Private. { Private declarations } X,Y: Integer;.
{ Private declarations } X,Y: Integer;. Затем с помощью списка выбора в окне Инспектора объектов выберите форму fmExampie и после двойного щелчка на строке опАс-tivate страницы Events введите такой обработчик события: procedure TfmExample.FormActivate(Sender: TObject); // Подготовка к началу работы Begin edInput.SetFocus; // Передаем фокус ввода редактору edinput IbOutput.Caption:= 'Введите 1-й операнд:'; End; Комментарий к программе С помощью строк Private { Private declarations } X,Y: Integer; мы определили в классе TfmExample две целочисленные переменные Х и Y, которые после этого стали доступны любым методам этого класса, в том числе обработчикам событий OnClick. Такого рода переменные (их называют полями класса) облегчают взаимодействие методов друг с другом. В нашем случае необходимость в них возникла по той причине, что первый операнд (переменная X) вводится в одном методе (bbRunciick), а используется в другом (bbResultClick). Оба обработчика событий onciick содержат почти одинаковые операторы. В начале каждого из них стоит оператор присваивания, в правой части которого содержится выражение StrToInt(Trim(edinput.Text)) Это выражение состоит из вызова стандартных для Object Pascal функций: сначала вызывается функция Trim, которая возвращает строку-аргумент (в нашем случае edinput.Text) без обрамляющих ее (т. е. ведущих и ведомых) пробелов9; затем с помощью вызова StrToint строка символов преобразуется к целому числу. Функция преобразования StrToint очень чувствительна к возможным ошибкам символьного представления целого числа. Большая часть возможных ошибок в нашей программе блокируется фильтрующими возможностями редактора MaskEdit и функцией Trim. Программа аварийно завершится, если при щелчке по кнопкам bbRun или bbResuit редактор не содержит текста. Чтобы избежать этого, перед вызовом StrToint вставьте if edinput.Text ='' ' then Exit; Этот оператор прекращает дальнейшую работу обработчика в случае, если в окне ввода компонента edinput нет текста. Методы Show и Hide компонентов-кнопок соответственно показывают или прячут компонент. Спрятанный компонент никак не участвует во взаимодействии с пользователем. ОПЕРАТОРЫ ЯЗЫКА С одним из наиболее часто используемых операторов языка Object Pascal - оператором присваивания мы уже познакомились (см. п. 3.3.3). Ниже рассматриваются остальные операторы. 5.4.1. Составной оператор и пустой оператор Составной оператор - это последовательность произвольных операторов программы, заключенная в операторные скобки - зарезервированные слова begin... end. Составные операторы - важный инструмент Object Pascal, дающий возможность писать программы по современной технологии структурного программирования (без операторов перехода goto). Object Pascal не накладывает никаких ограничений на характер операторов, входящих в составной оператор. Среди них могут быть и другие составные операторы - язык Object Pascal допускает произвольную глубину их вложенности: Функция Trim не определена в версии 1. Вместо указанной единственной строки в этом случае следует написать:[ while post' ', edinput.Text)>0 do system.delete(edinput.Text, post' ', edinput.Text), 1); StrToint(edinput.Text);] Begin Begin Begin End; End; End; Фактически весь раздел операторов, обрамленный словами begin... end, представляет собой один составной оператор. Поскольку зарезервированное слово end является закрывающей операторной скобкой, оно одновременно указывает и конец предыдущего оператора, поэтому ставить перед ним символ “;” необязательно. Наличие точки с запятой перед end в предыдущих примерах означало, что между последним оператором и операторной скобкой end располагается пустой оператор. Пустой оператор не содержит никаких действий, просто в программу добавляется лишняя точка с запятой. В основном пустой оператор используется для передачи управления в конец составного оператора: как и любой другой, пустой оператор может быть помечен, и ему можно передать управление. 5.4.2. Условный оператор Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса. Структура условного оператора имеет следующий вид: if <условие> then <оператор1> else <оператор2>; где if/ then/ else - зарезервированные слова (если, то, иначе); <условие> - произвольное выражение логического типа; <оператор1>, <оператор2> - любые операторы языка Object Pascal. Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение <условие>. Если результат есть True (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается; если результат есть False (ложь), наоборот, <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Например: Var X, Y, Max: Integer;
|