Студопедия — Эстетика как наука. Трагедия - суровое слово, полное безнадежности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетика как наука. Трагедия - суровое слово, полное безнадежности






Трагедия - суровое слово, полное безнадежности. Оно несет в себе холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием. Но подобно тому, как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными, сознание смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь, всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, то в этой «пограничной» ситуации ярче видны все краски мира, его эстетическое богатство, его чувственная прелесть, величие привычного, отчетливей проступают истина и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого существования.

Трагедия - всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни.

Итак, трагическое раскрывает:

гибель или тяжкие страдания личности;

невосполнимость для людей ее утраты;

бессмертные общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее продолжение в жизни человечества;

высшие проблемы бытия, общественный смысл жизни человека;

активность трагического характера по отношению к обстоятельствам;

философски осмысленное состояние мира;

исторически, временно неразрешимые противоречия;

трагическое, воплощенное в искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.

 

 

52. Комическое - прекрасная сестра смешного, порождающая социально значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех, отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающий другие. В зависимости от обстоятельств явление может быть или смешно, или комично.
Комизм социален своей объективной(особенности предмета) и своей субъективной(характер восприятия) стороной. Восприятие комического всегда социально обусловлено. То, что смешно одному, другому может представляться печальным. Историческое, национальное, классовое и общечеловеческое находятся в комическом в сложном диалектическом единстве.

Существенные особенности комического менялись от эпохи к эпохе; менялась и сама действительность, и исходная позиция комедийного анализа жизни.

Формы: опера, фильм, постановка,розыгрыш…

Жанры: Комедия, шутка, пародия, карикатура, фарс, сатира…

Виды: остроумие, юмор, ирония, гротеск, насмешка…

 

 

Эстетика как наука

ЭСТЕТИКА– наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства. Понятие«эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750).

На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.

В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства;

теология оказывала существенное влияние на с редневековую эстетику, служившую одним из инструментов познания Бога;

в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой.

В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства.

Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости.

Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве=изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, критика эстетической способности суждения.

Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа.

В дальнейшем предмет эстетики сужался до теоретического обоснования определенного направления в искусстве, анализа художественного стиля, например, романтизма (Новалис), реализма (В.Белинский,Н.Добролюбов), экзистенциализма (А.Камю, Ж.-П. Сартр).

Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества.

А.Ф.Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т.д., поэтому она является наукой о выражении вообще.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА

эстетическая мысль, развивавшаяся в Древн. Греции и Риме в период с VII—VI вв. до н. э. по V—VI вв. Имея своим истоком мифологические представления, сложившиеся при первобытнообщинном строе.

Для эстетических представлений античности(ранний период,натурфилософия) характерен подчеркнутый космологизм. Космос воплощение наивысшей красоты. Все остальное наделялось красотой лишь в той степени, в какой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как подражание природе.

 

Для древн. грека иск-во — это производственно-техническая деятельность». Отсюда нерасторжимое единство практического, утилитарного и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям.

 

Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика ставились весьма высоко, но не просто как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности.

 

В V в. до н. э. на смену чувственно-наглядному, интуитивному представлению натурфилософов о космосе приходит интерес к самому познающему его человеку (софисты, Сократ). У Сократа это приняло форму учения о необходимости устанавливать общие понятия (в т. ч. и эстетические — прекрасное, мера, гармония). Он стал рассматривать прекрасное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Прекрасное, по мнению Сократа, всегда полезно, но для этого оно должно быть именно прекрасным, др. словами, должен существовать тот прекрасный предмет, о полезности к-рого мы говорим.

 

Поставив вопрос о важности эстетических идей, понятий, принципов, Сократ открыл дорогу для систематической разработки эстетики в учениях Платона и Аристотеля Причем, если у Сократа идея красоты рассматривается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она (как и др., аналогичные ей идеи) выводится за его пределы. Это не субъективно-человеческая, а объективная, безличная, существующая реально и вечно идея, выступающая как своего рода принцип, образец, модель, порождающая прекрасные вещи.

 

Завершение классическая А. э. получает у Аристотеля. В его учении нашла своеобразное выражение и эстетика космоса, увиденного человеческими глазами (при этом Аристотель большое внимание уделяет анализу красоты самого человека, равно как и др его добродетелей).

 

В послеклассический (эллинистический) период космос как осн объект античной мысли трактуется уже в свете субъективных человеческих переживаний. Мера, ритм,гармония и др категории эстетики превращаются в способы самоизучения и внутреннего устроения человека ( стоики, эпикурейцы, скептики). Прошедшая длинную и сложную историю, А. э. оказала большое влияние на последующую эстетическую мысль Будучи тесно связанной с практикой античного иск-ва, признаваемого и по прошествии мн веков, по выражению Маркса, недосягаемым образцом

 

МИМЕСИС

(от греч. mimesis — подражание, воспроизведение) — принцип, выражающий основу творческой деятельности художника. Понятие М. является важнейшим для понимания природы и специфики художественной выразительности, отношений реального мира и мира художественного.

Первая теория М. принадлежит Аристотелю, по мнению которого природа художественного удовольствия заключена в радости узнавания: вид знакомого явления актуализирует воспоминания о подобном, ассоциации, сопоставления и т.п. Подчеркивая очевидное своеобразие художественной реальности по сравнению с действительным миром, Аристотель ставит проблему соотношения правды и правдоподобия в искусстве. Правдоподобие возникает как результат искусного копирования реальности, всего того, что существует вне искусства. Правда в искусстве — нечто иное, стоящее выше правдоподобия; она фактически олицетворяет особый, художественный, смысл, на выражение которого и направлены усилия художника. Художник может поступиться точностью деталей, если этим обеспечивается большая выразительность произведения.

2 Эстетика как философская наука

Термин «эстетика» (восходит к греческому обозначению чувственного) введён в научный обиход в середине XVIII века А.Баумгартеном. А.Баумгартен положил начало традициям классической эстетики, основанной на выделении двух феноменов – прекрасного и искусства как сфер наивысшего проявления красоты

Эстетика предстает как философская дисциплина. Поэтому развитие эстетики неразрывно связано с историко-философской традицией и становлением гуманитарного знания в целом. В структуре гуманитарного знания эстетика тесно взаимодействует с культурологией, психологией, социологией, этикой, искусствоведением и другими науками.

Центром и условием эстетического является человек, так как чувственность и образность мышления, универсальность восприятия и сила воображения – способность, отличающая человека от животных.Она неразрывно связана с другой способностью – отражением мира в понятиях.

Согласно А.Ф.Лосеву, «эстетическое», является основным понятием эстетики.«Эстетическому» присущи следующие особенности:

а) чувственно-ценностный характер; человеческая чувственность, воплощенная и закрепленная в эстетических ценностях;

б) объект-субъектная природа; объект, в качестве которого может выступать произведение искусства, природное явление или сам человек;

в) внеутилитарность эстетического, его несводимость к полезности и выгодности.

Эстетическое отношение к миру носит синкретический единый характер, в нем тесно взаимосвязаны познавательный (искусство наряду с наукой является способом познания мира и самого себя), нравственный (моральные нормы и ценности всегда эмоционально окрашены, содержатся в произведениях искусства) и воспитательный (индивидуальный вкус воспитывается на сокровищах мирового искусства) аспекты.

Сфера «эстетического» подразделяется на:

1) эстетическое отношение, (включает в себя отношения к природе, человеку и искусству);

2)эстетическую деятельность, подразделяется на материально-духовное производство и художественно-эстетическое творчество;

3)эстетическое сознание, обладающее сложной структурой и характеризующее процессы переживания, создания и восприятия художественных и эстетических качеств

Структура эстетики как науки, обобщающей знания об эстетическом, включает относительно самостоятельные дисциплины:

а) теорию художественного творчества;

б) теорию дизайна и освоения предметной среды;

в) теорию эстетического воспитания;

г) историю эстетических учений;

д) эстетическую теорию.

Особое место занимает разработка проблем, посвящённых раскрытию природы искусства, художественного восприятия и творчества, категориального аппарата эстетики, социокультурной обусловленности эстетических принципов и художественных стилей. Для современной эстетики свойственны диалогизм и плюрализм, открытость и творческий характер, расширение проблематики и взаимодействия с другими гуманитарными дисциплинами.

Эстетика западного средневековья

В эпоху средневековья на историческую арену вышли многие народы. Этим обстоятельством объясняется богатство содержания и многообразие форм эстетического наследия средневековья. В силу большого влияния церкви эстетическая культура средневековья несет на себе отпечаток религиозной идеологии

Феодальные отношения у разных народов складывались по-разному и отличались своеобразием развития. Вместе с тем имелись и черты общности, поскольку феодальные отношения в различных странах в своем развитии подчинялись тем закономерностям, которые свойственны любой исторической форме феодализма.

В феодальном обществе значительную роль играло духовенство. Оно представляли собой большую экономическую, политическую и идеологическую силу..) католическая церковь, обладая строгой иерархией и твердо установленным учением, имела возможность оказывать сильнейшее влияние на всю духовную жизнь средневековья.

Возникла церковная литература: гимны, духовные стихи, жития святых, церковная драма. Аналогичная картина наблюдалась в живописи, архитектуре, музыке.

Основным идейным комплексом стало учение «святых отцов» и «учителей» церкви о ничтожности земного существования по сравнению с вечной жизнью, о тщетности человеческих усилий, о бренности всего земного. Искусство пропагандировало аскетическую доктрину, идею покорности властям, суля воздаяния в потустороннем мире.

Церковное искусство исходило из религиозного представления о том, что земная жизнь лишь слабый отголосок небесной. Этим объяснялось пренебрежение к чувственному миру. В связи с этим в искусстве преобладают аллегории и символ как наиболее характерные особенности средневекового официального искусства.

3 ЭСТЕТИКА В ЭПОХУ СМЕНЫ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Проблема переходности – от одного типа цивилизации к другому (от индустриальной к постиндустриальной (мы сейчас в ней)); переход от одних коммуникотивных технологий к другим (сейчас – к интернету, глобальным средствам коммуникации); от одной эстетической системы к другой (от модерна к постмодерну); переход от одной культуры к другой (Веньямин Сорокин) – весь ХХ в. это переходный период. Угосает одна культура, которая начиналась с эпохи реннесанса и возникает другая, принципиально не новая культура.

Эстетика перехода в наибольшей степени обнаруживает возможность фиксации в таких эстетических проявлениях культуры, как традиция и инновация. Именно изменение функционирования традиции в новой системе, инновационный характер процессов культуры свидетельствуют о художественном, эстетическом переходе.

Согаасно Гегелю, будущее возникает только в случае осмысления прошлого.

С.П. Батракова в одной из своих работ говорит: «Скорей всего придет время, когда XX век в целом будет оценен как переходный. Как полный внутреннего напряжения, дерзких новаций и отрывов, период подготовки и кардинальной «смены вех», ценностных ориентиров в научном и художественном мышлении.»

Во второй половине XX века реальная практика искусства выступила свидетельством принципиально новой ситуации в художественной жизни и указала на необходимость теоретического переосмысления проблемы художественности. Сами художники сопровождают свои творения теоретическими изысканиями, пытаясь, тем самым, прояснить возможность нового видения искусства. Но при этом, творения, появившиеся в современной культуре, реципиенты не всегда оценивают как произведения искусства, в отличие от самих авторов.

Теорию циклов в культуре, разработанную П. Сорокиным, который утверждал, что «теория приверженцев циклического развития прошлого, таких, как Конфуций, Платон, Фукидид, Аристотель, Полибий, Цицерон, Сенека, Макиавелли, Вико были более научными и схватывали действительность гораздо лучше, чем менее спекулятивные теории современных «тенденциозных законодателей»

П. Флоренский так же интересовался циклической логикой культуры и доказывал, что в истории чередуются две культуры: одна – средневековая культура, другая – ренессансная. «Первый тип характеризуется органичностью, объективностью, конкретностью, самособранностью, второй – раздробленностью, субъекивностью, отвлеченностью и поверхностностью»

По Бахтину (?). Смена циклов связана с регрессом, то есть с возвращением к истокам.

Сегодня Эстетика определяется через сущностные «игровые» характеристики искусства, а художественное творчество предельно теоретизируется. В своем стремлении объяснить универсальную природу человека они выходят на уровень объяснения его «до-основания».

С наибольшей очевидностью взаимосвязь традиций и инноваций в эстетике деконструктивизма проявляется в повторяющейся периодичности практики художественного перехода.

Еще в 1913 г. создатель и главный представитель абстрактного искусства Василий Кандинский, трезво осмысливая его место в исторической системе искусства и полемизируя с ригористами-авангардистами, полностью отрицавшими классическое искусство, писал: “Оттого, что вырос новый сук, ствол не может стать ненужным: им обусловливается жизнь этого сука. Разве был бы возможен Новый Завет без Ветхого?”

РУССКАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭСТЕТИКА

 

Киевская Русь, принявшая в Х веке христианство из Византии, обладала к тому времени многовековой языческой культурой, в том числе и довольно сложными эстетическими воззрениями, яркими представлениями о красоте божеств, природы, человека, исходных общественных жизненных начал.

У восточных славян, как и у многих других древних народов, были развиты идеи гармонии, красоты формы, органического чувства природы, эстетическое прославление солнца, воды, земли.

Эти эстетические идеи были функциональными, имели символическое значение, должны были оберегать людей от бедствий, приносить счастье, служить добру, побеждать зло.

С принятием христианства развитие эстетической мысли и искусства получает официальный характер под эгидой церкви и государства. Вместе с появлением и распространением доктрин православия возникают и развиваются новые для Руси того времени каноны и эстетические идеи, связанные с византийской культурой. Для византийской эстетики, как и для средневековья в целом, главным было духовное, внетелесное начало, противопоставление духовности, сурового аскетизма чувственно-материальной природе эстетического мировосприятия язычества. Духовно-аскетический религиозный идеал становится одновременно и эстетическим идеалом. В противоположность античности конкретно-пластические формы заменены абстрактно-символическими формами, имеющими глубинный философский смысл.

Классической формой русского средневекового искусства стала икона. Именно в этой форме древнерусское искусство стало всемирно известным

XVII Век крупных экономических и общественно-политических изменений.

В эстетической сфере эти противоречия связаны в первую очередь со стремлением примирить начавшийся активный процесс «обмирщения» культуры, появления светской оригинальной литературы, светского обучения, усиление роли науки с господством церковной идеологии и культуры. XVII век явился одновременно и завершающим этапом древнерусской культуры и началом культуры нового времени

Новые художественно-эстетические принципы нашли отражение в трактатах по вопросам искусства и иконописания. Идея конкретной индивидуализации образа, признаки «живоподобия»

Активнейшая художественная жизнь эпохи привела к появлению многих новшеств в этой сфере.

4 Имплицитная эстетика. Основные этапы и характеристики.(ненаучная)

В ее развитии условно можно выделить три основных периода:

· протонаучный (до сер. 18 в.),

В европейском ареале протонаучная эстетика дала наиболее значимые результаты в греко-римской Античности, в Средние века, в Возрождении, внутри таких художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко

· классический, совпадающий с расцветом классической философской эстетики (сер. 18—19 в.),

В классический период имплицитная эстетика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма.

· постклассический (начиная с Ницше и до настоящего времени).

Начавшийся с Ницше постклассический период, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на задний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в 20 в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии, филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т. д.).

Если для античной эстетики в целом был характерен космоантропный принцип, а для средневековой — тео-антропный, то с эпохи Возрождения в имплицитной эстетике начинают преобладать тенденции антропоцентризма.

С сер. 19 в. в европейской культуре на первый план выходят позитивистские и материалистические тенденции, в русле которых эстетика романтиков и их последователей представлялась антинаучной архаикой

Однако уже со 2-й пол. 19 в. в качестве реакции на позитивизм появилась эстетика символизма, во многом продолжившая традиции романтизма.

Эстетика Византии

В. В. Бычков отмечает, что в византийской эстетике переплелись несколько направлений. главным из них было так называемое церков-но-патристическое. основой этого направления стала ближневосточная и греко-римская эстетика.

Бог, с помощью эстетической ориентации, представал абсолютной, трансцендентной красотой. именно бог, понятый как абсолютная красота, влечет к себе, вызывает любовь. познание бога осуществляется любовью. абстрактная идея бога с трудом находит путь к сердцу и уму человека.

таким образом, абсолютная красота предстает и образцом, и творческой причиной всего, и источником всего прекрасного, и причиной гармоничности мира, и предметом любви, и пределом всех стремлений и желаний.

к материальной, чувственно воспринимаемой красоте отношение византийцев было двойственное. с одной стороны, она безусловно почиталась (особенно природная) как результат божественного творения, с другой — она порицалась как источник чувственных вожделений.

Культ света и цвета.

проблемы символа и образа теснейшим образом связаны с теорией изобразительного образа, теорией иконы, а также со спором иконоборцев с иконопочитателями.

основной тезис противников икон заключался в том, что бог есть дух и что его никто не видел — «не сотвори себе кумира...». они отвергали любые антропоморфные изображения, истоки их они видели в языческом идолопоклонстве.

среди защитников икон и их почитания были ИоаннДамасский, феодор студит, патриарх никифор, патриарх герман. их усилиями была создана подробная теория культового образа, послужившая основанием средневековому восточно-христианскому искусству, в том числе и древнерусскому. иоанн дамаскин систематизировал многие представления отцов церкви, изложив общую теорию образа, теорию иконы.

иоанн дамаскин выделил следующие особенности иконы, которые делают ее необходимой в религиозном обиходе:— икона является книгой для неграмотных;
— напоминает о прошлом;
— выполняет декоративную функцию;
— изображение подводит телесное созерцание к духовному;
— изображения иконы являются носителями возвышенного;
— икона несет в себе высшую благодать;
— икона выполняет функцию поклонения.

таким образом, средневековая византийская эстетика представляет оригинальный анализ основных эстетических понятий. ряд из них достаточно традицио-нен (прекрасное, образ), другие, напротив, оригинальны (например, свет). но как бы они ни различались, объединяет их глубокая связь с богословской традицией.

5Эксплицитная эстетика (научная)

Эксплицитная (или собственно философская) эстетика сформировалась достаточно поздно. Честь ее закрепления в качестве науки новоевропейского толка принадлежит немецкому философу Александру Баумгартену, который ввел термин «эстетика» (1735), определил предмет новой дисциплины, включил ее в систему других философских наук.

Эстетика, по Баумгартену, состоит из трех главных разделов:

первый посвящен изучению красоты в вещах и в мышлении,

второй – основным законам искусств

третий – семиотике – эстетическим знакам, в том числе и в искусстве.

В дальнейшем классическая эстетика фактически занималась разработкой этих главных проблем и круга вопросов, так или иначе восходящих к ним или из них вытекающих, переосмыслив, однако, достаточно радикально понимание предмета эстетики в целом.

Английский эстетик Эдмунд Бёрк («Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», 1757) разработал субъективно-психологические аспекты эстетики. Он убежден, что прекрасное и возвышенное не являются объективными свойствами предметного мира, но возникают только в душе воспринимающего в акте созерцания им объектов, обладающих определенными свойствами.

Наиболее существенный вклад в развитие философской эстетики внесли крупнейшие представители немецкой классической философии Кант и Гегель. В философии Иммануила Канта эстетика рассматривается как завершающая часть общей философской системы, замыкающая в единое целое сферы познания («чистого разума») и этики («практического разума»), наводящая мост над пропастью между «областью понятий природы» и «областью понятий свободы».

"Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным ". При этом Кант отрицал существование каких-либо объективных правил вкуса, ибо был убежден, что суждение вкуса основывается на «неопределенной идее сверхчувственного в нас».

Эстетическое осмысливается им как результат свободной игры духовных сил в процессе неутилитарного, бескорыстного созерцания объекта или в творческом акте, завершающемся созданием произведения искусства.

Кант, таким образом, впервые в истории эстетической мысли четко и ясно показал, что сфера эстетического – это совершенно самостоятельная сфера человеческого опыта, человеческого духа, которая венчает собой всю духовно-практическую (познавательную и нравственную) деятельность человека, снимая существующие в ней непримиримые противоречия. В сфере эстетического дух человека поднимается до неутилитарного, незаинтересованного, бескорыстного созерцания, творческой свободной игры своими высшими способностями, сопровождающейся и завершающейся эстетическим удовольствием.

В русле просветительской эстетики существенный вклад в эстетическую теорию внес Иоганн Фридрих Шиллер. В письмах «Об эстетическом воспитании человека» (1795) он, разрабатывая идеи Канта, показал, что суть эстетического сводится к инстинкту игры, который и должен быть развит в человеке в процессе эстетического воспитания. Только в игре проявляется истинная сущность человека как свободного духовного существа.

Шеллинг, доводя до логического завершения идеи Канта и сопрягая их с эстетикой романтизма, опираясь на сущностные идеи христианской средневековой эстетики, выводит эстетику на высшую ступень человеческой интеллектуально-творческой деятельности. У него эстетика (= философия искусства), как и у Канта, замыкает собою и завершает философию, ибо философия, убежден он, возникла из поэзии и на определенном уровне развития опять сольется с ней, вернется в ее лоно (что, кстати, в ХХ в. мы и наблюдаем, отчасти на примере постмодернистской философии).

Гегель выдвигал в качестве важнейшей категории эстетики и предмета искусства не мимесис, а идеал, под которым имел в виду прекрасное в искусстве.. Конкретно в произведении искусства идеал выявляется в «подчиненности всех элементов произведения единой цели».

Гегель фактически был последним крупным представителем классической философской эстетики. После него она стала одной из традиционных университетских дисциплин, не претерпевая существенных изменений до конца ХХ в.

С Фридриха Ницше (о его взглядах см. подробнее в Разделе втором) в эстетике фактически начинается новый этап, продолжающийся до начала XXI в., – постклассической эстетики, когда новые перспективы развития получает имплицитная эстетика. Самим методом свободного полухудожественного философствования, призывом к «переоценке всех ценностей», отказом от всяческих догм, введением понятий двух антиномических стихий в культуре и искусстве – аполлоновской и дионисийской, – Ницше дал сильный импульс свободному плюралистическому бессистемному философствованию и в сфере эстетики.

Психоаналитическая эстетика основывается на теориях известного психиатра Зигмунда Фрейда и его многочисленных на протяжении столетия последователей Согласно концепции Фрейда, главным двигателем художественно-эстетической деятельности являются бессознательные процессы психики. Характерные для бессознательной сферы первичные инстинкты и вытесненные туда социально-культурными запретами чувственные влечения и желания человека (сексуальные, агрессивные) сублимируются (преобразуются в творческие потенции) у одаренных личностей в искусстве. Художник обходит запреты цензуры предсознания и трансформирует бушующие в нем вожделения плоти и психические комплексы в свободную игру творческих энергий.

В силу принципиальной ограниченности уровня формализации предмета эстетики и его многогранности, требующей от исследователя фундаментальных знаний в сферах религии, философии, истории культуры и искусства и практически всех гуманитарных наук, а также обостренного художественного чувства, высокоразвитого эстетического вкуса, эстетика до сих пор остается во всех отношениях наиболее сложной, трудоемкой, дискуссионной и наименее упорядоченной из всех гуманитарных дисциплин.

ЭСТЕТИКА РЕНЕССАНСА

Секуляризация («обмирщение») является отличительной чертой ренессансного мировоззрения. Оставаясь религиозными, люди Возрождения стали гораздо меньше внимания уделять культовой и обрядовой стороне религии, сосредоточив основное внимание на ее внутренней, духовной сущности. Основным стремлением становится «подражание Христу», «жизнь во Христе», возникает движение против монахов, церковников под лозунгом «религия для мирян».

Наиболее явно секуляризация проявилась в искусстве. По сути дела, произошла эстетизация самого христианства: церковь начинает восприниматься уже не только как Дом Бога, но и как Дом Красоты. Именно церковь становится основным заказчиком и финансистом потрясающих архитектурных и скульптурных ансамблей.

Происходит изменение языка искусства: даже в строго канонические иконописные сюжеты стали вторгаться психологизм и драматизм, в них осуществляется активный поиск человеческого, мирского.

Индивидуализм как основополагающая черта современной цивилизации рождается именно в культуре Ренессанса

Философско-эстетические сочинения данного периода содержат понятия, помогающие уяснить суть ренессансного антропоцентризма. Это понятия «virtu» (доблесть) и «фортуна». Термин «virtu» акцентирует цельность человеческой натуры, умение жить как в согласии с разумом, так и с многообразными страстями; «virtu» - это личное мужество, талант, деятельная энергия, личная слава.

Ренессанс актуализирует понятие свободы: человек - единственное существо, принципиально находящееся вне какой-либо иерархии бытия, он - то, чем он хочет стать! У человека нет «ничего собственного», никакого «точного места», ничего присущего только ему, никакой «ограниченной природы», законы которой стесняли бы и ограничивали его развитие. Человек - «творение неопределенного образа», «чистая возможность», реализация которой зависит лишь от его выбора и воли. Ренессанс впервые в европейской культуре акцентирует идею нестабильности и динамичности человека.

Таким образом, в философии и эстетике Ренессанса была сформулирована концепция «креативной» (творческой) личности, которая будет впоследствии интерпретироваться по-разному, но уже никогда не исчезнет из европейской культуры.

Человеческая эмоциональность, и в первую очередь великое чувство любви, становится новым критерием отношения к миру

Однако принцип разнообразия, лежащий в основе художественного мышления Ренессанса, нельзя понимать лишь как простое воспроизводство, копирование реальности. Искусство - не копирует, а улучшает мир! Посредством искусства художник выявляет божественное начало мира, его творческую сущность. Таким образом, искусство есть поиск божественного через эстетическое.

Основные черты эстетики Ренессанса:·высокая социальная значимость искусства;

·создание теории креативной личности;

·признание гармонического единства духовного и телесного начал;

·выраженный интерес к теории искусства и творчества;

·преобладание визуально-пространственных видов искусства (живопись, скульптура, архитектура) с использованием линейной и воздушной перспективы как следствие всеобщего антропоцентризма эпохи;

·появление и активное развитие жанров портрета и пейзажа;

·идеализация как основной принцип искусства, основанная на рационально-теоретическом изучении природы и анатомии человека.

6 вкус

Первоначальным элементом эстетического сознания являетсяэ стетическое чувство. Его можно рассматривать как способность и эмоциональную реакцию индивида, связанную с переживанием от восприятия эстетического предмета. –азвитие эстетического чувства приводит к эстетической потребности, т.е. к потребности воспринимать и приумножать прекрасное в жизни. Эстетические чувства и потребности получают выражение в эстетическом вкусе - способности отмечать эстетическую ценность чего-либо.

вкус — эстетическая категория, один из предметов изучения эстетики как философской дисциплины. Согласно определению Канта, вкус есть «способность судить о прекрасном»он, по выражению российского философа В. Бычкова «органически присущ человеческой природе, как единственно позволяющий актуализовать гармонию человека с Универсумом». Вкус определяется избирательностью, приверженностью какому-то направлению. Эстетический вкус означает наличие предпочтений и собственного мнения о конкретных объектах. Всеядность и неразборчивость означает отсутствие вкуса, причиной которого является недостаточность интереса к данному виду творчества (отсутствие художественного вкуса порождено недостатком интереса к изобразительному искусству, отсутствие вкуса в поэзии порождено недостатком интереса к поэзии и так далее).

Это хорошо ощущали многие мыслители с древнейших времен, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания. Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила только в середине XVIIвека, когда для е обозначения была выбрана категория вкуса.

Впервые, в собственно эстетическом смысле, термин вкус сочинении испанского мыслителя ПальтасараГрасиана(1646), обозначившего так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасногопроизведений искусства

Немецкий теоретик искусства Пульцер определяет вкус как неотъемлемое свойство души: вкус собирает все силы души.

Проблема вкуса занимает центральное место в эстетике просвещения.Дидро, отрицаяодно из важнейших положений картезианской эстетики о врожденности вкуса, считал, что вкус приобретается в повседневной практике.

Вольтер по аналогии с пищевым вкусом различает собственно художественный вкус, дурной вкус и извращенный вкус. художественный вкус (или просто вкус) отчасти являетсяврожденным для людей нации, обладающей вкусом, отчасти же воспитывается в течение продолжительного времени на красоте природы и прекрасных, истинных п







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 249. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия