Проблема соотношения материального и идеального в современной философии. Основные функции философии.
что явл. определяющим, первичным в мире – матер. или дух. (идеальное, сознание)? Дух сущест. прежде природы- идеалист.Природ. начало- матер.. Матер. отраж. органами чувств,а ид. не отраж. 2 вида идеал.-объект. и субъект.объект-мировое внечел. сознание. Это идеал-е сущес-т вначале само по себе, а затем творит, созд-т весь мир и людей,душа-эточастица мирового идеал начала («искра божия»).Сущность субъект. идеализма - единст. реал-ю в мире признает. сознание субъекта (чел-ка), а внеш. вещи-элементы чел-го сознания.Матер.: внеш предметы сущест. объективно и отражаются в ощущ чел-ка, котор служат их образами. Синтезирующая- выявление или создание наиболее общиз идей, предтавл и формир опыта. Универсальная- выявл интелект.и ценностей.нравственно-эмоц.возрений. рационализация- перевод всех тпов указаний логико-понятивную форму систематизирующ- обобщение в систем.форме всех знаний. теорет.- состоит в стремлении выразить в теор.форме всех результатов челов.опыта. мировозренческая- 1 из2 тпов мировозреня. методологичекая- выявл и использ.обобщ.методол.установок. критическая- обнаружение и расматриване догматических и устраевших взглядов. 4.Возникновение философии в античном мире (основные причины распада религиозно-мифологического мировоззрения в Древней Греции). Проблема единства и множественности бытия в античной философии (натурализм милетцев, метафизика пифагорийцев, онтология элиатов и атомизм Демокрита). Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая черты профессионализма. Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления. Так, Гомер и его творчество, достаточно отметить его "Иллиаду" и "Одиссею", оказали огромное воздействие на многие стороны духовной жизни греческого общества того периода. 5.Проблема структурности и изменчивости мира в античной философии. Два подхода к проблеме изменчивости (метафизика и диалектика в античности). Учение Гераклита об изменчивости мира, антропологический поворот софистов; релятивизм Протагора, этический рационализм Сократа. Метафизика - система знаний о «зафизических» явлениях. Диалектика - система знаний об умении вести спор или дискуссию. Принципы диалектики: 1. Все в мире находится в движении. Главная линия этих изменений - развитие. 2. Все в мире находится во взаимосвязи. 3. Главный источник движения - внутренние противоречие. Принципы метафизики: Движение идет по кругу. Все в мире изменяется циклически. 2. Вещи, явления, предметы, существуют автономно, если между ними нах связь, то эта связь-внешняя. 3. главный источник движения - внешний. Гераклит был философом, открывшим идею изменчивости. До этого времени греческие философы под влиянием восточных идей рассматривали мир как огромное сооружение, для которого физические сущности служили строительным материалом.Мир он считал не сооружением, а колоссальным процессом, не суммой всех вещей, а целостностью всех событий, изменений или фактов. «Все сущее движется и ничто не остается на месте» и «Дважды тебе не войти в одну и ту же реку» — вот два центральных тезиса его философии.Сущность релятивизма Протагора заключается в том, что все на свете существует лишь относительно, т. е. и существует и не существует. Софисты сместили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека, его жизни в обществе. Основные темы софистов – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание. Софисты выдвинули идею о том, что добродетель не дается человеку от рождения, не зависит от благородства крови, но основывается на знании. Сократ не случайно столь много внимания уделял выяснению содержания таких понятий, как "справедливость", "добро", "зло" и т.д. В центре внимания у него, как и у софистов, всегда стояли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели, справедливого общественного устройства. Философия понималась Сократом как познание того, что такое добро и зло. 6.Отличие идеалистического учения Платона от метафизической системы Аристотеля (учение о бытии, первоначалах, категориях и перводвигателе). Основные философские учения поздней античной философии (кинизм, эпикуреизм, стоицизм и скептицизм). По Платону, мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Платон так изъяснял свою теорию любимому ученику Аристотелю: «Моя теория содержит "идеи", или "форм". Эта теория является частично логической, и частично метафизической. Логическая часть имеет дело со значением общих слов. Когда ряд индивидов имеет общее название, они имеют также общую "идею" или "форму". Аристотель не отрицал существование идей, но, во многом отойдя от своего учителя Платона, считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Отдельно существуют и вещь, и ее идея. Но мир вещей - отображение мира идей, поэтому между каждой отдельной вещью и ее идеей существовать нечто сходное и общее для них обеих. И если в силу сходства мира вещей с первым миром идей оказалось необходимым предположить второй мир идей, то на том же основании - в силу сходства второго мира идей с первым, а также с миром чувственных вещей - необходимо предположить существование особого общего между ними, т.е. существование третьего мира идей. ЭПИКУРЕИЗМ – философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и последователями – эпикурейцами; в качестве школьной традиции существовало в период с конца 4 в. до н.э. до середины 3 в. н.э. Для эпикуреизма характерны атомистическая картина мира, отрицание телеологии, провиденциализма и бессмертия души. Эпикурейская утилитаристская этика нередко вульгаризировалась и ошибочно ассоциировалась со стремлением к чувственным наслаждениям. СКЕПТИЦИЗМ филос. направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. С. может касаться границ знания и утверждать, что никакое знание вообще или никакое абсолютное, несомненное, полное или совершенное знание недоступно человеку; что никакое знание, если даже оно достигается, не может быть признано таковым; что никакое несомненное знание, касающееся определенных объектов, не является достижимым; что отдельные типы знания не могут быть получены определенными методами. СТОИЦИЗМ учение одной из наиболее влиятельных филос. школ античности. Цельные сочинения сохранились лишь от последнего периода. С. (подобно кинизму, эпикуреизму и скептицизму) — практически ориентированная философия, целью которой является обоснование «мудрости» как этического идеала, но неординарная логико-онтологическая проблематика играет в ней принципиально важную роль. КИНИЗМ - это древнегреческое философское учение, согласно которому наилучшая жизнь - это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искусственных сложностей существование, подобное жизни собаки.
|