Александрийская школа — ряд философских и литературных течений, сменявшихся в Александрии с III века до н. э. по IV век н. э.
История. Когда вместе с силою и самостоятельностью древнегреческих государств стала приходить в упадок греческая литература, средоточием литературной и научной деятельности сделался под покровительством и при содействии Птоломеев город Александрия в Египте, бывший по своему положению центром тогдашних всемирных сообщений. Тогда греческая культура распространилась по всему основанному Александром Великим и распавшемуся после его смерти государству. Первым греческим владетелем, стремившимся создать для греческой науки и греческого образования широкое основание и новое убежище, был Птолемей Сотер; он собрал туда многих ученых и положил основы Александрийской библиотеки и Александрийского музея. Значительно больше двинул эти занятия вперед создавший знаменитую Александрийскую библиотеку в больших размерах его наследник, Птолемей Филадельф. К Александрийской школе принадлежали греки, египтяне, иудеи, а впоследствии и римляне.
Философия. Об александрийской школе говорят и про принадлежавших к Александрийскому веку и жившим в Александрии философам. Характерно для александрийской философии то, что в Александрии соприкасались восточная и западная философии, что здесь вообще господствовало стремление к примирению противоречащих друг другу философских систем; вследствие этого александрийские философы, следовавшие этому направлению к собиранию и соединению, и были часто называемы синкретистами. Но на деле это название применимо не ко всем, так как здесь появились и догматики и скептики. Соединяя восточную теософию с греческою диалектикой, они воплощали борьбу древней цивилизации с христианством, поэтому их философия оказала некоторое влияние на способ понимания христианства в Египте. Из слияния восточных воззрений с христианскими образовались некоторые течения гностицизма; некоторые самые важные гностические системы были выработаны в Александрии. Не в меньшей степени были проникнуты духом этой философии и самые видные преподаватели возникшего и процветавшего там христианского катехизического училища; поэтому александрийскую церковь и волновали сильнейшие религиозные споры, так как в Александрии встречались самые разнообразные элементы. Это продолжалось до тех пор, пока из их среды не вышел в борьбе против арианства, при помощи Афанасия, принцип неприкосновенности правоверных положений религии.
Наука. Наконец, александрийское направление отличалось еще и разработкою точных наук — медицины, географии, физики, математики и естествоведения; эти последние дошли здесь до самой высокой в древности степени развития. Уже в III-м столетии до н. э. Евклид написал здесь свое классическое сочинение по геометрии. Астрономы этой школы отличались с самого ее начала от своих предшественников тем, что они оставили в стороне всякие метафизические спекуляции и посвятили себя всецело наблюдениям. Как физики, математики и географы отличались: Аристилл и Тимохарис, Архимед в Сиракузах, Эратосфен, Аристарх Самосский, Птоломей и другие. Александрийская школа продержалась в своих различных направлениях в течение около восьми столетий на такой — правда, с течением времени несколько изменявшейся, — высоте, что она была постоянно главным центром учености и литературы тогдашнего мира. Правители Македонии были первыми в своих попытках осуществить государственную организацию и финансирование науки. В Александрии в начале III в. до н. э. был создан Мусейон (в переводе с греческого — храм муз), имевший большое значение для развития науки и игравший роль одновременно научного учреждения, музея и научной школы. Мусейон был связан с упоминавшимся выше афинским Ликеем, основанным еще Аристотелем, а впоследствии возглавлявшимся известным ученым Стратоном.