Студопедия — При установлении даты создания источника и другого исторического факта учитываются
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

При установлении даты создания источника и другого исторического факта учитываются






циклические природные явления, астрономические явления:солнечные и лунные

затмения, явления кометы, полярные сияния.

3. Сообщения о сложившейся обстановке, упоминания географических объектов,

определенных лиц, занимавших конкретное служебное положение

4. К датированию по сопутствующим данным можно отнести установление времени

создания источника по другим источникам, в которых первый упомянут и которые сами

имеют дату.(Пример: сообщения о вспышке эпидемии холеры в Российской империи,

составленные малограмотными должностными лицами на местах, дат не имеют. Их можно

датировать при помощи датированных донесений местной полиции.

5. Имена, упоминаемых в тексте исторических лиц и указание на их титул, звание,

должности. Тогда исследователю приходится опираться на справочные материалы:

хронологические и родословные таблицы, геральдические и биографические словари.

6. Учет цитат встречающихся в источнике, дата которого подлежит проверке или неизвестна.

Обнаружив в источнике цитаты из других источников, датировка которых хорошо известна,

можно определить, раньше какого времени не мог быть составлен изучаемый источник.

7. Некоторые сведения о времени возникновения исторических источников можно извлечь из

содержащихся в них данных метрологии и денежного счета.

8. При датировке исторических источников широко применяются данные палеографии.

(Время изготовление бумаги (по филиграни - знаку или рисунку, который можно увидеть

при просвечивании бумаги)

9. Определенные указания на время создания рукописей могут дать анализ чернил и красок,

формат, переплет и застежки рукописей, характер графики письма, данные изучения печатей

и гербов, данные грамматики и орфографии.

ВОПРОС 25

«Сфрагистика как вспомогательная историческая дисциплина. Предмет, объект, метод»

Сфрагистика или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
Объект изучения сфрагистики – печати как исторический источник, существующий либо самостоятельно, либо в составе письменных (преимущественно актовых) и вещественных исторических источников.

Предметом изучения сфрагистики служат как матрицы печатей, т.е. рисунки печатей, вырезанные на металле, камне, кости, стекле, каучуке, так и их оттиски на металле, воске, сургуче, бумаге.

Печать, сопровождающая документ, является знаком, свидетельствующим, что документ действительно исходит от лица или учреждения, которым она принадлежит. Изучение печатей помогает проверить подлинность документов, уточнить их написание, установить автора. Печати могут выступать и как отдельные исторические источники.

 

 

ВОПРОС 26. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЕЧАТЕЙ. ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКИХ ПЕЧАТЕЙ.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПЕЧАТЕЙ. Обычай употреблять печати возник на Востоке. Упоминания о них: в вавилонских, египетских и других источниках.
НА РУСИ. Вопрос о появлении печатей на Руси неразрешен - отсутствие источников.
Но точно - до принятия христианства (конец X в.) русские князья уже употребляли печати. (Найдена печать князя Изяслава, сына Владимира).
Первые упоминания о печатях – в договорах Руси с Византией (X век).
ПЕРИОДИЗАЦИЯ:

- ПЕЧАТИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА– X-XII вв.
Основная функция на раннем этапе: функция замены верительных грамот - «удостоверений личности» купцов или княжеских посланцев. Часто такие печати носились в виде перстня, но также и в виде пластинок, носимых на шее.
Виды печатей на Руси:
- Буллы. Постепенно древнерусские печати приобретают вид булл («шариков») — круглых металлических предметов с изображениями на обеих сторонах. (свинцовая булла князя Святослава Игоревича (около 945—972 гг.).
- Печати «греко-русского типа». – с 12 в. - С одной стороны печати – изображение святого, с другой – греческая надпись вроде «Господи, помоги рабу Твоему..».
Развитие письменности на Руси- появление е ще одной функции печатей: скрепление документов и удостоверение их подлинности.
Печати делились на 2 типа: вислые (привешивались к документу) и прикладные.
Материалы:металл, камень, сургуч, воск и др.

- ПЕЧАТИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ – XII-XV вв.
Сохранилось большое количество печатей этого времени. Основная масса – из Новгородской феодальной республики. Печати Новгородской феодальной республики отражают главные этапы развития республиканской государственности - княжеское, владычное и светское республиканское управление.
Есть 3 группы печатей:
1) Княжеские ДЕЛИЛИСЬ НА 2 ТИПА:
- Печати 12-нач.14 вв.

без указания на имя и титул князя.

Изображен святой, имя которого носил князь
- Печати 14-15 вв.

с именем и титулом князя.
Типы княжеских печатей:
- Самый распространенный - Печати с патрональным изображением двух святых. (встречается с начала XII в. до начала XIV в.)
- Печати с изображением святого и Иисуса Христа или его символов. На княжеских печатях этого типа изображен святой, имя которого носил книзь, а на другой стороне - Иисус Христос или крест.
- Печати с изображением святого, имя которого носил князь - владелец печатей, на одной стороне, и сокольника, т. е. всадника на коне с птицей на поднятой руке - на другой.
- С XIV в. тип княжеских печатей меняется. Исчезает анонимность.

Характерная особенность этого типа печатей - наличие надписи, которая указывает на принадлежность печати тому или иному князю.
- Античные геммы.
- Государственные печати (Новгорода, Пскова и др.)
- печати княжеских тиунов.
2) Владычные (печати владычных наместников, или «Троицкие» печати).
На этих печатях помещалось изображение Троицы и надпись, указывающая на имя архиепископа.
3) Печати светского характера:
- печати посадников
- печати тысяцких.
Также были печати-пломбы.

- ПЕЧАТИ ПЕРИОДА РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА.
Основная масса печатей этого периода сохранилась при документах.
Государственная печать.
К этому периоду относится создание общегосударственной печати (Иван III). На лицевой стороне всадник, поражающий копьём дракона, на оборотной — двуглавый орёл, увенчанный коронами. Образец этой вислой красновосковой печати сохранился до наших дней при грамоте 1497 г. Правители Московского государства пользовались ею на протяжении XVI— XVIII столетий.
- малая государственная, или «Кормленая» печать
- печати местных учреждений
- таможенная печать.
- патриаршая печать

- ПЕЧАТИ ПЕРИОДА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Государственная печать - Пётр I, в начале своего правления по традиции применявший старые печати, впоследствии приказал вырезать несколько новых. Для печатей «нового дела» характерна краткость титула.
Изменились печати учреждений и ведомств: вместо символических изображений, отражающих деятельность того или иного приказа, как это было в XVI—XVII вв., на них появился государственный герб — двуглавый орёл.
- Печати местных государственных учреждений.
- Таможенные печати
- Печати частных лиц в Российской империи XVIII-XX вв.

- ПЕЧАТИ СССР.
Первой печатью Советского правительства - Совета Народных Комиссаров - явилась печать Управления делами Совета Народных Комиссаров.
В ходе революционных преобразований создаются печати в Наркоматах и различных учреждениях.

 

ВОПРОС 5. Попытки измерения времени в античности Календарь древних греков Реконструировать греч. систему исчисления трудно: нет общеэллинского календаря, каждый полис - свой собственный календарь. Вели счет по луне: начало года в 1ое новолуние после летнего солнцестояния, год из 12 лунных месяцев. Правителями каждого города мог вставляться 13-й месяц à почтикаждый город пользовался своим календарем. !Постепенно нараставшая разница между календарным годом и годом солнечным. 593г. – Солон по примеру вавилонян установил 8-летний период (3 года из 13 месяцев, остальные 5 лет из 12) (но этот календарь не был принят везде и считался не точным). 432г. – греч. астроном Метон установил зависимость между лунным месяцем и солнечными годами. Открыл, что в 19 солнечных годах - 235 лунных месяцев. 19-летний ленный цикл назвали Метоновым циклом.В каждом 19-летнем периоде 7 лет считалось по 13 месяцев, остальные годы – по 12. Каллипп рассчитал календарный цикл, охватывавший 76 лет. Почти 200 лет спустя, в 145 г. до н. э., астроном Гиппарх внес в систему Каллиппа некоторые поправки; в Афинах же, где долго придерживались системы Метона, корректировали и дополняли ее. Частые реформы календаря дезорганизовывали весь годичный распорядок праздников: религиозные обряды, связанные с опр. временем года не совпадали с соответствующими природными явлениями. + Внешние трудности –разл. системы исчисления времени в полисах: в документах и лит-ре годы обозначали по имени высшего должностного лица, находившегося у власти: в Афинах — по имени архонта-эпонима; в Спарте — по имени эфора-эпонима. В III в. до н. э. афинский историк Тимей ввел систему отсчета лет по «олимпиадам». Дата любого события определялась по его месту в 4-летнем цикле Олимпийских игр. Первая олимпиада длилась с 776 по 773 г. до н. э. В эпоху эллинизма - практика датировать события «эрой Селевкидов», начавшейся в 312 г. до н. э. Названия месяцев в разных полисах были различны (от имен богов или богинь либо, от названий праздников или религиозных обрядов). Год делился сначала на зиму и лето, позднее деление на зиму, лето и весну, позже появилась осень. В месяце 3 декады — начальная, средняя и завершающая, НО, так как число дней в месяцах было не одинаковым, соблюдать точное деление на декады было сложно. Греки стали делить месяц на семидневки — недели. Календарь древних римлян Также лунный. Природный год грубо делился на периоды, которые были связаны с земледельческими работами. Сначала год состоял из 304 дней(Ромулов год) и делился на 10 месяцев. В дальнейшем год был равен 355 дням. В 46 г. до Рождества Христова. по решению Юлия Цезаря александрийский астроном Сосигенс разработал календарь (позднее стал называться юлианским), принятый в 46 году до Рождества Христова. Календарь содержал 365 дней в году с добавлением одного дня каждые 4 года (високосный год). Год начинался с марта (имел 31 день) – назван в честь бога войны. В марте начинались с/х работы. 2ой месяц – апрель (29 дней), затем – май (31 день) – в честь богини красоты Майи, июнь (29) – в честь богини плодородия Юноны. Остальные 6 месяцев носили порядковые наименования – 5 – квинтилий, 6 – секстиль, 7 – септембер, 8 – октобер, 9 – новембер, 10 – децембер. Этот год не соответствовал ни солнечному годичному циклу, ни лунному à добавили еще 2 месяца: 11 – январь – в честь бога Януса, 12 – февраль – в четь бога мертвых Фебруария (был месяцем поклонения мертвым). Этот календарь был лунным по своему происхождению, что доказывается существованием в римском месяце 3-ех особых дней, по которым велся счет. Эти дни назывались календы, ноны, иды. Календы – 1-ый день каждого месяца, ноны – 7-ой день 4ех длинный месяцев и 5-ый день остальных месяцев, иды – 15-ый день длинных месяцев и 13-ый день остальных. НО год из 355 дней не совпадал со сменой времен года à были введены длинные годы: в конце VII – начале VI в. до н.э. в февраль через год стали добавлять месяц в 20 дней – между 23 и 24 февраля. Был назван мерцедоний– от лат. слова merces – плата (месяц «расплаты», окончания всяких денежных расчетов по прошлому году).   ВОПРОС 6 Понятие календаря. Системы счета времени. КАЛЕНДАРЬ - Система времясчисления, строящаяся на определённом, точно установленном взаимоотношении отдельных единиц измерения в виде года, месяца, суток ПРОИСХОДИТ ОТ латинского слова "календы", которым в древнем Риме обозначалось первое число каждого месяца. Счет времени начинает появляться у людей лишь с развитием земледелия, скотоводства, обмена и мореплавания. Представления о времени, единицах и способах счета времени различались у разных народов, в разных культурах. Системы счета времени и представления о нормах использования единиц счета времени менялись во времени. Среди многочисленных различных календарных систем можно наметить 2 основных типа: 1) солнечныекалендари, астрономическую основу которых составляет тропический год или период годичного обращения земли вокруг солнца и 2) календари лунные, возникшие на основе синодического месяца или законченного периода чередования лунных фаз. Существует также и лунно-солнечные системы счета времени. НАИБОЛЕЕ УДОБНА - солнечная, так как она совпадает с чередованием сезонов, с которыми связана жизнь людей. Создание системы счета времени и ее связь с периодически повторяющимися явлениями природы затруднялись тем, что древние народы не знали, что движение Солнца, Земли и Луны – результат движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Вследствие этого трудно было определить период суточного и годового движения Земли. Помимо астрономических знаний в календарь долгое время вводились религиозные представления. Календарные расчеты и записи обычно проводились служителями культа, которые в своих интересах создавали представление о божественности календаря. Научные основы календаря скрывались от народа.   ВОПРОС 8. СОЛНЕЧНЫЕ КАЛЕНДАРИ, КАЛЕНДАРЬ ЕГИПТА И ДР. Продолжительность тропического года (солнечного, то есть в основе смена сезонов) составляет 365,299858 суток. Таким образом, календарный год в солнечном календаре должен составлять или 365 суток — обычный год, или 366 суток — ВИСОКОСНЫЙ. В ЕГИПТЕ: Год делился на 12 равных месяцев, каждый из которых содержал по 30 дней = 360 дней – примерно 4 тыс лет до н.э. Каждый месяц делился на три больших недели, по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель, по 5 дней в каждой. Греки назвали их «декадами» и «пентадами». ЛЕГЕНДА ОТКУДА ВЗЯЛОСЬ 365 ДНЕЙ КАК В ИТОГЕ: Однажды бог земли Геб и богиня неба Нут заключили между собою брачный союз. Тогда бог Солнца Ра проклял богиню Нут и поклялся, что ее дети не будут рождаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года. Богиня Нут обратилась за помощью к мудрому богу Тоту, который, поиграв с богиней Луны в кости, выиграл у нее от каждого дня 360-дневного года по одной семьдесят второй части ее света. Из этих частей он сделал пять дополнительных дней и поместил их в конце года, вне месяцев. Так богиня Нут получила пять дней, и у нее родилось пятеро детей: Осирис, Гор, Сет, Исида и Нефтида. Все они также стали почитаться за богов. Чтобы умилостивить бога Солнца Ра, ему были отданы эти пять дней. С этого времени солнечный год увеличился с 360 до 365 дней, но так как богиня Луны проиграла пять дней, то лунный год сократился с 360 до 355 дней. ВОПРОС 11 Григорианский календарь. История создания и характеристика. v Существовала угроза перемещения главного праздника христианской церкви – Пасхи с весны на лето, а это затрагивало религиозную и хозяйственную жизнь. Пасха должна была праздноваться после весеннего равноденствия – 21 марта и не позднее 25 апреля. Þ Возникла необходимость реформы календаря, т. к. в юлианском календаре каждый год делается ошибка в 11 минут 14 секунд. · В 1582 году Католическая церковь осуществила новую реформу при папе Григории XIII. Была создана специальная комиссия из духовных лиц и ученых астрономов. Автором проекта реформы был итальянский ученый – врач, математик и астроном Алоизий Лилио. Две основные задачи реформ: 1) ликвидировать накопившуюся разницу в 10 суток между календарным и тропическим годами и в дальнейшем предотвратит эту ошибку (эта задача была решена административным порядком: специальной папской буллой предписывалось 5 октября 1582 г. считать 15 октября. Таким образом, весеннее равноденствие возвращалось на 21 марта) 2) максимально приблизить календарный год к тропическому, чтобы в будущем разница между ними не была ощутимой (вторая задача решилась путем сокращения числа високосных годов, чтобы уменьшить среднюю продолжительность года Юлианского календаря). Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года. => Календарный год приблизился к тропическому, поскольку отбрасывалась разница в 3 суток, которая накапливалась каждые 400 лет. Характеристика: · Более точен, чем юлианский. Год отстает на 24 секунды. Но это расхождение ничтожно: разница в 1 сутки образуется в 3270 лет. Практического значения такое отставание не имеет. Поэтому григорианский календарь следует признать более совершенным по сранению с юлианским.   ВОПРОС 12 «Единицы счета времени. Понятие недели, суток, час, месяц.». Элементарные представления о времени возникли на заре истории человечества. Переход к земледелию и скотоводству определил необходимость учета времени, его фиксирования в определенных единицах. Время - основная физическая величина, характеризующая последовательную смену явлений и состояний материи, длительность их бытия. Короткие– сутки, час, минута, секунда Длинные– год, квартал, месяц, неделя. 1."Звездное" время, связанное с перемещением звезд на небесной сфере. 2."Солнечное" время, связанное: с видимым движением центра диска Солнца по эклиптике (истинное солнечное время). В повседневной жизни используется среднее солнечное время. Основной единицей звездного, истинного и среднего солнечного времени являются сутки. Сутки - промежуток времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира. • Звёздные сутки - равны временному интервалу между двумя последовательными положениями в одной и той же точке неба определенной звезды, которая не имеет собственного видимого движения. Солнечные сутки- определяются аналогичным положением Солнца. Год - промежуток времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг Солнца относительно какого-либо ориентира (точки). Месяц - Промежуток времени между двумя последовательными новолуниями. Неделя — календарная единица измерения времени продолжительностью в семь суток с особым названием для каждого дня, ведущая свое происхождение,вероятно,из Древнего Вавилона. Возникновение более мелких единиц измерения времени — часы, минуты, секунды — связывают с древневавилонской двенадцатеричной системой счета. Час- единица измерения времени, равная 1/ 24 части суток.   ВОПРОС 7 ОСНОВНЫЕ ВЕЩИ: Лунный календарь (29,сут), определяется периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. средняя длина месяца равна 29,5 сут = 354сут в год. Истинный лунный год, состоящий из 12 синодических месяцев, содержит 354 сут. Календарь не учитывает эту дробную часть; таким образом за 30 лет набирается расхождение в 11 сут. Добавление этих 11 сут каждые 30 лет восстанавливает соответствие календаря лунным фазам. Основной недостаток лунного календаря в том, что его год короче солнечного года на 11 сут; поэтому начало определенных сезонов по лунному календарю приходится год от года на все более поздние даты. Лунно-солнечный календарь– это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Счёт годов в лунно-солнечном календаре ведётся по Солнцу, а месяцев — по Луне). В основе лунно-солнечного календаря лежит соотношение: 19 солнечных (тропических) лет приблизительно равны 235 лунным (синодическим) месяцам (с ошибкой менее чем в 1,5 ч). В течение каждых 19 лет считают 12 лет по 12 лунных календарных месяцев и 7 лет по 13 таких месяцев (високосные годы). Греческий календарь.В древнегреческом календаре обычный год состоял из 354сут. Но поскольку ему нехватало 11,25 сут для согласования с солнечным годом, то каждые 8 лет к году добавляли 90 сут (11,25ґ8), разделенные на три одинаковых месяца; этот 8-годичный цикл назывался октаэтеридой. После примерно 432 до н.э. греческий календарь основывался на цикле Метона, а затем на цикле Каллиппа. Метонов цикл — промежуток времени в 6939 дней, для согласования продолжительностей календарей. Календарь, основанный на метоновом цикле, содержал 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев (со вставным месяцем). 125 месяцев были «полными» — по 30 суток, а остальные 110 «пустыми» — по 29 суток. Цикл Каллиппа. – 330 год- 76-летний цикл (= 19ґ4). Циклы Каллиппа содержат постоянное число високосных лет, тогда как в цикле Метона их число переменно. Римский календарь вначале (ок. 8 в. до н.э.) латинский календарь состоял из 10 месяцев и содержал 304 сут: пять месяцев по 31 сут в каждом, четыре месяца по 30 и один месяц с 29 сут. Год начинался 1 марта; отсюда сохранились названия некоторых месяцев – сентябрь («седьмой»), октябрь («восьмой»), ноябрь («девятый») и декабрь («десятый»). Новые сутки начинались в полночь. Впоследствии римский календарь претерпел немалые изменения. Перед 700 до н.э. император НумаПомпилий добавил два месяца – январь и февраль. Календарь Нумы содержал 7 месяцев по 29 сут, 4 месяца по 31 сут и февраль с 28 сут, что составляло 355 сут. Около 451 до н.э. группа из 10 высших римских чиновников (децемвиров) привела последовательность месяцев к нынешнему виду, перенеся начало года с 1 марта на 1 января. Позже была учреждена коллегия понтификов, которая провела реформу календаря. ВОПРОС 9 Юлианский календарь. История создания и характеристика. Ø В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь провел реформу лунно-солнечного римского календаря, который из-за произвольных вставок был совершенно запутан жрецами. Реформа опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами. В разработке нового календаря принимал участие египетский астроном из Александрии Созиген: · Взяли египетскую продолжительность года,но с поправкой в 1 добавочный день раз в 4 года. · Три года подряд – 365 суток в год, а в 4 году – 366 суток. · Годичный солнечный период – 365 суток и 6 часов. В календаре: · 12 месяцев · Сохранены старые названия месяцев · Продолжительность месяцев – в 30 и 31 день · Лишний день в 4-м году прибавили к февралю, как имеющему наименьшее число дней – 28. Лишний день вставлялся между 23 и 24 числом (т.е. два 24-х числа). · 24 февраля был 6-м днем до мартовских календ и называлось sexto calendas. В удлиненном году,второе 24 число называлось bissexto calendas, т. е. «еще раз 6-й» (bis – еще, sexto – шесть). В восточной происзношении звучало, как висексто календас Þ произошло русское название високосный год. · Начало года – 1 января · Впоследствии были изменены названия двух месяцев: 1) квинтилий получил название июля в память Юлия Цезаря; 2) секстиль был переименован в август в честь римского императора Августа. · Распределение дней в месяцах по реформе 46 г. до н. э. совпадает с современным. Новый календарь по имени Юлия Цезаря получил название Юлианского календаря. 1. Юлианский календарь, как и египетский чисто солнечный календарь. 2. Задача календаря – держать определенные в календарном году фиксированные моменты на одних и тех же временах года. 3. Юлианский год только на 11 минут 14 секунд длиннее астрономического года. Первоначально юлианский календарь применялся только в Риме. 325 г. – Первый вселенский Никейский собор признал юлианский календарь обязательным дл христиан. В дальнейшем все народы, принявшие христианство, очень долго пользовались этим календарем. Употребляли юлианский календарь и народы, населяющие Россию.   ВОПРОС 13 ВОПРОС 13 Понятие недели: происхождение, виды, происхождение названий дней недели, длина недели у разных народов. Неделя -период времени в семь суток. Происхождение.Продолжительность смены четырёх фаз Луны (новолуние, растущая луна, полнолуние, убывающая луна) составляет около 28дней. Это позволило разделить 28 дней на четыре (по числу лунных фаз) периода по семь дней в каждом. Введение и распространение.Когда и кем было впервые официально введено деление дней на недели неизвестно. Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке - в Древнем Египте и Вавилоне. В Римской империи семидневную неделю ввел император Константин в 321 году. Далее неделя распространилась по всей Западной Европе. Происхождение названий дней недели. Названия дней недели. 1) По названию планет, которые вращаются вокруг Земли: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн. 2) По порядковому номеру дня в недельном цикле. Длина недели у разных народов. 8 дней: (А-Н). Торговая неделя. Использовалась римлянами. 7 дней рабочие, 1 базарный. По рыночным дням сельские жители приходили в город. 9 дней: Использовалась в Литве до принятия христианства. Календарь Майя: параллельно 13-дневная (дни от 1 до 13) и 20-дневная (дни имели наименования). 5-дневная и 10-дневная: в Др.Греции, Египте, календарь французской революции: - Др. Греция: Календарь лунный, но не связан с луной. Месяц делился на три декады. Счет дней в последней неделе велся от конца. Более мелкое деление на 5 дней (пентады). - Египет: 3 недели по 10 дней, 6 недель по 5 дней. 5 дней: Связана со счетом дней по руке. Использовалась славянами до христианства. В СССР в 1920-1930гг. 5-дневная неделя с 1 выходным. 7 дней: Астрономическая теория происхождения. 7 дней – одна фаза луны, четверть лунного цикла. 7 небесных подвижных тел. Использовали шумеры, затем в Вавилоне. Дни недели названы именами богов. В книге Бытия указано 7 дней творения.   ВОПРОС 18 Билет №18. Реформа календаря 1700г. 19 декабря юлианского годового кругас сентябрьским началом подписан и опубликован именной указ Петра I. Название указа: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира.» Суть:с 1 января 7208 года от сотворения мира в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и пр.(см. ниже)писать и считать год от Рождества Христова = 1700год. А год спустя с 1 января писать -1 января 1701г. Реформа обусловлена тем,что к концу XVII века большинство европейских стран и все православные вели летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как в России. Россия выпадала из общеевропейского течения событий, т.к. имела хронологию, не совпадавшую со счислением лет даже у единоверцев. Петр разрешил писать два года – от сотворения мира и от РХ, чтобы люди не бунтовали против реформы. Юлианский календарь при Петре был сохранен- боялся посягнуть на календарь Великого Цезаря сохранилось запаздывание календарных дат: в то время – 10 дней. (в России 19 декабря 7208г от СМ - в Европе 29 декабря 1699 г. от РХ по григорианскому календарю.) Разница между двумя системами летоисчисления с 1492 года по 1700 г. - 5508 лет с 1 января - 31 августа, 5509 лет с 1 сентября- 31 декабря т.к. новый год по старому летоисчислению наступал с сентября. 1 сентября 7208 года от «сотворения мира» = 1 сентября 1699 года от РХ 7208-1699=5509 лет. 1 января 7208 года от «сотворения мира» = 1 января 1700 года от РХ 7208-1700=5508 лет.     Просто прочитайте Сам указ звучал так: О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира «В Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, "а с того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому же.»   ВОПРОС 19 Счѐт индиктами, или пятнадцатилетними периодами, заимствован в древней Руси из Византии. Индикт- порядковое место данного года в пределах текущего пятнадцатилетнего цикла, причѐм исходной точкой этого цикла является византийская эра - "сотворение мира";, а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новогодия - 1 сентября. Этот индикт (греческий) использовался в допетровском летосчислении на Руси. Происхождение: этимология слова "индикт", как и происхождение самой системы, в точности неизвестны. По-видимому, счѐт индиктами ведет свое начало от переписей населения, которые раз в 15 лет производились в Римской империи и в Византии. В 313 г. н. э., при императоре Константине Великом, 15-летний индикт стал использоваться в летосчислении. Номер самого цикла никогда не использовался. Как найти: 1)общее правило определения индикта любой даты сводится к нахождению остатка от деления цифрового обозначения данного года от "сотворения мира" на 15. Если в результате деления остатка не получается, то индикт приравнивается делителю, т. е. цифре 15. 2)Чтобы получить индикт года в эре от Рождества Христова, надо к искомому году прибавить число 3 и сумму разделить на 15. Остаток даст индикт года. Практическое значение. Индикт выполняет при датировке источников значительно более серьезную роль, чем это может показаться с первого взгляда. В исторических памятниках индикт может встретиться в двух вариантах: 1) индикт заменяет собою обозначение года, который вовсе не указан в источнике. В этом случае при наличии некоторых косвенных признаков индикт помогает уточнить дату. Например, в источнике указан 14-й индикт и нам известно, что этот источник относится ко времени великого московского князя Ивана III, то зная начальную и конечную даты княжения последнего (6970--7013 или 1462--1505), легко установить, что 14-й индикт соответствует или 1466, или 1481, или 1496 гг. В итоге, индикт помог нам в пределах сорока с лишним возможных лет остановить свой выбор только на трех и исключить все остальные. 2) индикт дополняет указание на год и полная дата приводится в следующих выражениях: "лета такого-то, индикта такого-то". В этом случае индикт помогает установить тот стиль (мартовский или сентябрьский), по которому приведена дата. Если указано, что событие произошло в 6905 г. в феврале месяце индикта 5-го, то для нас очевидно, что мы имеем дело с сентябрьским стилем. Если для февраля 6905 г. в источнике указан 6-ой индикт, то это свидетельствует о датировке по мартовскому стилю. Если мы придем, на основании индикта, к выводу, что перед нами сентябрьский стиль, то поскольку событие относится к февралю, мы при переводе даты на наше летосчисление, должны будем вычесть цифру 5508. В случае мартовского стиля вычитаемым явится 5507.   ВОПРОС 20 20. Датировка событий по церковным праздникам В источнике вместо указания на месяц и число события может быть ссылка на церковный праздник, совпавший с событием. Чтобы уточнить дату события, приходится определять число, на которое падает дата церковного календаря. Русский церковный календарь различаетдва типа праздников: 1. непереходящие (неподвижные) приходятся ежегодно на одни и те же определенные числа. 2. переходящие (подвижные) не имеют постоянных дат и в разные годы падают на различные числа.   1. Для определения времени события по непереходящему празднику следует найти его дату по календарю непереходящих церковных дат. Основные праздники: «Семень день Летоначатца» или «Семень деиь Летопроводц» - день нового года - 1 (14) сентября; Рождество Богородицы - 8 (21) сентября; Покров Богородицы – 1 (14) октября; Введение во храм Богородицы - 21 ноября (4 декабря); Николин день осенний или зимний - 6 (19) декабря; Рождество Христово - 25 декабря (7 января); Крещение Господне (Богоявление) - 6 (19)января; Сретение Господне - 2 (15) февраля; Благовещение - 25 марта (7 апреля); Преображение - 6 (19) августа; Николин день весенний (Никола Вешний) - 9 (22) мая; Успенье Богородицы или Госпожин день - 15 (28) августа Филиппов день или Филиппово заговенье – 14 (27) ноября   2. Уточнение дат по переходящим праздникам: Переходящие праздники (подвижные) — праздники и памятные дни в церковном календаре с подвижными датами относительно солнечного (Юлианского) календаря. - Пасха. По принятым правилам пасха должна праздноваться в первое воскресение после весеннего полнолуния. Весенним полнолунием считается полнолуние не ранее 21 марта и не позднее 18 апреля. Самым ранним днем празднования может быть 22 марта; наиболее поздней датой может быть 25 апреля. Период времени между 22 марта и 25 апреля называется пасхальным пределом. День празднования пасхи передвигается в определенном порядке в границах «пасхального предела». Подвижность Пасхи объясняется тем, что она празднуется по лунно-солнечному календарю. Остальные переходящие церковные даты всегда отстоят от пасхи на определенное количество дней. Зная дату Пасхи в данном году, можно найти любую переходящую церк. дату по специальной таблице. В пасхальном церковном календаре счет недель до пасхи ведется с понедельника по воскресенье включительно. Но после недели открываются воскрeceньем и заканчиваются субботой. Так первое воскресенье после Пасхи именуется Фоминым и с него начинается Фомина неделя - вторая после пасхи. ВОПРОС 22. РЕФОРМА КАЛЕНДАРЯ 1918 г. и в 1920-30-х гг. 16.11.1917г. - Нарком Иност. Дел вносит предложение об изменении календаря ноябрь 1917 — январь 1918г. - обсуждение вопроса о реформе: 1 вар. -предложен наркомом иностранных дел (Чечерин); 2 вар. - предложен наркомом просвещения (Луночарским) положения: 1. Введение социалистической эры 2.Новая эра начинается с 7 ноября, НО начало года считалось с 1 — го января 1918г. - высказано предложение равномерно разделить рабочие и выходные дни на месяц и ввести 7-ю неделю. Год = 5 квинт; 1 сутки = 10 частям январь 1918г. - завершение подготовки реформы календаря. сер. января 1918 — обсуждение вопроса о календаре в Совнаркоме С ПРОЕКТОМ ЛУНАЧАРСКОГО БЫЛИ НЕ СОГЛАСНЫ(!!! ЕГО ОТВЕРГЛИ!!!) 24 января 1918г. - Принятие декрета о переходе на григорианский календарь 25 января 1918г. - Публикация текста декрета в газете «Правда». В статье содержалось введение, цель и 10 пунктов(положения реформ) 1929г. - Совнарком СССР вводит 5 дневную рабочую неделю. Год разделен на 30 дней, в месяце — 6 пятидневных недель, 31 число - «сверхмесячное», в году — 72 пятидневки = 360 дня. Остальные 5 дней — сверхгодичные и их причислили к революционным праздникам.! - такой календарь просуществовал недолго 1931г.- введение прерывной производственной недели и переход на 6-ю неделю с выходными днями (6, 12, 18, 24, 30); выходной отныне 1 марта, а не в конце февраля; Переход на прерывную шестидневную неделю произошел 1 декабря 1931 года.! - такой календарь существовал ок. 9 лет 1940г. - издание ууказа о переходе с 6-ой на 7-ю неделю. 7 день — отдыха.   23. Попытки реформ календаря в XIX в. Применение в международных отношениях и в научной переписке григорианского календаря, а внутри «гражданского» юлианского вызывало неудобства, поэтому назревала необходимость во введении единого способа счисления времени. В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля. Бывший в то время министром народного просвещения князь К.А.Ливен отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Он указывал, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». После получения такого «доклада» царь написал н





Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 106. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия