Студопедия — ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 77 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 77 страница






 

Warsz., 1972—73; Kli mowicz M., Oswiecenie, Warsz., 1972; Ziomek J., Renesans, Warsz., 1973; Hernas С z., Barok, Warsz., 1973; Markiewicz H., Pozytywizm, Warsz., 1978; Stownik wspolczesnych pisarzy polskich, t. 1—4, Warsz., 1963—66; Stownik wspotczesnych pisarzy polskich. Seria 2, t. 1—3, Warsz., 1977—80; Bibliografia literatury polskiej. Nowy Korbut, t. 1—9, 12—15, 17, Warsz., 1963—81; Κ υ ran t J. L., Polska literatura piekna od XVI w. do poczatku XX w. w wydawnictwach rosyjskich i radzieckich [Указатель переводов и лит.-критич. работ на рус. яз., изданных в 1771— 1975 гг.], t. l—, Moskwa—Warsz.—Wroctaw, 1982—.

 

Б. Ф. Стахеев, В. А. Хорее.

 

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА”, рус. лит. альманах. Изд. в 1823—25 в Петербурге А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым. Придерживаясь ориентации декабристов, издатели “П. з.” стремились к объединению лит. сил. В альманахе печатали свои произв. А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, В. К. Кюхельбекер,?. Η. Γлинка и др. Выступали и либерально настроенные в ту пору Ф. В. Булгарин, О. И. Сенковский, H. И. Греч. Направление альманаха определяли ежегодные критич. статьи-обзоры Бестужева, оказавшие значит. влияние на развитие рус. лит. критики.

 

Изд.: Полярная звезда, изд. А. Бестужевым и К. Рылеевым, М.-Л., 1960.

 

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА”, рус. лит.-политич. альманах. Изд. на рус. яз. в Лондоне (кн. 8-я — в Женеве) А. И. Герценом и H. П. Огаревым. Кн. 1-я — авг. 1855, 2-я — 1856, 3-я — 1857, 4-я — 1858, 5-я — 1859, 6-я - 1861, 7-я (в 2 частях) — 1861—62, 8-я — 1868. Наряду с “Колоколом”· орган вольной рус. прессы, последовательно выступавший против самодержавнокрепостнич. строя. В “П. з.” опубл. мн. главы •“Былого и дум” Герцена и его статьи, стихи Огарева, письмо В. Г. Белинского к H. В. Гоголю, “Философическое письмо” П. Я. Чаадаева, свободолюбивые стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского, агитац. песни Рылеева и А. А. Бестужева, а также анонимно поэма H.A. Некрасова “В. Г. Белинский”, политич. стих. Е. П. Ростопчиной, П. А. Вяземского, А. А. Григорьева. Печатались мемуары и публицистич. соч. декабристов М. С. Лунина, H. А. Бестужева, И. Д. Якушкина, разоблачит. “Материалы для истории русской цензуры при императоре Николае”, материалы по делу М. В. Буташевича-Петрашевского и др. Письма в “П. з.” составили сб-ки “Голоса из России”· (кн. 1—9, 1856-60).

 

Изд.: Полярная звезда. Журнал А. И. Герцена и H. П. Огарева. факсимильное издание, в. 1—8, М., 1966—68; в. 9 — Указатель, М., 1968.

 

φ έйдельмаяН. Я., Тайные корреспонденты “Полярной звезды”, М., 1966. Л. Д. Гришунин.

 

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА”, рус. лит.-историч. ежемес. журнал. Изд. в 1881 (янв.— июнь) в Петербурге Е. А. Салиасом де Турнемир. Печатал историч. романы (в т. ч. переведенный с венг. “В стране снегов” М. Йокаи — о восстании декабристов, а также романы самого Салиаса), стихи (А. H. Майков, К. К. Случевский), статьи, мемуары.

 

“ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА”, лит.-худож. и обществ политич. журнал. Орган СП Якут. АССР. Изд. с 1964 в Якутске раз в два месяца на рус. яз.

 

“ПОПОЛЬ-ВУХ” (“Popol-Vuh”), эпос индейцев киче (Гватемала). Записан лат. буквами в сер. 16 в.; первая науч. публикация осуществлена в 1861 на франц. яз. Ш. Э. Брассёром де Бурбуром с рукописи доминик. монаха Ф. Хименеса (1666—1772), скопировавшего памятник, к-рый он также перевел на исп. яз. В основе <n.-B.s>— мифич. сказания и историч. предания (генеалогич. списки знатных родов и др. тексты). Памятник отразил становление раннеклассового строя народа киче до завоевания европейцами Америки. Вольный перевод на рус. яз. сделан впервые К. Д. Бальмонтом.

 

И л д. в pvc. пер.: Пополь-Вух, пер. с яз. киче, изд. подготовлено Р. В. Кинжаловым, М.—Л., 1959.

 

ПОПУЛЙЗМ (франц. populisme, от лат. populus — народ), франц. лит. школа кон. 20—30-х гг. 20 в., декларировавшая необходимость реалистич. изображения повседневного быта бедноты и в то же время уход от политич. тенденциозности и социальных обобщений.

 

19 лэс

 

В творч. практике П. проявил себя как разновидность натурализма. Внешне сближаясь с демократич. лит. традицией, П. фактически противостоял развитию подлинно демократич. франц. лит-ры Нар. фронта. С П. было связано творчество таких писателей, как А. Терив, Л. Лемонье, Л. Фрапье, М. Мардель, П. Беарн и др.

 

ПОРОЖДАЮЩАЯ ПОЭТИКА, см. Генеративная поэтика.

 

ПОРТРЕТ в литературе (франц. portrait, от portraire — изображать), изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики; разновидность описания. Формирование П. в лит-ре, как и в живописи, означало завоевание индивидуализир. способа раскрытия человека.

 

В нар. эпич. поэзии, а также в ср.-век. дит-ре личностное начало еще было ослаблено (герой обычно наделялся постоянными приметами внешности). В эпоху Возрождения П. обрел нац., социальные, историч. черты, психологизм. В лит-ре классицизма П. служил лишь свидетельством “благородства” или “низости” героя. Поэты-романтики запечатлели живописные П., в к-рых контрастно передавалось смешение добра и зла, света и тени, силы и слабости. Писатели-реалисты с помощью портретных характеристик выявляли как социально-индивидуальную определенность личности (напр., П. забитого чиновника Башмачкина в “Шинели” H. В. Гоголя), так и сложность и глубинную психологию характеров (Л. H. Толстой, Ф. М. Достоевский, О. Бальзак). В 19 в. в особенно в 20 в. утверждаются разл. типы портретных характеристик: сатирический (М. А. Булгаков), гротескный (Э. Т. А. Гофман), импрессионистический (М. Пруст). Сов. писатели наследуют и развивают разные традиции классиков рус. и европ. реализма.

 

П. называют также документальный или мемуарный (см. Мемуары) очерк о писателе, художнике, обществ. деятеле и т. д.

 

• ГалановБ., Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь, М., 1974.

 

ПОРТУГАЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит-ра португ. народа. Развивается на португ. яз. Наиболее ранние образцы — сохранившаяся в отрывках героич. поэма А. Жиралдиша (14 в.) о победе испано-португ. войск над арабами в битве при Саладу в 1340, произв. нар. лирики (т. н. коссанты), романсы и др. Рыцарская лирика, испытавшая влияние прованс. поэзии трубадуров, сохранившая связь с традициями нар. поэзии, особенно в таких жанрах, как “песни о милом”, “издевочные и хулительные песни”, представлена творчеством поэтов 13—15 вв. (король Диниш I и др.), чьи произв. собраны в сб-ках кансьонейру (см. Кансьонеро). Любовная лирика кансьонейру оказала большое влияние на всю лирич. поэзию Пиренейского п-ова. В это же время клерикальная лит-ра постепенно отказывается от латыни в пользу нар. языка; появляются многочисл., иногда своеобразные версии бытовавших в европ. лит-ре житий святых, религ. легенд, а также переработки франц. рыцарских романов, особенно бретонского цикла. С нач. 13 в. развивается историографич. лит-ра; в ранних историч. хрониках сообщения о достоверных фактах сочетаются с легендами и преданиями.

 

С кон. 15 в. в условиях подъема экономики и зарождения раннебурж. отношений, укрепления политич. могущества Португалии возникла лит-ра Возрождения. Один из ее зачинателей — драматург Ж. Висенте, основоположник португ. театра, автор фарсов и комедий на португ. и исп. языках, подвергавших критике разл. обществ, пороки и церковь. Мн. представители Возрождения ориентировались на итал. ренессансные образцы. Так, лирич. поэт Ф. Са ди Миранда, создавший также неск. бытовых комедий, ориентировался на традиции петраркизма. Крупнейший представитель лит-ры Возрождения в Португалии Л. ди Камоэнс, автор учено-классицист. комедий, особенно прославился своими лирич. стихами, в к-рых чувство любви сочетается с ощущением дисгармонии мира. В поэме “Лузиады” о плавании Васко да Гамы в Индию, ставшей нац. эпопеей, он прославил мужество и героизм народа, открывшего новые горизонты человечеству. С кон. 16 в. в обстановке экономия.

 

ПОЛЯ — ПОРТ

 

==289

 

и политич. кризиса, присоединения Португалии к Испании ренессансная лит-ра переживает кризис. В поэзии отчетливо ощущается влияние исп. поэзии барокко; заметное место занимают мистич. настроения. Лишь немногие писатели 17—18 вв. продолжают следовать гуманистич. традициям Возрождения.

 

Во 2-й пол. 19 в. в П. л. получили отражение идеалы Просвещения, к-рые вдохновили мн. поэтов и драматургов, входивших в кружки “Лисабонская Аркадия”, “Новая Аркадия” и др. Однако подлинное возрождение нац. лит-ры связано с утверждением романтич. иск-ва, одним из источников к-рого стал подъем нац. самосознания в условиях борьбы против вторжения наполеоновских войск (1807), нац.-освободит. война 1803—13 и бурж.-демократич. революция 1820. Расцвет романтизма относится к 30-м гг. 19 в.: поэт Ж. Б. Алмейда-Гаррет, автор патриотич. поэм и пьес из нац. прошлого, стремившийся возродить традиции нац. классич. лит-ры; А. Эркулану, создатель историч. романов, в к-рых представлена панорама социально-политич. жизни Португалии на протяжении неск. веков, и др.

 

Романтич. лит-ра в своих эпигонских образцах господствовала также во 2-й пол. 19 в. и оказывала влияние даже на писателей, стремившихся к достоверному описанию быта и нравов. Против сторонников романтич. школы, за реалистич. метод, выступили писатели “коимбрской школы”, манифестом к-рых стало письмо “Здравый смысл и хороший вкус” (1865) поэта и обществ, деятеля А. ди Кентала, одного из организаторов португ. секции 1-го Интернационала, автора гражд. и социальных стихов. Наиболее значит, писатель этой школы Ж. М. Эса ди Кейрош, чьи социально-критич. романы “Преступление падре Амару” и др. способствовали утверждению реализма. Однако в его творчестве обнаруживается воздействие натуралистич. эстетики Э. Золя, особенно усиливающееся к концу века.

 

На рубеже 19—20 вв. в условиях глубокого кризиса социально-политич. системы Португалии, а затем разочарования в возможностях бурж. республики, учрежденной в 1910, получила развитие поэзия декаданса. Крупнейший лирик М. ди Са-Карнейру стремился изолировать свое иск-во от реальности, уйти в “башню из слоновой кости”, погрузиться в самосозерцание. Дань декадансу в своем раннем творчестве отдал и видный поэт Ф. Песоа, стихам к-рого свойственно трагич. восприятие окружающего мира, резкая критика бурж. отношений и морали. Его поэзия приобрела известность и за пределами родины.

 

Установление фаш. диктатуры в 1926, кризис демократич. движения способствовали росту пессимистич. настроений среди бурж. интеллигенции, стали питательной почвой для модернист, и левых течений в иск-ве, приверженцы к-рых с кон. 20-х гг. сгруппировались вокруг журн. “Presenca”. Однако в 40-х гг. передовые писатели все чаще обращаются к социальной теме, к реалистич. методу: романы А. Рибейру и Ж. М. Феррейры ди Каштру, дающие правдивую картину действительности. В эти же годы получила широкое распространение эстетика неореализма, во многом аналогичная послевоен. неореалистич. итал. иск-ву. К неореализму примкнули выдающиеся совр. романисты А, Редол, Ф. Намора Гонсалвиш, поэт М. да Фонсека и др. После апрельской революции (1974), приведшей к свержению фашизма, передовые писатели активно ведут борьбу за осуществление ее

 

идеалов, за демократич. Португалию.

 

Изд.: Еыла темная ночь. Рассказы португ. писателей, М., 1962; Антология португ. и браз. лит-р (XIX—XX вв.), [Л.]> 1У64: Португ. поэзия XX в., М., 1974: Португ. драма, М., 1984.

 

% M ende s J., Literatura portuguesa, v. l—2, Lisboa, 1974—78; Saraiva A., Historia da literatura portuguesa, Amadora, 1979; Lisboa E., Poesia portuguesa: do <0rpheu” ao neo-realismo, Amadora, 1980. 3. И. Плавскин.

 

К оглавлению

 

==290 ПОСВ — ПОСЛ

 

ПОСВЯЩЕНИЕ, 1) указание автором лица, честь или память к-рого он желает почтить своим произведением; как правило, предшествует самому произв., может быть лаконичным или более пространным; в отличие от дарственной надписи, указание адресата П. — самим фактом публикования вместе с соч.— рассчитано на широкую огласку; 2) поэтич. жанр — стихотв. обращение к определ. лицу (редко — к памятному для поэта месту, к.-л. реалии, напр. шуточное П. “К моей чернильнице” А. С. Пушкина), содержащее мотивы обращения, характеристику адресата или самого произв.; в этом случае может сближаться с посланием. Иногда П. обособляется от соч., к-рому предпослано, и становится самостоят, лирич. произведением, Впервые П. появились во времена античности и получили распространение в эпоху меценатства в Риме (оды Горация — Меценату). Возникновение П. во многом обусловлено тем, что писатели часто были вынуждены искать защиту и поддержку у “сильных мира сего”. Отсюда лесть и неумеренные похвалы в адрес знати, манерность, высокопарный слог, к-рыми часто грешили многочисл. авторы П., особенно в средние века и в эпоху абсолютизма. Широко распространено было П. во Франции 16—17 вв. В П. к “Тартюфу” Мольер обращается к Людовику XIV с просьбой о поддержке и защите от нападения воинствующих “святош” (католич. духовенства).

 

В 18 в., когда зависимость лит-ры от “покровителей” начинает ослабевать, появляются П. более свободные по духу и разнообразные по содержанию и форме: П.-манифесты, П.-заявления, П.-надписи. Вольтер использует П. к трагедии “Брут” для изложения мыслей о театре просветит, классицизма; П размышление о судьбе художника, о “неотпускающих” его темах и образах у И. В. Гёте (к-рым он предваряет изд. своих соч.), П. к его трагедии “Фауст”; саркастич. П. к роману “Жизнь и мнения Тристрама Шенди” Л. Стерна. В дальнейшем распространяются интимные П.-послания (П. к драме “Кромвель” В. Гюго, адресованное отцу) и дружеские П. (к сб. “Цветы зла” Ш. Бодлера — Т. Готье; к сказке “Маленький принц” А. Сент-Экзюпери — Л. Верту).

 

В России П. были распространены еще в 18 в., хотя в целом они не выходили за рамки панегирич. лит-ры. В 19 в. они становятся более короткими и содержательными, часто — подлинными свидетельствами дружбы, памяти, любви. Таковы П. у Пушкина к поэме “Полтава”, к роману “Евгений Онегин”; у М. Ю. Лермонтова — к нек-рым редакциям поэмы “Демон”, стих. “Тебе, Кавказ, суровый царь земли...”; у Н. А. Некрасова — к поэме “Мороз, Красный нос”; у И. С. Тургенева — к “Песни торжествующей любви” (“памяти Флобера”) и др. П. как лирич. жанр не утратило своего значения и в сов. лит-ре: В. В. Маяковский — стих. “Сергею Есенину”; М. И. Цветаева — П. к “Поэме Горы”; А. А. Ахматова — три П. к “Поэме без героя”. В. к. ПОСЛАНИЕ, эпистола (греч. epistole), лит. жанр: стихотворное письмо. В европ. поэзии впервые появляется у Горация (напр., П. к Пизонам “Наука поэзии”),живет в лат. новоязычной поэзии средневековья и Возрождения, расцвегает в эпоху классицизма 17— 18 вв. (Н. Буало, Вольтер, А. Поп, А. П. Сумароков). В эпоху романтизма П. теряет жанровые признаки (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, “Послание цензору” А. С. Пушкина), а к сер. 19 в. перестает существовать как жанр.

 

Формальный признак П.— наличие обращения к конкретному адресату и соответственно такие мотивы, как просьбы, пожелания, увещевание и пр. Содержание П. по традиции (от Горация) — преим. морально-философское и дидактическое, но были многочисл. П. повествовательные, панегирические, сатирические, любовные и пр. Грань между П. и др. жанрами, разрабатывавшими то же содержание, по мере ослабления формальных признаков П. стиралась, поэтому мн. П. близки к сатирам (Гораций), элегиям (Овидий), дидактич. поэме (А. Поп), лирич. стихам неопредел, жанра (“Во глубине сибирских руд” А. С. Пушкина). М. Л. Гаспаров.

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ, дополнение к лит. произв., содержащее выводы и необходимые, по мнению автора, пояснения к тексту. Обычно следует непосредственно за лит. произведением. В отличие от эпилога, П. не является продолжением фабулы. Примером могут служить П. от автора к “Декамерону” Дж. Боккаччо, к “Крейцеровой сонате” Л. Н. Толстого. Будучи структурно самостоятельным, П. зачастую тесно связано с произв. единым авторским замыслом, выполняя роль внефабульной мотивировки изображаемого. Помимо П. от автора широко распространено П. к тексту от другого лица — критика, составителя, редактора. По своему характеру такое П. часто аналогично вступит, статье или предисловию.

 

В. Л. Калашников.

 

ПОСЛОВИЦА, краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение. Употребляясь в значении переносном — по принципу аналогии — к своему буквальному смыслу (-“Что посеешь, то и пожнешь”), П. заключает в себе афористически сжатое выражение к.-л. грани нар, опыта; предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной П. Композиц. строение суждения в П. (обычно двучленное), часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, совпадает с синтаксическим..

 

И з д.: Д а л ь В. И., Пословицы рус. народа. (Предисл. М. Шолохова. Вступ. ст. В. Чичерова), Сб., М., 1957; Словарь рус. пословиц и поговорок. Сост. В. П. Жуков, 3 изд., М., 1966.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В решениях съездов, постановлениях ЦК КПСС, других парт. документах находит выражение политика Коммунистич. партии в области культуры и иск-ва, осн. принципы к-рой вытекают из фундаментальных положений марксизма-ленинизма: о базисе и надстройке, о классовой сущности идеологии, о партийности и народности лит-ры и иск-ва, об их роли в построении коммунистич. об-ва. Партия конкретизирует эти принципы применительно к особенностям каждого этапа обществ, развития, определяет в своих документах важнейшие направления и задачи культурного строительства.

 

В период становления социалистич. строя вопросы лит-ры рассматривались в рамках общего процесса культурной революции, включавшей в себя ликвидацию неграмотности, обеспечение широкого доступа трудящихся масс к богатствам культуры, формирование новой интеллигенции, создание иск-ва, глубоко партийного и народного по своим устремлениям. С решением этих задач связаны парт. документы первых послеоктябрьских лет, 20—30-х гг. В Программе партии, принятой на 8-м съезде РКП(б) в марте 1919, говорилось: “...Необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров” (КПСС в резолюциях..., 8 изд., т. 2, 1970, с. 49).

 

1 дек. 1920 ЦК партии опубликовал письмо о Пролеткультах (см. Пролеткульт}, направленное против т. н. автономии Пролеткульта и попыток его руководителей противопоставить Пролеткульт — партии и Сов. гос-ву, В письме отмечалось, что под видом •”пролетарской культуры” в этих массовых просветительных орг-циях рабочим нередко преподносятся чуждые филос. взгляды (махизм) и извращенные худож. вкусы (футуризм). Подчеркнув закономерность возрастающего интереса рабочих к вопросам худож. творчества, ЦК РКП(б) заверил, что “партия сделает все возможное, чтобы это дело действительно попало в руки рабочей интеллигенции”, чтобы эти организации стали “не на словах, а на деле органами настоящей, неподдельной пролетарской культуры...” (там же, с. 199—200).

 

В резолюции 13-го съезда РКП(б) “О печати” (1924) и в спец. резолюции ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 “О политике партии в области художественной литературы” была дана развернутая оценка положения в этой области, выражено отношение партии к существовавшим в лит-ре разл. социальным группам и идейным течениям. Указывалось на необходимость всемерной помощи пролет, писателям, внимания к крест. писателям, тактичного и бережного отношения к т. н. “попутчикам” (сочувственно относящимся к социалистич. преобразованиям), решит, борьбы с бурж. идеологией. “Отсеивая антипролетарские и антиреволюционные элементы (теперь крайне незначительные),— говорилось в резолюции ЦК РКП(б),— борясь с формирующейся идеологией новой буржуазии среди части „попутчиков" сменовеховского толка, партия должна терпимо относиться к промежуточным идеологическим формам, терпеливо помогая эти неизбежно многочисленные формы изживать в процессе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма” (О партийной и советской печати. Сб. документов, 1954, с. 345). Партия выступала против неверия в возможность создания пролет, культуры и против пренебрежения к культурному наследию. Вопросы художественной формы партия предоставляла решать самим творч. работникам.

 

Воздействие социалистич. действительности, отвечающая объективным потребностям худож. творчества политика партии привели во 2-й пол. 20-х — нач. 30-х гг. к изживанию “промежуточных идеологических форм”, к формированию идейно-творч. единства сов. лит-ры. Отметив решительное изменение обстановки в лит-ре и иск-ве, ЦК ВКП(б) в постановлении от 23 апр. 1932 “О перестройке литературно-художественных организаций” признал необходимым ликвидировать Ассоциации пролетарских писателей (АПП) и др. лит. группы и объединить всех писателей, поддерживающих платформу Сов. власти и стремящихся участвовать в социалистич. строительстве, в единый Союз сов. писателей (см. Союз писателей СССР). Прошедшие после принятия этого постановления учредит, съезды союзов писателей и др. творч. работников ярко продемонстрировали сплоченность худож. интеллигенции вокруг партии, сыграли выдающуюся роль в развитии лит-ры и иск-ва.

 

Важное значение для укрепления и развития лит. критики в стране имело постановление ЦК ВКП(б) “О литературной критике и библиографии” (1940).

 

После Великой Отечеств, войны партия сформулировала задачи лит-ры и иск-ва в постановлениях 1946— 1948, в т. ч. в постановлении ЦК ВКП(б) “О журналах „Звезда" и „Ленинград"” (1946). В них подчеркивалась необходимость развития сов. иск-ва на пути народности и реализма, была дана критика формалистич, тенденций в иск-ве. Для раскрытия содержания и историч, места этих документов существенное значение имеет постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 “Об исправлении ошибок в оценке опер „Великая дружба", „Богдан Хмельницкий" и „От всего сердца"”. ЦК КПСС подтвердил правильность содержавшихся в постановлении ЦК ВКП(б) “Об опере В. Мурадели „Великая дружба"” (1948) общих установок; вместе с тем отмечалось, что “...были допущены некоторые несправедливые и неоправданно резкие оценки творчества ряда талантливых советских композиторов...” (Справочник партийного работника, вып. 2, 1959, с. 495). В тот же период в общеполитич. и лит.-худож. печати были уточнены оценки творчества нек-рых др. деятелей сов. культуры, в частности А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко.

 

ПОСЛ — ПОСТ

 

==291

 

 

 

В документах 60—80-х гг. партия подтвердила незыблемость ленинских принципов парт. руководства развитием лит-ры и иск-ва: доверия к творч. интеллигенции, сочетания доброжелательности и требовательности в оценке результатов ее труда, выдвижения перед художниками вдохновляющих творческих задач. К числу этих документов относятся Программа КПСС (1961), материалы 23—26-го съездов партии, тезисы и постановления ЦК КПСС в связи с празднованием 100-летия и 110-летия со дня рождения В. И. Ленина, 50-летия и 60-летия Великой Окт. социалистич. революции, 60-летия образования СССР, постановления ЦК КПСС “О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы” (1969), “О литературно-художественной критике” (1972), “О работе с творческой молодежью” (1976), “О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы” (1979), “О творческих связях литературнохудожественных журналов с практикой коммунистического строительства” (1982) и др. Получили поддержку позитивные тенденции в.области худож. творчества: гражд. пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство иск-ва в решение актуальных проблем жизни сов. общества, создание ярких, значит. произв. на важнейших тематич. направлениях. Вместе с тем отмечена недопустимость проявлений безыдейности, мировоззренч. неразборчивости, отхода от четких классовых позиций, го. б. Кузьменко.

 

В Резолюции XXVII съезда КПСС по Политическому докладу ЦК КПСС указано на необходимость решительно обновлять методы деятельности творческих союзов, учреждений культуры, наполнять ее глубоким идейным содержанием. “Съезд,— отмечается в Резолюции,— призывает мастеров литературы и искусства создавать произведения, достойные величия новаторских дел партии и народа, правдиво, на высоком художественном уровне отображать жизнь советских людей в ее многогранности и развитии” (Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986, с. 119). В Резолюции определены задачи литературно-художеств. критики, которая должна в оценках произведений руководствоваться четкими эстетическими и классовыми критериями, выступать против безыдейности, парадного многописания, мелкого бытокопательства, конъюнкту рщины и делячества.

 

В принятой XXVII съездом новой редакции Программы сформулированы принципы политики партии по отношению к литературе и искусству: “КПСС бережно, уважительно относится к таланту, к художественному поиску. В то же время она всегда боролась и будет бороться, опираясь на творческие союзы, общественное мнение, на марксистско-ленинскую художественную критику, против проявлений безыдейности и мировоззренческой всеядности, эстетической серости” (там же, с. 170).

 

Документы, характеризующие политику КПСС в об.ласти худож. культуры, свидетельствуют о том, что партия последовательно заботится о повышении обществ. роли лит-ры и иск-ва, помогает писателям создавать лит-ру, кровно связанную с жизнью народа, утверждающую идеалы социализма и коммунизма.

 

См. также Маркс К. и Энгельс Ф. о литературе, Ленин В. И. о литературе, Партийность литературы, Народность литературы.

 

φ ΚПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1—12, M., 1970—78; О партийной и сов. печати, радиовещании и телевидении. Сб. документов и материалов, М., 1972; Материалы XXIII съезда КПСС, М., 1966; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Материалы XXVII съезда КПСС, М., 1986; Об идеологической работе КПСС. Сб. документов, М., 1977; Материалы пленума ЦК КПСС, 14—15 июня 1983 г., М., 1983. Л. Т. Сергеев.

 

==292 ПОТЕ -- ПОЧВ

 

“ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ” (“Lost generation”), определение, применяемое к амер. и зап.-европ. писателям (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, Дж. Дос Пассос, Ф. С. Фицджеральд, Э. М. Ремарк, О. Т. Кристенсен), выразившим в своих произв. трагич. опыт 1-й мировой войны 1914—18, глубокое разочарование в бурж. цивилизации, утрату идеалов, отчужденность человека от общества. Протесту писателей •“П. п.” свойствен пафос стоич. пессимизма. Высказанное Гертрудой Стайн выражение “П. п.” использовано Хемингуэем в качестве эпиграфа к роману “И восходит солнце” (1926). В значит, степени утратив свою остроту в 30-х гг., настроения “П. п.” в той или иной степени отозвались после 2-й мировой войны 1939—45 в творчестве “разбитого поколения” (СП1А), ^рассерженных молодых людей” (Великобритания), “поколения вернувшихся” (ФРГ).

 

“ПОТОК СОЗНАНИЯ” (“Stream of consciousness”) в литературе, лит-ра 20 в. преим. модернист, направления, непосредственно воспроизводящая душевную жизнь, переживания, ассоциации. Термин “П. с.” принадлежит амер. философу-идеалисту У. Джемсу, полагавшему, что сознание — это поток, река, в к-рой мысли, ощущения, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, “нелогично” переплетаются (-“Основания психологии”, 1890). “П. с.” представляет собой предельную степень, крайнюю форму внутреннего монолога, в к-ром объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы. Писателями, предвосхитившими в своем творчестве совр. “П. с.”, иногда считают Л. Стерна (“Жизнь и мнения Тристрама Шенди”, т. 1—9, 1760—67) и Л. Н. Толстого, открывшего новый этап в разработке средств психол. анализа. “П. с.” нач. 20 в. вырос из произв. Ж. Гюисманса, Э. Дюжардена, из англ. лит-ры “рубежа века” (Г. Джеймс, Дж. Мередит, Дж. Конрад, Р. Л. Стивенсон). Дальнейшее превращение “П. с.” из реалистич. худож. приема в метод изображения жизни, претендующий на универсальность, вызвано рядом обществ, причин, прежде всего кризисом гуманитарного сознания рубежа 19—20 вв.

 

В основных произв. <П. с.” (романы М. Пруста, Вирджипни Вулф, Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека; нарушение традиц. повествоват. структуры, смещение временных планов принимают характер формального эксперимента. Центр, соч. <П. с.”— роман Джойса <Улисс> (1922), продемонстрировавший одновременно вершину и исчерпанность возможностей метода <П. с.”: исследование внутр. жизни человека сочетается в нем с размыванием границ характера, психол. анализ нередко превращается в самоцель. При значит, влиянии Джойса на европ. и амер. лит-ры большинство крупных писателей прошли через увлечение <П. с·> в осн. в ранних произв. и в дальнейшем обращались к нему в реалистич. познават. целях — как к приему в изображении определ. душевных состояний (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, О. Хаксли, Г. Грин, Г. Грасс, М. Дюра и др.).







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия