Студопедия — Интернет как форма визуального потребления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интернет как форма визуального потребления






Безусловно, здесь имеется в виду не столько целенаправленный поиск, ориентированный на специальные профессиональные сайты (электронные научные журналы, базы данных и пр.), в которых агрессивность визуального гипертекста сдерживается логической структурой сайта и рефлексивным отбором информации пользователем. В данном случае реконструируется ситуация массовидного, усредненного пользования интернетом, которое строится по модели существенно порнографической. Поиск бытовой информации (как, например, выбор модели мобильного телефона), чтение новостей или собственно перебирание порнографических сайтов основано на специфическом постмодернистском рассеяном возбуждении, программой и следом которого является эстетическая поверхность интернета.

Эстетика мерцающих, приоткрытых «картинок-историй», разноскоростных и разнонаправленных бегущих строк является элементарным стимулом и, одновременно, непосредственным отражением новой пост-нарративной активности потребителя информации. Для него ценность открытой страницы состоит не в том, чтобы прочитать, просмотреть ее до конца. Ценность безотчетно состоит в том, чтобы, зацепившись за какую-либо гипертекстовую ссылку, заглянуть в новое «окно», следуя какой-то инерции соскользнуть к чему-то «новому». Так, как если бы де факто ни одна раскрытая новость или картинка уже не представляли бы интереса сами по себе, но только как отсылка к чему-то «другому», в принципе оказывающемуся тем же самым. На этом основана эстетика «предпросмотра» (thumbnails), постоянно подпитывающая вуайеристское рассеянное возбуждение от заглядывания в интернетные окна.

(Илл. 5. Эротическая галерея)

То, что это возбуждение не направлено к какой-то цели, что рассеянный перебор структурных вариаций в бесконечном ряду замкнут на себя, прекрасно поняли «идеологи» массового виртуального порно, используя это для «затягивания» в сеть. Они связывают с картинкой из галереи предпросмотра не ее увеличенное изображение, а другую галерею предпросмотра, каждый элемент которого с большой долей вероятности приведет не к собственно «просмотру», а к очередному «пред-».

Менее обнаженно, если так можно выразиться, порнографический принцип работает на основных новостных сайтах (газета.ru, лента.ru, дни.ru).

(Илл. 6. Главная страница Дни.ru)

Композиционно новостной сайт строится как галерея с предпросмотром с небольшими анонсирующими текстами к новостным «thumbnails». (и точно так же раскрытие ссылки на одну новость может привести вас не к развернутой новости, но к другой новостной галерее). Анонсирующие тексты содержат нечто вроде краткой формулировки того или иного события, которая служит и крючком, цепляющим рассеянного потребителя интернет-информации, и триггером для скольжения по другим событиям. Ибо в большинстве случаев анонс склонен в той или иной мере драматизировать ситуацию, подвешивать ожидания читающего. Если анонс гласит, например, «Рок-звезда А. оскорбила поп-звезду Б.», то это значит, что поп-звезду Б., пришедшую на концерт А., и вообще лично не общавшуюся с последней, просто покоробила ее манера исполнения. Неудовлетворенный низким содержанием «событийнности» пользователь тут же кликает на другую, обещающую быть «горячей», новость[10].

Но самое характерное с точки зрения визуальной эстетики новостного сайта является то, что можно обозначить как логотипизация события. Структура новостного «логотипа» идентична фирменному логотипу: слева узнаваемый графический знак фирмы (фотоиконка), справа выше название фирмы (новость в одном предложении), справа ниже – тип деятельности (краткая расшифровка события). Концентрация событий-«логотипов» на рунетовском сайте выше, чем на западных аналогах (BBC или CNN), подающих информацию в более аналитическом, деловом стиле. Что позволяет говорить о том, что общая, на наш взгляд, тенденция логотипизации выражена в рунете более явно.

(илл. 7. Логотип фирмы и «логотип» интернет-новости)

Логотипизация заменяет уникальность событий их типажностью, делает общую логику их связи не более очевидной, чем «логика» размещения кроссовок в огромном ряду различных брендов в молле. Потребителю предъявляются узнаваемые лого событий, которые выстраиваются в бесконечные потребительские серии, не образуя никакой Истории. К большинству событий в качестве «окна», выводящего к нему напрямую, прикреплены иконки, своеобразные логотипы события, визуальные знаки для мгновенного «узнавания» события как изделия характерной торговой марки. В самом распространенном случае таким логотипом является фотография того лица, с которым нечто произошло или же это может быть другая картинка обладающая узнаваемостью логотипа (национальный флаг, здание или вещь). Фотоиконка является как бы миметическим слепком события – вот министр в момент получения награды (пощечины), вот звезда бросившая (спасшая) супруга, а вот ураган в Америке. Иконка события удерживает нас в визуальном ряду схожих иконок, не давая углубиться в какую-либо одну историю.

Иконки событий в одном блоке информации как правило имеют абсолютно одинаковый формат – размер и визуальный стиль изображения (красочный «анфас» события). Ценностная система информации практически не привязана к привычному порядку чтения слева направо и сверху вниз. Новостные события упорядочены внешним образом, по времени поступления или расставлены в достаточно свободном порядке – экономика соседствует с происшествиями, а политика с шоубизнесом. Сообщение о гуманитарной катастрофе в какой-либо части мира может находится между очередными скандальными «новостями» про поп-звезду или политика в том же самом формате. В итоге и та, и другая новость становятся в один ряд «курьезов» в постмодернистской новостном гипертексте и в равной мере ни к чему не обязывают рядового потребителя новостей. День за днем происходят скандалы в светской жизни, выпускаются все более продвинутые продукты, избираются новые правители – все это не имеет истории, Начала и Конца. Настоящее будет длиться вечно. Именно эту темпоральную структуру в общем продвигает эстетика инетернета.

Это похоже на обучение нас способности быстро схватывать «суть» события и так же быстро забывать его – переходить к другому. В рунетовских новостных сайтах «Лента новостей» дает хронологический поток разрозненных событий. Но эта «лента» не наматывается синтагматически на общую бобину истории. События как правило хранятся в «архиве», который скорее похож на хаотический серый фон для «вспышек» свежих событий. Действительно, опция архива на новостных сайтах обнажает тот факт, насколько незначима для сегодняшнего дня большая часть репрезентированных в интернете событий. Произошедшие события как правило не имеют никаких последствий для настоящего – политики предсказывали несостоявшиеся катастрофы, катастрофы происходили в других местах и тут же вытеснялись сообщениями о других катастрофах и происшествиях, шоу-звезды скандалили или с шумом презентировали очередные «проекты», о которых сегодня уже никто не помнит и т. д. Гипер-архивная история играет роль фона, так как с ней невозможно остаться наедине – в новостном окне продолжают навязчиво присутствовать баннеры и горячие новости сегодняшнего дня. Они вкраплены в различных местах архивного отрывка новостной ленты. Эта темпоральная смесь выдвигает на первый план сегодняшние события – в большинстве своем однотипные уже происходившему – именно благодаря их сиюминутной опознаваемости.

Событие схватывается визуально – здесь нечего интерпретировать или понимать. Подобно тому, как в телепрограммах типа «Вы очевидец» и в новостях на телекартинке выделяется кружком «событие» и диктор эмоционально подчеркивает – смотрите, смотрите, вот человек выпадает из окна. И зритель, затаив дыхание, рассматривает поверхность события во всей ее смысловой непроницаемости, открытости и неартикулируемости смысла. В статье «Третий смысл» Р. Барт следующим образом описывал визуализацию истории на уровне такого, в его терминах, «третьего смысла» (помимо информативного и символического): «История (рассказ) не является уже только полновластной системой (тысячелетней нарративной системой), но становится также – вопреки этому – обычной поверхностью (un simple espace), полем постоянств и пермутаций, становится той поверхностью и той сценой, чьи ложные границы умножают «пермутационную» игру знака… она есть тот безрассудный порядок, который позволяет развивать определенную чистую серию, алеаторическую комбинацию… Нам следует перевернуть привычное клише «чем более побочным является смысл, тем более паразитарным он является по отношению к рассказываемой истории»: наоборот, это история становится в некотором смысле переменной (paramétrique) по отношению к [визуальному] означающему, в котором она выступает всего лишь полем смещений, конститутивной негативностью или, иначе – попутчицей»[11].

Довольно любопытно, как бартовское симпатизирующее описание визуального «третьего смысла» как субстанции собственно «фильмического», кинотекстуальности применительно к интернету, в частности, к логотипизации события на новостных сайтах, начинает выполнять критические функции. Интернет не «рассказывает историй» – ни общей Истории, объединяющая всех живущих на пути к качественно преображенному будущему, ни даже историй частных. Визуальный знак из иллюстрации, «паразита» на полнокровном теле истории превращается в инстанцию, абсорбирующую историю, превращающую ее в «безрассудный порядок», «чистую серию, алеаторическую комбинацию».

И именно в этом «безрассудном порядке» возможно схватить рациональность интернета как формы – не столько разновидности, сколько порождающей модели – визуального потребления. Не тот ли самый навык доминирует в нашей повседневности потребления, когда с рассеянным возбуждением скользя по витринам и бесконечным рядам товаров мы выбираем то то, то это? При этом выбор, покупка является чем-то, что провоцирует дальнейшее скольжение взглядом по рядам структурных различий. Ведь сегодня мы покупаем не вещь, а структурную позицию в товарной серии. В магазине перед нами «галерея предпросмотра» выложенных или вывешенных вещей так, чтобы в ряду структурных вариаций – степени загнутости носка обуви или цветовые оттенки одного и того фасона платья – мы выбрали свою. Сфокусировавшись на вещи, увеличив, раскрыв ее «картинку» в примерочной, наконец, купив ее, мы снова за «тем же самым»: еще одной майкой, но другого цвета, еще одной структурной вариацией, имеющей отношение скорее не к нашему телу, но к другим товарам. Мы возвращаемся на основную страницу, в галерею предпросмотра коридоров молла, в котором различные витринные инсталляции и надписи, тянут нас в свою сторону как баннеры и визуальные ссылки на другие «страницы» и «сайты». И потребитель с возбуждением рвется в разные стороны, мечется от вещи к вещи, выбирая себе воображаемую идентичность, выходящую из под контроля символического структурирования. Шоппинг – это анти-нарративная активность par excellence. Практика забвения не только Истории, но и самой Вещи. В марксистско-хайдеггерианском фундаментальном смысле отчуждения, когда вещь перестает быть «про-изведением». Когда стираются все следы Начала, из которого она творческим усилием выводится.

Следы конкретного производящего труда, с помощью которого, по мысли Бодрийара, человек привязывал вещи к своему воображаемому облику. Сейчас же между вещами и человеком «свободно играет пространство»: «Пространство дано ему как распределительная структура, и через контроль над пространством он держит в своих руках все варианты взаимоотношений между вещами»[12]. Современный человек собственно не потребляет вещи, не обладает ими: он их упорядочивает, обретая себя «в манипулировании системой, поддерживая ее в тактическом равновесии»[13]. Интернет есть возможно идеальное, «эстетическое» пространство такого манипулятивного, симулятивного обладания.

Следы «вещественности вещества» из которого она сделана. Как сказал бы Хайдеггер из пластиковой бутылки с водой улетучивается локально-мифологическая «темная дрема земли», свободно отдающая эту воду, в свою очередь принявшая это как дар «росы неба».

Для Хайдеггера надвигающаяся эпоха глобального рынка телекоммуникаций, отмечена тем, что: «Все временные и пространственные дали сжимаются. … Предел устранения малейшего намека на дистанцию достигается телевизионной аппаратурой, которая скоро пронижет и скрепит собой всю многоэтажную махину коммуникации»[14]. И именно это навязчивое стремление к устранению дистанции является симптомом невозможности близости с вещью. Иными словами, вещь превращается в плоскую «картинку», а система таких «вещей» – в гипертекст, культивирующий порнографический взгляд: ты можешь увидеть «все», все что пожелаешь без отсрочки, замедления, без «психологии», идеально видимым (как рекламный образ). Но ты можешь «видеть» при условии, что не будешь останавливаться на видимом, а открывать все новые и новые «картинки»: покупать, невротически перебирать все новые и новые товары.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия