Диалектика Сократа.Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. У Сократа познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Диалектика Сократа по форме состоит из «иронии» и «майевтики», а по содержанию - из «индукции» и «определения». Ирония раскрывает внутреннюю противоречивость аргументов противника, доводя их до абсурда. Ирония сопровождает индукцию, то есть последовательное рассмотрение мнений противника и вычленение из них элементов, опровергающих саму суть этих мнений. На основе этих элементов формируется майевтика (буквально: помощь при родах) - стадия, на которой у противника должна родиться мысль, нужная его оппоненту. Это и есть - определение, то есть та идея, против которой в начале дискуссии боролся противник.
Главным вкладом Сократа в искусство ведения полемики было изменение им содержания дискуссии. Если до этого спорящие стороны не обращали особого внимания на суть выступлений соперников, сосредотачивая внимание на силе и убедительности собственной речи, то теперь в риторическом арсенале появились наводящие вопросы, сами по себе являющимися и аргументами, и контраргументами. Соперники стали прислушиваться к доводам противной стороны. Споры превратились из горячих перепалок в изящные и остроумные представления.
Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей, как о движущей силе развития природы, сосредоточив свое внимание, главным образом, на объективной диалектике, Сократ, опираясь на эллейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления.
Таким образом, сократический метод – это, прежде всего, метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и заключается сократовская «ирония».
Основная задача сократического метода - найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной «индукции» и «определения»..
30. Философия эпохи Возрождения. Специфика эпохи: 1. Антропоцентризм–внимание философа направлено на человека. 2. Гуманизм–признание человека личностью, его право на творчество, свободу, счастье. 3. Присущ культ творческой деят-ти, направленной на удовлетворение земных нужд. 4. Реабилитация человеческой плоти, возрождение культа красоты. Общая характеристика философии Возрождения. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в основном датируется 15 – 16 вв., хотя эта датировка условна. Раньше других стран Европы Возрождение началось в Италии (а там – во Флоренции). Возрождение дало миру множество выдающихся открытий в самых разных областях естествознания: анатомии (открытие кровообращения, некоторых органов), астрономии (гелиоцентрическая система Коперника, открытие 4 спутников Юпитера, пятен на Солнце и колец Сатурна Галилеем, законы Кеплера), географии (Великие географические открытия); а также технических изобретений (книгопечатание, чертежи парашютов и вертолета Л. да Винчи, телескоп Галилея, увеличивающий в 30 раз, и т.д.). С эпохи Возрождения начинается формирование этоса исследователя (для науки нет запретных областей) Серьезные перемены происходят и в обществе. Начинает складываться и набирать силу сословие буржуазии («из грязи в князи»), не вписывающееся в идеологию средневекового общества (в идею «подобающего места»). Можно выделить наиболее существенные черты эпохи, стоящие за этими изменениями: Антропоцентризм: идея человека как стержневая для культуры и мышления Ренессанса. Это означает, что человек заимствует атрибуты Бога (абсолютен, всемогущ, творец и т. д.), а также, что немаловажно, впервые выделяется из природы (перестает быть ее частью), что является предпосылкой НТР (человек может и должен изменять природу). Можно сформулировать и так: человек все может и ему все позволено. Гуманизм – утверждение самоценности человеческой индивидуальности, выдвижение на первый план нового типа личности, реализующей в своей деятельности ренессансный идеал всемогущего человека-творца (титаны Возрождения). Возрождение идей античности в искусстве и науке (интерес к классическому наследию греков и римлян, стремление вернуться к дохристианским идеалам). Приоритет светского над духовным (секуляризация). Появляются первые атеисты. Антидогматизм, критика схоластики, стремление развенчать мнимые авторитеты. Прометеизм, покорительское отношение к природе, исследование природы с целью извлечения пользы для человека. Ресурсы природы казались неисчерпаемыми, следовательно, человеку нечего ждать милостей от природы, его историческая миссия – взять их у нее. Пантеизм –отождествление Бога и природы. Это и обожествление мира, и деперсонализация Бога. Вывод по эпохе Возрождения: несмотря на появление новых натурфилософских идей, в целом Возрождение представляет собой скорее революцию в сердцах, а не в умах. Коренного изменения мышления не произошло: осталась сама процедура центрирования мира (идея, что у мира обязательно есть центр), осталась не изжита схоластика. Сам скептицизм, завершающий Возрождение, закономерен: человек не всемогущ и поэтому должен искать новые способы сделать свое знание достоверным. С этого и начинается Новое время.
31. Сознание как философская проблема. Проблема сознания - одна из самых трудных, сложных и загадочных. Перед человеком разворачивается весь мир, который и пытается понять и разгадать человек. И весь этот процесс отражения мира, его познания проходит через сознание. Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, являющееся одновременно и отражением внешнего мира и отражением внутреннего мира, переживания и сопереживания. Человек, поскольку обладает сознанием, наделен душевным страданием. Каждая эпоха имела свои представления о сознании.Античная философия (космоцентризм) открыла особенность сознания - направленность на объект. Разум существует как вещь, а поэтому он является разумом и тогда, когда не мыслит. Разум и объект существуют независимо друг от друга, а в момент их встречи остается на поле разума след, который называется сознанием. Сознание - это не только знание о внешнем мире, но и, прежде всего, знание о собственном духовном опыте, его содержании. Сущностью сознания является противостояние настоящего, прошлого и будущего. Сознание не дает человеку забыть, что время необратимо и что смерть присутствует в каждом акте жизни. Сознание не только открывает человеку трагизм его существования во времени, но часто мешает человеку в его деятельности, так как является отблеском ума, отображением процессов мышления, а как всякое отображение, оно уменьшает энергию ума и мешает деятельности человека. Сознание напоминает человеку, что он не только природное, физическое и физиологическое существо, но и духовное. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Нет ничего, кроме самого человека, что обеспечивало бы ему возможность реализовать себя как человека. Человек сам, своей деятельностью творит мир, в котором он живет и действует. При объяснении сознания необходимо точку отсчета выбирать в нем самом. Сознания нет без самосознания. Считалось, что к содержанию опыта сознания относятся только такие данные, которые можно повторять, воспроизводить бесконечно. Содержанием сознания признавалось только такое содержание, которое удовлетворяло критерию наблюдаемости: сознание должно уметь рационально воспроизвести свое содержание. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, восторжествовали правила логики. Индивидуальность сознания непременно корректируется в соответствии с установками, ценностными ориентациями того социального слоя, к которому принадлежит конкретный человек. Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания. Таким детерминантом сознания является бессознательное, которое имеет социальный характер, а поэтому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Чтобы стать фактом сознания, человеческие мысли, переживания должны пройти через фильтр господствующих в данном обществе структур духовного опыта. Каждая культура нарабатывает свой определенный набор понятий, с помощью которых осуществляется перевод состояний духовного мира на уровень сознания. Итак, в каждом обществе существуют своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые проходит содержание духовного опыта перед его допуском в сферу сознания. Рассмотрев различные историко-философские толкования проблемы сознания, можно сделать следующие выводы: 1. Философы не изобрели то или иное понимание сознания: они воспроизводили реальную, для определенной исторической эпохи структуру человеческой духовности и реальное место сознания в ней. 2. Структура духовного опыта во все времена была тесно связана со спецификой мировоззрения эпохи.
32.Концепции циклического развития. Культурологический подход. Шпенглера. Цивилизационный подход А. Тойнби. Цивилизация, по Тойнби, - это устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими и историческими рамками. Вообще, термин «цивилизация» имеет три основных значения: разумно организованное высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности; ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости, варварства; завершающий этап развития культуры, ее закат. Тойнби выделил 5 крупных живых цивилизаций: православно-христианское (византийское) общество; исламское общество; индуистское общество; дальневосточное и западное христианское общества (также он говорил о реликтовых цивилизациях). Каждая цивилизация в своем развитии проходит следующие стадии: зарождение, рост, крушение, разложение, гибель. Тойнби считал, что цивилизации существовали замкнуто, изолированно, что не соответствует действительности. Так, по мнению Тойнби, движущей силой общественного развития выступает “творческое меньшинство”, или “думающая элита”, которая с учетом складывающихся в обществе условий принимает соответствующие решения и заставляет силой убеждения и авторитета или же насилием выполнять их остальную часть населения, являющегося, по своей сути, инертным и неспособным к творческой оригинальной деятельности. Развитие и расцвет цивилизации напрямую зависит от способности “творческого меньшинства”. Если “элита” оказывается не в состоянии решить оптимальным образом очередную социально-экономическую проблему, поставленную ходом исторического развития, она из “творческого меньшинства” превращается в господствующее меньшинство, которое проводит свои решения не путем убеждений, а силой. Такая ситуация ведет к ослаблению основ цивилизации, а в последующем к ее гибели. В двадцатом столетии, по Тойнби, сохранилось всего пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Культурологический подход О. Шпенглера. Понятие «культура» Шпеглера близко к пониманию цивилизации Тойнби: каждая культура существует замкнуто, появляется на определенном этапе исторического процесса и затем погибает. Он выделил 8 культур: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская, западноевропейская. Все культуры переживают детство, юность, возмужалость и старость. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся жизнь сосредоточивается в крупных городах, а остальная часть государства превращается в провинцию.
|