Студопедия — Сущность диалектики как метода. История ее развития.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сущность диалектики как метода. История ее развития.






Диалектика как теория и как метод. Понятие диалектики (в переводе с греческого - веду спор, беседу) употреблялось в разных смыслах. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения беседы. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза происходит познание истинного сущего. Диалектика в философии Аристотеля - способ доказательства. Иоанн Скотт называл диалектикой особое учение о сущем, Абеляр - искусство различения истины и лжи. В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. По Гегелю, диалектика - это своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. У Гегеля диалектика охватывает всю область действительности, начиная от чисто логических категорий, переходя далее к природе и духу, кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Создавая свою философскую систему, Гегель развил понятийный аппарат диалектики. Через взаимосвязь категорий Гегель сформулировал законы диалектики, отражающие универсальные связи мира и познания. Диалектика предстала в виде знания о законах, категориях, принципах. Исходя из принципа тождества мышления и бытия, Гегель впервые поставил проблему тождества диалектики, логики и теории познания. Необходимо подчеркнуть, что теория диалектики и диалектический метод были созданы Гегелем на основе объективного идеализма.

В современной философии диалектика - это теория и метод познания действительности. В качестве элементов диалектики могут быть выделены ее основополагающие принципы: принцип всеобщей связи и принцип развития.

Связи - это определенные отношения между объектами, благодаря которым любой объект переходит из одного состояния в другое, благодаря чему связи можно определить как зависимость одного явления от другого в каком-то отношении, знание которых дает нам возможность судить о состояниях предметов, явлений.

Развитие - это направленное, необратимое изменение объекта. Обладая атрибутом всеобщности, развитие представляет собой саморазвитие объекта, закономерно протекающее в форме необратимых качественных изменений. Развитие - это изменения и прогрессивного, и регрессивного характера. Учет этого фактора очень важен для познания изменений действительности.

Всеобщие связи и развитие находят свое выражение в законах и категориях диалектики. Законы диалектики - это всеобщие универсальные законы, действующие и в объективном мире, и в мышлении и теории познания.

 

 

10. Концепция этногенеза Гумилева.

Он рассматривает этногенез как природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: социально-политическим, техническим, географическим. Но динамика этногенеза идет за счет четвертого фактора – пассионарного толчка; это пусковой момент этногенеза, совпадающий с резким подъемом пассионарного напряжения. Пассионарное напряжение – это биохимическая энергия живого вещества биосферы, определяющая способность этнических коллективов совершать работу, наблюдаемую историками как их активность (миграционная, природопреобразовательная, военная, экономическая и т. д.).Иногда пассионарный толчок возникает на определенных участках земной поверхности и порождает не один этнос (устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам), а группу этносов, именуемую суперэтносом, т. е. систему, в которой отдельные этносы являются блоками, звеньями, подсистемами.

На основе исторического материала Гумилев показал, что все процессы этногенеза разворачиваются единообразно, т. е. смена фаз этногенеза в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности. В этнической системе фаза этногенеза определяется направлением, скоростью и пределами изменения уровня пассионарного напряжения.

 

 

12. Русская философия конца XIX - начала XX веков, ее специфика.

Западники считали что Россия должна перенимать все лучшее у западной культуры. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию. По их мнению, православие явилось источником особенностей русской души: глубокая религиозность, повышеная эмоциональность, приоритет коллективного начала над индивидуальным, приверженность к самодержавию и т.д.

Русский религиозно-философский Ренессанс (80е гг. 19 в. – начало 20 в.) назван также Серебряным веком русской культуры. В целом он характеризуется как время обновления культуры, утверждения приоритета культуры над экономикой и политикой, реабилитации религиозных ценностей после засилья атеизма и нигилизма, подъема художественного и интеллектуального творчества. Началом его послужила философия В. С. Соловьева (1853 – 1900). Начал Соловьев, как полагается, с критики западной философии (за субъективизм, отвлеченность, рационализм), придя затем к идее всеединства – тождества части и целого. Олицетворением всеединства является Бог – абсолютная всеблагая личность, а каждая отдельная вещь – частичное проявление всего в мире в целом. Посредницей между божественным абсолютом и миром выступает София – премудрость Божья, мировая душа, олицетворяющая церковь. Гносеологический аспект всеединства – цельное знание. Цельное знание является не только результатом сложения разобщенных форм духовной жизни (науки, философии, искусства и т.д.), т.е. не просто синтезом рационального, мистического и эмпирического знания, но в первую очередь эта целостность создается сердцем, любовью – особым свойством человеческой души, делающим человека высшим творением природы. Н. А. Бердяев (1874 – 1948) начал как марксист, но впоследствии стал критиком марксизма, считая его односторонним, бездуховным и несостоятельным как философия истории (не может дать человечеству путеводный идеал исторического развития, смысл жизни). Основными темами Бердяева являются человек, его свобода, творчество, смысл жизни. Особо выделяется в русской философии такое специфическое направление, как русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский) – религиозно-философское направление, основанное на творчестве в науке, идее активной эволюции (регуляции природы), для осуществления которой необходимо осознание связи человека с космосом. Н. Ф. Федоров (1828 – 1903): идея всеобщего воскрешения предков как человеческого долга. В. И. Вернадский (1863 –1945): идея ноосферы (сферы разума, движущей силой которой выступает наука), и идея автотрофного человечества как пути решения экологических проблем.

 

13. Законы диалектики

Рассмотрим три закона так называемой объективной диалектики. С ними знакомы многие наши соотечествен­ники, изучавшие некогда или являющиеся сторонниками диалектического материализма Маркса, Энгельса, Ле­нина. Речь идет о законе единства и борьбы противопо­ложностей, законе перехода количественных измене­ний в качественные и законе отрицания отрицания.

Согласно закону единства и борьбы противополож­ностей, во всех видах реальности друг другу противосто­ят противоположности, которые находятся в противо­речивых отношениях. На наш взгляд, рассматриваемый закон является весьма неуклюжей попыткой свести мно­гообразие отношений, которые описываются той или иной наукой, к одному универсальному закону. Рассмот­рим, например, данные физики. Физика имеет дело с боль­шим многообразием частиц. Это частицы разные, но их невозможно втиснуть в узкое ложе постулируемых противоположностей. Часто утверждается, что части­цы с отрицательным электрозарядом являются проти­воположностями по отношению к частицам с положи­тельным зарядом. Не удалось физикам обнаружить и какие-либо противо­речия. Частицы взаимодействуют между собой, только и всего. Нет никаких оснований для того, чтобы клас­сифицировать взаимодействие частиц как диалектиче­ские противоречия.

Рассмотрим закон количественно-качественных преобразований, согласно которому количественные изменения неминуемо приведут к качественным преоб­разованиям. Думается, этот закон весьма удачно ото­бражает большой массив научных данных. Действитель­но, любое явление сохраняет свою качественную определенность не при всяких количественных пара­метрах. Пример: нагретая до определенной температу­ры жидкость испаряется (превращается в газ).

Согласно закону отрицания отрицания изменения происходят в два этапа: сначала исходное явление пре­вращается в свою противоположность (так, посеянное зернышко «вытягивается» в стебель), затем происхо­дит возврат к исходному явлению, но на более высо­ком уровне (на стебле появляется не одно, а несколь­ко зерен). Рассматриваемый закон, видимо, характерен для процессов с циклическим характером развития. Одна­ко развитие не всегда идет по циклу (вряд ли современ­ное общество вернется, в том числе и на так называе­мой более высокой основе, к первобытному обществу). А если развитие имеет циклический характер, то его разумно описывать в точных терминах соответствую­щих наук, которые прекрасно обходятся без таких до­вольно непроясненных понятий, как «превращение в свою противоположность» и «отрицание отрицания».

Наш анализ трех законов объективной диалектики показывает, что тому, кто выступает от имени фило­софии, следует быть очень осторожным в обобщении на­учных данных. Всякое их игнорирование, сколько бы их автор не восхвалял философию, вредит последней. В союзе философии с другими науками нет первично­го и вторичного, здесь торжествует сотрудничество, разумеется, высокоинтеллектуальное.

 

 

14. Проблемы и перспективы современной цивилизации.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 59. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия