humanistyczny” (с 1957).
Изд.: Польск. новелла, М,, 1949; Польск. поэзия, т. 1—2, M., 1963; Польск. лирика. В переводах рус. поэтов, М., 1969; Совр. польск. рассказы, М., 1969; Совр. польск. поэзия, М., 1971; Польск. рассказ, М., 1974; Совр. польск. повести, т. 1—2, М., 1974; Польск. поэзия XVII в., Л., 1977; Польск. повести, М., 1978; Польск. романтич. поэма XIX в., М., 1982.
φ Θстория польск. литры, т. 1—2, М., 1968—69; В едина В. П., Совр. польск. проза, К., 1971; Писатели Нар. Польши. Сб. ст.], М., 1976; Поиски и перспективы. Лит.-худож.- критика в ПНР, пер. с польск., М., 1978; ЦыбенкоЕ.З., Из истории польско-рус, лит. связей XIX—XX вв., М., 1978; Χ ope β В. А., Становление социалистич. лит-ры в Польше, М., 1979;? и от ров? к а я А. Г., Худож. искания совр. польск. лит-ры. Проза и поэзия 60—70-х гг., М., 1979; Historia literatury polskiej, t. 1—3,
|