Древнекитайская философия.
Двумя основными особенностями китайского национального характера являются обращенность к проблемам мира, в котором человек живет, и преимущественная нацеленность на исследование взаимоотношений людей. Китайская мысль создает учение о двух противоположных началах – «ян» и «инь», господствующих в подлунном мире. Среди натурфилософских представлений Древнего Китая следует отметить учение о пяти стихиях: воде, огне, земле, дереве и металле. В древнекитайской «Книге перемен» (XI-X вв. до н. э.) большое место занимают рассуждения о двух противоположных началах, взаимодействие которых обусловливает появление вещей, смену явлений природы и т. д. В «Толкованиях к «Книге перемен» (V-III вв. до н. э.) образование мирозданья объясняется так. Первоначально существовал хаос. Борьба противоположностей внутри него привела к становлению неба и земли. В результате их взаимодействия сформировались четыре сезона года, а установившееся единство между небом, землей и четырьмя сезонами привело к возникновению ветра, грома, воды, огня, гор и болот, а также человеческого общества. Постоянство китайцы хотели обрести на земле, а не по ту сторону жизни. Отсюда значительная роль, которая отводится ритуалу. Цель китайцев – не изменение и прогресс, а благоденствие как результат постоянства, охраняемого ритуалом и долгом. Три величайших мыслителя Древнего Китая – покрытый ореолом таинственности Лао-Цзы, всеми почитаемый Конфуций и мало кому известный Мо-Цзы, который, однако, сформулировал за четыре с лишним века до Рождества Христова концепцию всеобщей любви. Классический период китайской философии начинается с возникновения в середине первого тысячелетия до Р.Х. двух главных школ всей китайской философской традиции – конфуцианства (жу-цзя) и даосизма (дао-цзя). Наряду с ними существовали и многие другие школы (“сто философских школ”), в том числе учение об инь и ян (инь-ян цзя), моизм (мо-цзя), легизм (фа-цзя), софисты (номиналисты – мин-цзя). Господствующим течением на протяжении многих веков было конфуцианство. Основоположник конфуцианства Кун-цзы, “учитель Кун”, считал себя хранителем и продолжателем древнейших традиций. О ценности сохранения традиций, идущих от отцов и дедов, и говорит прежде всего его учение. Размышления Конфуция обращены не к абсолюту, а к повседневной житейской практике. Отличительная черта конфуцианства, резко отличающая его от индийского мистицизма, – самое пристальное внимание к обыденному, повседневному течению жизни: именно в ней и осуществляется высшее назначение человека. Смысл жизни человека заключается именно в поддержании правильных повседневных отношений с Небом, с предками, с властью, с окружающими людьми. С детства надо научиться всё делать правильно, т.е. согласно установленным традицией правилам, в подходящий момент, в соответствии с ситуацией, со своим общественным положением, с принятыми правилами “приличия”, поступать уместно, точно. Мудрость всегда находится рядом – это сполна прожитая жизнь, в согласии с самим собой и людьми, пребывание в срединном и обыденном. Учение Конфуция – не загадочное тайное “эзотерическое” знание. Оно говорит о том, что нет ничего важнее и труднее, чем просто “быть человеком”. То, что “проще” всего – семейные отношения, хозяйство, служба – даётся всего труднее. Подлинное величие человека и заключается в его умении заниматься повседневными мелочами. В этом заключается суть учения конфуцианцев о “благородном человеке”, “гуманности” (человеколюбии) и “почтительности”. Благородный человек – тот, кто на первое место ставит долг, и лишь на второе – пользу и выгоду. Философия даосизма изложена прежде всего в трактате “Дао дэ цзин”, который приписывается китайской традицией мудрецу Лао-цзы. В даосизме как религии понятие дао не занимает главного места. Важнее – идеи недеяния (простоты, естественности жизни) и телесного бессмертия. Но именно оно выражает главную собственно философскую мысль даосизма. Дао – символ “дороги, по которой идёт человек”, символ “пути” в прямом и в переносном, обобщённом смысле. В философии даосизма говорится о всеобщем и неизменном естественном “пути” неба, природы, человека. В отличие от Конфуция, Лао-цзы не придавал большого значения ритуалу. Жизнь как непрерывная церемония делается очень сложной, искусственной. Даосизм, напротив, учит жить как можно проще, естественнее, в согласии не столько с правителем и людьми, сколько со всеобщим, абсолютным началом – дао. Правильный “путь” мудрого человека и правителя заключается поэтому в том, чтобы дать себя вести абсолютному дао, освободившись от усилий для достижения каких-то особых, частных, индивидуальных, несущественных целей. Мудрый человек действует посредством “недеяния”: надо прислушиваться к естественному ходу вещей, понять всеобщие закономерности природы, неба и земли, человеческой жизни и не пытаться “переломить” их. Чем меньше человек строит собственных “планов”, направленных на благо своего особенного маленького и временного “я”, тем больше он следует дао. Следуя великому дао, он должен уменьшать свои желания, освобождаться от страстей, не стремиться к приобретению, не стремиться к успеху, отдавать всё лишнее, всё делать для людей. Большинство историков китайской философии кладут в основу её периодизации династийный принцип. В настоящее время принимается также марксистская периодизация по общественно-экономическим формациям. Во всех случаях первым и важнейшим периодом признаётся доциньский период (до 221 г. до Р.Х.), т. е. до образования империи Цинь. Это – классическая древность Китая. В это время и была заложена основа всей последующей традиции. Другие важные точки отсчёта для периодизации – XI в., возникновение неоконфуцианства как официальной государственной философии, 1841 г. (“опиумные войны” с Англией, начало “нового времени” в истории Китая; начинается проникновение в Китай западной науки и философии, а также христианства), затем – 1911 г. (установление республики) и 1949 г. (образование социалистической Китайской народной республики и переход к марксизму и маоизму как официальной государственной идеологии и философии). Мо-цзы, (479—400 до н. э.), древнекитайский философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун. М.-ц. и его последователи отражали интересы свободных низших слоёв китайского общества — земледельцев, ремесленников, торговцев. Моисты вели идейную борьбу против конфуцианства, обосновывавшего незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды М.-ц. и его учеников собраны в книге "Мо-цзы", которая в завершённом виде сложилась к концу 3 — началу 2 вв. до н. э. Центральной идеей учения М.-ц. и его учеников является призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах "всеобщей любви и взаимной выгоды". Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским принципам разделения общества на "простолюдинов" и "благородных мужей", "правящих" и "управляемых", представлял собой попытку своеобразного этического обоснования идеи равенства людей и отражал стремление привлечь к участию в политической жизни государства широкие слои населения. Из тезиса о "всеобщей любви и взаимной выгоде" вытекают все остальные принципы учения М.-ц.: "почитание мудрости", "почитание единства", "против нападений", "за экономию в расходах" и т. д. Для обоснования принципа "всеобщей любви" и придания ему значения космического закона М.-ц. прибегал к использованию традиционных китайских верований в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов о существовании "небесной судьбы". Впервые в китайской философии М.-ц. выдвинул категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди; соответствие пользе людей; соответствие свидетельствам древних книг). Поздние моисты углубили классификацию знаний по их источнику и характеру и разработали довольно цельную для своего времени систему категорий логики. 6. Буддизм: философия и религия. Буддизм возник в Индии на почве требования отрешенности от чувственного мира. Буддизм отрицал существование богов. Будда жил в VI-V вв. до н. э. Самая важная для него тема – тема человеческих страданий. Будда пришел к выводу, что полного избавления от страданий можно достичь, избавившись от колеса перевоплощений. Полное избавление от страданий и сансары возможно в состоянии нирваны. Цель Буддизма – нирвана. Восьмеричный путь Будды (а именно: праведная вера, праведное намерение, праведная речь, праведные поступки, праведный образ жизни, праведное усилие, праведная мысль, праведная самососредоточенность) призван подготовить человека к достижению нирваны. Буддистские монахи (бхикшу) – нищие, живущие милостыней, для них главное – духовное развитие. Все мировые религии обещают вечную жизнь. Буддизм считает необходимым для этого выход из колеса сансары. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после 5 в. до н.э.), Китае, ЮВА (после 3 в. н. э.), а также в иных регионах. Особенности: * Основатель - Гаутамма Будда; родился в княжеской семье; прошёл сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, мудрец), после чего достиг просветления и передал свои духовные достижения людям; * Главная идея - "средний путь" жизни между двумя крайними: "путём удовольствия" и "путём аскетизма"; * "Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана - вечная благодать. Четыре благородные истины Будды: * Земная жизнь полна страданий; * Страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т.д.; * От страданий можно избавиться; * Существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, нирвана. Этапы "восьмеричного пути освобождения": * Правильное видения - понимание основ буддизма и своего пути в жизни; * Правильная жизнь - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей меняется жизнь; * Правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на душу, характер; * Правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; * Правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке; * Правильное умение - усердие и трудолюбие; * Правильное внимание - контроль над мыслями, т.к. мысли порождают дальнейшую жизнь; * Правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществление связи с космосом. Пять заповедей буддизма: * Не убий; * Не укради; * Будь целомудренным; * Не лги; * Не употребляй опьяняющих и одурманивающих средств.
|