Сиональную этику.
Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует Принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способст- Вует выработке таких моральных представлений, которые в макси- Мальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя Тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука Служит социальному и экономическому прогрессу общества, утвер- Ждению в нем принципов гуманизма и справедливости. Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникно- Вения и историческом развитии морали, о ее специфических функци- Ях, моральных ценностях общественной жизни. 3. Мораль (от латинского «moralis» — нравственный; «mores» — Нравы) является одним из способов нормативного регулирования по- Ведения человека, особой формой общественного сознания и видом Общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых Оттеняются те или иные ее существенные свойства. Мораль — это один из способов регулирования поведения лю- Дей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, Определяющих характер отношений между людьми в соответствии с Принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедли- Вом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение тре- Бований морали обеспечивается силой духовного воздействия, обще- Ственным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Особенностью морали является то, что она регулирует поведе- Ние и сознание людей во всех сферах жизни (производственная дея- Тельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мо- Раль распространяется также на межгрупповые и межгосударствен- Ные отношения. Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают Всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, соз- Даваемые в длительном процессе исторического развития общества. Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообраз- Ное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой Шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе Силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми Дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется Всеми. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных Оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сооб- Разно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, Принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и не- Достойном и т. д. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных Потребностей человека, но определяется уровнем общественного и Индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирова- Ния поведения людей в обществе мораль служит согласованию дея- Тельности множества индивидов, превращению ее в совокупную мас- Совую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Мораль (от латинского moralis -- нравственный; mores -- нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции *. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. * См.: Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37—46. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали. Познавательная функция морали в известной степени произведена от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов. Оценочно-императивной функция.функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру.
|