Методологические критерии научности.
Из лекций · Принцип объективности · Предмет поиска · Доказательство и проверяемость · Интерсубъективность (в терминах) · Расширение фактологической базы и предсказательные возможности · Системность (установление закономерностей и классификация) · Простота (небольшое количество допущений) · Непротиворечивость (с реальностью и с существующими представлениями) Из инета Наука - это способ познавания окружающего мира, основанный на ряде общеизвестных и не оспариваемых в собственно научном мире предположений: 1) Практика - критерий истинности теории. Если теория не подтверждается частично или систематически - она отвергается. 2) Моделирование. Если невозможно прямое экспериментальное исследование, то мерой истинности является промежуточная модель, которая "доводит до ума" изучаемые параметры, увязывая их с величинами, доступными приборно. Это называется косвенный эксперимент. 5) Объективность. Научное знание объективно, т.е. воспроизведения конечного числа известных условий эксперимента любым экспериментатором достаточно для его воспроизводимости. 6) Систематизация. Научный метод, эффективно работающий в какой-либо отрасли знания, может нести функцию систематизации (не всегда), т.е. построение логического и непротиворечивого описания более высокого уровня, отвечающего всем вышеперечисленным критериям научности. Специфика научных знаний: 1. выявление не внешних, а сущностных характеристик (знание законов, правил); 2. формирование логически непротиворечивой системы знаний о картине мира; 3. создание прогноститечского знания, прогнозирование состояние объектов изучения; 4. создание средств познавательной деятельности, создание новых методов, оборудования и т.д.; 5. четкость, доказательность, объективность, предметность; 6. воспроизводимость и проверяемость; 7. рациональность.
3. Возникновение науки и философии в античности: случайное совпадение или общие причины. Условия, при которых возникает наука и философия, позволяют сформировать полноценный уровень рефлексии 2 порядка (1 уровень рефлексии – уровень земной реальной жизни; 2 уровень – абстрактный уровень, относительно которого строятся суждения и доказательства). Знания, которыми обладал Восток имели несколько параметров: Знание носит практический характер (строительство, вычисление площадей неправильной формы, медицина). Практический характер знания приводит к тому, что точного доказательства не нужно. Рецептурный характер знания (важен рецепт-алгоритм достижения конечного результата) (Папирус Ринда – 84 математических задачи с решениями 1650 год до н.э.) Знание носит эмпирический характер, за ним не стоит теорий мира. Отсутствие критицизма и потребности в чётком доказательстве приводит к тому, что знания эти парадигмизируются и не носят критической рефлексии. Преднаучные знания Востока имеют сакрально (полумистический) - кастовый характер, носители – посвящённые люди. Такие знания ориентированы на сколь угодно долгую трансляцию без изменения. Знания, которые начинают формироваться в античном типе культуры (западное знание) не обладает сакральностью, обладая демократичностью – интерсубъективностью (логическим способом познания, доступность каждому человеку), в большей степени не являются практическими. Греческая наука – наука созерцательная. Античный мудрец – свободный человек полиса, обеспеченный деньгами, может себе позволить ездить в разные страны. (Фалес: “С помощью моих теоретических знаний я могу решить ваши задачи, а вы мои – нет”.) Из этого корня растёт и наука и философия. Гераклид: “Тайная гармония лучше явной”; ”Не мне, но Логосу внимая…”. Закон рационального постижения, принцип, который открывается мудрым, любящим мудрость – философам. Характерные особенности античной философии (западной): созерцательность (способность к внутренней критике), самодостаточность, практическая незаинтересованность, системность, доказательность, непротиворечивость. Агон – соревнование (все виды соревнований, состязаний, конкуренции). Соревнование в сфере рассуждения – победит тот, кто предоставит доказательства. Появляется много греческих школ науки. Пространство свободы – интеллектуально благоприятная среда для развития. Античное знание приобретает структуру.(По лекциям) (Из Википедии) Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Выделяют следующие периоды: 1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ; 2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ; 3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель; 4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков; 5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии; 6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии. 4. Три исследовательские программы античности: пифагорейско-платоновская, аристотелевская и атомистическая. Представители, идеи, сравнительный анализ. 1. Пифагорейско-Платоновская. Построение идеальных конструкций не физического рода. Числа, пропорции, правильные многоугольники, сферические тела, связанных с представлениями идеальных сущностей. Пифагор. Предмет научной программы – математические идеализации и бесплотные сущности вещей. Модель, в основе которой лежит число, как основа всего, видимого и невидимого. То, что не имеет числового значения, не существует. Пифагор: «числу всё подобно». Сущность вещи есть число (или пропорция). У пифагорейцев числа в значительной степени вещественные. В этой модели математика первична по отношению к физике. Основная проблема – проблема движения. Пифагор занимает среднее место между людьми и богами. Всё, что ученики делают после его смерти – тоже он. Платон. Дихотомическая структура мира: мир вещей, мир идей. Вещь –воплощение идеи в материи. Идея + материя = вещь. Идея – нематериальная сущность, находящаяся за пределами самой вещи (гибель вещи не приносит ущерба идеи вещи). Ранги идей: идея блага (в качестве предела к которому стремится наше мышление). Идея добра, идея справедливости, красоты, моральных ценностей, материальных объектов, физических вещей, не созданных человеком. 2. Атомистическая парадигма. Демокрит (здравый смысл и наблюдения). Идея атома. Атомы не делимы никакими физическими средствами. Приходится ввести понятия бесконечного пространства и пустоты (физическое представление 0 = ничто). Если не вводить пустоту, невозможно объяснить движение – исчезновение объектов. Свойство макрообъектов зависит от родов атомов, количества, взаиморасположения и поворота. Все макросвойства могут быть редуцированы (нет ни холодного, ни горячего, ни сладкого, ни солёного, есть лишь атомы и пустота, чтобы использовать только объективное представление). Понятие материальной души, отсутствие жизни после смерти. Епикур. Бессмысленен страх перед смертью и гневом Бога. Смысл жизни человека – эфтюмия – спокойное, равновесное положение человека в жизни. Миры возникают в результате турбулентного движения атомов. Все процессы объясняются, как механические процессы сцепления и расцепления атомов (редукционизм - разложение сложных вещей до самых простых, материализм – атомы физичны, тотальный детерминизм). Но! Епикур: «атомы, падая в пустоте, могут отклоняться спонтанно, и это воздействует на макрообъекты» - отклонение от тотального детерминизма. 3. Аристотелевская. Аристотель. 1) Нет недостойных предметов для изучения. Нет запретных тем. 2) После Аристотеля наука перестаёт быть монологичной – однонаправленной. А (причина) -> B (событие) -> (цель) C. Каждое событие имеет связь с последующим и предшествующим. Понятие цели – объективная телеология. Одно переходит в другое, т.к. есть некая сила, программа, почему так происходит. Энтелехия – энергия, программа, которая заставляет перейти объект из одной формы в другую. Всюду, где есть движение, есть и энтелехия. Физика должна изучать движение. Аристотель поднимает и изучает проблемы движения, о которых раньше всегда умалчивалось. Сущность – то, на что навешиваются определения – предикаты (количество, качество, отношение, место, время). Сущность, по Аристотелю, должна быть связана с существованием (впереди всегда цель, а позади - причина). То, что уходит за пределы общей причины и цели – это метафизика и дело философа, а всё остальное – дело ученого. Мир должен иметь конец. Движение: всё хочет занять своё место, всё движется. Такая система объясняли всё и становится лидирующей на много веков. 5. Скептицизм: представители, этапы развития, тропы против чувственного и рационального познания. Скептицизм – обращение не к содержанию, а к способу познания. 1 этап. Перрон из Элиды (4 в. до н.э.), ранняя форма скептицизма – перронизм. Ничто ни есть одно более, чем другое. Необходимо воздерживаться от суждений и в том числе воздерживаться от суждения, что вы должны воздерживаться от суждения. 2 этап. Платоновская академия и затем во времена Римской империи, после смерти Александра Македонского. В Египте Птолимей I основывает научную школу – Мусейон, происходит систематизация знаний по широкому спектру наук, в том числе и прикладные знания. Причины (десять принципов (тропов) скептицизма) выдвигает Энесидем: 1. Различия в органах чувств и результатах восприятия (почему глазом, например, мы правильно воспринимаем мир, а рукой не правильно и наоборот) 2. Зависимость восприятия от состояния (сон, бодрствование, болезнь, здравие, сумасшествие) 3. Воспитание, образование, предубеждения 4. Всё соединено и взаимодействует (очень трудно выделить сегмент, который мы будем анализировать, нельзя что-то познать, выделив это) 5. Восприятие зависит от расстояния, положения, места 6. Изменение характеристик в зависимости от изменения количественных пропорций (что-то может быть лекарством, а в большом количестве – ядом) 7. Редкость или привычность события (“эффект замыленного взгляда”) 8. Соотносительность и относительность любого знания Вне мышления нам не дан ни один объект внешнего мира. Таким образом, мы не имеем дело с миром как он есть сам по себе, мы всё изучаем в свете предыдущих 8 пунктов. Ключевые моменты: 1. У нас нет истины, так как всё спорно 2. Всё связано 3. Когда мы рассуждаем, мы ищем причину, но не знаем первопричину 4. Мы предполагаем доказанным то, что нам ещё предстоит доказать 5. Или мы идём по кругу (трилемма Мюнхгаузена: идём по кругу в обосновании, регресс бесконечность или бросаем обоснование на точке “всеобщего согласия”- “это и так всем понятно”) Наука не даёт нам истину о мире (вечный процесс смены одной недостоверности другой). (Из лекций) (из википедии)Скептици́зм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!».
|