Студопедия — Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Картины мира: мифологическая, религиозная, философская, научная. Место человека в картине мира.






Только через понятие мира, его сущности, законов и развития и существования человек может познать самого себя, определить свое место в мире. Эти проблемы составляют основу онтологии – учение о бытие.

Понятие мира имеет конкретно-историческое содержание, так как выражает уровень развития человека, его деятельности. Преобразование мира человеком является главной характеристикой, выражением его сущности и основанием человеческого мира. Но человеческий мир состоит не только из объектов, которые он преобразует и к которым относится как к предметам, удовлетворяющим его потребностям. Мир человека включает самого человека как субъекта деятельности, его активность, его духовную жизнь, общение и отношение с другими людьми. Свойства мира, отношение к нему человека закрепляются в определенных понятиях, которые составляют обобщенную модель мира, или картину мира. В соответствии с этой моделью осуществляется деятельность и поведение людей, характерное для определенного периода социального развития и определенной культуры. Особую роль в определении мира играют те ценности, которые формируются в процессе деятельности человека, когда он оценивает объект. Оценивая их значимость, полезность для себя, он вырабатывает систему ценностей, которая обосновывает картину мира и служит ориентиром в преобразовательном отношении к миру.

В мифологии, например, сфера природы и сфера человека не различались. Человек рассматривался как часть общества, общество – включенным в природу и зависящим от космических сил. Человек и природа не противостоят друг другу, мир явлений мыслится как «Ты», иначе говоря, объясняется через перенесения качеств и свойств человека на природу.

В религии мысль тоже обращена к человеку, но несколько иначе. Идея Бога носит уже достаточно высокий уровень абстракции, что выходит за рамки мифологической мысли. Лишь безусловно Бог может быть единым и единственным основанием всего существа. Помимо достоверного данного мира реальных вещей существует мир сверхъестественный.

В философском подходе понимание отношение «мир-человек» перемещается от образной интуиции в интеллектуальную сферу. Появилась возможность критической оценки любой теории и, следовательно, постепенного проникновения в природу вещей. Миф, не подлежал обсуждению. Они описывали последовательность связанных событий, которую можно принимать или нет. Но первопричина должна быть рационально постижима, изложена беспристрастным, систематическим языком, освобожденным от персонификации и богов. Рациональный подход означал отделение природы от человека: мир стал рассматриваться как «Оно», т.е. нечто отдельное от человека.

В научном понимании идет еще более жесткое разграничение субъекта и объекта, так как наука призвана исследовать вещи сами по себе, независимо от человека – субъекта познания. На этой основе и сложились научная картина мира. Особенно это характерно для космологии, которое изучает Вселенную как целое и космические системы как ее части.

 

 

26. Западноевропейская философия XX века.

Общая характеристика и основные тенденции философии 19 – 20 вв.

Философия 20 в. развивалась под воздействием противоречивых тенденций. Кризис классической рациональности. Он имеет разнообразные проявления. В науке в конце 19 – начале 20 вв. физика подошла к тому, что эталонная для классической науки теория – механика Ньютона – отнюдь не может считаться конечной системой знаний. Неразрешимое классической физикой противоречие (корпускулярно-волновой дуализм) привело к появлению неклассической науки – квантовой механики, основанной, как и теория относительности, на совершенно иных, отличных от классических, принципах.

две мировые войны, «красный террор», антигуманные политические режимы и атомные взрывы. Они нанесли удар по модернистской идеологии с неизменной верой в разум, науку и прогресс. Возник ценностный вакуум («потерянное поколение»). Поэтому в философии 20 в. очень заметны иррационалистические тенденции. Иррационализм объединяет ряд философских направлений (психоанализ, экзистенциализм, философия жизни), для которых характерен отказ от культа разума и замена его иными, внерациональными, формами духовного (воля, интуиция, бессознательное).

Т.е. в философии ситуация аналогична ситуации в науке: кризис классической философии привел к появлению неклассической. Кстати, вторая половина 20 в. характеризуется уже как постнеклассическая рациональность. Итак, что характерно для неклассической философии в целом? Она по-новому рассматривает человека:

человек понимается как существо, обладающее волей и бессознательным, которое во многом определяет жизнь индивида и социума;

человек в отличие от других существ обречен на свободу, причем свобода не всегда позитивна для него;

человек не столько разумен, сколько является живым природным существом;

сознание как отдельного человека, так и общественное, не понимается теперь как независимая структура, напротив, оно всегда обусловлено экономикой, властью, языком, религией и т.д.;

человек деятелен не только в познании, но и в практической деятельности, человек – существо орудийно действующее;

все больше внимания уделяется тому, что человек – существо верующее, религиозное.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 32. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия