Студопедия — Нескромное обаяние Рунета
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нескромное обаяние Рунета






Ядро рецептивной аудитории постмодернистской эстетики, находящей одно из самых завершенных своих воплощений в интернете составляет, по мнению Скотта Лэша, «постиндустриальный средний класс»[15]. Постиндустриальный средний класс это люди работающие в сфере медиа, высшего образования, финансов, рекламы, маркетинга и международных связей. Этот молодой (в историческом и возрастном смыслах) класс характеризуется различными образовательными бэкграундами (совсем необязательно это элитарные вузы) и новой степенью подвижности в бизнесе.

Новой российской – читай московской – «yuppified» буржуазии эти харктеристики присущи с еще большей степенью контрастности. В условиях отсуствия традиций устойчивого семейного бизнеса (типа «Иванов и сыновья») самые успешные и активные социальные слои проходили сквозь сито партийно-номенклатурной системы. Последняя формировала относительную гомогенность «ядра» безразмерного советского пролетариата своими специфическими средствами – образование в ведущих профильных вузах, постуниверситетская идеологическая подготовка (в частности система «высших парийных школ»), пожизненная «работа по специальности», участие в публичной жизни через назначение в «выборные» органы («советы» различных уровне) и т. д.

Современный российский лидирующий класс формируется из самых различных «обломков» старой системы. Научные работники, открывшие в себе бизнес-таланты, так называемые «бывшие комсомольцы» (молодая часть коммунистического истэблишмента, ведущим качеством которой была уже не «убежденность», но «инициативность»), легализовавшиеся представители советской «теневой экономики» и криминалитет, скачком преодолевший фазу «первоначального накопления», дети новой высшей бюрократии, в конце концов, новая генерация способных молодых людей, имеющих опыт как отечественного, так и западного образования или просто удачно нашедших свою нишу в современной российской экономике. Образование – от неполного среднего и зачастую весьма сомнительных дипломов многочисленных постперестроечных негосударственных вузов до ученых степеней ведущих западных университетов. За плечами у большинства постоянная смена рода деятельности, бесконечная череда разовых проектов, смена объектов торгово-закупочной активности.

Именно для этого класса Рунет становится той общей площадкой, на которой вырисовывается нечто, вроде стилистического единства этой гетерогенной социальной группы, в которой происходит объединительный эффект если не на уровне содержания, то на уровне подачи информации, самой архитектоники гиперпространства. Пространство интернета представляет собой гомолог того социального пространства и той социальной мобильности, которыми характеризуется жизненный мир постиндустриального среднего класса. Р. Хоуэллс сравнивает базовую «архитектуру» и эстетику интернет с проходным гостиным холлом (лаунджем): «Входя на веб-сайт, мы как бы входим в коридор, из которого мы можем выйти к письменным тексту, фотографии, аудиофрагменту, фильму или видеоклипу, картинке с живой камеры. Коридор может быть выполнен стильно и на самом деле инновационно, но в то же время веб-сайт функционирует только как постоянный транзитный холл (lounge)»[16]. Специфика лаунджа как особого полу-публичного помещения заключается в том, что это не просто место отдыха и встреч людей, вышедших из своих приватных зон (домашних комнат или номеров отеля), но не дошедших до пространств собственно публичных, где встречаются «чужаки». Лаундж это постоянная транзитная зона, место праздных шатаний, в которой люди пересекаются в дрейфующем режиме «тусовки», свободной богемной сети отношений.

Коммуникация в стиле лаундж это наш не-виртуальный бытовой «интернет», удовольствие от «серфинга» по случайным пересечениям потоков информации в котором способно принести вполне ощутимую пользу: попадание в очередной «проект» или «тему». Последнее же является гораздо более существенным фактором для российской «yuppified» буржуазии, вращающейся в сфере шоу-бизнеса или торгово-закупочной деятельности.

Конечно, интеретом пользуются самые различные слои российского населения, не имеющего прямого отношения к «yuppified» буржуазии. Но «тон», на наш взгляд задает именно она. В условиях, когда постоянный, «быстрый» интернет для подавляющего большинства населения России является еще роскошью, российский постиндустриальный средний класс почти целиком переместился в гиперпространство. Налицо тенденция – самая активная и успешная часть населения (особенно после скандала с НТВ) все меньше смотрит государственные телеканалы или читает бумажную прессу, предпочитая интернетные новостные и аналитические ресурсы; ее представители, экономя время и деньги, не просто находят в Рунете всю необходимую информацию относительно культурных событий или конъюнктуры рынка, но самостоятельно планируют путешествия, напрямую заказывая билеты и резервируя отели, покупают книги и двд-диски, знакомятся.

Рунет во существенных аспектах может быть понят как форма «видения мира»[17] восходящего класса российского общества. Как противопоставление эстетикам любых госидеологий, с одной стороны, и мелкобуржуазным стандартам, с другой. Эта эстетика возникает на надындивидуальном пересечении вкусов, потребностей и фантазий гетерогенной новой буржуазии.

Впечатление визуальной перегруженности – первый симптом нового «видения мира». Эта перегруженность эффект нескольких факторов. Во-первых, большая, по сравнению с западными образцами, площадь, занимаемая рекламой: это относится как к количеству используемых рекламных баннеров, так и к размерам (максимальным) отдельных баннеров. Эта экстенсивная характеристика усиливается за счет, с одной стороны, интенсивности визуальных образов – Рунет отличает систематическое использование gif- и flash-анимаций, зачастую по нескольку в одном окне, что создает впечатление визуальной агрессивности. С другой стороны, реклама вклинивается в самые различные структурные позиции интернет-окон – по периметру, но также «бесцеремонно» раздвигая массивы основного содержания в горизонтальном и вертикальном направлениях, что практически не наблюдается на серьезных западных сайтах.

Визуальная агрессивность – нечто вроде ореола в котором различные слои отечественной «yuppified» буржуазии обретают свою видимость в публичном пространстве. На предметном уровне это воплощается в своеобразном культе хищного “new look” БМВ. В течение некоторого времени стена сносимой гостиницы «Москва» в самом центре российской столицы служила щитом для гигантского рекламного изображения новой модели БМВ. Культовый постсоветский фильм «Бумер» и недавний хит «Черный бумер» – с разных сторон обозначают пересечение вкусов состоятельных и спортивных молодых людей, динамичных предпринимателей и криминалитета.

Вне элитарной традиции классообразования, в частности, по модели английского типа клубов, объединявших людей схожего социального происхождения, образования, убеждений, российская новая буржуазия «сплачивается» в ночных клубах, где на первое место выходит та сторона визуального потребления, которую можно назвать имиджевыми инвестициями. Одежда, машины, спутницы (реже спутники) – объединяют новую буржуазию поверх рода занятий, социального статуса и пр. Визуальная перегруженность Рунета вплоть до визуальной агрессивности звучит эхом атмосферы ночного клуба[18].

 


[1] Jameson F. The Ideologies of Theory. Essays 1971-1986. Vol. I. University of Minnesota Press, 1988. P. XXIX.

[2] Jameson F. Signatures of the visible. New York: Routledge, 1990. Р. 205.

[3] См. подробнее: Gornykh A. Narrative and Visual Form: F. Jameson’s Critical Historicizing, in Topos, no. 4 (Minsk, 2001). P. 82-95.

[4] Goldmann L. Pour une sociologie du roman. Paris: Gallimard, 1964. P. 288.

[5] Jameson F. Signatures of the visible. New York: Routledge, 1990. Р. 212.

[6] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс. Гнозис, 1992. С. 116.

[7] Vililio P. Speed and Information: Cyberspace Alarm! // Reading Digital Culture (ed. David Trend). Oxford: Blackwell Publishers, 2001. P. 24. [«Together with the build-up of information superhighways we are facing a new phenomenon: loss of orientation. A fundumental loss of orientation complimenting and concluding the societal liberalization and the deregulation of financial markets whose nefarious effects are well-known»].

[8] Fredric Jameson. Postmodernism or The Cultural Logic of Late Capitalism. - Durham, Duke University Press, 1991. pp. 1-54.

[9] Симптоматична реакция на телеэстетику Л. Парфенова, содержащаяся в интернет-публикации А. Смирнова «Интернет на телевидении» от 09.11.2000 (http://letopis.kulichki.net/2000/nov2000/nom410.htm). Основываясь на реалистическом суждении вкуса относительно единства кадра, автор расценивает ее как неудачную, некрасивую кальку с интернета. Например: «Изображение все время размещается на маленьком кусочке экрана, который постоянно заставляет вспоминать первенец советского телевидения КВН-49 и жалеть о выкинутой 40 лет назад на помойку телевизионной линзе»; или – «в нижнем левом углу навязчиво мельтешит какая-то непонятная графическая конструкция неизвестного предназначения» и т. д. На наш взгляд, речь здесь скорее может идти не о споре систем эстетики, а об одной и той же логике позднего капитализма – нарастание фрагментарности, интерактивности, нелинейности –трансформирующей представления о «прекрасном» вообще. Телевидение неизбежно будет пытаться быть «как интернет», равно как кино все более обнаруживает тенденцию быть большим клипом.

[10] В случае гиперссылки подобной строке из ленты новостей вероятность попадания в ожидаемое «место», конечно, гораздо выше, нежели в случае баннера, отсылающего к странице, на которой еще нужно найти необходимую информацию (опять же, если она там вообще есть).

[11] Barthes R. Oeuvres Completes. Vol. 3. P.: Seuil, 2002. P. 502-503.

[12] Бодрийар Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995. С. 21.

[13] Там же. С. 22.

[14] Хайдеггер М. Время и бытие. М. Республика, 1993. С. 316.

[15] Scott Lash. Sociology of postmodernism. London and New York: Routledge, 1990. P. 20.

[16] Howells R. Visual Culture. Cambridge: Polity Press, 2003. P. 233. [«…Entering a website is like entering a lobby from which we choose paths that may lead to a writen text, a graphic, a photograph, a piece of audio, or a film or a video clip, or a live camera scene. This may be stylishly and indeed innovatevely accomplished, but at the same time the website is acting only as a perpertual transit lounge»]

[17] «Видение мира», понятие разрабатываемое Люсьеном Гольдманом и описывающее видение не как чувственное восприятие, а как на социальную оптику, через которую смотрит на мир индивид. Оптику генерируемую тем социальным классом (его идеями, интересами, привычками, надеждами), к которому принадлежит индивид и которая противопоставляет его другим социальным группам. См.: Goldmann L. Le Dieu caché. Paris, 1959; Goldmann L. Pour une sociologie du roman. Paris: Gallimard, 1964.

[18] Естественно, это не исключительный фактор, которым объясняется визуальная агрессивность рунета. Тем, кто посещает российские и особенно московские рынки на окраинах города (пищевые, промтоварные или строительные) не может не броситься в глаза обилие кричащих вывесок, несоразмерных торговым точкам ни по масштабу, ни по стилю (например, надпись «Цемент» розовыми буквами размером с половину контейнера, в котором им торгуют). В условиях еще молодого и очень подвижного российского рынка, когда «места» за бизнесом еще не закреплены (все эти палатки, контейнеры, временные павильоны и пр.), «кричать» о себе приходится громче. Это тоже часть необуржуазной атмосферы российского города, которая влияет на эстетику рунета.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 425. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия