Студопедия — Движение, пространство и время (их основные формы и классификации).
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Движение, пространство и время (их основные формы и классификации).






Движение - это все изменения и процессы во Вселенной. Это всякий процесс изменения и перехода из одного состояния в другое. Оно делится на материальное движение и идеальное.

Материальное движение — это все изменения, происходящие в объективном мире, а, по сути — способ существования материи. Следовательно, нет материи без движения, как и нет движения без материи. Состояние материи, лишённое движения, — это пустое понятие, как и движение, не имеющее материального носителя. Материальное движение объективно, оно не зависит от человеческого сознания. Это не означает, что сознание не может влиять на конкретные проявления движения. Речь идёт лишь о том что, во-первых, движение как таковое, движение вообще существовало, и будет существовать вне зависимости от наличия или отсутствия сознания и, во- вторых, в гносеологическом плане человеческое сознание всегда вторично, то есть всегда отражает находящуюся в движении объективную реальность. Идеальное движение — это все процессы, происходящие в субъективном мире, в сознании человека.

Формы материального движения и их носители: механическая (тела), физическая (атомы), химическая (молекулы),биологическая (нуклеиды), социальная (люди и их деятельность).

Типы движения (и материального, и идеального): функционирование, когда система работает без каких-либо существенных перемен (работа любого органа человеческого организма за небольшой промежуток времени); изменение, когда налицо, хоть часто и качественное, но обратимое превращение системы в другое (онтогенез, как воспроизводство себе подобного); развитие, то есть необратимое, качественное, направленное превращение в другое на основе перехода от низшего к высшему и от простого к сложному или (и) обратно (филогенез, как поступательная эволюция вида).

Работа без коренных перемен не может длиться вечно, во-вторых, полностью обратимых процессов не существует. Рано или поздно, любое функционирование и изменение объектов под воздействием законов всей глобальной спирали развития прекращает свое существование, переходя в другие формы. Спираль же развития состоит из отдельных фрагментов самой же спирали, а не из приложенных друг к другу отдельных кругов или прямых линий. Поэтому любой фрагмент спирали обладает свойствами самой спирали. Отсюда следует, что и функционирование, и изменение есть лишь этапы процесса развития, при которых системы, хотя и претерпевают в какой-либо момент менее глубокие превращения, но всегда содержат в себе эту тенденцию, которая может быть реализована при определенных условиях.

Пространство - это атрибут материи, который выражает её протяженность, структурность, существование и взаимодействие элементов в различных материальных системах.

Свойства пространства: неразрывная связь со временем и движением; зависимость от структурных отношений в материальных системах; протяжённость, то есть рядоположенность различных элементов (отрезков, объектов), возможность прибавления к каждому элементу следующего; единство прерывности и непрерывности; трёхмерность (линия, плоскость, тело); бесконечность.

Время - это атрибут материи, характеризующий длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.

Свойства времени: неразрывная связь с пространством и движением; длительность, то есть последовательность существования материальных объектов путём возникновения одного момента времени за другим; асимметрия (однонаправленность от прошлого к будущему). Она объясняется асимметрией причинно-следственных связей; бесконечность.

 

21.Исторические формы диалектики. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Представление о метафизике и синергетике. Категории и законы диалектики. Диалектика (греч dialextice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. Различают объективную диалектику, изучающую развитие реального мира (природы и общества) и субъективную диалектику - закономерности диалектического мышления (диалектику понятий).
В истории философии сложились три основных формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон Элейский); б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, на идеалистической основе; в) материалистическая, основы которой были заложены К.Марксом и Ф. Энгельсом.
Основные принципы диалектики: всеобщая взаимосвязь всех явления; всеобщность движения и развития; источник развития - становление и разрешение противоречий; развитие как отрицание; противоречивое единство общего и единичного. Сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

Основные категории диалектики - материя, сознание, развитие, качество, количество, отрицание, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие.
Основные категории законы - качество, количество, мера, скачок.
Синергетика (от греч. synergeia – сотрудничество, совместное действие, synergos — совместно действующий) - область научных исследований, выявляющая общие закономерности возникновения устойчивых самоорганизующихся структур из хаоса в открытых системах. Синергетика возникла как математическая теория диссипативных систем, т.е. открытых систем, взаимодействующих с внешней средой благодаря постоянному обмену с ней веществом и энергией. Хакен исследовал совместный эффект взаимодействия большого числа подсистем в таких системах. Синергетический эффект возможен в физических, химических, биологических, социальных и др. системах. Но для этого нужны два условия: система должна быть открытой, и число подсистем должно превышать определенный минимум. При этом особую роль играют нелинейные процессы, время и случай. Возникли такие понятия как «аттрактор», «бифуркация», «триггерный эффект» и др.
Термин Метафизика возник в 1 в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает “то, что следует после физики”. Сам Аристотель называет этот, по его убеждению, важнейший раздел своего философского учения “первой философией”, исследующей якобы высшие, недоступные органам чувств, лишь умозрительно постигаемые начала всего существующего, обязательные для всех наук В новое время возникает понимание Метафизики как антидиалектического способа мышления, как результат односторонности в познании, рассматривающего вещи и явления неизменными и независимыми друг от друга, отрицающего внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Исторически это было обусловлено тем, что научно-философское познание, которое в древности и в эпоху возрождения рассматривало природу в целом, в движении, ведущем к развитию, теперь, в связи с углублением и дифференциацией научного знания, расчленяло ее на ряд изолированных областей, рассматриваемых вне связи друг с другом. Впервые термин “М.” в смысле антидиалектики употребил Гегель. Маркс и Энгельс, обобщая данные наук и общественного развития, показали научную несостоятельность метафизического мышления и противопоставили ему материалистической диалектики.

22.Проблема человека и человеческого начала в философии (смысл человеческого существования; биологическое и социальное в человеке, трудогенез и антропосоциогенез). Индивид, индивидуальность и личность (исторический детерминизм и проблема свободы личности). ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА - одна из самых важных в философии. Особенно актуальна она в переломные периоды развития общества, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования каждого человека.
Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Проблема СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА находится в центре философского учения о нем.
История развития науки знает немало случаев, когда ученые объясняли сущность человека его отличием от животного. Нельзя не заметить, что во всех этих случаях сущность человека определяется не из его самого, а как бы со стороны. С методологической точки зрения такой подход не совсем правомерен. Ибо сущность любого предмета определяется прежде всего внутренними законами его собственного существования, субстанцией, выражающей его качество.
Такой субстанцией, составляющей сущность человека, как свидетельствует современная наука, является его ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Человек занимается трудовой деятельностью, вступая прямо или опосредованно в ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность которых и образует общество. В процессе общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей
Однако человек - не только плод развития общества и общественных отношений, он и творец их. Так человек одновременно оказывается и объектом, и субъектом этих отношений. В нем реализуется единство, тождество субъекта и объекта.
Таким образом, можно говорить О СОЦИАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком. И совершенно прав был Аристотель, отмечая, что существо, не способное вступать в общение, - или животное, или Бог.
На этой основе возникает и такая сущностная характеристика человека как разум (по Аристотелю, УМ), являющийся в высшей степени человеческим свойством, которое в не меньшей мере, чем трудовая деятельность и социальные отношения, отличает человека от животного.
Но человек не сводится только к своей сущности. В реальности она проявляется в его СУЩЕСТВОВАНИИ. И если сущность человека - это общая характеристика человеческого рода, то существование всегда индивидуально и не исчерпывается сущностью. Оно есть бытие индивида во всем многообразии форм, видов и свойств его проявления. Эта целостность существования выражается прежде всего в том, что ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ЕДИНСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ПСИХИЧЕСКОГО. Человек, следовательно, - биопсихосоциальный феномен. Уничтожив один из компонентов единства, мы уничтожим человека. Поэтому развитие человека, его целостное формирование всегда связано с природными задатками, социальной средой и его внутренним "Я".
Человек рассматривается как ИНДИВИД в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо особых комментариях. ИНДИВИД - это всегда "один из многих", и он всегда безличен. В понятии "индивид" не фиксируются ни какие-либо единичные свойства человека, ни биологические и социальные его качества, хотя они, конечно, подразумеваются.
Под ЛИЧНОСТЬЮ подразумевается прежде всего индивидуальность человека, причем не биологическая, а СОЦИАЛЬНАЯ. Мы могли бы сказать, что личность - это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность.
Развивается личность и выполняет различные социальные роли в обществе благодаря своей деятельности. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.
Лишение индивида общения и возможности выбора деятельности, известной свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний. Это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности.
Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания через агитацию и пропаганду и т.д.) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность.
Также трудно назвать личностью индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют разум, воля и, следовательно, СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ, не могут быть ОТВЕТСТВЕННЫМИ (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому по существу не их поступки. Вот почему их нельзя судить или осуждать.
Свобода - это атрибут личности. Но свобода без ответственности - это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем свободным.

Возникновение сознания. Проблема познаваемости мира (агностицизм, скептицизм и материализм). Субъект и объект познания (гносеологический субъект). Отражение как всеобщее свойство материи. Отражение в неживой и живой природе на социальном уровне.

Сознание – высшая способность психического отражения, присущая только человеку, целенаправленное отображение действительности, на основе которого осуществляется регулирование поведения. Носителем сознания является отдельный человек, обладающий особым органом – мозгом.

Сознание человека складывается на основе психики высших животных. Для формирования сознания необходимы определенные биологические и социальные предпосылки. Сознание возникает в деятельности и общении людей. Очевидно, что процессы формирования сознания и языка происходили параллельно. Первоначально сознание древних людей было наглядно-действенным, внутренняя логика идеальных манипуляций с образами вещей отсутствовала, ее место занимала логика внешнего предметного действия. В науке и философии существуют различные описания структуры сознания и входящих в нее элементов. Набор элементов, который выделяется в целостной системе сознания, зависит от мировоззренческих предпочтений исследователя и тех задач, которые он стремится решить. Так, А.Г. Спиркин предлагает выделять в структуре сознания три основные сферы: когнитивную (познавательную); эмоциональную; волевую.

Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и

систематизации осознанных, конкретно образных и политических образах, т.е.

деятельность по систематизации и использованию информации в практических

целях. Это познавательное отношение конкретизируется с помощью понятий "субъект" и

"объект". Они противостоят друг другу, т. е. познаваемое и непознаваемое. Субъект

познаваем, а объект познавателен. Сложности в процессе познания, как в прошлом, так и в настоящем, вызывают у некоторых мыслителей определенный скептис.

Скептицизм – это философское познание, сторонники которого не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в возможности истинного познания. (представители Перо, С.Эпирс).Скептики провозглашая безмятежное спокойствие, невозмутимость в теории познания, считают, что наше знание – это субъективное. Крайней формой скептицизма является агностицизм.

Агностицизм – это учение, представители которого отрицают полностью или частично возможность познания мира, выявление его законов и достижение истины (представители: Юм).

Агностицизм выдвигает аргументы, которые доказывают возможность познания. 1) предмет, который мы познаем преломляется через наши органы чувств и мышления. Коков он на самом деле мы не знаем. Предмет лежит в не сферы нашего"я"; 2) в процессе познания встречаются общие неточности; 3) гносеологический релятивизм – преувеличение изменчивости, текучести

явлений. Считается, что абсолютная истина невозможна, ее нет вовсе; 4) познание невозможно без вмешательства в объект ряда превращений естественного в искусственное. Само естественное не познаваемо.

Материализм (от materialis — вещественный) — философское мироввозрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологическим первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности. Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое. Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Объект познания – это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта. Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.

В современной гносеологии различается объект и предмет познания:

– объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

– предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.
Отражение как всеобщее свойство материи и его эволюция

В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.
Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.

Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий.В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений

Высшая форма отражения - социальная (сознание). Важнейшими свойствами сознания являются активность и способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции каку животных). Активность сознания проявляется в том, что оно: 1) отражает мир целенаправленно и избирательно; 2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; 3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; 4) служит основой преобразовательной деятельности человека.
Структура сознания включает в себя следующие компоненты: 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе; 2) логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними; 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.; 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция.

24.Структура познавательной деятельности (чувственное и рациональное познание, эмоциональная и мотивационно-волевая сферы познания, бессознательное). Познавательная деятельность осуществляется посредством гностических действий, которые делятся на два класса: внешние и внутренние. Внешние гностические действия направлены на познание предметов и явлений, которые непосредственно действуют на органы чувств. Эти действия осуществляются в процессе взаимодействия органов чувств с внешними объектами. Внешние гностические действия, совершаемые органами чувств, могут быть поисковыми, установочными, фиксирующими и прослеживающими. Поисковые действия направлены на обнаружения объекта познания, установочные - на выделение его среди других объектов, фиксирующие - на обнаружение наиболее характерных его свойств и качеств, прослеживающие - на получение информации о тех изменениях, которые происходят в объекте. Продуктом этих действий являются сенсорные познавательные процессы - ощущения и восприятия, которые отражают состояние внешней и внутренней среды и отдельные объекты.
Результатом познавательной деятельности на чувственной ступени познания являются субъективные впечатления и образы, которые отражают предметы и их свойства как при непосредственном контакте, так и на расстоянии. Возникновение субъективных впечатлений и образов осуществляется на основе сенсорных и персептивных действий, направленных на обнаружение, различение, отождествление и опознание предметов и их свойств.
Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления внутренних гностических действий, на основе которых проявляются интеллектуальные процессы: память, воображение и мышление.
Память закрепляет впечатления и образы, сохраняет их на определенное время и в нужный момент воспроизводит. Память дает возможность человеку накапливать индивидуальный опыт и использовать его в процессе поведения и деятельности. Познавательная функция памяти осуществляется посредством мнематических действий, направленных на установление связи вновь приобретаемой информации с ранее усвоенной, на ее закрепление и воспроизведение.
Воображение дает возможность преобразовывать образы воспринимаемых предметов и явлений и создавать новые представления о таких объектах, которые недосягаемы для человека или которые вообще не существуют в данное время. Представления воображения возникают на основе осуществления репродуктивных действий, направленных на расчленение образов, хранящихся в памяти, соединение различных их частей, уподобление одних образов другим, чрезмерное их увеличение или уменьшение.
Мышление дает возможность отвлечься от чувственно воспринимаемой действительности, обобщить результаты познавательной деятельности, проникнуть в сущность вещей и познать такие предметы и явления, которые существуют за пределами ощущений и восприятия. Продуктом мышления являются мысли, которые существуют в форме понятий, суждений и умозаключений.

В процессе познания происходит движение мыслей в сознании субъекта от незнания к знанию, от неполного знания к полному, от знаний, отражающих внешние свойства предметов, к знаниям о их сущности, от ложных знаний к истиннм, адекватно отражающим мир.

Между сенсорными и интеллектуальными процессами существует постоянная связь. Содержание сенсорных познавательных процессов является материалом для функционирования интеллектуальных процессов, а последние, в свою очередь, делают их осмысленными и понятными для личности. Все это происходит потому, что познавательная деятельность человека осуществляется в рамках сознания, которое интегрирует их в единый процесс познания.
Объединение всех элементов познавательной деятельности в единое целое осуществляет также язык и речь, на базе которых функционирует сознание. Посредством слов человек обозначает все, что он ощущает, воспринимает, запоминает, о чем думает, мечтает, переживает. Благодаря этому человек не только осознает окружающий его мир и самого себя, но и в состоянии регулировать свою познавательную деятельность.

Внимание является одним из тех психических состояний человека, которое обеспечивает продуктивное функционирование всех психических познавательных процессов.
Познавательная деятельность неразрывно связана с чувствами и эмоциями, так как человеку свойственно переживание своего отношения к тому, что он познает или делает. В связи с этим все познавательные процессы приобретают эмоциональную окраску или, так называемый, чувственный тон.
Большое влияние на результаты познавательной деятельности человека оказывают познавательные способности. Их наличие дает возможность успешно изучать и исследовать предметы и явления, приобретать новые знания, решать проблемные задачи, применять новые приемы и способы умственной деятельности. Познавательные способности могут быть сенсорными, перцептивными, мнемическими, репродуктивными, интеллектуальными и вербальными.
Познавательные способности стимулируют, направляют и регулируют гиостическую деятельность, делая ее более продуктивной, чем при их отсутствии. Сенсорные способности дают возможность более полно и точно отражать свойства и качества предметов и явлений, а также состояний внешней и внутреннй среды. Перцептивные способности проявляются в умении наблюдать за предметами и явлениями, замечать малейшие изменения в их состоянии и развитии. Мнемические способности обеспечивают полное и точное запоминание, сохранение и воспроизведение полученной в процессе познания информации. Репродуктивные способности помогают представить внутреннее строение и структуру изучаемых объектов и те изменения, которые могут произойти с ними в будущем. Интеллектуальные способности проявляются в умении анализировать и обобщать полученную в процессе познания информацию, и оперировать образами и мыслями, делать правильные теоретические и практические выводы. Вербальные способности дают возможность правилно описать познаваемые предметы и явления, подвести итоги познавательной деятельности, правильно сформулировать гипотезы, концепции и теории, объясняющие сущность изучаемых явлений.

25.Философское понятие истины (заблуждения и ошибки, субъективная и объективная, абсолютная и относительная истины, различные подходы к определению истины). Истина – это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Заблуждение — это знание, не соответствующее своему предмету. Заблуждение является искаженным отражением действительности, оно затрудняет наше познание, но является неизбежным моментом познания. Таким заблуждением человечества долгое время было представление о том, что Солнце вращается вокруг Земли, пока Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей не доказали обратное. Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины, которое преследует определенные корыстные цели. Абсолютная истина – это содержание знания, не опровергаемое последующим развитием науки, а обогащаемое и постоянно подтверждающееся жизнью. Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более полной, более глубокой, стремится стать абсолютной. Истина объективная - человеческие представления, которые не зависят от ни от человека, ни от человечества. Мы до сих пор не знаем об истинном происхождении жизни на Земле, о том, есть ли жизнь, подобная нашей, в других Галактиках. Истина субъективная - это мы сами, наши познания, у всех различные. У людей истина субъективна. Для каждого человека познание мира зависит от него самого. В истории философии высказывались различные точки зрения. Философы-эмпирики считали, что человечество овладевает истинными знаниями, отдавая предпочтение чувственному опыту. Философы-рационалисты, напротив, считали, что рациональное познание дает нам истинную картину мира, а чувственные данные чаще вводят нас в заблуждение. Наиболее адекватным следует считать признание решающей роли практики как критерия истины. Когда наши знания реализуются на практике, будь то техническое усовершенствование, научное открытие, гипотеза, получившая подтверждение в эксперименте, это означает, что истина прошла решающую проверку.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 204. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия