Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными К.Марксом и Ф. Энгельсом в середине ХIХ века.
Характерные черты: 1.Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом; 2.Исторический процесс понимается с материалистических позиций как естественный, закономерный и прогрессивный процесс; 3.Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования.
Марксистская философия состоит из двух частей: диалектического материализма и исторического материализма. Согласно диалектическому материализму, основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие первично, сознание вторично); сознание не существует как самостоятельная реальность, это свойство материи отражать саму себя (существование бога отрицается); материя находится в постоянном движении и саморазвитии, она вечна и бесконечна; ее развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания. В историческом материализме ключевыми понятиями являются экономический базис и политическая надстройка. Базис - это совокупность производственных отношений (отношений по поводу производства, распределения, обмена материальных благ). Надстройка - это идеологические отношения, связанные с ними взгляды и теории, а также организации (государство, партии и т.д.). Надстройка закрепляет и поддерживает интересы господствующего класса в обществе. Экономический базис определяет надстройку, в тоже время она тоже оказывает большое влияние на него. Общество развивается естественным и закономерным путем от одной общественно-экономической формации к другой. В основе оэф лежит определенный уровень производительных сил (средства производства+люди) и производственных отношений. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя (через революцию). К. Маркс выделяет пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил, рабовладельческая - экономика основана на рабстве; феодальная - экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян; капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих; коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат - рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
14.Роль Киево-Могилянской академии в становлении философии в Украине. Кирилло-Мефодиевское братство (национальна идея в творчестве Н.Костомарова, П.Кулиша, Т.Шевченко). Центром философской культуры 17 в. в Украине становится Киево-Могил акад – первое высшее уч заведение, которое не только сыграло свою историческую роль в развитии просвещения, но и по-новому представило свое понимание философии. Философия стала дисциплинарной формой знания, объектом научного исследования, субъектом формирования национальной философской традиции. Философия вводится как специальный предмет изучения. Основное внимание уделяется проблемам познания природы и человека. Разделяя философские идеи Возрождения, философия уже себя представляет не только в теоретич смысле, но и через практ направленность. В лекционных курсах П. Могилы, Ф. Прокоповича особое внимание уделялось проблемам взаимодействия человека и гос-ва и церкви. Значение Киево-Могил философской традиции в том, что как ни какая другая философская культура этого периода способствовала направленности философии в плоскость понимания человека как ценности и самоцели истории. Не смотря на то, что философская культура все еще оставалась под влиянием религии, однако в годы активной деятельности мыслителей Киево-Могилянской академии она стала заметно сближаться с естествознанием, обрела черты науки. Киево-Могил философская мысль дала укр обществу идею понимания человека как ценности и самоцели истории. Кирилло-Мефодиевское братство 1845 – тайная полит организац. Выражая интересы разных социальных слоев, оно объединяло их представителей противоборствующих центров – левого, революционно – демократ крыла во главе с Т. Шевченко, Н. Гулаком, Н. Савичем и правого - буржуазно-либеральной группы во главе с Н.Костомаровым, П. Кулишем, В. Белозерским. Особое значение для нас имеет «Мифотворчество» Шевченко, его идеализация образа козаков, которые стали «культурными героями» для Украины, символами мужественных и сильных борцов за Родину. Шевченко понимал, что реальные козаки были далеки от созданного им поэтич образа, но сила поэтического дарования Шевченко сумела внушить всем украинцам веру в придуманный им образ великого Козака. В этом огромное культурное значение Шевченко, так как в нашей культуре появился «консолидирующий образ», ставший символом целой нации.