Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 73 страница





 

После завоевания страны арабами и включения ее в состав Халифата (7 в.) осн. языком П. л. стал арабский, на к-рый были переведены нек-рые произв. пехлевийской лит-ры, в т. ч. “Калила и Димна”. Перс. поэтами на араб. яз. создавались лирич., панегирич. и сатирич. стихи (см. Арабская литература). Уже с 9 в. наряду с лит-рой на араб. яз. развивается лит-ра на яз. фарси. Лит. яз. фарси и осн. жанровые формы перс. классич. поэзии (рубай, газель, касыда, месневи, кит'а; см. также раздел Персидская поэтика в ст. Поэтика) окончательно формируются в творчестве Рудаки и группировавшихся вокруг него поэтов 1-й пол. 10 в. Во 2-й пол. 10 в. попытки создания стихотв. эпич. свода (Дакики и др.) завершаются эпопеей “Шахнаме” Фирдоуси. На фарси писали также Ибн Сина, Абу Шакур Балхи и др.

 

После распада гос-ва Саманидов (819—999) и включения Вост. Персии вместе с частью Ср. Азии в состав гос-ва Газневидов (с центром в Газни, совр. Афганистан) здесь также утверждается панегирич. поэзия с элементами лирики и дидактики: Фаррохи Систани, •“царь поэтов” Унсури, Менучехри. Продолжавшая существовать эпич. традиция выражалась преим. в “дописываниях” новых поэм к “Шахнаме” (Асади Туей и др.). Кроме того, создавались произв. худож. прозы (напр., “Кабус-наме” Унсура аль-Маали, 11 в.). Элементы худож. прозы содержатся также в историч. сочинениях.

 

Внимание к человеческой личности, призывы к духовному совершенствованию пробиваются сквозь мистич. форму суфийской литературы (Ансари, Санаи, Аттара) и учения исмаилитов (Насир Хосров; см. Исмаилитская литература). Гуманистич. идеи находят выражение в касыдах Гатрана Тебризи, в творчестве основоположника жанра “тюремной элегии” Масуда Сада Сальмана, сатирика Сузани из Самарканда. Вершиной развития гуманистич. лит-ры на яз. фарси явилось творчество Омара Хайяма и Низами Гянджеви. Вместе с тем к нач. 12 в. в поэзии получает распространение усложненный риторич. стиль, именуемый “иракским”: касыды Муиззи, Ватвата, творчество крупнейшего панегириста Энвери и др. Не менее характерен риторич. стиль для прозы 12 в.: новый вариант “Калилы и Димны” (1144, сост. Абуль-Маали), отличавшийся от прежних изысканным слогом, усложненные переработки старого дидактич. сб-ка “Марзбан-наме” и особенно составленная по образцу араб. макам книга “Макамат-и Хамиди” Хамидаддина Балхи. Новым явлением П. л. 12 в. стала огромная нар. книга об айяре (плуте) Самаке, записанная со слов сказителя в 1189. Начиная с 12 в. составлялись своеобразные библиографич. антологии — тазкире, включавшие (наряду с лучшими образцами поэзии) сведения о жизни поэтов. Такие тазкире, как “Сердцевина сердцевин” (1220) Ауфи, “Собрание поэтов” (1487) Доулатшаха Самарканди и др., не утратили своего науч. значения. Наряду с этим уделялось большое внимание поэтике стиха. Возникла наука об арузе (“эламе аруз”). Кодификации перс. аруза посвящена, в частности, книга “Китаб аль-муадждам” Шамса Кайса Рази (13 в.);

 

 

После упадка, вызванного монг. завоеванием (1220—1256), во 2-й пол. 13—14 вв. наступает новый расцвет классич. лит-ры. Панегирич. поэзия имела яркого представителя в лице Сальмана Саведжи. Последователи Низами Гянджеви, инд. персоязычный поэт Амир Хосров Дехлеви и Хаджу Кермани возродили дидактич. и героич. эпос, а также расширили тематич. диапазон газели, придав ей функцию панегирика-касыды. Суфийский поэт и философ Руми поднял человеческую личность до высот обожествления. В этот же период усилилось гуманистическое лит. течение, к-рое представляли сатирик Закани, певец нар. движения сербедаров Ибн Ямин, а также Кемал Худжанди. Творчество Саади и Хафиза — высшее достижение всей ср.-век. персоязычной лирич. поэзии. В 15 в. творчество главы гератского лит. центра Джами, учителя и друга узб. поэта Алишера Навои, завершает классич. поэзию на фарси.

 

И. С. Брагинский.

 

С 16 в. намечается размежевание развивавшихся прежде в едином русле перс. и тадж. лит-р. Азербайджанцы, узбеки, турки и др. тюркоязычные народы, создававшие ранее худож. произведения преим. на яз. фарси, обращаются к творчеству на родных языках, лишь в отд. случаях сохраняя традицию двуязычия. Широкое распространение получают опирающиеся на фольклорные традиции демократич. жанры, в т. ч. книжный дастан. Тогда же окончательно формируется как самостоят, лит. жанр марсцйа; к 17—18 вв. относятся первые записи связанных с ней трагич. мистерий — тазийе. Классич. традиция продолжает развиваться преим. в рамках т. н. дворцовой лит-ры, обнаруживающей черты эпигонства. Зачастую она ограничивается интимной лирикой и касыдами в честь правителей из династии Сефевидов (Ахли Ширази и др.). Мн. поэты переселяются в Ср. Азию, Турцию, особенно в Индию, где поэзия на фарси имела глубокие корни (Саиб Тебризи и др.). Особого расцвета персоязычная поэзия достигла во 2-й пол. 17 — 1-й пол. 18 вв. в империи Великих Моголов, где она не ограничивалась рамками дворцовой лит-ры и содержала протест против социальной несправедливости. Бедиль и др. поэты затрагивали в своих произв. сложные филос.-нравств. проблемы.

 

К 17 в. под влиянием персоязычной лит-ры Индии в Иран. поэзии повсеместно утверждается усложненный, т. н. индийский, стиль (сабке хинди). Возникают разл. формалистич. школы. Одна из них — тазриг (“впрыскивание”), получившая особое развитие в дворцовой поэзии, по существу полностью липшла поэзию ее содержания. Одним из первых отказался от формалистич. соч. и витиеватого инд. стиля Фарахани (Каэм-Макам). Реакцией на уход поэтов от изображения реальной действительности явилось лит. направление, называвшееся базгашт (“возвращение”), сторонники к-рого стремились возродить в поэзии ясный стиль ранних перс. классиков: основоположник жанра путевых записок в стихах Висаль, Каани и Соруш Исфахани и др. Среди поэтов 19 в. наиболее известны автор сатиры “Сардар-наме” Ягма Джандаги и Шейбани, Р. Хедаят, творчество к-рых знаменовало усиление перс. критич. начала в П. л. Последним поэтом 19 в., прославившимся в жанре касыды и чекаме (ода), считается Саба.

 

В нач. 19 в. появляется жанр прозаич. путевых записок и мемуаров, познакомивших Иран. читателя с жизнью и социальным устройством европ. стран и подготовивших становление новой Иран. прозы.

 

Большое значение для распространения просветит. идей имели переводы в 1874 комедий азерб. просветителя?. Φ. ΐхундова. Его влияние прослеживается в творчестве Мальком-хана, Зейн-оль-Абедина Мерагеи, Та-либова, Дехходы.

 

ПЕРС

 

==275

 

 

*

 

В период Иран. революции 1905—11 и нац.-освободит. движения 1918—21 глашатаем демократич. идей становится сатирич. поэзия, тесно связанная с публицистикой. Она представлена творчеством Дехходы, Бехара, Ирадж-Мирзы, поэта и музыканта Арефа Казвини. Антиколон, и антифеод, направленностью отличается творчество поэтов, ставших жертвами феод. реакции (Фаррохи Йезди и др.). Социалистич. идеи находят выражение в произв. Лахути. В кон. 1-й мировой войны 1914—18 в Тегеране было создано Лит. об-во Ирана (в кон. 30-х гг. переим. в Об-во мудрого Низами), органами к-рого стали журн. “Данешкаде” (1918—19) и “Армаган” (изд. с 1920). Рост нац. самосознания и пробуждение интереса к прошлому страны способствовали становлению жанра историч. романа, первоначально еще продолжавшего традиции дастана (Санатизаде Кермани и др.). Появляется совр. реалистич. рассказ (Джамалзаде). Спад революц. движения в нач. 20-х гг. и усиление репрессий обусловили пессимистич. окраску большинства первых социальных романов, авторами к-рых были Каземи, Хеджази, Нафиси и др.

 

30-е гг., отмеченные усилением диктатуры Реза-шаха, в истории П. л. получили наименование •“черного периода” (<доурейе сиях”). В поэзии возрождается жанр касыды — панегирика в честь главы династии. Мн. поэты вынуждены прибегать к псевдонимам, иносказанию (поэтесса Парвин Этесами). Определ. реакцией на офиц. лит-ру тех лет явились искания в области поэтич. формы; поэт Нима Юшидж, выступивший против канонов традиц. системы поэзии аруз, стал зачинателем свободного стиха. В то время как историч. романы приобретают верноподданнич. окраску, в социальных романах изображается преим. жизнь высшего общества: натуралистич. романы Дехати. Знаменательным явлением лит-ры 30-х гг. стало остросоциальное творчество С. Хедаята. Большую роль в развитии худож. прозы сыграл лит. кружок Хедаята “Раб'е”. Среди его участников был Бозорг Алеви, высмеивавший в сб. рассказов -“Чемодан” европоманию части Иран. интеллигенции. Для нек-рых произв. этого периода характерно влияние эстетики зап. модернизма, к-рого не избежал и Хедаят.

 

После падения режима Реза-шаха (1941) наблюдается новый расцвет П. л., особенно прозы. В 1946 в Тегеране состоялся 1-й конгресс писателей Ирана. Заметно усилилось реалистич. начало в творчестве Хадаята. С новыми реалистич. произв. выступают Бозорг Алеви, Джамалзаде, Нафиси и др. Глубоким гуманизмом отмечены произв. Табари. Остросатирич. пьесы и рассказы пишет Чубек. Нушин написал пьесу “Петух возвещает рассвет” о борьбе Иран. рабочих. Социальная тематика характерна для повестей Фазела. Борьбе за мир посвящены стихи Бехара, возглавлявшего Иран. об-во сторонников мира (1950). На язык фарси стали переводиться многие произв. рус. и сов. писателей. Заметным явлением в П. л. было творчество историка лит-ры и текстолога Казвини. В период усиления борьбы против засилья иностр. нефтяных компаний появились антиимпериалистич. мотивы в поэзии. Социальным содержанием насыщено творчество Жале, Табари, Афраште, Шахрияра и др. В 50-е гг. с актуальными стихами выступили поэты Сайе, Надерпур, Кесраи.

 

В 60—70-е гг., когда страна была превращена в воен. базу амер. империализма, в лит-ре заметно усилился интерес к социальным проблемам Иран. действительности (Саэди, Тонкабони, Бехранги, Мир Садеки). С разоблачением шахского террора выступил Табари. Нац.-освободит, революцию (1978) в Иране и провозглашение Исламской республики (1979) поддержали известные литераторы (поэт Кесраи и др.).

 

==276 ПЕРС — ПЕРУ

 

• Крымский А. Е., История Персии, ее лит-ры и дервишской теософии, т. 1—3, M., 1914—17; Брагинский И. С. 12 миниатюр, М., 1966; е го же, Из истории перс. и тадж. лит-ры М., 1972; Бр агинский И., К омис с а р ов Д., Перс. лит-ра М., 1963; Комиссаров Д. С., Очерки совр. перс. прозы, М. 1960; его же. Пути развития новой и новейшей перс. лит-ры Очерки, М., 1982; Кляшторина В. Б., Совр. перс. поэзия, М. 1962; ее же, “Новая поэзия” в Иране, М., 1975; Кор-Оглы X., Совр. перс. лит-ра, М., 1965; его же. Взаимосвязи эпоса народов Ср. Азии, Ирана и Азербайджана, М., 1983; История перс. и тадж. лит-ры, под ред. Я. Рипки, пер. с чеш., М., 1970.

 

X. Г. Короглы, Д. С. Комиссаров.

 

ПЕРСОНАЖ (франц. personnage, от лат. persona — лицо, маска), обычно — то же, что и литературный герой. В лиг-ведений термин “П.” употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле, к-рый нередко выявляется лишь в контексте.

 

Чаще всего под П. понимают действующее лицо. Однако и здесь различаются два толкования: 1) лицо, представленное и характеризующееся в действии, а ве в описаниях (ему соответствуют более всего герои драматургии, образы-роли), — такое ограничит, понимание термина “П.” воспринимается уже как устарелое; 2) любое действующее лицо, субъект действия вообще, представлен ли он непосредственно или о нем рассказывается, — это понимание термина самое распространенное, применяется к разл. лит. героям (кроме лирического героя; нельзя сказать <лирич. персонаж”). Часто под П. понимают лишь второстепенное лицо, не влияющее существенно на события в произв. (“эпизодич. П.”, но не опизодич. герой”).

 

ПЕРУАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра народа Перу. Развивается преим. на исп. яз. Главный лит. памятник доколон. периода — нар. драма на яз. кечуа “АпуОльянтай” (опубл. 1853). Известны также священные гимны, лирич. поэзия. Осн. жанры в колон, период (16—1-я четв. 19 вв.)— историч. хроники, из к-рых выделяются “Королевские комментарии инков” Инки Гарсиласо де ла Веги и религ.-филос. поэзия живших в Перу испанцев X. де Эспиносы Медрано, испытавшего влияние гонгоризма, а также П. де Перальты Барнуэво. Сатирич. стихи и бытовые пьесы писал X. дель Валье Кавьедес (сб. “Зубастый Парнас”). Во время войны за независимость от Испании (1810—26) сформировалось творчество основоположника нац. поэзии М. Мельгара, сделавшего попытку соединить традиции “книжной” исп. поэзии и индейского фольклора.

 

После достижения Перу в 1821 независимости лит-ра отражала гл. обр. политич. борьбу между консерваторами (поэт-сатирик Ф. Пардо-и-Альяга) и либералами, чьи идеи выражал автор бытовых комедий М. А. Сегура. Романтизм развивался с кон. 1840-х гг. Романтич. проза нередко сочеталась с элементами костумбризма: историч. романы X. А. Лавалье, сентиментально-эротич. романы Л. Б. Сиснероса. С романтич. стихами выступали К. А. Салаверри, X. А. Маркес. Для социально-критич. романа Н. Арестеги “Отец Оран” — первого нац. романа — характерна антиклерикальная направленность. Крупнейшим писателем 2-й пол. 19— нач. 20 вв. был Р. Пальма, создавший своеобразную жанровую традицию, — легенды и анекдоты из доисп. и колон, прошлого “Перуанские предания” (т. 1—12, 1872—1915). Поражение Перу в Тихоокеанской войне 1879—84 способствовало распространению либеральных и революц. идей, выразителем к-рых стал поэт и публицист М. Гонсалес Прада. В стихах и книгах эссе (“Свободные страницы”, “Часы борьбы”) он обличал аристократию, буржуазию, католицизм. Гонсалес Прада положил начало идеологич. движению под назв. индеанизм, сторонники к-рого решительно выступили в защиту индейцев. Первый индеанистский роман — “Птицы без гнезда” Клоринды Мато де Турнер — реалистически изобразил жестокую эксплуатацию индейцев. Индеанизм оказал влияние на всю П. л. 1-й пол. 20 в. В поэзии кон. 19— нач. 20 вв., скованной академич. нормами, выделяются сатирич. стихи А. Гамарры. Возникшему в этот же период модернизму (поэт X. С. Чокано) присущ интерес к самобытной природе и культуре Перу. Поэт X. М. Эгурен тяготел к символизму.

 

Одна из новаторских тенденций в П. л. связана с журн. “Colonida” (1916), поэзией и прозой А. Вальделомара, представителя перуан. постмодернизма. Окт. революция в России способствовала подъему левых сил и появлению в лит-ре новых худож. явлений. В поэзии 2-й пол. 20-х гг. возникли авангардист.

 

течения (X. Парра дель Риего, А. Идальго и др.), к к-рым тяготела пролет, поэт Магда Порталь. Большое влияние на развитие обществ, и лит. мысли Перу оказал журн. “Amauta” (1926—30), издававшийся выдающимся литературоведом-марксистом X. К. Мариатеги. В прозе индеанизм оставался магистральным течением до 60-х гг. (Э. Лопес Альбухар, В. Гарсия Кальдерой). Крупнейший поэт и прозаик С. Вальехо издал сб-ки стихов, отразивших мятежные настроения,—•“Черные герольды”, “Трильсе” и др., а также первый в Лат. Америке пролет, роман об индейцах-шахтерах “Вольфрам”, пронизанные антибурж. мироощущением.

 

В 30—40-х гг. сложилась группа поэтов-сюрреалистов (X. Абриль и др.), к к-рым тяготел и представитель чистой поэзии М. Адан. С социально-критич. романами выступили писатели-индеанисты С. Алегрия (“В большом и чуждом мире”) и X. М. Аргедас (“Глубокие реки”, -“Кровь всех рас”), впервые глубоко раскрывшие духовную жизнь индейцев “изнутри”. X. Диес Кансеко правдиво изобразил жизнь мулатов. Антифаш. подъем в годы 2-й мировой войны 1939—45 способствовал возникновению радикально настроенной группы “Поэты народа” (1943—48): X. Гарридо Малавер, М. Скорса и Г. Валькарсель, в 60-х гг. написавший поэму “Ленин”. Критич. начало преобладает в поэзии А. Ромуальдо, X. Г. Росе и С. Саласара Бонди, к-рый в 60-х гг. получил также известность как драматург (“Комедии и безделки”), в прозе X. М. Рибейро. Для новаторских романов М. Варгаса Льосы, одного из видных совр. писателей Лат. Америки (“Город и псы”, “Зеленый дом”, “Разговор в „Катедрале"” и др.), характерны острый социальный критицизм, психол. глубина. Революц. мотивы присущи поэзии X. Эро.

 

Изд.: Поэты Перу, М., 1982.

 

φ S a ache z L. A., La literatura peruana, derrotero para una historia espiritual del Peru, v. l—6, B. Aires, [1950—51]; T a may о Vargas A., La literatura peruana, v. l—2, Lima, [1953—54]; N une z E., La literatura peruana en el siglo XX (1900—1965), Мех., 1965. С. П. Мамонтов.

 

“ПЕСНЬ О МОЕМ СИДЕ” (“El cantar de Mio Cid”), исп. эпич. анонимная поэма. Создана ок. 1140, сохранилась в неполной записи 1307.

 

Весьма точно воссоздает история, факты и образ прославившегося своими подвигами в Реконкисте рыцаря Родриго Диаса де Бивара (род. между 1026 я 1043— ум. 1099), прозванного Кампеадором (бойдом) e Сидом (араб. сеид — господин). В Сиде, идеализированном автором (певцом-хугларом), народ видел преданного королю вассала, борца за освобождение родины от мавров и одновременно врага феод. знати. Поэму характеризует живость языка, ирония, изобразит. мастерство.

 

Памятник оказал влияние на все дальнейшее развитие исп. лит-ры; образ Сида нашел также отражение в произв. П. Корнеля, И. Г. Гердера.

 

Изд. в рус. пер.: Песнь о Сиде, М. 1959.

 

О М е н ен д ее? и да л ь Р., Избр. произв., пер. с исп., М., 1961. А. Л. Штейн.

 

<ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ” (“Das Nibelungenlied”), нем. героич. эпос, названный по имени мифич. карликов, хранителей сокровища. Записан ок. 1200, впервые опубл. в 1757 И. Я. Бодмером. Народная в своих истоках, “П. о Н.” обнаруживает значит, влияние феод.-рыцарской идеологии и культуры.

 

1-я часть поэмы повествует о подвигах и смерти богатыря Зигфрида, 2-я — о мести его жены Кримхильды и трагич. финале кровавой распри (отражение историч. преданий об уничтожении гуннами бургундского гос-ва). Связанные с образом Зигфрида волшебные мотивы ярко выражены в сканд. версиях сказания и в более поздней яем. <Песне о Роговом Зигфриде”. В вопросе о происхождении ”П. о Н.” совр. наука придерживается точки зрения А. Хойслера о закономерности разрастания коротких эпич. песен в большие эпопеи.

 

К сюжету <П. о Н.” обращались ми. авторы — Ф. Фуке (трилогия <Герой Севера”), Ф. Хеббель (трилогия “Нибелунги”), Р. Вагнер (тетралогия <Кольпо Нибелунга”) я др.

 

Изд. в рус. пер.: Песнь о Нибелунгах, Л., 1972.

 

• ХойслерА., Герм. героич. эпос и сказание о Нибелунгах, М., 1960. Л. Е. Гении.

 

•(песнь О РОЛАНДЕ” (“Chanson de Roland”), героич. эпопея франц. средневековья, относящаяся к циклу поэм “Королевской жесты” (см. Жесты). Наиболее ранняя из дошедших редакций — Оксфордская (ок. 1170).

 

Историч. основу ее составляет эпизод разгрома басками в Пиренеях (778) арьергарда отступавших из Испании войск Карла Великого во главе с Роландом. В поэме баски-христиане заменены маврамимусульманами, события оказались перенесенными в обстановку феод. общества 10—12 вв. Эпопею отличает патриотичность содержания, монументальность образов.

 

Впервые <Песнь” напечатана в Париже в 1837. Итал. поэты Л. Пульчи, М. Боярдо и Л. Ариосто в своих поэмах перерабатывали сказание о Роланде в духе гуманистич. идей Возрождения.

 

Изд.: La chanson de Roland, P., [I960]; в рус. пер.— Песнь о Роланде, М.—Л., 1964; Песнь о Роланде, М., 1976.

 

В. С. Лозовецкий.

 

“ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ”·, собрание разновременных др.-евр. (на языке иврит) лирич. песен 1-го тыс. до н. э. (позднейшие —3 в. до н. э.), объединенных в 17-ю книгу Библии и долгое время приписывавшихся Соломону, царю Израиля и Иудеи. Лирика “П. п.” — прославление страстной, “сильной как смерть” любви — отмечена яркой образностью (поэтической и вместе с тем чувственно “осязаемой”), изобилует сравнениями, метафорами и параллелизмами.

 

По форме близка фольклорной свадебной лирике; гипотетически выделяются партии невесты и жениха, подруг невесты и дружек жениха. В <П. п.” использованы характерные для др.-вост. поэзии обозначение жениха как царя или пастуха, метафорич. сопоставления невесты (названной в одном стихе по месту происхождения hassularomit; позднее это название приобрело значение имени собственного — Суламифь) с цветущей и плодоносящей природой, эротич. эвфемизмы (проникновение в девичьи покои, стремление к плодам дерева-невесты). Воспевание чувственной любви, поиски возлюбленного воспринимались в иудаист. и христ. теологии как аллегорич. обрашение к божеству (в библ. канон была включена после длит. споров во 2 в. н. э.).

 

“П. п.” оказала влияние на развитие интимно-лирич. и мистико-лирич. поэзии мн. народов: реминисценции из нее прослеживаются в творчестве ср.-век. евр. поэтов (Иегуда Галеви, Ибн Гебироль), евр. писателей 19—20 вв. [X. Н. Бялик, А. Гольдфаден (пьеса “Суламифь”), Шолом-Алейхем (пов. “Суламифь”)], поэтов “сладостного нового стиля” в Италии (см. -“Дольче стиль муово”), нем. романтиков и др. В рус. лит-ре по мотивам “П. п.” написаны стих. Г. Р. Державина “Соломон и Суламита”, А. С. Пушкина “В крови горит огонь желанья...”, “Вертоград моей сестры”, цикл “Еврейские песни” Л. А. Мея (осуществившего перевод всех стихов “П. п.”), повесть А. И. Куприна “Суламифь”. Известны романсы М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского на стихи Пушкина и Мея, опера А. Рубинштейна “Суламифь”.

 

И з д. в рус. пер.: Песнь песней, в кн.: Поэзия и проза Др. Востока, М.,1973 [пер. и прим. И. Дьяконова]. В. П.

 

ПЕСНЯ, форма словесно-муз. иск-ва. Следует различать П. фольклорную и П. как жанр письм. поэзии. В традиц. фольклоре текст П. и ее мелодия создавались одновременно; лит. П. служила лишь основой для последующих, часто различных муз. произведений.

 

Народная П., один из древнейших жанров народного поэтического творчества, может быть эпич., лирич., лиро-эпич. и лиро-драматической. Для эпич. П. (напр., рус. былин, укр. дум, гайдуцких и юнацких П. юж. славян, исп. романсеро) характерна повествовательность. В лирич. П. повествоват. начало обычно менее развито; в них выражено гл. обр. идейно-эмоц. отношение к событиям. Лиро-эпич. П. (причитания и др.) сочетают развернутое повествование с сильным эмоц. звучанием. Примером лиро-драматических являются игровые и нек-рые хороводные П., содержание к-рых разыгрывается.

 

В зависимости от условий бытования нар. П. делятся ва обрядовые (см. Обрядовая поэзия) и необрядовые. Календарные обряды сопровождались колядками, веснянками, подблюдными песнями, масленичными, купальскими П., зажиночными, дожиночными и др. П., призванными оказать воздействие на природу, вызвать хороший урожай. П. семейно-бытового обряда сопровождали наиболее знаменат. события в жизни человека, таковы родильные, крестильные, рекрутские, свадебные П. (см. Свадебная поэзия), похоронные плачи.

 

Расцвет необрядовой песенной поэзии приходится на поздние периоды в истории фольклора. Наряду с крупными эпич. формами, связанными с обществ. историч. тематикой (пример — рус. исторические песни 16—18 вв.), большое развитие получила нар. лирич. П., преим. любовного и семейно-бытового содержания; многие из таких П. отмечены глубиной

 

ПЕСН — ПЕСН

 

==277

 

чувства, высокими поэтич. достоинствами. Большинство традиц. лирич. П. проникнуто грустью, вместе с тем шуточные и плясовые нар. П. пронизаны неподдельным юмором и весельем. С 18 в. в России возникают солдатские и рабочие П.; в них преобладает социальная тематика, заметно влияние лит-ры (куплетность, силлабо-тонич. стихосложение, рифма). Во 2-й пол. 19 в. массовое распространение получает частушка, а среди гор. низов — и т. н. мещанский романс.

 

Большое значение приобрели песенные жанры в литературе. Уже поэты Др. Греции (7—5 вв. до н. э.) создают культовые, застольные, любовные П., пишут песни-элегии разнообразной тематики, сочиняют гимны в честь богов и победителей на состязаниях. В средние века провансальские трубадуры создают такие песенные формы, как канцона, альба, рондо, сирвента, серенада, баллада. Соединение лит. (куртуазной) и фольклорной традиций наблюдается также в П. франц. труверов и нем. миннезингеров. В период господства классицизма П. в иерархии жанров было отведено весьма скромное место, но в эпоху сентиментализма, а затем романтизма лит. П. переживает расцвет: Р. Берне в Англии, П. Ж. Беранже во Франции, Г. Гейне в Германии. В кон. 18—1-й пол. 19 вв. жанр П. утверждается в рус. лит-ре, в значит, мере благодаря А. В. Кольцову. Популярными П. стали мн. стихи А. С. Пушкина (•“Узник”, “Зимний вечер”), М. Ю. Лермонтова (“Выхожу один я на дорогу”), Н. А. Некрасова (“Тройка”, “Меж высоких хлебов затерялося”, начало поэмы “Коробейники”), Н. Г. Цыганова, А. Ф. Мерзлякова, Я. П. Полонского, И. 3. Сурикова и др. рус. поэтов; на Украине — Т. Г. Шевченко. Значит, роль в революц. движении сыграла лит. песня-гимн: “Интернационал” Э. Потье, “Варшавянка” Г. М. Кржижановского, “Смело, товарищи, в ногу” Л. П. Радина и др. В сов. время жанр П. интенсивно развивается как в фольклорных, так и — преимущественно — в лит. формах, вобрав в себя многообразное содержание обществ. и личной жизни сов. людей. Широкое распространение в народе получили песни Д. Бедного, Н. Н. Асеева, В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Суркова, Е. А. Долматовского, М. Л. Матусовского, Л. И. Ошанина, Б. Ш. Окуджавы и мн. др. сов. поэтов.

 

Изд.: Соболевский А. И., Великорус, нар. песни, т. 1—7, СПБ. 1895—1902; Песни и романсы рус. поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М., 1965.

 

• Колпакова Н. П., Рус. нар. бытовая песня, М.—Л., 1962; Лазутин С. Г., Рус. нар. песни, М., 1965; Рус. нар. песня. Библиография. указатель. 1735—1945, М., 1962. С. Г. Лазутин.

 

ПЕТРАШЕВЦЫ и русская литература. П.— участники политич. кружков, собиравшихся с 1844 у М. В. Буташевича-Петрашевского (1821—66), а также у Н. С. Кашкина, С. Ф. Дурова, Н. А. Спешнева; сторонники демократич., материалистич. и революц. идей. Арестованы 23 апр. 1849; привлечены к следствию 123 чел., двое умерли в тюрьме, 21 чел. приговорен к расстрелу, замененному каторгой или солдатчиной. В числе П. были Ф. М. Достоевский, А. Н. Плещеев и др.; к П. были близки М. Е. Салтыков, В. Н. Майков. На лит.-эстетич. взгляды П., признававших обществ, роль иск-ва, выдвигавших мысль о сближении лит-ры с нар. жизнью, наукой и просвещением, оказали влияние теории утопич. социализма. Это нашло выражение в критич. статьях Майкова, в социальных мотивах ранней прозы Достоевского и Салтыкова, а с особой отчетливостью — в поэзии П.: переводах Дурова из гражд.-патетич. лирики О. Барбье и В. Гюго, в стихах Плещеева (сб. “Стихотворения”, 1846), А. И. Пальма, Д. Д. Ахшарумова, А. П. Баласогло и др. Влияние П. испытали и нек-рые поэты, далекие от революц. движения: А. Н. Майков (поэмы “Две судьбы”, “Машенька”), А. А. Григорьев (цикл стихов “Прощание с Петербургом”). На одной

 

==278 ПЕТР — ПИСЬ

 

из “пятниц” Петрашевского (15 апр. 1849) Достоевским было прочитано неопубл. “Письмо Белинского Гоголю”. Идеи П. сыграли заметную роль в формировании обществ.-эстетич. взглядов Н. Г. Чернышевского. Призывы П. к “общему благу для всего человечества” отвечали ранним нравств. поискам Л. Н. Толстого, встречавшегося с нек-рыми участниками кружка.

 

Изд.: Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, М., 1953; Поэты-петрашевцы, 2 изд., Л., 1957.

 

φ Σсакина Т. И., Петрашевцы и лит.-обществ, движение сороковых годов XIX в., [Саратов], 1965; Б ел ь ч и к о в Н. Ф., Достоевский в процессе петрашевцев, М., 1971. В. В. Жданов.

 

“ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ”, ежемес. журнал критики и библиографии. Выходил в Москве в 1921—30. В состав редколлегии (до 1929) входили А. В. Луначарский, Н. Л. Мещеряков, И. И. Скворцов-Степанов, М. Н. Покровский; ответств. редактор — В. П. Полонский. Журнал носил энциклопедич. характер: разделенный на 2 части — “Статьи и обзоры” и “Отзывы о книгах”, — его материал включал в себя теорию и историю лит-ры, лит. критику и публицистику, книжные обозрения по иск-ву, политике, естествознанию, математике, воен. делу, философии, истории, музыке, театру и т. д. Журнал уделял особое внимание проблемам методологии лит-ведения и критики, стремился применять марксист, метод к изучению истории лит-ры. На его страницах развернулась дискуссия о формальном методе (1924, № 5); полемика о методах науч. марксист, критики между Полонским и “напостовцем” Г. Лелевичем (1925, №4, 8); систематически публиковались статьи В. Ф. Переверзева. В 1929 журнал превратился в орган группы

 

“ЛитфрОНТ”. Г.?. Белая.

 

“ПИОНЕР”, ежемес. журнал для пионеров и школьников. Орган ЦК ВЛКСМ и Центр, совета Всесоюзной пионерской орг-ции им. В. И. Ленина. Изд. в Москве с 1924. Печатает повести, рассказы, сказки, стихи, пьесы, очерки, лит. портреты.

 

ПИРРИХИЙ (греч. pyrrhichios), l) в метрическом стихосложении — стопа из двух кратких слогов (^ ^), самостоятельно не употреблялась; 2) в силлабо-тоническом стихосложении — условное назв. пропуска схемного ударения в хореич. и ямбич. размерах (“Три девицы под окном”, “И лучше выдумать не мог”, А. С. Пушкин). Термин “П.” был в ходу в 18— 19 вв. (ходовое выражение “замена ямба пиррихием” и т. п.), теперь выходит из употребления.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 595. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия