Студопедия — Интернет как культурная форма постмодерна 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Интернет как культурная форма постмодерна 17 страница






Мужчина сорока лет, страдающий алкоголизмом и шизофре­нией, был очень несчастен в браке, однако боялся покинуть свою сильно доминировавшую жену (также страдавшую шизо­френией), поскольку она взяла на себя большую часть ответ­ственности в их отношениях, что позволило ему избегать при­нятия важных решений. Тощая прибегнул к психотерапии, ори­ентированной на психоанализ. Я показал этому пациенту, как его пассивность и стремление избежать принятия решений свя­заны с той пассивной ролью, которую он играл, когда рос под надзором очень властной и негативно относящейся матери. В результате он установил в отношениях с женой (и с другими) тот же тип «безопасного» симбиоза, в котором он жил со своей матерью. Клиент ясно увидел свою модель пассивной жизни и согласился, что вел себя, как будто его жена была его матерью, и что он вынужден быть зависимым от нее так же, как недавно был зависим (и в какой-то степени продолжает быть) от мате­ри. Он оказался способен собрать всю свою силу и развестись с женой. Казалось, что в его состоянии произошло значительное улучшение, и он был очень благодарен мне за помощь и пре­кратил лечение примерно 8 месяцев спустя после начала.

К несчастью, он продолжал пить. По этой причине у него на­чались неприятности с работой; и в течение двух следующих лет он женился еще 2 раза и еще более неудачно, хотя в обоих слу-

9 Альберт Эллис ^ *

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

чаях он играл менее пассивную роль, чем раньше. Но обе его супруги были исключительно слабыми и бесхарактерными жен­щинами, которых он должен был постоянно поддерживать и ухаживать за ними. Эти браки также закончились разводом; и этот пациент был не в состоянии завести и поддерживать проч­ные сексуальные отношения. В это время он снова вернулся к нерегулярным сеансам психотерапии, но лишь для того, чтобы соглашаться на словах с тем, что он все больше запутывается и что ему нужно побольше самодисциплины и поменьше случай­ной любви, чтобы бросить пить и чувствовать себя лучше.

Несколько лет спустя он снова вернулся к регулярным сеан­сам психотерапии и посетил 27 индивидуальных и 45 группо­вых занятий в течение года. В это время он систематически под­вергался лечению с помощью рационально-эмоциональной психотерапии. И на этих занятиях вряд ли шла речь о его про­шлом пассивном и зависимом положении в отношениях с ма­терью и другими женщинами; вместо этого делались согласо­ванные попытки заставить его более точно определиться со сво­ими философскими взглядами, лежавшими в основе его само­разрушительного поведения.

Вскоре выяснилось, что он активно внушал себе такие ут­верждения:

1) Было бы просто ужасно, если бы я сам принимал все свои
решения и многие из них оказывались бы неверными, так как
в этом случае я бы казался себе ни на что не способным и не
смог бы уважать себя.

2) Так как для меня столь ужасно ошибаться при принятии
важных решений, я лучше буду поддерживать близкие отноше­
ния с женщиной, которая будет рада принимать все решения
самостоятельно; тогда меня, по крайней мере, нельзя будет об­
винить в совершении серьезной ошибки. Если жизнь с такой
женщиной будет для меня неудобна, я лучше буду поддержи­
вать отношения с той, которая слабее меня и которая будет хо­
рошо ко мне относиться, даже если я буду делать ошибки. По­
скольку, если меня любят несмотря на ошибки, значит, я еще не
полное ничтожество.


Лечение психозов и пограничных состояний

3) Так или иначе, я вынужден иметь дело либо с доминирую­
щей женщиной, либо с той, что слабее меня, и поскольку мне
бы хотелось жить с женщиной сильной, но которая все же при­
нимала бы меня и не властвовала надо мной, я совершенно не
должен быть таким слабаком, которым я был всю жизнь. Не­
смотря на годы посещений психотерапевта и все мои попытки
заниматься в группе Анонимных Алкоголиков, мой алкоголизм
и неудачные отношения с женщинами убедили меня в том, что
я — медуза; так как же может медуза типа меня надеяться на ка­
кое-то улучшение?

4) Другие люди, такие как моя мать и моя первая жена, с одной
стороны, и как моя вторая и третья жены, с другой, совершенно
меня не ценят и хотят, чтобы я оставался таким же слабым и без­
вольным, и будь они прокляты. Я их ненавижу!

Год лечения методами рационально-эмоциональной психо­терапии показал, что этот пациент, страдающий шизофренией, негативно оценивал себя и окружающих, и что он продолжал настраивать себя подобным образом по многим причинам. За­тем ему объяснили, почему его взгляды были неправильны.

1. Его спросили, каким образом принятие неправильных ре­шений делает его ни на что не способным? Почему он должен всегда или хотя бы часто принимать правильные решения, если он, как и все мы, всего лишь человек, а людям свойственно ошибаться? Допустим, что он действительно является челове­ком, не способным принимать решения. Это было бы неудобно и неприятно, но каким образом эта неспособность сделает его никчемным человеком, не уважающим себя? Ведь даже действи­тельно ни на что не способный человек, например отстающий в умственном развитии, может все же принимать свою неспо­собность, воздерживаться от самоистязания и находить в жиз­ни какие-то радости. Почему же тогда этого не может данный пациент, который всего лишь неадекватен?

2. Почему для него в отношениях с женщинами представ­ляется таким ужасным совершение ошибок при принятии важных решений? Конечно, если сильная женщина будет все решать за него, он сделает меньше роковых ошибок. Но ведь

9* 243

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

она точно так же может допустить подобные ошибки, и в этом не будет ничего хорошего ни для него, ни для нее. И даже если она действительно делает ошибки реже, чем он, стоит ли ради этого жертвовать своей независимостью? Если он же­нится на женщине, которая будет слабее его, он будет совер­шать большее количество ошибок, но она его простит, так как она слабовольна, но будут ли последствия его ошибок менее серьезными? Почему он нуждается в любви столь слабой жен­щины? И как ее одобрение избавит его от части его страхов? Не будет ли его отношение к себе полностью определено как при женитьбе на более сильной женщине, которая возьмет принятие решений на себя, так и в случае, если его жена бу­дет слабее и не будет винить его за ошибки?

3. Допустим, что он не смог сохранить отношения ни с более
сильной женщиной, ни с той, что слабее его. Каким образом
это доказывает его неадекватность и то, что он никогда не смо­
жет достигнуть желаемой степени самодостаточности? Почему
то, что он продолжает оставаться алкоголиком после многих лет
психотерапии и занятий в группах Анонимных Алкоголиков,
должно означать, что он безнадежен? Очевидно, что после столь­
ких лет страданий для него нежелательно оставаться зависимым
и злоупотреблять алкоголем, но почему же это для него столь
ужасно? Почему он чувствовал себя никчемным из-за своих
проблем? Возможно ли, что его стремление жестоко осуждать
себя за свои проблемы поможет ему от них избавиться? Или
более вероятно, что это будет приводить к возникновению про­
блем? Возможно, для начала ему следовало бы постараться про­
стить себя, а затем осознанно работать над избавлением от сво­
их недостатков, постигая и переоценивая свои установки?

4. Допустим, что другие люди, например, его властная мать
и первая жена, а также его слабовольные вторая и третья жены
действительно не ценили его и хотели, чтобы он оставался
таким же слабым и безвольным; почему это так ужасно? Раз­
ве не логично ожидать, что эти люди будут вести себя с ним
именно таким образом? И даже если они своим поведением
и не помогали ему решить его проблемы, почему он так серь-


Лечение психозов и пограничных состояний

езно к этому относился? Более того, должен ли он был под-даться влиянию своей первой жены, а затем полностью при­нять на себя заботу о второй и третьей? У них не было реаль­ной власти над ним; так почему же он винил их за то, как они себя вели?

Во время первых сеансов психотерапии он пытался научить­ся жить комфортно, продолжая придерживаться своих основ­ных саморазрушающих взглядов, но не старался разобраться и пересмотреть их. В результате он развелся с первой женой, которая действительно была настолько властной и так раздра­жала его, что вряд ли стоило оставаться с ней, хотя она и брала на себя бремя принятия решений. Затем он умудрился найти других женщин, которые эмоционально были даже слабее него и с которыми он мог позволить себе брать ответственность на себя и делать ошибки, так как они вряд ли когда-нибудь стали бы критиковать его за это. Таким образом, он никогда не ста­вил под сомнение, не бросал вызов и не пытался изменить свою позицию: «Мне страшно принимать решения, особенно когда значимый для меня человек готов подвергнуть меня критике». Он просто решил иметь отношения с теми людьми, которые не винили его, если он ошибался.

Во время второго продолжительного курса психотерапии па­циента убедили, что если он хочет, чтобы произошло улучше­ние, он должен изменить свои саморазрушающие взгляды. Я вместе с группой, в которой он занимался, заставил его рабо­тать над тем, чтобы избавиться от них. Всякий раз, когда у него не получалось что-то адекватно высказать или он боялся оши­биться на групповых и индивидуальных занятиях, мы заставля­ли его продолжать и постоянно спрашивали его, почему для него так ужасно потерпеть неудачу. Он получал особые домашние задания (которые обычно являются составляющей частью ра­ционально-эмоциональной психотерапии): знакомиться с жен­щинами, которые не были бы ни слишком властными, ни че­ресчур слабыми, и продолжать отношения с ними, даже если они критиковали его поведение. Терапевт и группа снова и сно­ва обращали его внимание на то, что у него все еще имеется страх

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

перед неудачами, хотя иногда он заявлял, что преодолел его. Чтобы ожидать уменьшения своих страхов, ему надо было все­го лишь продолжать работать и практиковаться и особенное внимание уделять тому, чтобы научиться идти на риск.

Интересный аспект этого случая заключается в том, что во вре­мя первого курса психотерапии терапевт уделял особенное вни­мание отношениям переноса между собой и клиентом, убеждал­ся, что достигнут высоко позитивный перенос, и часто показы­вал клиенту, что тот пытается использовать терапевта в качестве фигуры отца, который будет принимать за него решения. Во вре­мя второго курса психотерапии использование было минималь­ным и интерпретировались отношения переноса. Терапевт был куда более строгим, нежели ранее: он давал клиенту понять, что он определенно не будет успокаивать его и сочувствовать и про­должал подталкивать его к тому, чтобы он сам встал на ноги и сам изучал свои внутренние качества. А группа, в которой занимался клиент, была еще более строга в обращении с ним и почти никог­да не давала ему спуску, особенно когда он пытался объяснить свою неспособность рисковать. Один раз, когда он жаловался членам своей группы на то, что ему сложно найти новую работу, так как у него плохие рекомендации с прошлой работы, группа отвергла его объяснения. Ему дали задание составить совершен­но новое резюме, ориентируясь на то, какую именно работу он хочет получить. В результате он составил резюме, которое они от него требовали, и в течение двух недель получил более интерес­ную должность, чем занимал раньше.

Во время второго курса терапии не уделялось никакого вни­мания надеждам и мечтам пациента (которые активно анализи­ровались в течение первого). Работа велась не с прошлым, а лишь с текущим материалом; на многих примерах его учили принци­пам рационального образа жизни. Также его заставили читать книги и другие материалы, посвященные здоровому образу жиз­ни, и есть основания думать, что это принесло ему даже больше пользы, чем сеансы психотерапии.

В результате такого активно-директивного лечения состоя­ние пациента улучшалось значительно более быстрыми тем-


Лечение психозов и пограничных состояний

пами, чем было до этого. Впервые в жизни он стал общаться с женщинами своего социального слоя и с соответствующим образованием, стал выступать на собраниях, например, на за­нятиях в группе Анонимных Алкоголиков, чего он ранее не делал. В общении со своими друзьями он стал высказывать свои мысли, что он раньше боялся делать из-за боязни осуж­дения. После двух недель второго курса психотерапии он пе­рестал пить.

С течением времени исключительно низкая самооценка па­циента значительно повысилась; и даже если он терпел очевид­ное поражение в каком-то начинании, он теперь был способен воспринимать это философски и не мучить себя из-за этого. У него все еще сохранялись некоторые скрытые перфекциони-стские стремления, но ему удалось избавиться от многих из них и довольно успешно уживаться с оставшимися. Как это свой­ственно всем шизофреникам, время от времени он возвращал­ся к негативным размышлениям о себе и окружающих, но де­лал это значительно реже, чем раньше. Было похоже, что он пол­ностью избавился от недоброжелательного отношения к окру­жающим, хотя его собственные самоуничижающие оценки не претерпевали значительного уменьшения.

Это, как правило, обычное явление при лечении шизофре­ников с помощью рационально-эмоциональной терапии. Сна­чала они относятся к себе лучше, но ценой того, что становятся более враждебными по отношению к окружающим. В дальней­шем, когда дискредитируется философская основа их враждеб­ности, они становятся способны относиться к другим хорошо, даже если их поведение несправедливо и расстраивает пациен­та. К концу курса лечения их враждебность к окружающим была выражена меньше, чем ненависть к себе, хотя их склонность к низкой самооценке также значительно уменьшается. Надо от­метить, что избавление от враждебности к другим часто дается легче, чем избавление от чрезмерной самокритичности. Воз­можно, что человеку вообще бывает проще простить других, нежели самого себя, и устанавливать для себя более жесткие нормы поведения, нежели для других.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Во всяком случае, после второго курса терапии у данного па­циента наблюдалось значительное уменьшение враждебного от­ношения к другим людям; в то же время у него ощутимо повыси­лась самооценка, он стал свободнее в самовыражении и охотнее шел на риск. Он не вылечился полностью, и уместен вопрос о том, возможно ли полное избавление истинных шизофреников от их склонности мыслить неясно и неопределенно. Тем не ме­нее, сейчас профессиональная, социальная и личная жизнь это­го пациента нормализуется, и есть основания полагать, что в даль­нейшем этот процесс будет продолжаться. Практический успех выражается в том, что его поведение, в худшем случае, является характерным для страдающих неврозом средней степени тяже­сти, но никак не поведением психотика.

Как это ни печально, приходится признать невозможность полного излечения пациентов, страдающих тяжелыми эмоци­ональными нарушениями. И хотя я знаю множество явных улучшений у шизофреников, которые теперь спокойно живут (это бывшие и нынешние пациенты, обратившиеся ко мне и другим врачам), я никогда не видел человека, который был шизофреником, а затем полностью вылечился. Множество моих бывших пациентов, которым был поставлен диагноз «психоз» и «пограничное с психозом состояние», живут доволь­но хорошо и способны избежать серьезных трудностей и про­должать жить, не завися от других. Но нельзя считать, что эти люди ментально здоровы, что они находятся в хорошем мен­тально-эмоциональном состоянии. Помимо других проблем, они все же в той или иной степени подвержены тому, что Пол Мил назвал «когнитивной ошибкой», и они не способны ду­мать так четко и ясно о себе и других, как это могут здоровые люди. Несмотря на свои скрытые психологические проблемы, во многих случаях они способны на удивление хорошо справ­ляться с жизненными проблемами^но по большому счету они все еще страдают психозом, и опытный врач может довольно легко это выявить.

Так или иначе, эффективность рационально-эмоциональной психотерапии при работе с шизофрениками не зависит от со-


Лечение психозов и пограничных состояний

гласия психотерапевтов разных школ по поводу того, является ли это состояние врожденным или приобретенным в раннем возрасте. В самом деле, врачи, использующие этот метод, нахо­дят его наиболее удобным доказательством того, что все эмо­циональные нарушения являются результатом воздействия об­щественной среды, он позволяет более точно объяснить, каким образом происходит негативное влияние, чем это можно сде­лать, используя другие системы лечения. Например, фрейди­сты неопределенно говорят о том, что суперэго ребенка фор­мируется, когда он слышит, как родители высказывают свое мне­ние о моральных нормах. Специалисты по рациональной тера­пии говорят о том, что родители учат своего ребенка четким философским взглядам, и о том, что ребенок переводит их для себя в точных предложениях, которые затем постоянно внуша­ет себе, поддерживая поведение, характерное для страдающих неврозом или психозом.

Если бы это было действительно важно, то было бы очень удобно признать, что определяющим моментом являются воз­действия на ребенка в раннем возрасте. Однако факты свиде­тельствуют о том, что эмоциональные нарушения у детей про­исходят не только потому, что родители винят их за ошибки и проступки (что тоже часто наносит детям вред), но и потому, что они от рождения очень уязвимы для таких обвинений.

Если быть более точным, родители обычно способствуют развитию у ребенка эмоциональных расстройств, когда они недовольны ею поведением. В таких ситуациях они говорят ему, что он не прав, поступая подобным образом, и они явно дают ему понять, что он нестоящий человек, так как он по­ступает плохо и заслуживает сурового наказания за это. При­ведем факты, показывающие, что в данном случае имеются чисто биологические причины для такого неправильного и глупого поведения родителей. Если бы они действительно по­нимали, как следует воспитывать ребенка, они бы дали ему понять, что он не прав и что он все равно не бесполезный человек, но если он хочет иметь нормальные отношения с ок-

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ружающими, ему придется быть дисциплинированным и в будущем учиться вести себя правильно.

Другими словами, если ребенок совершает ошибки, здраво­мыслящие и умные родители в большей степени заботились бы о его будущем поведении, нежели об этих ошибках, и спо­койно и терпеливо научили бы его впредь не совершать по­добных ошибок. Следовательно, они практически никогда не станут обвинять его или мстительно наказывать за проступки и, таким образом, заставлять его считать себя никчемным че­ловеком. Вместо этого они дадут объективную оценку его по­ведению, иногда наказывая его, но не обвиняя (точно так же, как мы справедливо наказываем лабораторных крыс, когда они выбирают неправильный путь в лабиринте). Они будут поне­многу учить ребенка, как совершать меньшее количество оши­бок, в то же время давая ему понять, что поскольку он чело­век, он никогда не будет совершенным и его могут постигнуть неудачи. Повторим еще раз: действительно здравомыслящие родители могут не совсем правильно исправлять ошибки ре­бенка, но они никогда не будут наказывать его морально, если он не прав, если их раздражает его поведение или он плохо ведет себя в обществе других людей. И тот факт, что практи­чески во всех частях света большинство родителей воспиты­вают детей совсем по-другому, еще больше укрепляет мою уве­ренность в том, что человек от рождения является склонным к обвинениям, имеет эмоциональные расстройства и является существом, которому свойственно причинять себе вред.

Ребенку очень не просто объективно оценивать себя и окру­жающих. Вместо этого он почти всегда перенимает мститель­ные черты своих родителей, они становятся частью его на всю оставшуюся жизнь. И даже в том случае, если его родители не отличаются подобным характером. Обычно ребенок умудряет­ся перенять негативные, перфекционистские качества от учи­телей, сверстников, из литературы, теле- и кинофильмов и дру­гих средств массовой информации и почти всегда начинает ощущать вину или ненавидеть себя за свои ошибки. Ребенок не может разумно оценить свои ошибки, спокойно осознавая, что 250


Лечение психозов и пограничных состояний

склонен к совершению ошибок, и работать над тем, чтобы реже совершать неверные поступки, вместо того, чтобы зацикливать­ся на том, как бы пожестче наказать себя за уже совершенные ошибки. Это опять свидетельствует в пользу того, что ребенок запрограммирован при рождении таким образом, что легко вос­принимает философию перфекционизма и самообвинения, хотя иногда он способен объяснить некоторые из своих сознатель­ных обвинений в свой адрес. Ему бывает довольно сложно жить, не испытывая значительного чувства вины. Из-за этого он поч­ти всегда чувствует себя никчемным, потому что все еще не мо­жет понять разницу между ошибкой и виной или то, что он не является никчемным человеком, если поступает неверно.

Так как люди рождаются такими, какие они есть, и воспиты­ваются в таком обществе, как наше, где им приходится винить себя за ошибки, они не только легко усваивают негативные взгляды на ранних этапах жизни, но впоследствии эти взгляды получают подкрепление. И именно это подкрепление, а не ран­ние взгляды, является причиной эмоциональных расстройств. Если говорить более конкретно, получая неодобрение от окру­жающих, они, вместо того чтобы сказать себе: «Мне не нравит­ся это неодобрение» и «Как мне добиться их одобрения в буду­щем или жить счастливо несмотря на неодобрение?», они гово­рят себе: «Мне не нравится их неодобрение» и «Мне трудно выносить их неодобрение, это для меня ужасно; и это доказы­вает мне, какой я никчемный человек!».

Эмоциональные расстройства имеют в основе метафизиче­ское основание. Поскольку человек с такими нарушениями не­правильно и несправедливо приговорен к тому, что он не пред­ставляет особой ценности для других, он обречен быть никчем­ным человеком в своих глазах и глазах значимых для него лю­дей. Если больной враждебно относится к другим и в меньшей степени ненавидит себя, он приходит к совершенно безрассуд­ному и ненаучному заключению, что поскольку ему не нравит­ся поведение других, они являются абсолютно никчемными для самих себя, и их следует постоянно преследовать или убивать. Это отчасти справедливо в отношении шизофреников, которые

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

чаще, чем другие люди, страдающие эмоциональными расстрой­ствами, склонны твердо верить в свою полную никчемность или никчемность своих близких.

Кроме того, эмоциональные расстройства определены при­родой. Человек, страдающий серьезным нарушением, злится, раздражается или расстраивается и определяет это как ужас или кошмар. Если он делает ошибку или оказывается неспособен на что-то или у него имеется какой-то недостаток, то он вос­принимает это как грубый промах или грех. Он слишком пре­увеличивает значение своего неправильного поведения или ошибок остальных людей; он требует идеального поведения от себя и своих близких, вместо того чтобы разумно стараться реже ошибаться. Он нелепо превращает свои желания в ужасные по­требности, ожидая невозможного и невероятного, и, практичес­ки, сам создает свои продолжающиеся несчастья и агрессию.

Для людей с эмоциональными расстройствами и для шизо­фреников, в частности, еще более характерно то, что они твер­до убеждены в своих совершенно иррациональных философс­ких представлениях, которые они редко подвергают сомнению, продолжая сознательно или подсознательно настаивать на том, что они абсолютно верные. Ниже мы кратко приводим эти ир­рациональные идеи.

Иррациональная идея № 1: быть любимым и получать одобре­ние от всех значимых для взрослого человека людей является важнейшей необходимостью для него.

Иррациональная идея № 2: если человек считает себя стоящим, он обязательно должен быть полноценным, адекватным и ус­пешным во всех отношениях.

Иррациональная идея № 3: некоторые люди плохие, испорчен­ные и ни на что негодные. И их следует винить и жестко нака­зывать за эту негодность.

Иррациональная идея № 4: ужасно, когда дела обстоят не так, как человек хотел бы.

Иррациональная идея № 5: несчастья человека обусловлены внешними причинами, и человек практически не имеет воз­можности избежать их.


Лечение психозов и пограничных состояний

Иррациональная идея № 6: если что-то является или может ока­заться опасным или устрашающим для человека, он вынужден сильно беспокоиться об этом и жить в страхе, что это произойдет.

Иррациональная идея № 7: гораздо проще избежать определен­ных трудностей и ответственности, чем встретиться с ними ли­цом к лицу.

Иррациональная идея № 8: прошлое человека полностью оп­ределяет его настоящее поведение и, если что-то сильно повли­яло на жизнь человека, оно будет бесконечно иметь тот же эф­фект.

Иррациональная идея № 9: всегда есть правильное, точное и совершенное решение проблемы, и катастрофой является то, что это решение не найдено.

Я утверждаю, что эти немыслимые предпосылки и их бесчис­ленные вариации лежат в основе почти всех так называемых эмоциональных расстройств. Более того, эти взгляды не рас­сматриваются в мистическом или символическом виде; наобо­рот, для большинства они являются лишь заявлениями. Таким образом, если человек убежден в справедливости иррациональ­ной идеи № 2, то он определяет: «Я недостаточно хорош для этой работы (или спорта, игры или области искусства)» и «Я полностью неадекватен и просто не могу жить счастливо и про­сто могу покончить с собой, если не смогу достигнуть успеха в этой области».

Конечно, человек, страдающий эмоциональным расстрой­ством, может и не осознавать, что он не ценит себя как лич­ность. Поскольку он хочет быть абсолютно успешным в ка­кой-то области, то он, по крайней мере, подсознательно чув­ствует это в те бесчисленные моменты, когда ощущает свою никчемность. Более того, вопреки ошибочным утверждени­ям фрейдистов, подсознательные и неправильные взгляды и система ценностей таких людей вовсе не так глубоко похоро­нены в подсознании, чтобы годами психоанализа откапывать их. Напротив, большинство из них лежат в верхних слоях со­знания и легко могут быть обнаружены опытным врачом (а иногда и самим человеком).

 

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Шизофреник или человек, страдающий иным эмоциональ­ным расстройством, является больным не только потому, что с ним в прошлом произошло какое-то событие, исказившее его восприятие себя и других, но также и потому, что он продолжа­ет подкреплять это состояние разного рода неверными убежде­ниями о самом себе и окружающем мире. Поэтому терапевту следует не только ясно указать пациенту на его систему ценно­стей и ряд его философских установок, но и регулярно и интен­сивно разрушать их, а позже это должен делать и сам пациент.

В рационально-эмоциональной психотерапии пациентам, как страдающим шизофренией, так и не страдающим, посто­янно показывают, что на самом деле расстройство и ненормаль­ную реакцию у них вызывает не само воздействие, но его ин­терпретация и оценка этого воздействия. Впервые этот исклю­чительно важный аспект человеческого поведения был изучен древнеримским философом-стоиком Эпиктетом, примерно 2000 лет назад, а затем в его учение внес дополнения его ученик Марк Аврелий. И в течение веков множество философов и пси­хологов привносили что-то свое. Особенно отметим Роберта С. Вудворта (Щюс^опЬ), который настаивал на том, что схема сти­мул-реакция (5-К) не объясняет поведение человека, но что ее следует заменить формулой стимул-организм-реакция (5-О-К), которая в большей степени соответствует фактам.

И я учу своих пациентов, страдающих шизофренией, объяс­нению поведения, разработанному Эпиктетом и Вудвортом. То есть я ясно показываю им, что каждый раз, перед тем как по­чувствовать тревогу, вину, депрессию, злобу или другие слиш­ком сильные и саморазрушающие эмоции, они повторяют себе неверные утверждения, и именно эти утверждения вызывают нарушение эмоционального состояния. Затем я учу их, как раз­бирать эти фразы, вызывающие у них нарушения, скорее логи­чески, чем грамматически, чтобы четко увидеть, почему они неправильны и нелогичны. В конце концов, я учу их бороться и противостоять собственным неправильным представлениям до тех пор, пока у них не восстановятся здравые и не вызывающие расстройств взгляды на жизнь.


Лечение психозов и пограничных состоянии

Скажем немного по-другому: шизофреники обычно чувству­ют потребность в определенности и порядке (как и в совершен­стве) и большая часть их параноидальных явлений и других за­блуждений является отчаянной попыткой обрести определен­ность там, где ее нет и быть не может. В том случае, если мне удается убедить их в том, что в мире не существует абсолютного порядка, и что они могут жить счастливо в этом мире случайно­стей, они часто отвергают свои заблуждения, побеждают свою тревогу и живут более счастливой жизнью.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Adler Alfred. Understanding human nature. New York: Garden City
Publishing Co., 1927.

2. Adler A. The science of living. New York: Greenbei^, 1929.

3. Adler A. What lift should mean to you. New York: Basic Books, 1932; New
York: Capricorn, 1958.

4. Adler A. Social interest: a challenge to mankind. New York: Capricorn,
1964a.







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.064 сек.) русская версия | украинская версия