Студопедия — Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.






Удалось создать диалектический метод создания искусства.

Основные идеи эстетики мы находим уже в первом сочинении, которое называется «Феноменология духа», «Философия религии», «Философия истории», «История философии». Наиболее полно концепция изложена в курсе лекций по эстетике, который Гегель читал в разных университетах.

Проблемы:

1. Предмет и метод эстетики (считал в предшествующей эстетике были 2 тенденции: 1. Эмпирический подход, изучает отдельные произведения, не видя общих закономерностей развития искусства 2. За общей теорией она не видит отдельных произведений, потеря особенного в общем). Гегель формулирует общий методологический принцип эстетического анализа. Изучает конкретные факты искусства сквозь призму философских обобщений. Предметом эстетики являются: общее царство прекрасного, область искусства, художественное творчество. Гегель понимает эстетику как науку только об искусстве и творчестве, а природы здесь нет. Сужает предмет эстетики. Прекрасное: только красота воспитывает у граждан чувство свободы и собственного достоинства. Отсылает нас к античности. Молодой Гегель мечтал о возрождении античного мира, политическом и эстетическом воспитании граждан.

2. Проблема исторического развития искусства. Искусство раскрывает нам истину в чувственной форме. Искусство есть эпоха, схваченная в чувственно-образные формы. Другие цели искусства – воспитание, назидание, исправление нравов – всё это отношения к подлинному искусству не имеет. Искусство – процесс исторический, в основе которого лежит саморазвитие абсолютной идее и абсолютного духа. 1 форма саморазвития абсолютного духа – искусство, 2 форма – религия, 3 форма – философия. На первой стадии развития АД содержание неадекватно форме, этому периоду соответствует символическое искусство (искусство древних народов востока, оно загадочно, аллегорично). На второй стадии развития АД обретает адекватную форму и этому этапу соответствует классическое искусство (прежде всего искусство античности, для воплощения содержания найден адекватный образ).На следующей стадии содержание разрушает ставшей узкой форму и этот период соответствует романтическому искусству (Художники 17-18 веков, немецких романтиков, Сервантеса), на этой стадии искусства начинается его распад. Возникает некое новое искусство – свободное искусство (свободное в выборе тем и сюжетов, главное содержание – изображение внутренней жизни человека – Шиллер, Гётте, предромантизм). Гегель сделал вывод, что виды искусства в этом историческом процессе тоже развиваются неравномерно и в отдельные периоды развития отдельные виды выдвигаются на первый план. Символическое искусство – архитектура, чувственный материал преобладает над идеей. Классическому этапу соответствует скульптура, гармония содержания и формы, идеи и образа, духовность находит своё отображение в формах человеческого тела. Романтизм – поэзия, музыка, живопись. Средство поэзии – поэтическое представление, поэзия может изобразить всё.

3. Эстетические категории. Существование форм связано с эстетическими категориями. Символический – категория возвышенного, то, что выражает объективное состояния абсолютного духа. Эта категория возвышенного воплощалась в поэзии древних индийцев, персов и древних иудеев. Классическому соответствует – прекрасное (гармония). Анализирует категории трагического и комического. Выходят на первый план в кризисные моменты человеческой истории. Трагическое – сфера столкновения субстанциальных сил (высших сил), это всегда конфликт, в котором обе стороны правы, но достичь своей цели могут лишь подавить одна другую. Трагическая развязка внушает нам страх и сострадание, именно через страх и сострадание наступает примирение. Трагедия предопределяется сознательным поведением личности. В этом он расходится с античной трактовкой. В трагической ситуации трагический герой – носитель субстанциальных сил. Восток не знал трагического, родина трагедии – Греция, а современному Гегелю обществу чужда трагедия, потому что индивид превратился лишь в клеточку общества, а не в носителя общественных сил. Считал что буржуазная, современная ему эпоха развивается под знаком комического. Комическое - контраст между внешним и внутренним, между сущностью и явлением. Комическое и вершина искусства и его распад. Смеяться – это осознавать и своё превосходство, и своё бессилие. Человечество переживает свою историю дважды, один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Человечество должно смеясь расставаться со своим прошлым.

 

29. ЙЕНСКИЕ РОМАНТИКИ. Реакция на буржуазное Просвещение и революцию получила в Германии широкое философское и теоретическое обоснование. Первый этап в развитии немецкого романтизма представлен так называемым йенским кружком. (1796–1802). В него входили теоретики искусства братья Шлегели — Август Вильгельм (1767—1845) и Фридрих (1772 — 1829), поэт и прозаик Новалис (псевдоним Фридриха фон Гарденберга, (1772 — 1801), драматург и новеллист Людвиг Тик (1773—1853). Крупнейший теоретик немецкого романтизма Фридрих Шлегель, как и другие представители его поколения, пережил крах демократического идеала своей молодости. Для того чтобы в какой-то степени сохранить этот идеал, Шлегель переносит свободу в чисто внутренний, субъективный мир человека. В таком решении вопроса сказалось влияние субъективно-идеалистической философии Фихте. С ней связана и «теория иронии», которую разрабатывает Шлегель. Ирония как основной метод искусства, с точки зрения Шлегеля, выражает субъективный произвол художника, не признающего объективных жизненных форы. Шлегель считал, что только искусство способно преодолеть противоречия действительности, ибо оно сливает «конечное и бесконечное», объединяет чувственное и духовное в едином «гармоническом синтезе». Важную роль в формировании политических идей йенского кружка сыграл трактат Новалиса «Христианство или Европа» (1799 г.), в котором он защищал феодальную иерархию и средневековую теократию(Форма правления, при которой глава государства - обычно монархического - одновременно является и его религиозной главой.) При всей реакционности своего общего направления деятельность йенских романтиков имела положительные стороны. Они дали в руки немецкого читателя превосходные переводы гениев мировой литературы; в их сочинениях по вопросам искусства. В 1798г. в журнале "Атенеум", издаваемом Шлегелями, публикуется работа Новалиса "Фрагменты". В них изложены основные положения романтической эстетики:

- природа - удивительное сочетание познаваемого и мистического;

- поэзия - часть природы, её высшее творение;

- поэт и жрец едины, а поэтическое чувство "имеет много общего с чувством мистического";

- предмет искусства - неповторимое, индивидуальное, сокровенное

 

 

28. ШИЛЛЕР Фридрих (1759 –1805) – нем. поэт, философ и историк, учился медицине в Штутгартской "академии". С 1787 жил в Веймаре.

В филос. развитии Ш. выделяются докантовскии период ("О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой" 1780; "Теософия Юлия" 1780,), период усвоения философии Канта ("О причинах удовольствия, получаемого от трагич. предметов", "О трагич. иск-ве") и период ее творч. переосмысления, когда были написаны осн. филос.-эстетич. соч. Ш. – "О грации и достоинстве", "Об эстетическом воспитании человека", "О наивной и сентиментальной поэзии". Усвоение идей Канта дало сильный толчок филос.-эстетич. размышлениям Ш., но не затронуло самих глубин ого представлений, так что Ш. не стал философом-кантианцем.

Характер мысли Ш. определен прежде всего традициями англ. моральной философии 18 в. (Т. Рид, Локк, Шефтсбери, Юм, Фергюсон), а также немецкой "популярной философии" (X. Гарве, Т. Абт и др.). Как моралисту Ш. присуще дуалистич. противопоставление идеального и действи-тельного, духа и тела, формы и материи и притом под знаком должного. В этом плане Ш. воспринимал и кантовские антиномии. Но если у просветителей-моралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии сущего (как у Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира – трагич. судьба. Морализм Ш. определяет и то, что проблема человека, его истории и человеч. общества – главная в его философии. Здесь Ш. солидарен и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в сер. 90-х гг. было обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание к-рой у Гёте было столь же первичным, как у Ш. – представление о расколе действительности; в отличие от Гёте, целостность у Ш. всегда остается равновесием динамич. борьбы враждебных сил.

В филос. соч. кантовские категории трансформируются уже потому, что делаются своеобразной поэтич. Реальностью, мысль становится у Ш. художеств. формой, и особенно в драмах, в т.ч. в поздних, где при всей конкретной и социально-историч. определенности действующих лиц (как в "Вильгельме Телле") действие протекает в кругу заранее заданных идеальных категорий-сущностей, свое отношение к к-рым выявляют герои драмы. Герои при этом могут быть, но могут и не быть носителями определ. идеи, ее "рупором".Мировозрение Ш. – "диалогично" (Кассирер) и трагично. Человек остается наедине с миром, с судьбой, со своей виной; таковы заключит. слова хора "Мессинской невесты", оставляющие неясным положит. смысл бытия: "О д н о я чувствую и отчетливо постигаю: жизнь н е есть высшее из благ, но величайшее зло есть – винa". Трагизм Ш. противоречив: судьба, "...растаптывая человека, возвышает его".

Игра – одно из центр, понятий Ш.; это свободное, самодеят. раскрытие всех сил человека. "Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле этого слова, и только тогда является он человеком вполне, когда играет". Человек в игре творит реальность высшего порядка ("эстетическую реальность") и творит самого себя как всестороннюю гармоническую личность, а общество как общество "эстетическое". В прекрасном, игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность личности, расколотой в результате калечащего действия разделения труда, преодолеть историч. противоречие между реальным и должным в человеч. жизни, совр. обществе.

В отличие от романтиков и даже от Гёте, человеч. личность стоит в центре внимания философии Ш.: идеальная действительность строится изнутри личности, целостность к-рой должна быть восстановлена эстетич. воспитанием. Не противоречие между моралью и склонностью является сущностью человеч. природы, как, напр., у Канта, а их согласие в достигшей гармонии "прекрасной душе".

Ш. – автор ряда историч. работ ("История отпадения Соединенных Нидерландов","История Тридцатилетней войны". Осн. принципы понимания истории Ш. берет у Канта: телеология, принцип как привносимый самим историком и др. Историю Ш. понимает как триаду. Филос. и историч. работы Ш. представляют собой значит. шаг в становлении историзма.

 

33. Творчество Фридриха Ницше (1844—1900) находится в русле философии жизни. Ницше видит природу мира в некоей иррациональной жизненной энергии — «воле к власти». Благодаря ее давлению всякое существо инстинктивно стремится к непрерывной экспансии. Подобное освоение жизненного пространства обычно происходит за счет Других, отсюда неизбежность конфликтов, войн, и как следствие — страданий. Считая, как и Шопенгауэр, такие явления естественными, Ницше в отличие от своего старшего современника преисполнен исторического оптимизма. По его мнению, в таких условиях формируется истинная нравственность, идеалом которой является сверхчеловек.В произведениях «Так говорил Заратустра», «Антихрист», «По ту сторону добра и зла» и др. немецкий мыслитель резко критикует традиционные представления о морали как продукты сознания слабого человека, привыкшего к подчиненному состоянию внутри группы. Такой человек биологически предназначен подчиняться более сильной личности, поэтому он предрасположен к коллективистским ценностям — взаимовыручке, самопожертвованию, состраданию и т.д. Коллективистской нравственности рабов Ницше противопоставляет аристократическую нравственность господ — от природы сильных личностей. Мораль сверхчеловека основана на властном инстинкте: абсолютной ценностью признается собственная жизнь, добром — гордость, энергичность, волевые качества и т.д. С точки зрения такой нравственности «обычное» милосердие к слабым будет пустой тратой жизненной энергии на вырожденцев (а следовательно, злом). «Падающего подтолкни!» — таково, по • мнению Ницше, истинное милосердие.Недовольство мыслителя вызывает то обстоятельство, что в процессе развития общества нравственность рабов стала господствующей, подчинив себе и лидеров. Распространение и абсолютизация рабской морали привели к возникновению христианской религии, а в наше время — к демократическим и социалистическим теориям, требующим всеобщего равенства. Такое положение дел, считает Ницше, противно самой природе, наносит ущерб естественным потенциям сильных личностей, а через них и самой жизни. Отсюда становится понятен смысл борьбы Ницше против традиционных ценностей, призыв к их переоценке.Антропологический метод, используемый Ницше в исследовании нравственности, а также критика современных ему концепций морали стали стимулами для дальнейшего развития этической теории.

 

 

25. Иммануил Кант (1724-1804)- Кёнигсбергский мыслительастролог(гипотеза «мир образовался от газовой атаки, теория большого взрыва»). 2 периода: 1. Докритический.2. критический(со времени написания его основных трудов). «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Докритический п-д: 1764г. Наблюдение над чувствами «прекрасного и возвышенного», влияние Берга, Шенненберга, Хатчесона. Сконцентрирован над суждением субъекта.

-о возвышенном и прекрасном:- они нравятся сами по себе, эти суждения(о возв. И прекр.) претендуют на всеобщность.

Различия: - прекрасное нам нравится благодаря формам;

-бесформенное тоже действует эстетически;

- в возв.восприятие возникает от форменног. Возв.-то, в сравнении с тем, всё другое мало.

- динамически возв. Связано с представлением силы и могуществом(наводнение, пожар)

- математически возв. Связ. С тем, что имеет протяженность в пространстве и времени(океан, звезд.небо)

- возв. Превосходит силу нашего чувственного представления.

Связь возв. С нравственным:

Нрав- самое высшее проявление возвышенного. Объединяет природные и моральные принципы.

Критический п-д. Осознание- всей предыдущей метафизики. Созд. 3 критики:

1. В критике чистого разума К. дает теорию познания природы

2. 2. В критике практического разума К. исследует сферу морали, нравствен.рассудка(воля)

3. 3. В критике способности суждения пытается объеденить рассудок и разум(природы и воли)

Способность суждения- это способность мыслить частное как заключительное в общем.

Рефлектирующая способность мышления заключ. В том, чтобы объекты, обсужд. По принципу целесообразности(предмет соглас. По своей целесообразности: -реальная; - формальная(согласно с природой нашей познават. способности). В результате такой предмет наз. Прекрасным. Прекрасное- в рез-те возникн. Эстетич.суждение. Оно не логическое и связано с рассудком. Прекрасное возникает из свободной игры рассудка и воображения.

Эстет.чувство бескорыстно.

Тезисы о прекрасном. Прекрасное:

1. Предмет незаинтересованного бескорыстного любования.

2. Всеобщее любование

3. Пр. то, что нравится всем без логического доказ-ва.

4. Пр. то, что нравится всем одной формой.

Канта часто упрекали в формализме. Вывод: самым прекр. Явл:

-муз.фантазии без темы

- простые узоры без листьев

Виды прекрасного:

- свободная красота

- привходящая красота(имеет наличие цели- красота здания, лошади,кр.предмета)

Проблема об идеале:

Идеалом м.б. только чел-к.Ч-к сам через разум опред. Свои цели и имеет цель своего существ-ния в самом себе.

Гений и иск-во

Для того, чтобы красоту создать нужен гений. Что есть иск-во?

И- рез-т чел-ской активности. И-отлич. От науки. В науке известно что и как нужно делать, отсутс.творч.момент, в иск-ве, даже если вам известно чего хочет худ-к,неизвестно какими средствами он будет это реализовывать.

Иск-во и ремесло. И. от реместа отлич:1) и-своб.деят-сть, рем-заработок. 2) И-игра, забава. «И.-приятно само по себе».Рем-обременительно. Важен рез-т. К. имеет в виду несвободную деят-сть. Защита свободы худ-ка. Прекр. В иск-ве- не должно казаться искусственным. Нужно смотреть на природу и видеть иск-во. Про-ние иск-ва д.б. правдоподобным. Гений творит по опред.законам(не законы рассудка, а его естеств.качество.Г. творит, повинуясь природе)Г. Дает иск-ву правило и возможен Г. Только в иск-ве.

Абсолютизация гениальности. Тв-во иррационально. Г. Сам не знает как у него возникают идеи для ТВ-ва. Классификация иск-в: Иск-во способно выражать эстет.идею. Худ.образ многообразен как и понятия: словестные; изобразительные(пластика, живопись); иск-во изящной игры ощущений(музыка). Певое- поэзия, Второе- музыка-(волнует душу). Музыка 2 и последнее место. В ИЗО 1 место-живопись.

Проблема вкуса. Антиномия вкуса(противоречие). В «Кр.спос.суж»(разд.Аналитика прекрасного)-суждения вкуса носят всеобщий хар-р. Сужд.вк.выраж.не качество предмета, а душевное состояние того, кто созерцает предмет. Оно субъективно, но и всеобщно. Сужд.вк. не основыв. На понятии. Сужд.вк. основ. На понятии, иначе нельзя было бы о них спорить. В осн.понятия сужд.вкуса лежит «Эстетич.идея»- это необъяснимое представление воображения- образец идеалистической диалектики. Кант сформулир. Антиномию сужд.вкуса

 

 

35. Английский эстеизм. Расцвет- последняя четверть XIX в. Эстет. теория в трудах У. Пейтера и О.Уайльда. Основатель - Уолтер Пейтер(«Ренессанс, Марий эпикуреец»). Для П. красота- нечто переживаемое в данный момент, его н е волнуют пустые абстракции. Эстеты во многих отношения романтики: преклонение перед гением, высокая оценка воображения и фантазии и видение в художнике пророка. Эстеизм-идеалистическая концепция жизни и искусства, основывающаяся на индивидуализме и субъективизме, обладающая как слабыми, так и сильными сторонами. Истоки в романтизме. О.Уайльд: Иск-во –проделка против природы и Бога. Не содержание определяет форму, а форма- содержание. Не эпоха формирует иск-во, а иск-во сообщает эпохе свой хар-ер. Утверждал, что жизнь подражает иск-ву, о безразличии природы к человеку, отделяет красоту от нравственного начала. У. Пейтер придерживался концепции «иск-ва для иск-ва».Иск-во не должно учить добру, оно безразлично к морали. Прекрасное субъективно, считает он, поэтому задача критика- лишь выразить переживания от встречи с произведением иск-ва.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 206. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия