Фома Аквинский .
Фома Аквинский (1225 – 1274гг). Период расцвета готики, любовной лирики, рыцарских романов. Особенно ценил и любил Аристотеля. Основное сочинение «Сумма теологии». «Каждая тварь может быть прекрасна». Признаки красоты: цельность и совершенство, пропорция или созвучие, ясность или блеск. То что имеет блестящий цвет – прекрасно. Эстетическое чувство носит бескорыстный характер. Об искусстве пишет следуя Аристотелю «Искусство есть подражание, но в искусстве могул воспроизводится только прекрасные вещи, а безобразному там не место». Творец – абсолют. В изобразительном искусстве 3 функции: 1. «Книга для неграмотных» 2. Призвано запечатлеть исторические события 3. Украшение храмов 4. Морально наставлять В изобразительном искусстве как и в литературе очень много иносказаний. Средневековье – противопоставление Античности: 1. Героика – мученичество 2. Катарсис – утешение 3. Реальность – фантазия и вымысел 4. Естественность – сверхъестественность 5. Гражданский пафос (герои, титаны) – сакральный пафос 6. Ведущей была категория прекрасного – категория возвышенного
Возрождение. Культура Возрождения возникает в Италии. В этой стране формируются первые элементы капиталистического формопроизводства. Разрушаются феодально – экономические отношения, разрушаются культурные институты. Возникает гуманизм (антропоцентризм) – человек как высшая ценность, могучий, творящий. Совершаются великие географические открытия, развиваются научные знания – естественно научная картина мира – достижения в области физики, механики, оптики. Термин «Возрождение» употребил Д.Вазари – возрождение идеалов античной культуры, философии, искусства, принципов творчества и т.д. Большой ценностью для художников и для поэтов, писателей, мыслителей, философов становится природа, как одухотворённая сущность. Плоть земли – почва, скелет – горные хребты, кровь – родники, дыхание – морские приливы и отливы. Созерцая природу художник глядит в Божественную сущность. Красота - совершенство самой природы. Появляется новый жанр – пейзаж. Он присутствует во всех полотнах. Интерес к природе проявляет и в появлении нового жанра – натюрморт. Трактовка искусства не как ремесла, а как свободного творчества. Художники выходят из ремесленных цехов и открывают мастерские. Впервые эти мастерские становятся центром философствования, встречи друзей и т.д. Прекрасное – телесное. Высок культ женской красоты, прекрасного женского тела. Эстетика становится практической. Эстетикой занимаются художники, скульпторы, Эстетика становится теорией искусств. Гуманизм. Изучает дисциплины античной культуры: грамматика, риторика, моральная философия. Гуманисты – преподаватели этих дисциплин. Гуманисты – творцы новой системы знаний в центре которой человек. Петрарка: положил начало возрождению античности. Поэзия как свободное творчество, деятельность фантазии, воображение. В основе всего лежит фантазия художника. Бокаччо: обосновал новые эстетические принципы. Говорит, что поэты ткут вымысел. У художников есть право на вымыслы. Свободные науки - литература, музыка, ораторское искусство.
Концепции Ренессанса. Неоплатонизм. Николай Кузанский. Переосмысливает числовую структуру прекрасного и определяет прекрасное, как пропорции и ясность света. Красота – единство формы, которое проявляется в виде пропорций и гармонии. Единство порождает различие добра и зла. Красота порождает нечто новое. Красота не может порождать безобразное. В мире существует только красота. Искусство не является подражанием природе, оно имеет творческий характер, оно создаёт новые формы, исправляя тем самым природу. Эпикуреизм. Христианские ценности носят чувственный характер. Телесная красота – высший дар природы. Наслаждение – высшее благо для человека, оно должно быть полезно и добродетельно. Искусство связано с наслаждением и приносит пользу.
|