Анализ Кантом познавательных особенностей субъектаРодоначальником немецкой классической философии является И.Кант. Считает, что мир не познаваем. Схематично процесс познания по Канту можно изобразить так.
Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Кант не верит в познавательность мира. Тк. Мы не можем знать есть ли бог и душа мы должны верить и надеяться, опорой должен быть не разум, а моральная вера. " Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом - звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас" (И.Кант). Система и метод философии Гегеля. Гегель - объективный идеалист. В основе мира лежит некая ‘абсолютная идея’, которая диалектически развиваясь, разворачиваясь порождает природу, человеческое общество и в формах человеческого познания (искусство, религия, философия). Абсолют - это сфера чистой мысли (но не человеческой!), это некая стихийная, бессознательная, не осознающая себя, но очень ’диалектичная’ мысленная субстанции. Считает, что мир познаваем. Б=М Тождество бытия и мышления. На Гегеле завершилась идеалистическая линия развития философии. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Религия играет важную роль. Но ее нужно преодолеть. Надо знать её происхождение и сущность. Религия ложна т.к. человек воспринимает свою сущность, как божественную. Религия истина т.к. человек обращаясь к богу, обращается к своей сущности. Отвергая религию Фейербах противопоставляет ей культуру человека. Материалист т.к. признаёт реальность бытия, в центре бытия человек. «Жизнью следует наслаждаться как превосходным вином, глоток за глотком, с передышкой». Основные черты марксистской философии. Понимание человека в марксистской философии Конструктивно-критический анализ марксистской теории Маркс и Энгельс создали философии, соединившую в себе материализм и диалектику. С самого начала они сделали упор на революционно - практическую роль философии. Маркс это четко выразил: ’Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его. Маркс считал, что экономические отношения являются фундаментом всех отношений. Материалист. Рассматривая человека как совокупность производственных отношений, т.е подчеркивая социальную сущность человека, марксизм фактически рассматривал человека как функцию социальных отношений. Каковы социальные отношения – таков и человек. И если человек угнетен, забит, озлоблен (пролетарий), то виноваты в этом несправедливые общественные отношения капитализма, уродующие человека. Достаточно изменить революционным путем эти отношения и человек станет свободным, творческим существом. Жизнь опровергла эти романтическо-утопические иллюзии Маркса. Общественное бытие определяет сознание. Главная теоретическая ошибка Маркса состояла в том, что он не учел потенциал развития, заложенный в самом капитализме. Марксизм состоит из двух частей диамат -учение о природе и познании и истмат -учение об обществе. Марксизм опирается на три закона философии. Пять формаций 1. Первобытное общество. 2. Рабовладельческое общество. 3. Феодальное общество. 4. Капиталистическое 5. Коммунистическое Маркс выделяет противоречия онтологические (когда они не могут разрешиться в условиях существующей формации) в результате осуществляется переход из одной формации в другую. И не онтологические когда они могут разрешиться в условиях существующей формации) Метафизика и онтология как основные стратегии познания бытия. Метафи́зика (что после физики)— раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 книг Аристотеля с рассуждениями о первых причинах. Онтоло́гия (то, что существует— учение, наука) учение о сущем[; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
|