Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 78 страница





 

Отношение к “П. с.” в лит-ре после 2-й мировой войны 1939—45 неоднозначно. В разной степени усвоенная представителями франц. ^нового романа* (М. Бютор, Натали Саррот), англ. романа “малой темы” (Э. Поуэлл, П. X. Джонсон) и в опытах социально-психол. романа У. Йонсона и А. Андерша (ФРГ), эта школа, как вообще модернизм 10—20-х гг., встречает творч. опровержение в произв. писателейреалистов (Ч. П. Сноу, Э. Уилсон, Ф. Мориак, В. Кёппен И Др.). Е. Ю. Гениева.

 

ПОЧВЕННИЧЕСТВО, лит.-публицистич. и общекультурное направление в России, зародившееся в 50-х гг. 19 в. Явилось отражением поисков самобытного пути развития страны после Крымской войны; отвергало и крепостничество (“кошмарное прошлое”), и зап. бурж. демократию (“чуму буржуазную”); стремилось преодолеть односторонность как славянофильства, так и западничества; генетически восходило к “молодой редакции” -“.Москвитянина*. Характерно для представителей разночинной интеллигенции, группировавшихся вокруг журналов бр. М. М. и Ф. М. Достоевских “Дреля” и чЭпоха*. Идеологами и пропагандистами П. были — при нек-рых различиях во взглядах — Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов.

 

Констатируя оторванность “просвещенного общества” от народа, Достоевский полагал, что “образованность” и ее представители должны слиться с “народной почвой”, приняв в себя ее главный элемент — “христианскую связь в среде народной”. Общность со славянофильством сказалась в провозглашении религ.-нравств. основы рус. нац. характера — в первую очередь рус. патриарх, крестьянства (а для Григорьева — и рус. купечества), а также в отрицат. отношении к материализму, революции.

 

Более определенно “почвенническое” умонастроение проявилось в полемике с. ^Современником* по вопросам революции, прогресса и иск-ва. По убеждению почвенников, обострение вражды между классами и революц. насилие не являются источником прогресса, к-рый достигается соединением “образованных классов” с народом и движим мирным развитием культуры при непременном сохранении и развитии религ.-нравств. национальных начал. Олицетворение сути рус. духа и рус. идеи почвенники усматривали в гении А. С. Пушкина: <всецелость, всепримиримость, Бесчеловечность”, что было связано и с их пониманием иск-ва вообще: в отличие от науки, иск-во синтетично и способно “полнее угадывать дух народа и потребности эпохи”. Почвенники обвиняли идеологов “Современника” Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского в кабинетном теоретизировании, в утопичности соцяалистич. идеалов, в утилитаристском подходе к иск-ву, в пренебрежении художественностью в пользу обличит. направления. “Современник” (в ст. М. А. Антоновича и?. Ε. Ρалтыкова) резко полемизировал с идеями П. Почвенническое умонастроение не свободно от утопич. черт (напр., идея нац. избранности), что не отменяет его сильные элементы — народолюбие, демократизм и оппозиционность. ^

 

• Фридлендер Г. М., У истоков “почвенничества”. “Изв. АН СССР, сер. лит-ры и яз.”, 1971, т. 30, в. 5; Т у ни? а нов В. А., Творчество Достоевского. 1854—1862, Л., 1980, с. 193—224. А. Д. Осповат.

 

“ПОЧТА Д^ХОВ” (произносилось — духов), рус. сатирич. ежемес. журнал. Изд. в янв.—авг. 1789 в Петербурге И. А. Крыловым. Журнал был построен в форме переписки волшебника с духами; бытовые зарисовки чередовались с морально-филос. рассуждениями. “П. д.” обличала не только нравств. пороки, но и обществ, порядки.

 

Изд.: Крылов H.A., Соч., т. 1, М., 1945.

 

Φ Αлагой Д. Д., Сатирич. проза И. А. Крылова, в кн.: И. А. Крылов. Исследования и материалы, М., 1947; И. А. Крылов. Проблемы творчества, Л., 1975.

 

ПОаЗИЯ, стихотв. произв. (см. Стих) в их соотнесенности с худож. прозой. См. Поэзия и проза.

 

ПОаЗИЯ И ПРОЗА (поэзия: греч. poiesis, от poieo — делаю, творю; проза: лат. prosa, от prorsa — прямая, простая, от proversa — обращенная вперед, ср. лат. versus — стих, букв. — повернутый назад), два осн. типа организации худож. речи, внешне различающиеся в первую очередь строением ритма. Ритм поэтич. речи создается отчетливым делением на соизмеримые отрезки, в принципе не совпадающие с синтаксич. членением (см. Стих, Стихосложение). Прозаич. худож. речь расчленяется на абзацы, периоды, предложения и колоны, присущие и обычной речи (см., напр., Разговорная речь), но имеющие определ. упорядоченность; ритм прозы, однако, сложное и трудноуловимое явление, изученное далеко не достаточно.

 

Первоначально поэзией именовалось иск-во слова вообще, поскольку в нем вплоть до нового времени резко преобладали стихотв. и близкие к ней ритмикоинтонац. формы. Прозой же называли все нехудож. словесные произв.: филос., науч., публицистич., информационные, ораторские и т. п. (в России такое словоупотребление господствовало в 18 — нач. 19 вв.).

 

Поэзия (П.). Иск-во слова в собств. смысле (т. е. уже отграниченно от фольклора) возникает вначале как П., в стихотв. форме (см. Поэтический язык). Стих является неотъемлемой формой осн. жанров античности, средневековья и даже Возрождения и классицизма — эпич. поэмы, трагедии, комедии и разные виды лирики. Стихотв. форма, вплоть до создания собственно худож. прозы в новое время, была уникальным, незаменимым инструментом превращения слова в иск-во. Необычная организация речи, присущая стиху, выявляла, удостоверяла особую значимость и специфич. природу высказывания. Она как бы свидетельствовала, что поэтич. высказывание — не просто сообщение или теоретич. суждение, а некое самобытное словесное “деяние”. П., по сравнению с прозой, обладает повышенной емкостью всех

 

составляющих ее элементов (см. Лирика). Сама стихотв. форма поэтич. речи, возникшей как обособление от языка действительности, как бы сигнализирует о “выведении” худож. мира из рамок обыденной достоверности, из рамок прозы (в исконном значении слова), хотя, разумеется, обращение к стиху само по себе не является гарантией “художественности”.

 

Стих всесторонне организует звучащую материю речи, придает ей ритмич. закругленность, завершенность, к-рые в эстетике прошлого нераздельно связывались с совершенством, красотой. “... Древний мир...,— писал К. Маркс,— возвышеннее современного во всем том, в чем стремятся найти законченный образ, форму и заранее установленное ограничение” (Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1, 1976, с. 166). В словесности прошлых эпох стих и выступает как такое “заранее установленное ограничение”, к-рое создает возвышенность и красоту слова.

 

Необходимость стиха на ранних ступенях развития иск-ва слова диктовалась, в частности, и тем, что оно изначально существовало как звучащее, произносимое, исполнительское. Даже Г. Гегель еще убежден, что все худож. словесные произв. должны произноситься, петься, декламироваться. В прозе, хотя и слышимы живые голоса автора и героев, но слышимы они “внутренним” слухом читателя. Осознание и окончат, утверждение прозы как законной формы иск-ва слова происходит только в 18 — нач. 19 вв. В эпоху господства прозы причины, породившие П., теряют свое исключит. значение: иск-во слова теперь и без стиха способно созидать подлинно худож. мир, а “эстетика завершенности” перестает быть незыблемым каноном для лит-ры нового времени. Худож. проза обнаружила способность создавать красоту слова, не уступающую красоте слова в П.

 

П. в эпоху прозы не отмирает (а временами, напр. в России 10-х гг. 20 в., даже вновь выдвигается на авансцену); однако она претерпевает глубокие изменения. В ней ослабевают черты завершенности; отходят на второй план особенно строгие строфич. конструкции: сонет, рондо, газель, танка и т. п., развиваются более свободные формы ритма—дольник, тактовик, акцентный стих и т.п., в стих внедряются разг. интонации.

 

В новейшей П. раскрылись новые содержат, качества и возможности стихотв. формы. В П. 20 в. у А. А. Блока, В. В. Маяковского, Р. М. Рильке, П. Валери и др. со всей ясностью выступило то громадное усложнение худож. смысла, возможность к-рого всегда была заложена в природе стихотв. речи.

 

Само движение слов в стихе, их взаимодействие и сопоставление в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, даваемое стихотв. формой, взаимоотношения ритмич. и синтаксич. строения и т. п. — все это таит в себе неисчерпаемые смысловые возможности, к-рых проза, в сущности, лишена (ср., напр., Интонация поэтическая). Мн. прекрасные стихи, если их переложить прозой, окажутся почти ничего не значащими, ибо их смысл создается гл. обр. самим взаимодействием стихотв. формы со словами. Неуловимость — в непосредств. словесном содержании — созданного художником особого поэтич. мира, его восприятия и видения, остается общим законом как для древней: Старый пруд, Прыгнула в воду лягушка, Всплеск в тишине

 

Мацуо Басе, так и для современной П.: “Хотел бы я долгие годы На родине милой прожить, / Любить ее светлые воды И темные воды любить” (Вл. Н. Соколов). Специфическое, нередко необъяснимое воздействие на читателя П., позволяющее говорить о ее тайне, во многом определяется этой неуловимостью худож. смысла.

 

П. способна так воссоздавать живой поэтич. голос и личную интонацию автора, что они “опредмечиваются” в самом построении стиха — в ритмич. движении и его “изгибах”, рисунке фразовых ударений, словоразделов, пауз и пр. Вполне закономерно, что П. нового времени — прежде всего лирич. П.

 

В совр. лирике стих осуществляет двоякую задачу. В соответствии со своей извечной ролью он возводит нек-рое сообщение о реальном жизненном опыте автора в сферу иск-ва, т.е. превращает эмпирический факт в факт художественный; и вместе с тем именно стих позволяет воссоздать в лирич. интонации непосредств. правду личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта (см. Лирический герой).

 

ПОЧТ — ПОЭЗ

 

==293

 

Проза (П.). Вплоть до нового времени П. развивается на периферии иск-ва слова, оформляя смешанные, полухудож. явления письменности (историч. хроники, филос. диалоги, мемуары, проповеди, религ. соч. и т. п.) или “низкие” жанры (фарсы, мимы и др. виды сатиры). П. в собств. смысле, складывающаяся начиная с эпохи Возрождения (см. Жанр), принципиально отличается от всех тех предшествующих явлений слова, к-рые так или иначе выпадают из системы стихотворчества. Совр. П., у истоков к-рой находится итал. новелла Возрождения, творчество М. Сервантеса, Д. Дефо, А. Прево, сознательно отграничивается, отталкивается от стиха как полноценная, суверенная форма иск-ва слова. Существенно, что совр. П.— письменное (точнее, печатное) явление, в отличие от ранних форм поэзии и самой П., исходивших из устного бытования речи.

 

При своем зарождении прозаич. речь стремилась, как и стихотворная, к подчеркнутой выделенности из обычной разг. речи, к стилистич. украшенности (ср., напр., др.-рус. лит-ру). И только с утверждением реалистич. иск-ва, тяготеющего к “формам самой жизни”, такие свойства П., как “естественность”, “простота”, становятся эстетич. критериями, следовать к-рым не менее трудно, чем при создании сложнейших форм поэтич. речи (Ги де Мопассан, Н. В. Гоголь, А.П. Чехов). Простота П., т.о., не только генетически, но и с т. з. типологич. иерархии не предшествует, как это принято было думать, поэтич. сложности, а является позднейшей сознат. реакцией на нее. Вообще становление и развитие П. происходит в постоянной соотнесенности с поэзией (в частности, сближении одних и отталкивании других жанров и форм). Так, жизненная достоверность, “обыкновенность” языка и стиля П., вплоть до введения просторечий, прозаизмов и диалектизмов, до сих пор воспринимаются как художественно значимые именно на фоне высокого поэтич. слова (см. Язык художественной литературы).

 

Изучение природы художеств. П. началось лишь в 19 в. и развернулось в 20 в- В общих чертах выявлены нек-рые существ, принципы, отличающие прозаич. слово от поэтического. Слово в П. имеет — сравнительно с поэтическим — принципиально изобразительный характер; оно в меньшей степени сосредоточивает внимание на себе самом, между тем в поэзии, особенно лирической, нельзя отвлечься от слов. Говоря точнее, слово в П. непосредственно разворачивает перед нами сюжет (всю последовательность отд. действий, движений, из к-рых и создаются характеры и худож. мир романа или рассказа в целом). Не менее важно, что в П. слово становится предметом изображения, как “чужое”, в принципе не совпадающее с авторским. Для поэзии характерно единое авторское слово и слово персонажа, однотипное с авторским; поэзия монологична. Между тем П. по преимуществу диалогична, она вбирает в себя многообразные, несовместимые друг с другом “голоса” (см. об этом в кн.: Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, М., 1972, с. 309— 50). В худож. П. сложное взаимодействие “голосов” автора, рассказчика, персонажей нередко наделяет слово “разнонаправленностью”, многозначностью, к-рая по природе своей отличается от многосмысленности поэтич. слова. П., как и поэзия, преображает реальные объекты и создает свой худож, мир, но делает это прежде всего путем особого взаимоположения предметов и действий, стремясь к индивидуализир. конкретности обозначаемого смысла.

 

Существуют промежуточные формы между поэзией и прозой: стихотворение в прозе — форма, близкая к лирич. поэзии по стилистич., тематич. и композиционным (но не метрическим) признакам; с другой стороны — ритмич. проза, близкая к стиху именно по метрич. признакам (ср. также Свободный стих). Иногда поэзия и П. взаимопроникают друг в друга (см. Лирическая проза) или включают в себя куски “инородного” текста—соответственно прозаического или стихотворного, от имени автора или героя.

 

История становления и смены прозаич. стилей, ритм П., ее специфич. изобразит, природа и высвобождение худож. энергии в результате столкновения разл. речевых планов — кардинальные моменты в создании науч. теории П.

 

==294 ПОЭМ

 

φ Αелинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, Поли. собр. соч. в 13 тт., т. 5, М., 1954; Потебня A.A., Поэзия. Проза. Сгущение мысли; Из записок по теории словесности (фрагменты), в его сб.: Эстетика и поэтика, М., 1976; Тынянов Ю. Н., Проблема стихотворного языка, 2 изд., М., 1965; Виноградов В. В., О худож. прозе, М.—Л., 1930; его же, О языке худож. лит-ры, M., 19S9; Шкловский В., О теории прозы, М., 1929; его же, Худож. проза, М., 1961; Тимофеев Л. И., Основы теории лит-ры, 4 изд., М., 1971, с. 182—343; Кожине в В. В., О природе худож. речи в прозе, в его кн.: Происхождение романа, М., 1963; Роднянская И. Б., Слово и “музыка” в лирич. произведении, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Лотман Ю. М., Поэзия и проза; Природа поэзии, в его кн.: Анализ поэтич. текста, Л., 1972; Бахтин М. М., Слово в романе, в его кн.: Вопросы лит-ры и эстетики, М., 1975. В. В. Кожинов.

 

ПОЭМА (греч. poiema, от poieo — делаю, творю), крупное стихотв. произведение с повествоват. или лирич. сюжетом. П. наз. также древнюю и ср.-век. эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, к-рая слагалась либо посредством циклизации лироэпич. песен и сказаний (точка зрения Александра Н. Веселовского), либо путем “разбухания” (А. Хойслер) одного или неск. нар. преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе историч. бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей события всенародно-историч. значения (“Илиада”; “Махабхарата”, “Песнь о Роланде” и др.).

 

Известно много жанровых разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в т. ч. ироикомическая, П. с романтич. сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историч. или всемирно-историч. (религ.) тему (“Энеида” Вергилия, “Божественная комедия” Данте, “Лузиады” Л. ди Камоэнса, “Освобожденный Иерусалим” Т. Тассо, “Потерянный рай” Дж. Мильтона, “Генриада” Вольтера, “Мессиада” ф. Г. Клопштока, “Россияда” М. М. Хераскова и др.). Одновременно весьма влиятельной в истории жанра ветвью была П. с романтич. особенностями сюжета (“Витязь в тигровой шкуре” Шота Руставели, “Шахнаме” Фирдоуси, в известной мере — “Неистовый Роланд” Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией ср.-век., преим. рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная, нравств филос. проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические, открывается и осваивается фольклорная традиция — особенности, характерные для предромантич. П. (поэмы Дж. Макферсона, В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие поэты разл. стран обращаются к созданию П. “Вершинные” в эволюции жанра романтич. П. произв. приобретают социально-филос. или символико-филос. характер (“Паломничество Чайльд Гарольда” Дж. Байрона, “Медный всадник” А. С. Пушкина, “Дзяды” А. Мицкевича, “Демон” М. Ю. Лермонтова, “Германия, зимняя сказка” Г. Гейне). Во 2-й пол. 19 в. очевиден спад жанра, что не исключает появления отд. выдающихся произв. (“Песнь о Гайавате” Г. Лонгфелло).

 

В поэмах Н. А. Некрасова (“Мороз, Красный нос”, “Кому на Руси жить хорошо”) проявляются жанровые тенденции, характерные для развития П. в реалистич. лит-ре (синтез нравоописательного и героич. начал). В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся с великими историч. потрясениями, проникаются ими как бы изнутри (“Облако в штанах” В. В. Маяковского, “Первое свидание” А. Белого), частное событие возводится в космич. масштаб (“Двенадцать” А. А. Блока).

 

В сов. поэзии бытуют различные, чаще всего “смешанные” в жанровом отношении, разновидности П.: лирико-эпические (“Владимир Ильич Ленин” и “Хорошо!” Маяковского, “Девятьсот пятый год” Б. Л. Пастернака, “Василий Теркин” А. Т. Твардовского), лирико-психологические (“Про это” Маяковского, “Анна Снегипа” С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис), исторические (“Тобольский летописец” Л. Н. Мартынова) или сочетающие нравств. и социально-историч. проблематику (“Середина века” В. А. Луговского, “Строгая любовь” Я. В. Смелякова, “Суд памяти” и “Даль памяти” Е. А. Исаева).

 

П. как синтетич., лиро-эпич. и монументальный жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и “музыку”, “стихию” мировых потрясений, сокровенные чувства и историч. концепцию, остается продуктивным'жанром мировой поэзии: “Почин стены” и “В бурю” Р. Фроста, “Ориентиры” Сен-Жона Перса, “Полые люди” Т. Элиота, “Всеобщая песнь” П. Неруды, “Ниобея” К. И. Галчиньского, “Непрерывная поэзия” П. Элюара, “Зоя” Назыма Хикмета.

 

φ Γоленище в-К утузов И.?., Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1956; Жирмунский В. M., Байрон и Пушкин, Л., 1978; Жаков А. Г., Совр. сов. поэма, Минск, 1981.?. М. Пульхритудова.

 

ПОЭТИЗМ (чеш. poetizmus), направление в чеш. иск-ве сер. 20-х гг. 20 в., близкое авангардизму. П. наиболее сильно проявился в поэзии. Под лозунгом П. выступали представители революционно настроенной молодежи (критик К. Тейге, поэты В. Незвал, Я. Сейферт, К. Библ и др.). Эстетич. программа П. противоречива: антибурж. и антидекадент, направленность, демократизм исходных позиций сочетались с недооценкой обществ, функции иск-ва, со стремлением отделить поэзию от идеологии, освободить от серьезного содержания, от “учительского ядра”, от всякой, в т. ч. революционной тенденции. Концепции П. — развлекательности иск-ва, “поэзии — игры”, призванной вызывать лишь светлые, радостные эмоции, создавая атмосферу “модернизиров. эпикуреизма”, — не выдержали испытания жизнью. Тяга лучших представителей П. к полноте отражения жизни, их потребность своим творчеством вносить вклад в обществ, борьбу обусловили относительно быстрый его распад. Вместе с тем П. способствовал худож. обновлению чеш. поэзии, усилению лиризма, эмоц. непосредственности, повышению роли фантазии и свободных ассоциаций в творч. процессе, совершенствованию поэтич. языка, развитию новых стихотв. структур.

 

• БудаговаЛ. Н., О нек-рых противоречиях чеш. поэтизма, в кн.: Развитие заруб, слав. лит-р в XX в., М., 1964; ее же, В. Незвал, М., 1967 (гл. 2: Незвал и поэтизм); Poetismus. [Сб. материалов], Praha, -1967. Л. Н. Будагова.

 

ПОЭТИКА (греч. poietikй tйchnк — творческое искусство), наука о системе средств выражения в лит. произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном — с одной из областей теоретич. П. (см. ниже). Как область теории лит-ры, П. изучает специфику лит. родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутр. связи и соотношения разл. уровней худож. целого. В зависимости- от того, какой аспект (и объем понятия) выдвигается в центр исследования, говорят, напр., о П. романтизма, П. романа, П. творчества к.-л. писателя в целом или одного произведения. Поскольку все средства выражения в лит-ре в конечном счете сводятся к языку, П. может быть определена и как наука о худож. использовании средств языка (см. Язык художественной литературы}. Словесный (т. е. языковой) текст произв. является единств, материальной формой существования его содержания; по нему сознание читателей и исследователей реконструирует содержание произв., стремясь или воссоздать его авторский замысел (“чем был Гамлет для Шекспира?”), или вписать его в культуру меняющихся эпох (“что значит Гамлет для нас?”); но и тот и другой подходы опираются в конечном счете на словесный текст, исследуемый поэтикой. Отсюда — важность П. в системе отраслей лит-ведения.

 

Целью П. является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетич. впечатления от произв. (см. Структура литературного произведения). В конечном счете в этом участвуют все элементы худож. речи, по в разл. степени: напр., в лирич. стих. малую роль играют элементы сюжета и большую — ритмика и фоника (ср. также Интонация поэтическая, Пунктуация поэтическая), а в повествоват. прозе — наоборот. Всякая культура имеет свой набор средств, выделяющих лит. произведения на фоне нелитературных: ограничения накладываются на ритмику (стих), лексику и синтаксис (“поэтический язык”), тематику (излюбленные типы героев и событий). На фоне этой системы средств не менее сильным эстетич. возбудителем являются и ее нарушения: “прозаизмы” в поэзии, введение новых, нетрадиц. тем в прозе и пр. (см. Минус-прием). Исследователь, принадлежащий к той же культуре,

 

 

что и исследуемое произв., лучше ощущает эти поэтич. перебои, а фон их воспринимает как нечто само собой разумеющееся; исследователь чужой культуры, наоборот, прежде всего ощущает общую систему приемов (преимущественно в ее отличиях от привычной ему) и меньше — систему ее нарушений. Исследование поэтич. системы “изнутри” данной культуры приводит к построению нормативной П. (более осознанной, как в эпоху классицизма, или менее осознанной, как в европ. лит-ре 19 в.), исследование “извне” — к построению описательной П. До 19 в., пока региональные лит-ры были замкнуты и традиционалистичны, господствовал нормативный тип П.; становление всемирной литературы (начиная с эпохи романтизма) выдвигает на первый план задачу создания описательной П.

 

Обычно различаются П. общая (теоретическая или систематическая — “макропоэтика”), частная (или собственно описательная — “микропоэтика”) и историческая.

 

Общая П. делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строе-” ние текста; цель общей П.— составить полный систематизир. репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области. В звуковом строе произв. изучается фоника и ритмика, а применительно к стиху — также метрика и строфика. Так как преимуществ, материал для изучения здесь дают стихотв. тексты, то эта область часто называется (слишком узко) стиховедением. В словесном строе изучаются особенности лексики, морфологии и синтаксиса произв.; соответствующая область наз. стилистикой (насколько совпадают между собой стилистика как литературоведч. и как лингвистич. дисциплина, единого мнения нет). Особенности лексики (“отбор слов”) и синтаксиса (“соединение слов”) издавна изучались поэтикой и риторикой, где они учитывались как стилистические фигуры и тропы; особенности морфологии (“поэзия грамматики”) стали в П. предметом рассмотрения лишь в самое последнее время. В образном строе произв. изучаются образы (персонажи и предметы), мотивы (действия и поступки), сюжеты (связные совокупности действий); эта область называется “топикой” (традиц. название), “тематикой” (Б. Томашевский) или “поэтикой” в узком смысле слова (Б. Ярхо). Если стиховедение и стилистика разрабатывались в П. с древнейших времен, то топика, наоборот, разрабатывалась мало, т. к. казалось, что худож. мир произв. ничем не отличается от действит. мира; поэтому здесь еще не выработана даже общепринятая классификация материала.

 

Частная П. занимается описанием лит. произв. во всех перечисл. выше аспектах, что позволяет создать “модель” — индивидуальную систему эстетич. действенных свойств произведения. Гл. проблема частной П.—композиция, т.е. взаимная соотнесенность всех эстетически значимых элементов произв. (композиция фонич., метрич., стилистич., образносюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимности с худож. целым.

 

Здесь существенна разница между малой и большой лит. формой: в малой (напр., в пословице) число связей между элементами хоть и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и, значит, часть внутр. связей остается неучтенной как эстетически неощутимая (напр., связи между фоникой и сюжетом и т. п.). При этом следует помнить, что одни связи актуальны при первочтении текста (когда ожидания читателя еще не ориентированы) и отбрасываются при перечтении, другие — наоборот.

 

Конечными понятиями, к к-рым могут быть возведены при анализе все средства выражения, являются “образ мира” (с его основными характеристиками, художественным временем и художественным пространством) и “образ автора”, взаимодействие к-рых дает “точку зрения”, определяющую все главное

 

ПОЭТ — ПОЭТ

 

==295

 

в структуре произведения. Эти три понятия выдвинулись в П. на опыте изучения лит-ры 19—20 вв.; до этого европ. П. довольствовалась упрощенным различением трех лит. родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей образ автора) и промежуточного между ними эпоса (так у Аристотеля). Основой частной П. (“микропоэтики”). являются описания отд. произв., но возможны и более обобщенные описания групп произв. (одного цикла, одного автора, жанра, лит. направления, историч. эпохи). Такие описания могут быть формализованы до перечня исходных элементов модели и списка правил их соединения; в результате последоват. применения этих правил как бы имитируется процесс постепенного создания произв. от тематич. и идейного замысла до окончат, словесного оформления (т. н. генеративная поэтика).

 

Историческая П. изучает эволюцию отд. поэтич. приемов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения, выявляя общие черты поэтич. систем разл. культур и сводя их или (генетически) к общему источнику, или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания. Корни лит. словесности уходят в устную словесность, к-рая и представляет собой осн. материал историч. П., позволяющий иногда реконструировать ход развития отд. образов, стилистич. фигур и стихотв. размеров до глубокой (напр., общеиндоевропейской) древности. Главная проблема исторической П.— жанр (см. Жанр) в самом широком смысле слова, от худож. словесности в целом до таких ее разновидностей, как “европейская любовная элегия”, -“классицистическая трагедия”, “светская повесть”, “психологический роман” и пр.,— т. е. исторически сложившаяся совокупность поэтич. элементов разного рода, невыводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования. И границы, отделяющие литературу от нелитературы, и границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относит, устойчивости этих поэтич. систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества; эти изменения и изучаются историч. поэтикой. Здесь существенна разница между близкими и исторически (или географически) далекими поэтич. системами: последние обычно представляются более каноничными и безличными, а первые — более разнообразными и своеобразными, но обычно это — иллюзия. В традиц. нормативной П. жанры рассматривались общей поэтикой как общезначимая, от природы установленная система, м. л. Гаспаров.

 

Европейская поэтика. По мере накопления опыта почти каждая нац. лит-ра (фольклор) в эпоху древности и средневековья создавала свою “поэтику” — свод традиц. для нее “правил” стихотворства, “каталог” излюбленных образов, метафор, жанров, поэтич. форм, способов развертывания темы и т. д. Такие “поэтики” (своеобразная “память” нац. лит-ры, закрепляющая худож. опыт, наставление потомкам) ориентировали читателя на следование устойчивым поэтич. нормам, освященным многовековой традицией, — поэтич. канонам. Начало теоретич. осмысления поэзии в Европе относится к 5—4 вв. до н. э.— в учениях софистов, эстетике Платона и Аристотеля, впервые обосновавших деление на лит. роды: эпос, лирику, драму; в связную систему антич. П. была приведена “грамматиками” александрийского времени (3—1 вв. до н. э.). П. как искусство “подражания” действительности (“мимесис”; см. Подражания теория) четко отделялась от риторики как иск-ва убеждения. Различение “чему подражать” и “как подражать” привело к различению понятий содержания и формы.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 500. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия