Студопедия — Интернет как культурная форма постмодерна 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интернет как культурная форма постмодерна 15 страница






Т.: Правда?

П. (искренне смеется): Я знаю, я все больше уважаю вас за то, что вы уделяете внимание тому, чтобы быть поглощенным созидательным процессом и участвовать в каких-нибудь созидательных проектах или не оставаться безучастным к проблемам других людей. И все такое. Потому что многое из того, что я делаю, является таким искусствен-

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ным. Скорее является побочным продуктом системы, чем имеет ка­кой-то смысл — какой-то созидательный смысл — или помогает реше­нию проблем. Это лишь процесс корпоративной жизни и, м-м, связан­ной с этим социальной жизни, и все такое. И я - я нашел энергию. Просто не было ничего, откуда я мог бы брать, м-м (неслышно), энер­гию. Я проклинал эту работу из-за того, что она забирала всю мою энер­гию, во всяком случае, при моем отношении к ней. М-м-м... Но в лю­бом случае... я думаю, что это часть той же моей проблемы, и то, что я ' говорю себе, является перфекционизмом и связано с озабоченностью теми или иными вещами... Мы с Сюзан будем думать, что мы хотим делать. Где мы хотим купить летний домик. Где мы хотим жить и типа того. И мы решили - отлично, ферма. И что могло бы быть, если бы мы жили на ферме. И первое, что приходит мне в голову, — это копы­та. Лошадиные копыта, лягающие одного их наших детей. Или всякие другие негативные вещи - худшее из всего возможного, что может про­изойти в этой ситуации. Сейчас я еду в Мемфис, штат Теннесси, что­бы управлять, ну, короче, работать в экологической комиссии. Это очень непродуманный проект, ни то ни се, но я полечу в Мемфис в понедельник и пробуду там несколько дней, И я знаю, что когда при­еду в аэропорт и взойду на этот самолет, у меня будет очень сильное предчувствие... И я буду думать о самом худшем из всего, что может со мной случиться, - что самолет разобьется или что его захватят и уго­нят на Кубу!

Я помню, что сперва очень удивился, откуда у него идеи о погружении в какой-то творческий процесс помимо его работы и его бессмысленной социальной жизни. Говорили ли мы с ним об этом на прошлом занятии? Я такого не помнил. Потом я вспомнил, что он читал «Путь к рациональной жизни», и что одна из глав этой книги называлась: «Как преодолеть инертность и погрузиться в созидательную активность». И я решил, что та­кой живой интерес к этой теме он проявляет, прочитав именно эту главу; и я почувствовал удовлетворение, так как это было еще одним подтверждением эффективности библиотерапии. Однако, когда пациент снова стал рассказывать о своем беспо­койстве и склонности думать о самом плохом, что может про­изойти с ним, я сказал себе что-то типа: «Да, я знал, что за та­кой короткий промежуток времени ему еще не удалось спра-


Психотерапевтическая сессия с алкоголиком

виться со своей основной проблемой. Хорошо, что он признает тот факт, что иногда он еще подвержен сильному беспокойству. Если бы он не столкнулся с этим, он снова прибегнул бы к сво­им средствам защиты и, возможно, опять не смог бы справить­ся без помощи алкоголя. И теперь следует попробовать быстро разрушить его взгляды, порождающие это беспокойство, и на­учить его бороться с ними и изменять их».

Т.: Отлично. Допустим, что ты думаешь о наихудших вещах - о том, что самолет разобьется, о том, что твои дети будут голодать, и так да­лее. Допустим, ведь это вовсе не так уж ненормально. Потому что ог­ромное количество людей, если не все, иногда думают об этом. У них нет навязчивых идей по этому поводу, но они говорят: «А вдруг этот чертов самолет упадет...».

П.: Это не изменит моих намерений, но...

Т.: Но ты все еще испытываешь тревогу?

П.: Да.

Т.: Хорошо. Тогда назовем тревогу С — следствие. А буквой А обо­значим побуждающее событие — то, что ты летишь. Предположим, в Мемфис. Вопрос в том, что на самом деле вызывает С? Это А, твое путешествие, или что-то иное? И мы знаем, что это не может быть А, потому что иногда ты не думаешь о самом плохом; а иногда ты, дей­ствительно, все время об этом думаешь. И никакое событие не мо­жет вызвать Следствие. Так что это, вероятно, В — твои убеждения. И, в первую очередь, давай посмотрим на рациональное убеждение, являющееся причиной, участвующее в формировании С. Убеждение не вызывает непосредственно С (беспокойство), но вызывает другую эмоцию. Так что рациональное убеждение — это негативное убежде­ние, предчувствие чего-то плохого, но при этом продолжающее быть рациональным. И как ты думаешь, что это?

П. (десятисекундная пауза): Ну, это (пауза) — это предсказание чего-то, что может произойти, и чего-то, что случилось и, м-м... (пауза)

Тут я подумал: «Внимание! Не отвечай за него слишком быс­тро. Ты отлично знаешь, какие рациональные и иррациональ­ные убеждения являются причиной его реакций, в частности, его беспокойства. Но если ты скажешь ему об этом, он может полностью принять твою точку зрения и повторять ее, как по-

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

пугай, но в действительности он может не понимать ее и не ве­рить в это. Лучше попробуй, если получится, сделать так, что­бы он сам дошел до этого. Возможно, он может сделать это, и для него будет лучше, если он своим умом дойдет до этого и поймет это в удобной для себя форме».

Т.: Хорошо. Если я полечу на этом самолете, может случиться что-то плохое...

П.: Да, и я могу...

Т.: Ну, ну...

П.: Я могу погибнуть...

Т.: «Я могу погибнуть». Хорошо, и это было бы... Что? Каково рацио­нальное заключение? Потому что это является наблюдением: ты мо­жешь погибнуть, можешь быть ранен и другие подобные вещи опре­деленно могут случиться. И это возможно. Это совершенно нормаль­но. И что?

П.: И я не хочу погибать, это было бы такое, м-м, несчастье.

Т.: Верно. Совершенно верно! И давай предположим, что ты поло­жил этому конец. «Я могу погибнуть. И я не хочу этого. И если бы я умер, это было бы несчастьем, потому что моя жизнь оборвалась бы; и сейчас, когда я наконец-то становлюсь счастливым, было бы ужасно, если бы моя жизнь кончилась. И это также было бы несчастьем для моей жены и детей, и т. д.». Теперь, если ты остановишься на этих рас­суждениях, поставишь точку, а не запятую или точку с запятой, какое чувство возникнет у тебя относительно полета? У тебя обязательно возникнет какое-то чувство. Какое, как ты думаешь?

П. (пауза): Ну, я думаю, что у меня была бы умеренная депрессия или...

Т.: Возможно. Но обычно под легкой депрессией мы понимаем рас­стройство, сожаление...

П.: Сожаление....

Т.: Тревогу, озабоченность. Что-то вроде этого. Верно?

П.: М-м-м-м.

Т.: Так как вы говорите: «Поскольку это может произойти, а я этого не хочу, может, мне лучше не лететь или отправиться на поезде?». И, разумеется, эта мысль не делает вас более счастливым. Так что вы бу­дете чувствовать расстройство, сожаление или раздражение, тревогу. Но так произойдет лишь в том случае, если вы будете упорно держать-

214
Психотерапевтическая сессия с алкоголиком

ся этой мысли. Но затем, испытывая беспокойство и тревогу, вы воз­вращаетесь к вопросу: «А каковы шансы такого ужасного происше­ствия?». И затем вы, возможно, придете к заключению, что шансы очень малы.

П.: Да, вероятность невелика.

Т.: Да. Верно. Это может произойти. Но гораздо более вероятно, что меня может сбить машина или что-нибудь в этом роде.

П.: Вероятность того, что я погибну, когда буду ехать в такси, гораз­до выше.

Т.: Да, но от этой мысли тебе не станет легче. Ты будешь расстроен­ным, или грустным, или беспокойным. Да. Однако теперь ты знаешь, что чувствуешь тревогу, а это совсем другое. Это даже не более глубо­кая депрессия или расстройство. Это настоящая тревога — то, что ты преувеличиваешь реальное количество авиакатастроф. Такова твоя особенность. И скажи, что это за мысли, которые кажутся тебе столь ужасными и из-за которых появляется настоящая тревога или депрес­сия?

П.: Ну, я думаю, что, м-м, возможно, это претенциозно. Это было бы ужасно, м-м, это просто не должно случиться со мной. И если... если что-то случилось бы с Сьюзан и детьми, это было бы моей виной. Это не было бы... это было бы доказательством моего несовершенства и не­способности контролировать любые ситуации.

Т.: Которые я должен...

П.: Которые я должен уметь контролировать! (Смеется.)

Т.: Ты видишь, это претенциозно. И я также думаю, что ты, ты гово­ришь волшебные вещи, потому что в данных обстоятельствах так по­ступает большинство людей.

П.: Вы сказали очень интересное слово - волшебные.

Т.: Да.

П.: На прошлой неделе со мной случилось нечто подобное. Мы... Сьюзан и я стали играть в йосслинг. Вы знаете, что это такое?

Т.: Нет.

П.: В этой игре нужно бросать 5 кубиков.

Т.: Ну...

П.: Вы бросаете все 5 одновременно.

Т.: Ну...

П.: Могут выпасть одинаковые грани, или все по порядку, или раз­ные.

Т.: Так.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

П.: Вы их разбрасываете и смотрите, как они упали. Т.: Да?

П.: И я, м-м, я стал предсказывать, когда у Сьюзан или у меня полу­чалась та ил и иная комбинация. И так выходило, что иногда выпадало именно то, что я предсказывал. Конечно же, ни я, ни она не запоми­нали, когда выходило иначе. (Смеется.)

Т.: Естественно.

П.: Да, и, знаете, я чувствовал какой-то мистический, волшебный, фатальный, м-м, страх. И я думаю, что со мной происходит то же са­мое и во многих других случаях.

Т.: Да, верно. Ощущение кубиков, как будто «Я могу управлять эти­ми кубиками. Смотрите, л сделал то, что никто другой не может!».

П. (смеется): Верно.

Т.: И так на самом деле думают игроки: «Если я выиграю этот забег, значит, я сделал это».

П.: Каким-то образом заставил лошадь бежать быстрее!

Т.: Да, верно. И это волшебство.

П.: Волшебство моей, м-м, воли.

Т.: Да, и это хорошо, что ты это понимаешь. Но есть еще один волшеб­ный элемент в этой боязни самолетов. Ты не только говоришь что-то типа: «Должно быть, у меня достаточно власти над этим самолетом и т. д., что­бы дать ему упасть или нет». Но ты говоришь: «Если я погибну (допу­стим, что это действительно произошло), это будет ужасно для меня.Ь.

П.: Да.

Т.: Но только для них. И, конечно, это не будет ужасно для тебя.

П.: Это смешно.

Т.: Да, это был бы конец твоей жизни. Но ты бы этого не знал. Ты смотришь на себя, как если бы ты был жив и мертв одновременно.

П.: М-м...

Т.: Ты, действительно, размышляешь каким-то чудесным образом. Я бы не был полностью мертв. Я бы знал, что я мертв. И я бы видел и слышал, как страдают мои жена и дети.

П.: М-м...

Т.: Но это неправда! Возможно, они бы страдали.

П.: Да.

Т.: Но тебя бы там не было. Так что...

П.: Возможно, они бы не слишком горевали.

Т.: Верно... Верно, возможно она нашла бы работу и повторно вы­шла бы замуж или что-то вроде того. Но, конечно, действительно вол-


Психотерапевтическая сессия с алкоголиком

шебная вещь — это слово должен. Я должен быть способен управлять тем самолетом и контролировать их счастье, и т. д. Я должен быть Иису­сом Христом или Иеговой.

П. (Невнятно.)

Т.: Что?

П.: Тот, кто ходит по воде, старший или что-то в этом роде.

Т.: Верно, верно. Но это полный абсурд. И как тебе быть с такими иррациональными идеями, как «Я должен уметь управлять своей судь­бой!», «Это была бы ужасная катастрофа, если бы я умер!», и т. д. И как ты будешь бороться с этим, противиться этому? С - это следствие 1В -твоих иррациональных убеждений. И как ты будешь противиться этим иррациональным убеждениям?

Помнится, я чувствовал, что все хорошо, хотя был немного разочарован из-за того, что начал разговор о его магическом ви­дении себя мертвым и живым одновременно. Не так давно я под­нимал эту тему с некоторыми из своих предыдущих пациентов, которые испытывали сильный страх смерти, и большинство из них быстро, иногда удивительно быстро, понимали, что дума­ют о себе как об «умершем», но в то же время и как о живом человеке, осознавая и переживая эмоции по поводу своей смер­ти. Мне хотелось увидеть, удастся ли ему понять это. Казалось, он понял, но, на мой взгляд, воспринимал это слишком легко­мысленно. Так что я чувствовал и удовлетворение, и разочаро­вание. Тем не менее, я решил вернуться к разговору, который он сам начал — об иррациональных, магических идеях о его смер­ти во время авиакатастрофы, и показать ему, как точно они под­ходят к моей А-В-С-Е) модели рационально-эмоциональной психотерапии. Используя эту модель, он может быстро побе­дить свои саморазрушающие идеи, изменить их и перестать ис­пытывать тревогу. Я был доволен, поскольку казалось, что он начинает понимать эту модель и сможет правильно применить ее, чтобы помочь себе.

П.: Ну, я сопротивлялся, м-м, я думаю, я иногда успешно делал это на прошлой неделе.

Т.: Как?

П.: Я... Мы пошли в парк, который находится недалеко от нашего дома. На 63-й улице есть небольшая детская площадка. И там, м-м,

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

стоят большие качели. Да, они поставили большие качели в неболь­шом парке для маленьких детей и...

Т.: Ну...

П.: И на качелях качались дети постарше. И, м-м, пару лет назад я видел, как ребенок разбился на качелях. И... что интересно, на этой неделе я увидел, что это закончилось. В любом случае, я всегда пере­живаю за детей, когда хожу туда. Они хотят качаться на больших каче­лях. И, конечно, я не могу просто сидеть на скамейке и читать. Я все­гда волнуюсь, что их может ударить этими качелями или произойдет что-нибудь еще. И такое может быть. И мое волнение, действительно, небеспричинно и разумно.

Т.: О, да, это может случиться.

П.: Это могло случиться.

Т.: Но каким образом ты заставил себя воспринимать все спокой­нее?

П.: Ну, я сказал... Прежде всего, я взял кое-что почитать. И я сказал: «Эй, ты просто не можешь находиться везде сразу. Это смехотворно. Во-первых, ты не обладаешь такими силами, чтобы предотвратить что-то, что может случиться с другим человеком». И...

Т.: Верно.

П.: И, во-вторых, дети каждый день ходят гулять в этот парк со сво­ей матерью, и они играют достаточно осторожно и, кажется, вполне способны позаботиться о себе. А если они не могут и ударятся, значит, ударятся. И я пойду и помогу им, и успокою, и, м-м, сделаю все что потребуется.

Т.: Правильно.

П.: Если что-то произойдет, м-м, я... И я обнаружил, что полностью погружен и сконцентрирован на чтении и я...

Т.: Хорошо.

П.: И я отвлекся от чтения только тогда, когда Сьюзан предложила купить мороженого или еще что-нибудь.

Т.: Хорошо. Но есть еще две вещи, которые ты мог бы сделать вдо­бавок ко всему этому - и ты сделал все правильно. Ты мог сказать сле­дующее: «Эй, если бы я попытался уберечь их, прекратив их развлече­ние, я оказал бы им сомнительную помощь в приобретении жизнен­ного опыта».

П.: Да. Ну, и я, я сам ощущал это много раз, я понимаю, насколько нелепо волноваться из-за этого и не давать им развиваться и быть сча­стливыми, ограничивая их свободу.


Психотерапевтическая сессия с алкоголиком

Т.: Да. Возможно, в таком случае с ними ничего не случится, но они не были бы счастливы, если бы ты был слишком осторожным, уча чрез­мерной осторожности и не позволяя качаться на качелях. И, наконец, есть еще одна вещь, которую мы очень не любим признавать. Есть пре­красное решение проблемы: «Если произойдет самое плохое, и они действительно погибнут, качаясь на качелях (что очень, очень мало­вероятно, но всякое бывает), будет ли это ужасно? Смогу ли я пере­жить это?

Я помню, что тут же спросил себя, необходимо ли на этом этапе предлагать пациенту самое эффективное решение: пока­зать, что независимо от обстоятельствен всегда способен сми­риться с самым ужасным и это не обязательно должно стать для него катастрофой. Я размышлял, способен ли он принять это ясное и простое решение; и очень быстро решил, что, возмож­но, способен; так что лучше всего будет поговорить с ним об этом. Я знал, что если он не способен принять это, я смогу про­сто отступить и оставить ему возможность использовать менее эффективный способ.

П. (пауза): Это интересно. Потому что я обсуждал это со своей же­ной. Я прошел через это и, м-м, я не... Ну, честно говоря, будучи чест­ным с самим собой, я не думаю, что я не смог бы пережить это. Я имею в виду, что если что-то случится, то останется лишь жить с чувством непоправимости случившегося, и оплакивать, и...

Т.: Так.

П.: М-м, если не накручивать себя, м-м, постоянно не говорить себе, как это страшно и ужасно, это пройдет. Я думаю, это скорее будет вос­приниматься как факт. Но я думал над этой дилеммой. Потому что я ска­зал: «Вот, я думаю обо всех этих вещах и об Эллисе и его книге и сталки­ваюсь с тем фактом, что в жизни, за исключением некоторых вещей, стра­дания и боль нельзя прекратить или уменьшить с помощью медикамен­тов. Но даже тогда у вас выбор: вы можете совершить самоубийство и избавиться от боли. Так что если вы мыслите рационально, в.жизни дейст­вительно, действительно не бывает обстоятельств, которые были бы спо­собны вызвать что-то большее, чем достаточно кратковременный дис­комфорт». И, м-м, но Сьюзан, м-м, сказала, что не может с этим согла­ситься. Она сказала, что я знаю людей, и в том числе членов ее собствен­ной семьи, напомнила, как ее старшая сестра Грэтхен покончила с собой.

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Я думаю, что она склонна приписывать себе свойства и качества своей матери и в большой степени романтизировать это. Но она говорит, что никогда не встречала человека, потерявшего ребенка, и на которого это постоянно не оказывало бы серьезного негативного воздействия.

Т.: Ну, в этом нет ничего страшного, если под словом негативное воздействие имеется в виду, что время от времени, или всю оставшую­ся жизнь, они будут вспоминать об этом со скорбью и оплакивать.

П.: Она говорит то же самое.

Т.: Но на самом деле она говорит, что они становятся подавлен­ными.

П.: Озлобленными, жесткими, м-м, другие подобные веши - у них замерзает душа.

Т.: И, возможно, она права.

П.: Она права.

Т.: Но вопрос в том, есть ли что-то волшебное в их действиях.

П.: Да, мм...

Т.: Вы думаете, что они делают что-то волшебное, чтобы стать оз­лобленными, подавленными и жесткими?

П.: Ну, я думаю, что они или живут двумя жизнями одновременно, или они думают, ну, конечно, они так думают, что умерший человек жив, и переживают все то, что, как им кажется, должен переживать умерший человек. Они думают, что человек не умер, а переживает «смерть» или что-то иное.

Т.: Верно. И это один из элементов волшебства. И второй заключа­ется в том, что они убеждены, что окружающий мир не должен был так поступать с ними; и ужасный, ужасный мир поступи! с ними так, как не должен был; и они никогда не простят ему этой ужасной жестокости.

П.: Да.

Т.: Другими словами, они не принимают того факта, что окружаю­щему миру наплевать на них.

П.: (смеется) Мы все это знаем, даже когда не хотим это прини­мать. Я думаю, что умом я это понимаю, и я думаю, что умом это пони­мают многие люди, но...

Т.: Ты имеешь в виду иногда!

П.: Это верно.

Т.: Вот это и значит понимать умом. Иногда я думаю об этом и гово­рю: «Да, мир вовсе не должен заботиться о нас, и он этого и не делает». Но затем большую часть времени я снова говорю: «Но он должен*»

П.: Верно (смеется). Вы абсолютно правы.


Психотерапевтическая сессия с алкоголиком

Т.: Интеллектуальное понимание означает, что иногда я верю в это, и жаль, что на самом деле я не могу верить в это всегда. Я возвращаюсь к волшебству - к неправде.

На этом этапе я был доволен тем, что клиент был способен понять, что его жена и ее родственники были не правы, так как они не могли понять, что женщина может сильно страдать, потеряв ребенка, но что при этом она вовсе не должна стано­виться подавленной или озлобленной. Я почувствовал, что в ка­кой-то степени разочарован в его жене, с которой я провел при­мерно дюжину сеансов в течение двух последних лет, из-за того, что эта разница все еще оставалась неясной для нее. Я мог живо представить ее себе, так как она была очень привлекательной молодой особой. Я мог себе представить, как она, мило надув­шись, не соглашается, что могла бы когда-либо примириться с потерей своего ребенка, и говорит, что в этом случае она неиз­бежно станет озлобленной; и я постарался найти способ заста­вить ее понять, что это иррациональные убеждения. Я сделал в уме пометку попробовать поработать с ней над этим, когда она придет ко мне в следующий раз.

П.: Ну я, м-м...Я, м-м, ну это совершенно верно. Потому что у меня случаются периоды, когда действительно включаются интеллектуаль­ные понятия.

Т.: Да.

П.: И, м-м, Господи, в такие периоды все мои страхи проходят и все, что происходит, доставляет мне радость. (Смеется.) Я сейчас не говорю о том, что жизнь может быть всегда веселой, но... вы правы, это лишь короткий период. И затем все начинается заново, и это на­капливается. Как будто мне сильно не хватает самодисциплины.

Помнится, тогда я был доволен тем, что пациент способен осо­знать, что так называемое понимание умом не является полным пониманием, но лишь мимолетное и случайное проявление ра­циональности. Многие убеждения человека сильны и искренни, но в то же время абсолютно иррациональны, и он действует ис­ходя из них. В то же время меня обрадовало, что он серьезно раз­мышлял над нарушением поведения, когда он заговорил о про-

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

блеме недостаточной самодисциплины, это означало, что он вни­мательно следил за тем, о чем мы говорили и о чем говорилось в «Пути к рациональной жизни». Так как я понял, что нынешняя сессия является отражением его прогресса, и что он не поднял большого количества вопросов, с которыми я мог ему помочь. Получасовой сеанс подходил к концу, я был рад, что он поднял действительно важную проблему, с которой мы вполне были спо­собны справиться, так что он мог уйти от меня, чувствуя, что по­лучил реальную помощь. Для меня предпочтительным является вариант, когда улучшение у пациента наблюдается после каждо­го сеанса, так чтобы у него был мотив закончить лечение и чтобы у него было над чем работать между сеансами.

Т.: Да?

П.: И я думаю, что я знаю, что можно сделать.

Т.: Но это значит (давай разберемся в этой фразе), что я знаю, как мне лучше поступать, но не делаю этого. Я ленивый, бестолковый и откладываю это.

П.: За последние 2 недели у меня произошло значительное улучшение в этом отношении. Я просто переходил от одной вещи к другой, и ничто, действительно, ничто за эти 2 недели — я не позволял ничему запугать себя так, чтобы я не был способен пойти и сделать что-то. Возможно, у меня были приступы сомнений и беспокойства...

Т.: «И я все время что-то откладываю на потом...»

П.: Верно. И сейчас изменилось и мое физическое состояние. Те­перь я знаю, или чувствую себя сильным. И, возможно, в этом опять-таки есть что-то волшебное. Попытки быть особенным. Но я, дейст­вительно, чувствую, что убиваю себя этими проклятыми сигаретами.

Т.: Да, верно.

П.: Проблемы с органами дыхания — это у меня наследственное. Мой отец умер от рака легких, а если бы он не умер от этого, то не­сколько месяцев спустя он умер бы от сердечной недостаточности. Ну, и знаете, все такое...

Т.: Отлично. Я знаю, что было бы мудро пройти через трудности, связанные с воздержанием от курения, и наслаждаться более долгой и здоровой жизнью. Но я не делаю этого. Я жертвую этим ради более близкой цели — насладиться сигаретой.

П.: Да, однажды я не курил 7 месяцев. Но я...


Психотерапевтическая сессия с алкоголиком

Т.: Потому что если я должен бросить курить прямо сейчас... Пред­положим, ты бросил курить прямо сейчас, скажем, на следующей не­деле. Что, между прочим, сделал один из моих пациентов, которому было 38 и который курил 30 лет по 3 пачки в день (он начал в 8 лет). Если я должен бросить курить прямо сейчас, на следующей неделе, что произойдет такого, что мне кажется столь ужасным?

П.: Я бы, ну, это бы... Я знаю, что в большинстве случаев я предпо­чел бы покурить.

Т.: И? И какую разумную вещь я бы сказал себе в первую очередь? Рациональное убеждение (rB): «Когда мне будет плохо из-за того, что я не могу покурить, что было бы разумно сразу сказать себе?».

П.: (пауза) Ну... Я бы сказал себе, что, м-м, будет лучше, если я не стану курить.

Т: И что чертовски плохо без сигареты. П.: Да.

Т.: Так что я бы нервничал, и т. д. Но я по глупости скажу себе, что стоит ослабить самодисциплину, чтобы закурить... Что я по глупости сказал бы себе в качестве иррационального убеждения (iB)?

П.: Я бы сказал себе, что «я должен покурить», или что «я так боль­ше не могу», или что «я не должен испытывать лишений».

Т.: Верно. «И как теперь мне, страдающему и испытывающему ли­шение, бороться с этими неразумными, иррациональными убеждени­ями? Как я могу сопротивляться им?».

П.: Ну, я могу сказать себе: «Я сейчас страдаю. Но если я хочу изба­виться от страданий, мне, черт возьми, лучше не курить. Потому что я хочу чувствовать себя лучше и быть здоровее в дальнейшем, и быть способным делать больше... И хотя я предпочел бы покурить, и это принесло бы мне минутное облегчение, я знаю, что оно продлиться не дольше, чем несколько минут, и что это состояние будет постоянно возвращаться, и я получу...»

Т.: Рак и т. д. Но тебе также лучше сопротивляться так: «Почему мир должен быть таков, что я не могу не бросить курить и не зарабо­тать себе заболеваний дыхательной системы и т. д. Почему так ужас­но то, что я должен бросить это?». Видишь, ты не сопротивляешься в волшебной манере, типа «мир не должен быть таким; и это ужасно, что я должен ограничивать себя, чтобы достичь чего-то в дальней­шем. Но сейчас я действительно должен ограничить себя». И тот дру­гой пациент действительно страдал 2 или 3 недели. Ион думал о том, чтобы закурить и т. д. Он курил в течение 30 лет.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

 

П.: На самом деле у меня нет дискомфорта. И когда я бросал курить в прошлом, и не курил несколько месяцев, это было легко, я просто бросил курить. И если мне хотелось, я просто говорил себе НЕТ. Я де­лал так, но не видел иррациональных идей.

Т.: Ты работал над своим поведением — мы называем это домашнее задание — ты сам задал себе домашнее задание: «Никаких сигарет! К черту! Я больше не буду курить!». Но ты не избавился от этого или слишком часто прибегал к магическому мышлению «Но у меня-то не должно быть этих ужасных последствий! Ужасно, что мир такой, ка­кой он есть! И т. д.». И теперь, если мы снова дадим тебе домашнее задание не курить, начиная со следующей недели, и бросить волшеб­ство, борись с этим, сопротивляйся этому активно, энергично, брось курению вызов, и тогда ты сможешь не только бросить курить, не и изменить свои взгляды и вообще чувствовать себя лучше. И избавить­ся от этого.

П.: Кроме простой... Моя склонность и это? Я не очень хорошо де­лаю точный анализ и...

Т.: Надо искать слово должно. Потому что, когда ты чувствуешь дис­комфорт...

П.: Ну, мой ответ обычно «Ты претенциозен» или «Чушь».

Т.: Нет, понимаешь, это... это примитивно.

П.: Я знаю, знаю. Это...

Т.: Понимаешь, это правда, это тоже самое, что сказать: «Ну, у тебя невроз. Прекрати это». Временно это сработает. И это будет временная мера. Но лучше уничтожить конкретное убеждение. Это что-то вроде... и ты должен найти свое определение — «Мир не дол­жен быть таким». То же самое многие матери говорят о своих детях.

П.: Да.

Т.: О.К. Ты работаешь над этим. И я дам тебе задание не курить и бороться с волшебством.

П.: Да.

Т.: Отлично, увидимся.

П.: Хорошо. Я думал о том мероприятии в Майами (встреча Ассо­циации Гуманистических Психологов и Американской Ассоциации Психологов). Как она прошла?

Т.: О, отлично.

П.: Много разногласий?

Т.: Да. До встречи!


Психотерапевтическая сессия с алкоголиком

Я был очень увлечен в конце сеанса. Сейчас я провожу полу­часовые занятия по рационально-эмоциональной терапии, и этого вполне достаточно, так как на разговоры о прошлом па­циента и на разъяснение его ощущений отводится немного вре­мени. Большую часть времени, как это было на этом сеансе, я показываю ему, как мыслить о себе и окружающем мире более научно. Но я сознаю, что на этом занятии я начал разговор о его недостатке самодисциплины и проблемах с курением несколь­ко поздно, и что было бы хорошо уделить этому чуть больше времени. Поскольку меня ждал другой пациент, я решил дать этому пациенту задание, чтобы он мог продолжать работать над некоторыми моментами, о которых мы говорили, и рассказать об этом подробнее на следующем занятии. Тогда я знал, что про­верю его домашнее задание, особенно если он не выполнит его как следует, используя это, чтобы показать ему, какие рацио­нальные и нерациональные убеждения он использовал. Ре­зультатом В явился недостаток самодисциплины (или След­ствие — С). И затем я бы смог заставить его сопротивляться (В) его иррациональным убеждениям и, предположительно, разре­шить вопрос с двумя результатами (Е). Первый — когнитивный результат, или изменение философии: «Я не могу курить и со­хранить хорошее здоровье. Бросить курить не так ужасно, но довольно сложно; но в дальнейшем курить — еще более слож­но». Второй — я надеялся, что пациент разберется с поведенче­ским или эмоциональным результатом: значительное повыше­ние его устойчивости к расстройству и ощущение относитель­ной легкости при достижении нужной самодисциплины. Хотя я не был полностью доволен таким внезапным окончанием се­анса, я чувствовал, что за этим последует логическое продолже­ние терапевтической работы на следующем занятии.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия