ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС СЕРЁЖИ КАХОВСКОГО 1 страница
От пристани до самого дома Нок вел себя как дрессированный. Ни разу даже не дернул поводок. Он шел рядом с Серёжей, и тот все время ощущал ногой его косматый теплый мех. – Нок – лохматый бок, – шепотом сказал ему Серёжа. Пес вопросительно повернул голову. Свет, падающий от близкого фонаря, желтыми точками блестел в его глазах. – Скоро будем дома, – пообещал Серёжа. Еще несколько шагов – и тогда сквозь черные тополиные ветки глянут на усталых путешественников светящиеся окошки второго этажа. Вот они, окна. Однако горели только два окошка – в Наташиной комнате. Стекла Серёжиных окон отражали синевато-серое небо июльской ночи. "Может, смотрят телевизор? – подумал Серёжа. – Или спят уже? Папа так рано не ложится… А может быть, оставили Марину у Наташки и в кино ушли на последний сеанс?" Он слегка встревожился. Во-первых, чего же хорошего возвращаться в пустую квартиру? Во-вторых, не хотелось ему откладывать объяснение с отцом и тетей Галей. Серёжа нисколько не боялся этого разговора. Но он хотел, чтобы поскорее остались позади все неприятности и все обсуждения этих неприятностей. Не надо о них вспоминать. Пускай только всадники на золотистых конях вспоминаются каждый день… Серёжа и Нок вошли во двор. Серёжа толкнул нижнюю дверь, и они стали подниматься на второй этаж. Над лестницей горела неяркая лампочка. Потрескивали точеные старые перила. Когти Нока громко стучали по ступеням, и этот стук отдавался в железном корыте, которое висело у двери чулана. Пахло пересохшими досками, теплой пылью и древесным лаком. Это был запах пожилого доброго дома, в котором Серёжа провел все свои почти двенадцать лет… Верхняя дверь была облезшей клеенкой. Клеенка местами треснула, и в разрывах торчала пакля. На косяке весело белела кнопка. Это была обманная кнопка: звонок Серёжа и Наташка развинтили еще пять лет назад, когда строили из большой корзины и картонного ящика ледокол. Блестящая чашечка звонка понадобилась им для корабельного сигнала. С тех пор кнопку нажимали только те, кто первый раз приходил в этот дом. Серёжа несколько раз ударил кулаком по мягкой клеенке. Бух-бух-бух… – отдалось за дверью. Сначала была тишина, потом часто защелкали подошвы, и Наташкин голос капризно спросил: – Кто? – Я. – Кто "я"? – Ну я, Сергей! Ты спишь, что ли? Лязгнул крючок, и дверь распахнулась так стремительно, что перепуганный Нок отскочил на всю длину поводка. Наташка перешагнула порог и схватила Серёжу за локти мокрыми пальцами. – Серёжка! Как здорово! Какой ты молодец, что приехал! Она лишь мельком глянула на пса и даже не удивилась. – Ой, ну как здорово! Бывают же чудеса! – повторила она и, не отпуская, потянула Серёжу в коридор. Он совсем не считал, что его приезд такое уж чудо. Пожал плечами, втащил в коридор очень оробевшего Нока и взглянул на свою дверь. Обычно по вечерам в ней светилась тонкая щель. Сейчас ее не было. – Где наши? Глядя счастливыми глазами, Наташка сказала: – Да! Ты ведь ничего не знаешь! – Ничего не знаю. Скажешь ты наконец? – Вы квартиру получили. Три комнаты. Уже неделю назад переехали. Это была новость. Уж чего-чего, а такого дела он никак не ждал. – Вот так финт… – медленно сказал Серёжа. – Это значит, я здесь уже не живу? Она вздохнула: – Значит… Ну и что? У тебя теперь будет своя комната. Ой, Серёжка, такая хорошая, просто прелесть! Окно на юг, реку видно. Обои на стенах такие веселые, голубенькие… Ты что, не рад? – Да я не знаю даже… Он и правда не знал. Он, видимо, просто устал сегодня от разных неожиданностей. – А почему не написали, что новая квартира? – Хотели тебе сюрприз сделать. – Сюрприз… – усмехнулся Серёжа. Поглядел на притихшего Нока, потрепал ему загривок. – Я вот тоже сюрприз привез. – Я уж смотрю… Это ты из лагеря такое страшилище везешь? Да нет, он хороший, только… больно какой-то уж непричесанный. Нок вопросительно посмотрел на незнакомую девочку, потом на хозяина и вдруг зевнул во весь размах розовой пасти. – Ой, – сказала Наташка. – Она пошутила, Нок, – сказал Серёжа. – Она больше не будет, не глотай ее. Наташка засмеялась и вдруг сразу встревожилась: – Серёжка… А почему ты… Ведь смена только через десять дней кончится. Ой, выгнали, да? – Сам ушел, – хмуро сказал Серёжа. – С начальником лагеря поругался. Наташка охнула: – Мамочка моя… А тебя отпустили? – А я спрашивал? – Серёжка, сумасшедший! Тебя же искать будут. Серёжа поморщился: – Да не будут, там знают… Я все расскажу, только потом, ладно? Наташка тряхнула своими светлыми, коротко подрезанными волосами. – Ну ладно. Идите в комнату, я вас кормить буду… Слушай, а у него блох нет? – Нет… Не знаю… Не надо нас кормить, мы на катере ели. Ты адрес скажи. Мне ведь надо… домой. – Ой, ты не уходи! – испугалась она. – Как это "не уходи"? – Подожди. Переночуй здесь. – Зачем? – Ну, зачем… Скучно же. Думаешь, приятно полночи одной дома сидеть? – А где тетя Маша и дядя Игорь? – В театр пошли. Опера из Свердловска приехала. А потом еще в гости к папиному знакомому. – А тебя не взяли? – А я не пошла. – Почему? – Из вредности. – А-а… – Конечно… Отца всю неделю просила: "Почини, почини велосипед". Он все: "Починю, починю". А сам дотянул… Все ребята на озеро сегодня уехали, а я дома осталась… Ну вот и пусть сами ходят в свой театр. – Ну, ты тоже хороша. Дядя Игорь с утра до вечера на работе, а ты с велосипедом… Наташка виновато шмыгнула носом. – Он говорил: "Подожди до субботы". А в субботу его вызвали в порт. Что-то там срочное случилось. А он сейчас диспетчера порта замещает. – Сейчас навигация в разгаре. Мы пока плыли, знаешь сколько всяких теплоходов навстречу попалось… Ну, ты все-таки давай адрес, я пойду. – Останься, Серенький… – жалобно сказала Наташка. Вот она всегда так, если хочет подмазаться: "Не уходи, Серенький. Сделай, Серенький". Только она Сереньким его и называет. Раньше еще мама так называла, но это было давным-давно… – Не уйдешь, да? Я пельменей сварю, у нас две пачки в холодильнике. Пельмени – это, конечно, вещь, но… – Куда ты пойдешь ночью… – уговаривала Наташка. – Это далеко, за семь кварталов, на углу Октябрьской и Челюскинцев. Уже полдвенадцатого. И холодно сейчас, вон у тебя руки в пупырышках. Вечер и в самом деле был свежий. Серёжа, пока шел от пристани, слегка озяб. Но он сурово глянул на хитрую Наташку. – Это от твоих рук. – Он потер ладонями голые локти. – Почему у тебя пальцы мокрые и холодные? Стирала на ночь глядя? – Это я ревела, – сердито призналась она. – Тоже из вредности? – понимающе спросил Серёжа. – Нет… Я боюсь одна. Серёжа внимательно посмотрел ей в лицо. Только сейчас при свете слабой коридорной лампочки он разглядел, что глаза у Наташки красные и припухшие. Он не стал, конечно, смеяться. Никогда они не смеялись друг над другом, если одному из них было по-настоящему, до слез плохо. Если человеку одиноко и страшно, кто-то должен оказаться рядом (как сегодня на станции). Хотя, по правде говоря, Серёжа не понимал: как может быть страшно в своем доме, знакомом до последнего гвоздика? – Ладно, вари пельмени, – сказал он. Наташка расцвела, и они пошли в комнату. Наташа сразу превратилась в хозяйку. Цыкнула на Нока, который хотел устроиться на пушистом половике у дивана, и показала ему место у двери. А Серёже велела умываться. – Успеется, – лениво ответил он. Скинул сандалии и забрался на диван. Наташа неодобрительно посмотрела на Серёжины колени, темные от земли и въевшегося травяного сока, но ничего не сказала. Диван торжественно гудел всеми пружинами. Гудеть так он научился еще в те времена, когда Серёжа и Наташа устраивали на нем цирковые представления с борьбой и конными скачками. Наташа ушла на кухню. Нок опять осторожно перебрался на половик и вопросительно посмотрел на хозяина. – Ладно, лежи пока, – шепотом разрешил Серёжа. Усталость мягко растекалась по телу. Но спать Серёжа не хотел. Привалившись к вышитой подушке, он оглядывал комнату. Комната была такой же привычной, своей, как и те, в которых он жил. Все знакомое-знакомое: телевизор "Старт", накрытый вязаной салфеткой, черный книжный шкаф с завитушками и треснувшим стеклом, большая фотография в рамке: Наташа и дядя Игорь делают зарядку. Наташка маленькая, шестилетняя, в мальчишечьем тренировочном костюме и с громадным обручем. Дядя Игорь – с двумя двухпудовыми гирями, поднятыми к плечам, весь переплетенный мускулами, как гладиатор. И громадный. Серёжа вспомнил, как дядя Игорь еще недавно сажал их с Наташкой на вытянутые руки и вертел, будто карусель. Только не в этой комнате, а у Серёжи, потому что у Каховских было попросторнее. Серёже захотелось в свои комнаты. Он понимал, что пустая квартира – со следами унесенной мебели на полу, с темным квадратом на обоях, там, где висела мамина фотография, – невеселое зрелище. Но все-таки… Он встал и зашлепал босыми ногами в коридор, толкнул свою дверь. Дверь была заперта. – Нат, почему заперто? Открой. – Это не мы, – откликнулась из кухни Наташа. – Домоуправление заперло. Скоро новые жильцы приедут. Какие-то Грачёвы. – У-у… Я думал, что вы наши комнаты займете. Вам бы наконец свободнее стало. – Да теперь уж все равно. Мы к весне тоже переедем… Твой людоед ест пельмени? – Он все ест. Горячие только не давай, а то чутье пропадет. Серёжа вернулся в Наташину комнату. Подошел к окну. Вид отсюда был такой же, как из его комнаты. Крыши, неяркие окна, силуэт водонапорной башни, похожий на старинный замок. Слева – темная груда тополей, внизу – кусты рябины. За кустами – мостовая. Она была горбатая, эта мостовая, и зимой вдоль нее ветер наметал длинные сугробы. Такие непролазные, что отцу приходилось брать Серёжу на руки, когда шли в детский сад. Потом они с папой оказывались на широкой, очищенной дворниками улице, но папа не опускал Серёжу. Так им удобнее было разговаривать. – Пап, разве справедливо, когда двое на одного? – спросил один раз Серёжа. – Конечно, нет. – А что делать? – Ну, что делать… Выбери время, поговори с ними по очереди, один на один. – Правильно! – обрадованно сказал Серёжа. – Светку Лапину я подожду во дворе, а Танька сегодня дежурит в группе… – Постой-постой! Ты что же, с девочками хочешь драться? – Я не драться, а только раз… А чего! Они сами первые… – Неважно, что первые, – серьезно сказал отец. – Ты будущий мужчина. Настоящий мужчина никогда не дерется с женщинами, это стыдно. – Они же не взрослые тетеньки, а девки, – обиженно возразил Серёжа. – Не девки, а девочки, во-первых. Ты ведь Наташу девкой не называешь. А во-вторых, девочки вырастают и становятся взрослыми женщинами. Мамами, бабушками. Твоя мама тоже была девочкой. Тебе понравилось бы, если бы какой-нибудь парнишка ее отлупил? Мамы тогда уже не было, но они всегда говорили о ней, как о живой: "А что сказала бы мама? А маме бы понравилось?" Мама уехала и не вернулась. Потом пришла та телеграмма от незнакомых людей… Иногда Серёжу будто с размаху ударяла мысль, что мама уже никогда, совсем никогда не вернется, и тоска скручивала его, и прорывались совершенно безудержные слезы. Но он не видел маму мертвую. А живая она улыбалась с большой фотографии и словно удивлялась: "В чем дело? Я же здесь". Нет, Серёже ни капельки не понравилось бы, если бы какой-нибудь мальчишка задел маму хоть мизинчиком! Но чтобы не сдаваться так легко, он проворчал: – Мама, наверно, первая никого не стукала. И папа согласился: – Наверно… Покачиваясь на папиных руках и почти касаясь губами его колючей щеки, Серёжа спросил: – А ты маму знал, когда она была маленькая? Папа сказал: – Нет, Серёженька, не знал. …Когда мама была девочкой, с ней дружил не папа, а совсем другой мальчик. Андрей. Серёжа узнал про это позже, когда была уже тетя Галя и маленькая Маринка. Он увидел однажды, как папа сидит на поленьях у горящей печки-голландки и медленно бросает в открытую дверцу письма. Писем была целая пачка. Серёжу это заинтересовало, потому что на многих конвертах он заметил красивые марки. – Папа, это что? – Это мамины, – тихо объяснил папа. – Мама писала? – Нет. Когда мама училась в школе, у нее был друг Андрей Кожин. Когда они выросли, то разъехались в разные города, и он маме часто письма писал. Даже потом… два письма пришло. – А зачем ты их в печку? – Куда же их? Лежат, лежат… Андрею отослать? Я адреса не знаю, на конвертах он обратный адрес не указывал. – А что в них написано? – Не знаю, Серёженька. Мама не говорила, а я не спрашивал. – А сейчас почитай. Отец покачал головой и отправил в желтый огонь еще один конверт. – Нельзя. Чужие письма не читают без разрешения. Это нечестно. Конверт свернулся в трубочку, и пламя взвилось над ним длинным языком. – А марки? – шепотом спросил Серёжа. – Марки?.. Марки можно взять. Серёжа сел рядом с папой у гудящей и стреляющей печки. Он отрывал от писем разноцветные марки и под тонкой бумагой конвертов чувствовал сложенные вчетверо листки. Там были слова, которые больше никто никогда не прочитает. Потому что не у кого спросить разрешения, а лезть без спросу в чужое письмо – это очень скверное дело… Заглянула Наташа, сказала, что пельмени готовы. – Вставай руки мыть… Ой, да ты спишь уже! – Я? Нисколечко. Даже не хочется. Серёжа поднялся и нащупал ногами сандалии. Нок принюхался к кухонным запахам и деликатно замахал хвостом. – Папа магнитофон купил, – сообщила Наташа. – Хочешь, включу, чтобы не заснул? У нас одна такая запись есть! Мексиканский гитарист и певец… – У нас в лагере вожатый был. Вот это гитарист! – сказал Серёжа. – От него все ребята ни на шаг не отходили. Он такую песню знал – лучше всех песен на свете! И вообще он был самый хороший вожатый. – У нас тут недалеко тоже один человек появился. За ним тоже мальчишки табуном ходят. Он их на шпагах сражаться учит. – Что это за человек? – встрепенулся Серёжа. – Кажется, тренер. Или вожатый… В общем, на Красноармейской есть старый дом, вроде нашего. Его сносить хотели, а потом не стали. Там какой-то детский клуб сделался. Название "Эспада". – "Эспада" – по-испански "шпага", – сказал Серёжа. – Правда? В одной песенке у этого мексиканца тоже все время повторяется: "Эспада, эспада…" – Включи, – попросил Серёжа. Наташа вытащила из шкафа магнитофон – плоский чемоданчик, нашла на полке катушку. – На транзисторах, – сказал Серёжа. – Какая марка? – "Мрия". По-украински значит "Мечта". – Слушай, Нат. Он был в пенопластовой коробке? – Да, а что? – Она где? – Папа убрал куда-то. – Можно, я ее заберу? – Ну… ты спроси у папы. Можно, наверно. А зачем? – Хочу одну штуку сделать… Давно хочу, да все пенопласта не могу достать. Большие плиты, которые на стройках, не годятся, они крошатся. Мне нужен плотный. – Папа, наверно, отдаст… Серёжка, ну что все-таки в лагере случилось? – "Что, что"!.. Написал домой письмо, что скучно. Начальник его прочитал. Начал меня на линейке ругать. Я ему говорю: "А зачем чужие письма читаете?" Он еще сильнее раскричался: "Убирайся, если тебе все не нравится!" Думал, я испугаюсь. А я убрался… – Сумасшедший, – сказала Наташа тоном полного одобрения. – Ну, слушай запись. Сначала защелкали кастаньеты, и это напоминало цокот копыт. Потом упруго и ритмично ударили струны. И, опять привалившись к подушке, Серёжа почти сразу увидел желтые травы и низкое косматое солнце среди облаков, похожих на рваные красные ленты. И темные всадники, медленно выплывая на круглую вершину холма, разворачивались и пускали коней в галоп. И была уже не музыка, а встречный ветер и летящая под копыта степь… И вдруг сквозь шум ветра и топот донеслись голоса. Папин. Взволнованный тети Галин. Спокойный и чуть насмешливый бас дяди Игоря: – Да вот он, "бедный странник". Спит без задних ног. Серёжа это слышит, но пошевелиться и сказать что-нибудь не может, потому что по-прежнему видит степь и стремительных кавалеристов. И сам он – один из всадников. Голос тети Гали: – Я чуть с ума не сошла! Приезжает начальник лагеря, представляете – сам! Ночью. Привозит его куртку и брюки… Я думала – утонул. Оказывается, бросил вещи на станции и куда-то ускакал… (Значит, вещи нашлись. Значит, мамина карточка, которая была в кармане, все-таки не пропала. Хорошо. А то, когда примчались всадники, он так и не успел схватить одежду со скамейки.) Голос дяди Игоря: – Наталья, знаешь, что этот герой отколол? – Знаю. – И конечно, одобряешь? – И конечно… Папин голос: – Ну ладно, друзья, ничего не случилось. Галина, хватит слезы пускать. И ты, Маша, за сердце не хватайся. Одно слово – женщины. Тетя Маша: – Молчи уж, мужчина. Сам белее мела до сих пор. Папа: – Мы сами виноваты. Надо было сразу адрес ему дать. Наташа: – Папа, перетащи его на раскладушку. Есть он все равно уже не будет. Дядя Игорь: – Это можно… Граждане, а это что за чудовище? Эй, да он не подпускает! Зубы показывает! Наташа. – Это кто не подпускает? Я вот ему! Ну-ка брысь! (А Наташку Нок слушается сразу. Молодец Наташка!) Могучие руки поднимают Серёжу. (Вместе с конем.) И желтое поле, качаясь, уходит вниз. Совсем откуда-то издалека папа говорит: – Все понимаю… Да не спорь, Галя, ты сама знаешь, что он прав. Не пойму только: что за лошади, на которых он умчался? Просто сказка какая-то… Пенопластовой коробки от магнитофона, конечно, не хватило бы на макет. Но еще одну коробку Серёже отдал Генка Кузнечик. Теперь фасад замка был почти готов: две квадратные башни, двойная зубчатая стена между ними, в стене глубокая арка решетчатых ворот. Но работы оставалось очень много, и Серёжа мысленно дорисовывал замок. Появятся еще пять башен – круглых и шестигранных, потом – внутреннее кольцо стен, дворики, галерея и замковая церковь, сама по себе похожая на крепость. Все сооружение будет стоять на крутом холме, сделанном из папье-маше и пластилина. Холм – зеленый, а башни и стены – как из белого мрамора. Квадратные зубцы блестят на солнце, будто пиленый сахар. Серёжа сидел у подоконника и на игрушечной наковаленке склепывал из тонкой алюминиевой проволоки узорный флюгер для главной башни. Сегодня был неожиданный выходной. В районо назначили какое-то срочное учительское собрание, и поэтому в трех школах отменили занятия. Объявили спортивный день. Но спортивные соревнования были не подготовлены, и участвовать в них смогли только немногие. Остальные гуляли, радуясь нежданному отдыху. За окошком начинался хороший день. Начало сентября было холодным и слякотным, но в середине месяца подули южные ветры и опять пришло лето. Перед Серёжиным домом цвел пустырь. На нем год назад разломали несколько ветхих домиков. От них остались только заросшие крапивой квадратные фундаменты, а вокруг фундаментов зеленели кусты сирени и дикие яблони. Из травы смотрели шарики красного клевера и белела россыпь диких ромашек. Пустырь тянулся вдоль всего нового дома, а дом был длиной с океанский лайнер. Говорили, что скоро перед ним разобьют сквер. Но пока никаких работ никто не вел, пустырь зарастал буйными травами, и здесь было отличное место для игр. Правда, кое-где уже нахально торчали новенькие личные гаражи и пестрели в траве какие-то огороженные клумбочки и грядки. Из окна своей комнаты, с третьего этажа, Серёжа видел, как на старых фундаментах мальчишки играют в индейцев. Где-то шумели и футболисты, но их не было видно за кустами, а "индейцы" расположились как на ладони. Один, в помятом школьном пиджачке и синих джинсах, маленький, с растрепанной светлой головой, суетливо перебегал среди кустов: искал хорошее место для засады. "Похож на Грачёва", – подумал Серёжа. И воспоминание о Стасике неприятно кольнуло его. Эта история случилась вчера. Дурацкая какая-то история. На перемене перед четвертым уроком Серёжа услыхал в коридоре шум, визги и рыдающий крик малыша. Недалеко от их класса находился второй "А", и там что-то случилось. Что?! Серёжа выскочил за дверь. А за ним Генка Кузнечик и Мишка Маслюк. В коридоре голосила толпа второклассников. Впереди толпы двигалась дежурная девятиклассница Лилька Граевская, по прозвищу Мадам Жирафа, – могучая особа с тонкой шеей и маленькой головкой. Лилька тащила визжащего и ревущего малыша. Малыш извивался, пытался упасть, чтобы вырваться, скользил каблуками по паркету. И взахлеб кричал: – Пусти! Не буду! Пусти!.. Столько отчаяния было в этом крике, такой ужас был на маленьком, залитом слезами лице, что Серёжа и не помнил, как оказался на пути у дежурной. – Не трогать! У Лильки было очень глупое лицо. Она моргала слегка подкрашенными ресницами и все еще держала малыша за кисти рук, пытаясь приподнять его над полом. Уже спокойнее и жестче Серёжа повторил: – Не смей трогать. Она могла бы одним движением локтя смести Серёжу с дороги. Но ей это, видимо, и в голову не пришло. Кроме того, рядом с ним были Кузнечик и Мишка. Она выпустила пленника, он шлепнулся на пол и, сидя, все еще повторял: – Пусти! Пусти! Второклассники притихли. – Ты чего? Я дежурная, – сказала Мадам Жирафа. – Дура ты, а не дежурная, – сказал Серёжа. – Я дежурная, – повторила Лилька. – Дежурная ты сегодня, а дура каждый день, – почти успокоившись, объяснил Серёжа. – И это, к сожалению, неизлечимо, – вежливо добавил Кузнечик. А невоспитанный Мишка Маслюк пообещал: – Счас как дам тебе, дежурная, ниже позвоночника!.. Лилька опять заморгала. – Хулиганы! Я к дежурной учительнице пойду. – Иди, иди, – сказал Мишка. Серёжа в это время наклонился над малышом, взял у Генки Кузнечика платок и начал вытирать второкласснику зареванное лицо. Это было не очень приятно, однако что делать. – Ну, вставай, – сказал Серёжа. – Хватит реветь. Малыш сидел, всхлипывая, и со страхом смотрел на Лильку. – Не встану… – Не бойся, – сказал Серёжа. – Она больше не тронет. Он почти насильно поднял мальчишку, и тот сразу прижался к нему, вцепился в куртку. Серёжа чувствовал, как все щуплое тело малыша под форменным сукном вздрагивает от нервного озноба и всхлипов. – За что она его? – спросил Серёжа у второклассников. Крупный мальчик с красивыми карими глазами рассудительно сказал: – Он сам виноват. – "Сам виноват"! Эх вы… он же ваш товарищ. – А Неля Ивановна говорит, что он нам не товарищ, раз так себя ведет, – все так же рассудительно сообщил кареглазый мальчик. – Она сама велела Грачёва к директору отвести, – объяснила аккуратная кудрявая девочка. – Потому что у нее самой уже руки опускаются. Маленький Грачёв вдруг дернулся и снова зарыдал, не отцепляясь от Серёжи. Мадам Жирафа неожиданно засопела, растолкала малышню и тяжело побежала вдоль коридора. Резко ударил звонок. Ребятишки, нерешительно оглядываясь на Грачёва и его спасителей, потянулись в класс. Грачёв заплакал еще сильнее. Что с ним было делать, куда девать? – Как бы не заболел, – опасливо сказал Мишка Маслюк. – Маленькие, они такие… И Серёжа понял, как поступить. – Вы идите, ребята, не надо всем опаздывать. Я сейчас… Этажом ниже, у самой лестницы, был кабинет врача. Уговаривая и подталкивая, Серёжа повел туда Грачёва. – Можно, Марина Аркадьевна? Вот… Успокойте его как-нибудь. Просто беда… – Ну-ка, ну-ка… – Доброе лицо Марины Аркадьевны стало озабоченным. – Батюшки, сколько слез! Двойку получил? Нет?.. Ну, тогда ничего страшного. Тебя как зовут?.. Стасик? Вот и отлично. Давай-ка, Стасик, перестанем плакать. Я тебе обещаю, что все будет хорошо. Она вопросительно повернулась к Серёже, подошла. Он шепотом рассказал, что случилось. Марина Аркадьевна кивнула: все в порядке, можешь идти. Серёжа вышел. И услышал из-за двери голос Марины Аркадьевны: – Да что ты от меня шарахаешься, глупенький? Не будет никаких уколов. Честное слово. И лекарств не будет. Видишь, я даже халат снимаю. Никакой врач не делает уколы без халата, это не полагается… А чего же ты директора-то испугался? Разве он страшный? Ну, успокойся… Вот так, наконец-то. Смотри, что я тебе покажу… Потом наступила тишина, а через полминуты послышался неуверенный, прерывистый смех Стасика Грачёва. …Серёжа вошел в класс. Он чувствовал себя как после тяжелой работы или хорошей драки. Даже в голове гудело и ослабели руки. Был урок географии. Классная руководительница Татьяна Михайловна спросила: – Ты где это гулял, моя радость? – У врача был. Она встревожилась: – А что с тобой? – Да не со мной. Один второклассник расшибся, я его отводил, – соврал Серёжа. – Серьезное что-нибудь? – Кажется, нет. Татьяна Михайловна пригляделась. – Да ты и сам какой-то… Голова не болит? Ну садись. Я тебя спрашивать хотела, да уж ладно. – Что вы, Татьяна Михайловна, спрашивайте, – забеспокоился Серёжа. – Я учил… А теперь Серёжа со смутной досадой вспоминал этот случай. Кажется, он все сделал как надо. Откуда же непонятное беспокойство? Наверно, вот откуда: не мог Серёжа забыть, как маленький Стаська вздрагивал весь, трепетал просто, прижимаясь к нему. Он был какой-то совсем беспомощный, весь перекрученный страхом, и не осталось в нем ни гордости, ни капельки мальчишечьего характера. Ну разве можно так доводить человека?! И еще Серёже казалось, будто он забыл что-то и вспомнить не может. И наконец понял: фамилия-то у Стаськи – Грачёв! Наверно, это сын Грачёвых, которые поселились в старой Серёжиной квартире. Наташа говорила, что у них есть мальчишка-второклассник. Взрослого Грачёва Серёжа несколько раз видел, когда приходил к Наташе, а сына не встречал и не расспрашивал о нем. И Наташа, и он почти не говорили о новых жильцах. Неприятно было, что в квартире, где много лет две семьи жили как одна, появились незнакомые люди. Может быть, и хорошие, но чужие… …Непонятно где – то ли в соседней квартире, то ли в репродукторе на пристани – пропищали радиосигналы: десять часов. Серёжа отложил почти готовый флюгер и потянулся за рубашкой. Рубашка была темно-стального цвета, с блестящими пуговками и погончиками. На левом рукаве, над локтем, голубел суконный шеврон: рыцарский щит с тремя золотистыми скрещенными шпагами. Над шпагами пламенела звездочка с оранжевыми языками костра. Над звездочкой и витыми рукоятями шпаг полукругом шла желтая надпись: ESPADA Рубашку тетя Галя купила в "Детском мире". Шеврон вышивала Наташа, она же пришила его на рукав. Трудно было найти голубое сукно, однако Наташа перерыла все лоскутки в шкафу и отыскала обрезок от старого тети Машиного пальто. Обрезок был большой. Остаток Серёжа отдал Женьке Голованову. А Женька за это вытравил кислотой две шпаги на Серёжиной военной пряжке. Они как бы скрещивались позади звезды. Серёжа заправил рубашку и стал протягивать в петли на брюках широкий форменный ремень (тетя Галя специально перешивала петли, чтобы ремень проходил в них). Пряжка звонко щелкнула, пояс плотно охватил талию, и Серёжа сразу почувствовал себя выше и стройнее. Он лихо повязал галстук, схватил со стола черный берет с блестящей "майорской" звездочкой и вышел в коридор к зеркалу. Глянул на себя придирчиво, как командир на новобранца. Еще летом ребята и Олег договорились не ходить в клуб обормотами, быть всегда в форме и "держать марку". Все было в порядке. Серёжа показал язык своему отражению (чтобы не зазнавалось) и крикнул: – Тетя Галя, я пошел! Он выскочил на улицу. День был не такой теплый, как это казалось из окна. С реки тянул холодный ветерок. Серёжа поработал локтями, чтобы прогнать озноб, и зашагал вдоль дома. Посреди пустыря шумели ребята. Но это был уже не шум игры. Сквозь возмущенные мальчишечьи голоса пробивался визгливый женский крик. Мимо пробежал, как сумасшедший, второклассник Вовка Лебедев и крикнул Серёже: – Дзыкина мяч отобрала! В окружении ребят стояла круглая тетя в цветастом халате. Она прижимала к животу красный футбольный мяч и кричала. Кричала о том, какие все вокруг паразиты, особенно дети, и как они отравляют ее несчастную жизнь, и что она не отдаст мяч, пока не придут родители и не расплатятся за все причиненные ей убытки и унижения. Это и была Дзыкина. Серёжа и раньше сталкивался с ней. Один раз. Две недели назад ребята играли с Ноком, и пес по инерции проскочил около дзыкинской грядки с георгинами и астрами. Грядка была огорожена колышками с белой матерчатой лентой. Нок зацепил хвостом колышек, и лента затрепыхалась. Бдительная Дзыкина увидела это и подняла крик. Правда, тогда она кричала издалека: Нок не любит, когда ругают его хозяина.
|