Студопедия — Понятие мировоззрения, его структура и типы. Фил-ия и мировоззрение.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие мировоззрения, его структура и типы. Фил-ия и мировоззрение.

Понятие мировоззрения, его структура и типы. Фил-ия и мировоззрение.

Мировоззрение (М.) – это сов-ть представлений о реальности, система принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деят-ти и отношение к действительности отдельного чела, соц. группы или общества в целом. Типы М.: 1. мифологическое – сов-ть представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с чел. и чел. поведением. Особенность: отрицание эволюции природной реальности и признание одного из видов движения, выраженного в идее вечного круговорота умирания и возрождения неизменных организмов и тел. 2. религиозное – это сов-ть представлений о мире и его происхождении, месте в нем чела, основанное на вере в сверхъестественную силу и сущ-е двух миров – высшего (совершенно небесного) и низшего (несовершенно земного). 3. повседневно-обыденное – сов-ть представлений о природной и соц. реальности, а также о самом челе, нормах и эталонах его поведения, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизн-ти. Оно малосистемно, вкл разнообразные элементы, неоднородное 4. фил-ское – система рационально обоснованный представлений о мире, месте в нем чела, направленности, принципах и целях его деятельности, формировался не на фантазии, а на обосновании, позже всех возник 5. научно-фил-ское – система представлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли чела в нем, которая строится на основе фил-ского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие. В структуре М. выдел. 3: 1.познав. (включ. представления о происхождении, строении и законах развития реальности) 2.ценностный (ряд хар-к, выражающих значимость явлений действ-ти для чела) 3.деятельно-поведенческий (сов-ть предписываемых челу правил, норм, принципов, эталонов поведения и деят-ти).

Мировоззрение предс. собой сплав фрагментов мироощущения (относительно сам. способ восприятия реальности, основанный на эмоционально-психологических механизмах) и миропонимания (способ восприятия реальности, основанный на интеллектуальных способностях чела). В фил-ском и научно-фил-ском М. ведущую роль играет миропонимание.

2. Происхождение фил-ии, ее предмет и проблемное поле. Структура фил-ского знания. Фил-ия (Ф.) – любовь к мудрости, совокупность общих взглядов чела на мир и свое место в нем - возникла в 7-6 вв. до н.э. в Средиземноморском регионе, в Древней Греции. Среди причин, стимулирующих зарождение Ф., можно назвать установление демокр. соц. строя, предполагавшего участие в общественных делах, расширение культурных и хоз.-эк. контактов, что стимулировало выработку новых средств осмысления челом своего сущ-я и окружающей его среды, сомнение в мировоззренческой состоятельности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Концепции происхожденияФ.: 1. мифогенная (Ф. произошла из мифов) 2.гносеогенная (Ф. возникла как систематизация научного знания). Предпосылки происхождения: мифология (поставила мировоззренческие вопросы о происхождении и структуре мироздания), обыденное сознание (в рамках которого развивались зачатки мировоззренческих представлений), зарождающаяся наука (накапливала сведения о мире). Предмет Ф. – наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании чела и роль в выборе его жизненной позиции. Ф. изучает проблемы мировоззрения. Структура фил-ского знания: 1. историко-фил-ский раздел (трактовка возникновения и развития фил-ии, история формирования ее предмета на материале конкретных школ и течений). 2. онтология (учение о бытии) 3. фил-ская антропология (учение о человеческом бытии) 3. гносеология (учение о познании) 4. Соц. фил-ия (функционирование и развитие общества как целостной саморазвивающейся системы). Основные вопросы Ф.: 1. что первично, материя или сознание? 2. познаваем ли мир? В зависимости от ответа на первый вопрос опред. принадлежность к материализму (первична материя, а сознание является свойством высокоорганизованной материи) или идеализму (первично сознание). Утвердительный ответ на второй вопрос объединяет фил-ов, признающих познаваемость мира (гносеологические оптимисты или рационалисты) и фил-ов, отрицающих познаваемость мира (агностицизм) Функции Ф. 1. Мировоз. (выработка представлений ч-ка о реальности) 2.метод. (выработка представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации) 3.гносеол. (о путях познания, его формах и критериях истинности знаний) 4. Аксиол. (выработка критериев оценки значимости явлений реальности для чела) 5. Идеолог. (обоснование идеологии как теоретической системы) 6.праксиологическая (выявление смыслов, целей, средств человеческой деятельности) 7.прогностическая (выявление тенденций развития событий в различных сферах).

3.Ф-я Древней Индии. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской фил-и. Отличительные черты древнеиндийской философии: 1) Слабая связь с наукой. 2) Тесная связь с религией: по преимуществу все философские учения и школы являются религиозно-философскими. 3) Основная проблема, которую решали древнеиндийские мыслители – в чем причина страданий и как от них избавиться. 4) Древние книги, положившие начало философствования в Индии – Веды(комплекс литературных памятников, излагает фил-ие мысли, представления о мире, о челе и его нравственной жизни.) и Упанишады ( собственные фил-ские тексты нацеленные на поиск нового знания- фил-ская часть вед ). Основные понятия в инд. фил-ии: Брахма (Брахман) – духовная субстанция (бог), единая, бессмертная душа. Брахма – это начало и конец всего. Мир – это воплощение Брахмы. Мир и есть Брахма. Душа человека – частичка Брахмы. Атман – божественная частичка в каждой части мира, в том числе в человеке. На высшем уровне Брахман и Атман тождественны. Сансара ( странствие) –цепочка перевоплощений человека. Каждое существо после гибели своей телесной оболочки возрождается в другом теле человека или животного (учение о переселении душ). Карма – закон, согласно которому все поступки человека имеют прямые последствия для его будущей жизни в новом теле. Мокша – выход из сансары, прекращение перерождений. Понимается как цель спасения. Нирвана (угасание) – понятие, близкое понятию «мокша» – понимается как вечное блаженство, как состояние отрешенности от жизни, когда уже не действует закон кармы. Ахимса – непричинение зла живым существам. Ортодоксальные (астика) – признающие авторитет Вед: 1) Веданта идеалистическое учение, 2различных аспекта:душа и Бог принципиально различимы душа и Бог в сущности едины. Ученик покорно следует за учителем, доктрина основывается на толковании Упанишад. Свобода от перерождений – цель изучающего веданту. 2) Миманса школа, примыкающая к веданте, ее проблема – познание и описание истинного ритуала, необходимого для достижения спасения. Основа темы – исследование дхармы (жизненного долга чела), отличит. черта: внимание на теорию познания и логику. 3) Ньяйя - изуч механизм познания и правила ведения дискуссии, ньяйя рассматривает знание как раскрытие реальности, их задача: ответить на? Как достичь правильного познания. 4) Вайшешика система родственная ньяйя. Тема школы – классификация и характеристика рассматриваемы объектов, согласно им мир состоит из различных частиц- ану, они вечны и неделимы. вайшешика разделяет предмет на категории подробно характеризует каждую из них, познание объектов необх для истинного освобождения и путь освобождения состоит в освобождении от практики. 5) йога и санкхья. Неортодоксальные (настика) – не признающие авторитет Вед:1) чарвака (локаята ); 2) Джайнизм (599-527до н.э.) развивает ряд идей Упанишад, концепция о перерождении души приводит к выводу о существовании души у всего. Джива – отдельные души, способные к совершенству, аджива(пространство, материя)-основные составные части мира. Цель системы – образ поведения при котором достигается освобождение души от подчинения страстям, источник мудрости не Бог, а особые святые. Джайнизм опирается на систему знаний о бытии. 3) буддизм Основатель - СИДДХАРТХА ШАКЬЯ ГУАТАМА. Будда - «просветлённый». Суть буддизма – 4 «благородные» истины:1)О страдании: жизнь есть страдание; 2)О происхождении страданий: причина страданий наши желания; 3)О прекращении страданий: раз страдание имеет причину, то возможно прекращение страданий; 4)О пути, ведущем к освобождению от страданий - буддизм указывает восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь спасения в буддизме:1) правильное мышление; 2) правильная речь; 3) правильное действие; 4) правильный образ жизни; 5) правильное видение; 6) правильное воспоминание; 7) правильное усилие; 8) правильное сосредоточение

.

4.Фил-я мысль Древнего Китая. Основ.фил-е школы Др. Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Отличительные черты древнекитайской философии: 1) житейско-практическая направленность. 2) ответ на 2 основных?: 1) в чем причина зла, страданий, как их избежать и стать счастливым? 2) как эффективно управлять государством?; 3) слабая связь с наукой; 4) тесная связь с политикой; 5) существование множества борющихся между собой школ; 6) не систематизирована. Даосизм - традиционное китайское учение. Основатель -- Лао-цзы. Главная работа – Даодэцзин (Книга о дао и дэ). Представителей этой школы называют даосами. Центральное понятие даосизма – «Дао» (дословно «путь», «дорога»). Дао понимается как: 1)начало и завершение всего существующего; 2)общий универсальный закон, которому все подчиняется; Дэ – это Дао в мире бытия, оно доступно восприятию (в отличие от Дао) и проявляется в нравственных поступках человека. Концепция управления даосов. Причину всех невзгод и страданий даосизм видит в нарушении действия Дао. Чтобы стать счастливым, человек должен попытаться познать Дао, встать на этот путь, и следовать по нему всегда. Люди не должны противодействовать действию Дао, так как их усилия могут привести к обратным, нежелательным результатам. Чтобы не сбиться с пути Дао, нужно следовать принципу «у-вэй» (дословно – недеяние).

Конфуцианство. Основатель: Кун Фу-цзы (Конфуций). Жил в 551-479 гг. до н.э. Основная работа Конфуция - Лунь Юй (Беседы и высказывания ). Основные идеи Конфуция: В центре внимания конфуцианцев -- проблемы взаимоотношений между людьми, проблемы воспитания. Основные выводы: 1)Государство понимается как большая семья. 2)Правитель – отец и мать народа. 3)Управлять людьми нужно не силой юридического закона, а силой нравственного примера, не принуждением, а убеждением. 4)Идеал человека – благородный муж, обладающий такими качествами как человечность, порядочность, знание приличий, мудрость, лояльность. Суть моральной теории Конфуция: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Легизм. Основатель: Шан Ян. Противоположная конфуцианству концепция государственного устройства:1)Государство – бездушный механизм. 2)Правитель – деспот. Вместо методов убеждения – правовое принуждение и наказание и т.д.

5. Фил-ия Античного мира, ее периодизация и основные проблема. Этапы античной фил-ии и их тематическая эволюция:1.Досократовский. К.7-6 вв. до н. э. Первая попытка создания рациональной картины мироздания. Проблема космоса. Метафоричность мысли. Главные проблемы онтологические: поиск единого первоначала мира и проблема движения. Милетская школа – для них первоначало заключается в чем-то определенном Фалес(вода), Анаксимандр(неопределенное и беспредельное первовещество - апейрон), Анаксимен(воздух).объявили природу свободной от вмешательства сверх сил и существ, высказали догадку о вечности материального первоначала, указали что все явления мира подчиняются закономерностям а не богам. Геракли( основа всего – огонь, огонь-логос-первооснова космоса, упорядоченного мира;все правится судьбой и необходимостью, все течет и изменяется; идея борьбы и единства противоположностей, все в мире состоит из противоположностей и борьба определяет их сущность. )Элейская( Парменид оснойвал, провел различие между мышлением и чувственностью, ввел понятие бытие; Зенон- знамениты его апории о затруднениях в мышлении «Ахилес», «Стрела»-в кот отрицается движение, исключается множественность вещей в бытии )Пифогорийцы( основа – учение о числе, число – принцип строения мира, внимание не на вещественность, а на матем. структуру )Демокрит( все состоит из атомов и пустоты, найвысшая доблесть – безмятежная мудрость, высшее благо – благосост духа). 2. Гуманистический. 5 в. до н.э. Софисты (наука о слове, все знания не абсолютны, разработали «софизмы» для доказательства относительности познания), Сократ (Заложил основы гипотетико-дедуктивного метода. Общее несводимо к единичному, может быть открыто только умом. Диалектический метод характеризуется этической целью (воспитание души), принципом «незнания» (человеческое познание ничтожно мало). Попытка определения сущности чел. 3. Классический. К. 5-4 вв. до н. э. Платон( диалектика обособилась от диалога, акцент не на обсуждение, а на рассуждение, познание вещей – это припоминание ранее известного т.к. душа бессмертна и попадает снова в земной мир, душа из 3 частей – разум-воля и желания-влечения.;идеально гос-во из правителей-фил-ов, воинов и земледельцев, за идеальное гос-во, за аристократич республику и монархию, против олигархии, демократии и тирании ), Аристотель( материя вечна, неуничтожима, движение всегда было и будет, переплетаются идеалистические и материалистические положения, в оснеове вещей-огонь, воздух, вода, земля; душа присуща всем и имеет 3уровня:вегетативный,чувственный и разумный; гос-во – развитое общество, за аристократию, монархию и политию, и против тирания, олигархия и демократия ). Синтез фил-ских идей. Формулировка основных проблем античной фил-ии. Большое внимание теории познания. Приоритет логико-понятийного познания над чувственным. 4.Эллинистический. К.4-2 вв. до н. э. Мистико-религиозный характер. Разработка антропологии и этики. Проблема смысла жизни и свободы. Интерес на отдельного чела Эпикур( первичен индивид, высшая цель жизни-блаженство и счастье,удовольствие;каноника-учение об истине и правилах )Стоики(Аврелий, Эпиктет проблемы души чела,считали что у чела нет свободы действий, надо жить сообразно природе ). Основныепроблемы: 1) Основное внимание уделяется этическим проблемам: что есть счастье, как его достичь, взаимосвязь между счастьем и добродетелью и т.п.2) Наука окончательно отделяется от философии. Основные выводы:1)Основное - рекомендации, как достичь счастья: Стоики -- добродетель (жизнь в соответствии с разумом) отождествляют с высшим благом и счастьем. 2)Эпикурейцы развивают идеи гедонизма. 5.Римский. 1 в. до н.э. – 529 г. н.э. Преобладание антропологич. и этич. проблематики. ) Основные проблемы: 1) Проблемы решают те же, что и их предшественники. 2) Вырабатывается латинская терминология. Основные выводы: 1)Дорабатывается ряд философских проблем: а) В области логики б)В области этики в)В теории познания. Ф- я древних имеет большое значение для последующей фил-ской мысли, в ее многообразных формах содержались истоки почти всех последующих фил-х школ. Формируется понятие субстанции. Субстанция (досл.-сущность) – неизменная основа, сущность, субстрат, первооснова всех вещей. Она вечная, бесконечная, ни от чего не зависящая, подвижная. За основу мира прин. одна или более субстанция - вода, огонь, земля, воздух, и т.п. Формируется теория атомов: (Левкипп, Демокрит). Основные положения теории атомов: 1.Все тала состоят из атомов; 2.Атомы – неделимые частички; 3.Атомы все качественно одинаковые, имеют только количественные отличия (размер, форма, положение); 4.Атомы находятся в постоянном движении. Движутся они в пустоте. То есть, существуют только атомы и пустота. Возникает материализм - Демокрит. Материализм – философская точка зрения, признающая существование природы независимо от какого-либо сознания (духа, бога и т.п.). Наоборот, сознание понимается только как одно из свойств, функций или форм материи. Возникает идеализм - Платон. Идеализм – направление в философии (противоположное материализму), признающее первичность сознания по отношению к материи. Возникает рационализм – Платон. Рационализм (лат. rationalis-разумный) – философское учение, признающее разум решающим источником истинного знания. Возникает сенсуализм – Аристотель. Сенсуализм (лат. sensus- ощущение) – философское учение, признающее ощущения единственным источником познания.

12Диалектическая философия Г.Гегеля. Гегель ставит цель:а) устранить раскол в сознании, который допустила философия, начиная с Платона, и заканчивая Кантом (раскол между богом, человеком, природой, между чувствами и разумом). б) Он рассматривает мир как единое целое, пытаясь соединить природу, человека и бога, дух и материю; Основа единства мира, по Гегелю, - бог («мировой разум», «абсолютная идея»): природа не отделена от бога, бог слит с миром, все пронизано им. Абсолютная идея в своем развитии проходит три ступени: 1. Сфера духа – описана в работе «Наука логика». 2. Природа (инобытие абсолютной идеи) – работа «Философия природы». 3. Человеческая история (этап самопознания абсолютной идеи) – работа «Философия истории». Процесс познания по Гегелю: Он исходит из того, что мир может быть познан разумом, но не с помощью формальной логики, а диалектической (то есть в непрерывном развитии). Познание – это развивающийся процесс, который проходит разные ступени, пока не поднимется до познания абсолютной истины. И выделяет такие виды познания, как наука, искусство, теология, философия. Самое ценное в философии Гегеля: 1. Диалектика: Гегель диалектику из догадок превратил в теорию, сформулировав ее основные принципы, законы, категории. 2. Исторический метод: познать вещи можно только в их изменчивости, развитии.

6. Истоки и идейные основы средневековой фил-ии. ЕЕ статус и функции в средневековой культуре. Проблема веры и разума. Реализм, номинализм. Основные этапы и представители: 1) Апологетика расцвет(2-3 вв) Юстиниан, Мученик, Тертуллиан и др. 2) Патристика (4-5 вв.) Аврелий Августин, Амвросий, Иероним и др. 3) Схоластика (11-13 вв.) Фома (Том) Аквинский, Бэкон, Оккам, Буридан и др. Апологетика предвзятая защита, восхваление чего-либо В данном случае христианского вероучения. Основные проблемы: Защита христианства от нападок: 1)государства, 2)язычников, 3)античных философов. Проблема познания истины: разум или вера в Священное писание. Основные выводы: Пришли к отрицанию не только философии, но и разума вообще, противопоставив его вере. Утверждается лозунг «Верую, потому что абсурдно». Основным источником знаний (отсюда и до конца эпохи) считается вера. Патристика (от греч. pater –отец) – учение христианских теологов (отцов церкви) 2-8 веков. Основные проблемы: Доработка самых спорных моментов христианского вероучения. Проблема познания истины: разум или вера. Проблемы человеческой истории. Основные выводы:Разум не отрицается, но противопоставляется и подчиняется вере. Утверждается лозунг «Понимать, во что веришь». Философия превращается в теологию (учение о Боге). Идея о будущем духовном возрождении общества через христианство. Особая роль отводится католической церкви. Она рассматривается как посредник между людьми и Богом, как представитель Бога на Земле. Схоластика (лат. scholasticos – ученый, школьный) - средневековая религиозная философия, соединившая религиозные догмы и формальную логику. Основные проблемы: Проблема познания истины: разум или вера; Проблема общих понятий (универсалий) Основные выводы: Разум хоть и ставится ниже веры, подчиняется вере, но не противопоставляется ей. Утверждается лозунг «Знать, чтобы верить». Различают истины веры и истины разума. Признается право на существование не только теологического, но и научного знания, но только в том случае, если второе не противоречит первому.Формируются номинализм и реализм. Реализм (лат. realis – вещественный) - направление в средневековой философии, признающее объективное существование общих понятий, независимо от вещей. Представители: А. Августин; А.Кентерберийский; Ф. Аквинский и др. Номинализм (лат. nomina – название, имя) – направление в средневековой философии, признающее общие понятия лишь именами единичных предметов, а не реальными сущностями. Представители: Росцелин; Абеляр; У. Оккам; Буридан; Д. Скот и др. Основные черты средневековой философии: 1) Философия была превращена в служанку богословия, подчинена теологии и религии. 2) Средневековая философия усилила платоновское противопоставление духа и материи, дополнив его учением о первородном грехе, и сделала природу греховной.3)Человек понимается как существо более низкое, чем Бог. Его задача -- подчинятся божьей воле. 4) Отрицается способность человека самостоятельно познать мир. Только церковь и Священное писание имеют монополию на истину. 5)Принижается ценность чувственного и рационального познания, знание подчиняется вере. 6) Идея провиденциализма: признание божественной предопределенности существующих на Земле порядков.7) Борьба с инакомыслием.

7. Основные проблемы ф-ии Возрождения, ее гуманистическая направленность и вклад в духовную к-ру чел-ества. Философы эпохи Возрождения. Италия: Фичино, Пико дела Мирандола, Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и др. Германия: Николай Кузанский, Николай Коперник, Мартин Лютер и др. Нидерланды: Эразм Роттердамский
Англия: Томас Мор и др. Франция: Мишель Монтень и др. Основные идеи: 1. Идеи пантеизма. Пантеизм (греч. pan-все + theos-бог) – философское учение, отождествляющее бога и природу и рассматривающее природу как воплощение бога. Благодаря этому снимается средневековое проклятие с природы (в том числе и с человеческого тела), и она становится объектом познания. Возрождается натурфилософия (философия природы). 2. Гуманизм. Гуманизм (лат. humanus-человечный) - совокупность идей, утверждающих ценность человека, независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил и провозглашающий принципы равенства, справедливости и человечности отношений между людьми. Гуманизм философии Возрождения проявился в следующем: а) человек уже рассматривается не только как падшее, от рождения греховное существо, а как существо, обладающее божественной искрой, как маленькое божество; б)земная жизнь человека приобретает самостоятельную ценность и уже не рассматривается как простая подготовка к загробной жизни; в)достоинство человека начинает определяться его делами в самых разных сферах деятельности. Идеалом становится не только человек «знающий», но и «умеющий». 3. Начинает формироваться научная картина мира (Коперник, Бруно). 4. Постепенно преодолеваются идеи провиденциализма. В результате в философии начинает утверждаться идея, что люди сами создают свою историю (идеи утопического коммунизма). 5. Основным источником знаний уже начинает считаться не только «Священное писание», но и «человеческое писание» - прежде всего, труды античных мыслителей. А затем и современных. 6. Возрождается скептицизм. Скептицизм – философская концепция, характеризующаяся сомнением в возможности познания объективной истины (то есть в возможности человека познать мир таким, каким он является на самом деле, а не таким, каким он нам видится).В частности, М. Монтень утверждал: Нельзя доверять другим людям, ибо у каждого человека свое мнение. Нельзя доверять нашим органам чувств, так как они нас постоянно обманывают. Нельзя доверять собственному разуму - он слеп и слаб. Правы были античные философы, утверждал он: «Философствовать – значит сомневаться».

8. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Диалема импиризма и рационализма. Представители: Англия: Френсис Бэкон, Томас Гоббс и др. Франция: Рене Декарт и др. Германия: Готфрид Лейбниц и др. Нидерланды: Бенедикт Спиноза и др. Основные проблемы: а) Проблема полезности научного знания. б)Проблема достоверности научного знания. в)Проблема метода в научном познании. г)Проблема субстанции (с учетом научных исследований природы). Особенности и основные идеи:1) Постепенно религия теряет свою познавательную ценность (но не окончательно). Важнейшим источником истинных знаний начинает считаться наука. «Философия должна разорвать свою связь с религией и вступить в союз с наукой» - Ф.Бэкон. 2)Наличие двух источников знания (Священного писания и науки) выразилось в теории «двойственной истины». 3)Провозглашается принцип практической полезности науки. Основная роль науки усматривается в покорении человеком природы. Первым идею покорения человеком природы выдвинул Ф. Бэкон. 4)Возникают эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт) как две основные точки зрения на формирование научного знания. Эмпиризм (греч. empeiria-опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт основным источником истинного знания и принижающее роль рационального познания. 5) Рационализм (лат. rationalis-разумный) – философское учение, признающее разум решающим источником истинного знания. 6)«Cogito ergo sum»– Мыслю, следовательно существую (Р.Декарт) 7)Обосновывается необходимость для науки метода. Вырабатываются такие методы научного познания, как индукция (Ф.Бэкон), аналитический метод (Р. Декарт) и др.8)С учетом исследований природы излагаются разные точки зрения на субстанцию, основными из которых становятся монизм Спинозы, дуализм Декарта, плюрализм Лейбница. 9) Монизм (греч. monos – один) – философское учение, признающее основой всего существующего какое-то одно начало. Или материю (материализм), или сознание (идеализм). 10) Дуализм (лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее дух и материю (материальное и идеальное) двумя самостоятельными, не зависимыми друг от друга началами. 11) Плюрализм (лат. pluralis – множественный) - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество независимых начал (3 и более). 12)Формируется научная (механистическая или механико-математическая) картина мира (Коперник, Бруно, Галилей, Кеплер, Декарт, закончил И.Ньютон). Ее основные положения: а)Бог сотворил Вселенную как сложный механизм и устранился от дальнейшего вмешательства в природу (деизм).б)Физический мир состоит из бесконечного числа неделимых частиц - атомов. в)Все Вселенной подчиняется законам механики. г)Все в мире поддается математическому описанию.

9.Фил. мысль Просвещения. Идея «естествен. прав» человека концепция «общ.договора». (Гоббс, Локк, Руссо) Представители: Англия: Джон Локк, Франция: Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и др. Основные проблемы: 1) Проблема познания мира: разум или чувства 2)Критический анализ существующего общественного устройства 3)Поиски путей переустройства общества. Основные идеи:1)Окончательно отрицается познавательная ценность религии. Вера уступает место независимому человеческому разуму. Даже проблема существования бога уже решается не верой, а разумом.2)На проблему существования бога основной точкой зрения становится деизм, который затем сменяется атеизмом. 3) Деизм (лат. deus – бог) - философское учение, признающее бога творцом мира, но отрицающее его участие у жизни природы и общества. 4) Атеизм (греч. theos – бог, а - приставка, выражающая отрицание чего-то) - отрицание существования бога, система взглядов, отрицающих всю совокупность религиозных представлений о мире. 5) Сенсуализм: единственным источником знаний признаются человеческие ощущения, отрицается теория врожденных идей. Утверждается, что разум выводит все теоретические знания из ощущений (опыта) и что «Мысль без чувств пуста». 6)Природа рассматривается как механизм. Разум и целеполагание - свойства только человека, в природе их нет. 7)Формируется теория естественных прав человека и теория общественного договора. 8) Вера в безграничные возможности человеческого разума: а)не ставятся границы перед познавательными способностями разума (разум, опираясь на опыт, может объяснить практически все в мире). В том числе, разум должен и может решить вопрос о существовании бога. б)разум поможет человеку покорить природу. в) разум поможет человеку переустроить общественные дела, которые, по мнению просветителей, на тот момент были устроены неразумно, и построить общество «всеобщего благоденствия», «золотой век». 9)То есть веру в бога просветители заменили верой в человеческий разум, его безграничные возможности. Они верили, что разум поможет человеку создать рай на земле.

10. Материализм французских просветителей(Гельвеций, Гольбах, Ламетри). Французские мыслители также решают онтологи­ческие проблемы, но с позиций материализма. Жюльеи Ламетри (1709-1751), Поль Гольбах (1723-1789), Клод Гельвеции(1715-1771), Дени Дидро (1713-1784) про­возглашают материю единой субстанцией мира. По их мнению, материя неразрывно связана с движением. Движение рассматривается не как внешнее, а как ее внутреннее свойство. Идея единства материи и движе­ния снимала проблему перводвигателя (первотолчка), отметала концепцию деизма, согласно которой Бог, со­творив мир, не принимает в нем какого-либо участия, не вмешивается в закономерное развитие его событий.Что касается движения, то оно понималось преиму­щественно как механическое. Отсюда взаимосвязь собы­тий и взаимодействия явлений воспринимались на уров­не внешних связей (по типу механических), что вело к абсолютизации необходимости и недооценке случайнос­ти. Так сложилась концепция механического детерми­низма и соответствующая ей методология. Применен­ная к познанию природы и общества, эта методология грешила известным упрощением и вульгаризацией как явлений природы, так и событий общественной жизни.

11. Идея «гносеологической революции» и проблема познавательных возможностей чела в фил-ии И. Канта. Два периода его творчества: 1. Докритический. 2. Критический. Докритический период. В этот период Кант занимается проблемами естествознания. Основная работа - «Всеобщая естественная история и теория неба» (кратко - «О небе»). Суть ее: наша солнечная система возникла в процессе эволюции из газообразной туманности. Значимость этой работы: а)для науки – первая в науке эволюционная теория. Была принята в качестве одной из основных теорий возникновения солнечной системы до середины ХХ в. б) для философии – впервые объяснила возникновение солнечной системы, не прибегая к помощи Бога. Критический период. 1)Кант занимается проблемами познаваемости мира. 2)Основные работы: а)«Критика чистого разума», б)«Критика практического разума», «Критика способности суждений». ОСНОВНЫЕ ИДЕИ: 1) Кант по новому трактует процесс познания человеком мира. Своей теорией познания Кант совершил «коперниковский» переворот в философии.2)В чем состоял этот переворот? Процесс познания, как его понимали до Канта: 1. На органы чувств человека воздействуют объективно существующие вещи. 2. В результате в голове человека возникают образы, копии вещей. 3. Разум обрабатывает, систематизирует данные органов чувств и возникает теоретической знание. Процесс познания по Канту: 1. На органы чувств человека воздействуют объективно существующие вещи. 2. В результате в голове человека возникают хаос ощущений. 3. Этот хаос человек обрабатывает с помощью априорных форм познания. 4. Всей этой деятельностью руководит разум.5. Априори – (лат. a priori – из предшествующего, т.е.до опыта)– знание, изначально присущее сознанию, или предварительное знание о фактах, полученное до изучения их на опыте. Противоположное апостериорному 6. Апостериори (лат. a posteriori – из последующего, т.е. после опыта) - знание, полученное из опыта, на основании опыта. К априорным формам познания Кант относит: 1. Априорные формы созерцания – пространство и время; 2. Априорные формы рассудка – общие понятия, категории (причинность, необходимость, субстанция, количество, отношение и т.п.). Своей теорией познания Кант: а) Преодолел разрыв между эмпиризмом и рационализмом. Он показал, что как «мысль без чувств пуста», так и «чувство без мысли слепо». И лишь союз чувств и разума может дать знание вещей. б)Привел философию к агностицизму. в) Агностицизм – (от греч. agnostos –непознаваемый) – философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективность истины. Суть «коперниковского переворота», совершенного Кантом в философии: Мир, который познает разум, уже приведен в порядок самим разумом. И порядок, который мы наблюдаем в мире, присущ не самому миру, а установлен в нашем разуме. То есть, действительность для человека, это та действительность, которую творит он сам. Суть агностицизма Канта: Он показал, что человек не может познать вещи такими, каковы они на самом деле, т.е. сущность вещей. Всякая вещь существует как «вещь в себе». Вещь в себе - трансцендентна. Трансцендентный (лат. transcendens – выходящий за пределы) – лежащий за пределами опыта, недоступный познанию. Разум, наука позволяют человеку познать вещи только такими, какими они представляются ему, («вещь для нас»), то есть явление. А между «вещью в себе» и «вещью для нас» нет ничего общего. Агностицизм помог Канту изложить его нравственную теорию. Кант, по его собственному признанию, сознательно «сдвинул границы разума, чтобы дать место вере», без чего он не смог бы изложить свою нравственную теорию. Суть нравственной теории Канта: Кант формулирует основной нравственный закон (категорический императив): а)«Поступай так, чтобы максима (основное правило, принцип) твоей воли всегда могла быть и принципом всеобщего законодательства»; б) «Действуй так, чтобы ты никогда не относился к людям только как к средству, но всегда в то же время и как к цели» Кант устранил противоречие между религией и наукой. Поскольку человеческий разум не может познать сущность вещей, то наука не может решить вопрос о ценности религиозных истин. «Знать, существует ли Бог не дано никому. В бога можно только верить». Кант опроверг все пять существовавшие до него логические доказательства бытия Бога и сформулировал шестое (нравственное), которое опровергнуть невозможно: «Если в человека в душе есть потребность в Боге, значит Бог для него существует».

13.Антропологический материализм Л.Фейербаха. Основные идеи: 1) Критика идеализма как рационализированной религии. 2)Материализм. Единственная реальность– природа. Человек – высший продукт эволюции природы. 3)Антропологический материализм. Философия должна стать антропологией, считал он. 4)Критика религии, атеизм. Религия – иллюзорное отражение действительности, бог – выдумка людей. 5)Фейербах вскрывает земные корни религии.6)Идея религиозного отчуждения. 7)Религия любви. Л.Фейербах–нем.ф-ф,созда­тель одн.из вариантов антрополог.мат-ма.Ф.импонировала идея «реа-льн.чувств.чела».Осн.–его мат-зм.Хар-ая черта:антропо-логизм,закл-ийся в понимании чела как высшего продукта при­роды.При­рода–основа духа.Она же должна стать основой нов.ф-и,призванной раскрыть земную сущ-ть чела.Однако«природная»сторона в челе гипертрофи-рова­лась,а соц.–недооценивалась.Из всех чел.чувств выделял чув-во любви(нравст).Сосредот-ся на пр-ме нрав.сути рели­гии,что нашло свое выражение в его




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Философия существования | Высшая идея блага.

Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 160. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия