Альберти, да Винчи.
Альберти – архитектор, мыслитель, художник. Центральная тема – учение о красоте. Сущность красоты – гармония. Прекрасное – гармония частей, гармония – закон жизни и искусства, гармония в искусстве отражает гармонию в жизни. Прекрасное – абстрактный пример в искусстве. Безобразное – ошибка, его нужно скрывать, а не исправлять. Опыт и природа – основа творчества большое значение геометрии и математики в живописи. Да Винчи. Взгляды и идеи оставил В набросках, записках, письмах. Человеческое сознание должно действовать указаниям природы. Высшее человеческое чувство – зрение, через зрение человек познаёт красоту мира. Разум +фантазия, гармония + пропорции..
Маньеризм. Уходит от гармонии и искусства высокого возрождения ради большей выразительности, искажая привычные пропорции. Отрицает всякую роль математики, для практики и теории искусств. Отдают предпочтение гению художника (не только подражать природе, но и стремиться превзойти её). Учение об идеях. Внешнее проявление идеи, замысла в творении. От Аристотеля почерпнули реализацию формы и материи. Внутренний рисунок (природа – деятельность Бога). Прекрасное – как сияние Божественной красоты. Живопись должна передавать фигуры, находиться в состоянии неистовства.
Новое время. Новое время приходит на смену Возрождению. Эпоха отличается сложностью и противоречивостью. Это процесс утверждения капитализма, описанного Карлом Марксом. В социальном смысле тоже сложный период – в некоторых европейских странах устанавливается абсолютизм. В экономическом смысле – развиваются торговые пути по всему миру. Италия переживает кризис и упадок. Великие Итальянские города республики пали. Укрепляется католицизм. В науке совершаются открытия – Ньютон, Галилео Галилей, Декарт. Накопление научного знания меняет картину мира и представление человека о собственной значимости в мире. Формируется общество нового типа, открытое. Меняется мироощущение человека. Человек понимает, что он далеко не властитель мира, и очень часто субъект оказывается бессильным перед миром, человек слаб перед лицом мироздания. Человек скован цепями социальных и природных условностей. Поэтому в искусстве акцент переносится с внешнего человека на внутреннего. Человек – герой переживаний, чувств и страстей. Появляется стиль Барокко. Вместе с Барокко существуют и другие стили – Классицизм, Реализм (19ст). Это последовательное существование художественных стилей сменяется параллельным одновременным существованием нескольких стилей.
Барокко. Термин Барокко с португальского – жемчужина причудливой странной формы. Барокко развивается в Германии, Австрии, Англии. Искусствоведы не едины в мнении о Барокко – стиль, поэтическое направление, система. Сам термин ведён Швейцарским культурологом Вельфмн. Родоначальник – французский скульптор Флоренцо Бернини (Собор св.Петра, коллонада Бернини). У моньеризма субъективность, у возрождения – обращение к действительности. Подчёркнутая монументальность, представительность, сложные формы, декоративность, воздействие на зрителя/слушателя. Католицизм сыграл колоссальную роль в развитии Барокко. В Риме 2 течения в живописи: академизм (Карачи. Виды живописи – плафонная живопись и алтарная картина.) и реализм (Караваджо, Рубенс, Рембрант, доминирует не контур, а свет и цвет) В литературе - испанский драматург Кальверон. Главный тезис – в жизни не всегда побеждает добро, чаще напротив, и всё это находит отражение в искусстве. Лопе де Вега – стремление защитить честь человека, даже путём жизни. В эстетике главное – проблема убеждение зрителя. Это берёт своё начало в риторике Аристотеля, Античность. Во многом судьба произведений искусства зависит от того, кто его воспринимает. Поэтому сложно стазать как сложится судьба произведений искусства. Суждения вкуса. Тезауро «Учение об остроумии» - острый ум способен увидеть правильность.
|