Основы полемического мастерства. История искусства спора. Формальные законы логики, речевые тактики и виды уловок
Корни искусства спора уходят в далёкие времена. Теория и практика публичного спора имеет богатую историю и традиции. Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции предавалось в древней Греции. Ещё античные мыслители обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из глубины веков дошёл афоризм: «Истина рождается в споре». Древние греки выделяли 2 вида споров: диалектические беседы и софистические споры. Софистические споры основал Протогор. Это были публичные диспуты с максимальным использованием всех законов аргументации. Способ ведения диалога, который заключался в постановке вопросов собеседнику и показе ошибочности его взглядов, позднее стал использовать Сократ. Сократовские беседы до сих пор многому учат. Искусству спора посвящена работа Аристотеля «Топика». Диалектика по Аристотелю – это искусство открытий, а диалектик – это тот, который умеет что-то оспаривать. Аристотель резко выступал против софистических споров, определяя софистику как мнимую мудрость. В древней Греции в обиходе было слово эристика (такой спор, когда все средства хороши для достижения истины). Развитию искусства спора в древней Греции и Риме способствовала общественно-политическая классовая борьба. Большое внимание спору уделялось и в древней Индии. Это было связано с развитием логики и философии, а также с потребностями общественно-политической жизни. Считалось, что прежде чем опровергать противника, надо хорошо понять суть его позиции и удостовериться, что она понята правильно. Различные проблемы спора изучались и древнекитайскими философами. Они исследовали методы ведения спора, его условия, психологические моменты. Много интересного в историю и практику спора внесли выдающиеся мыслители России. Разрабатывалась даже теория спора. Самой значительной считается работа С.И. Поварнина «Спор. О теории и практике спора». Центром идейных споров считались московский и петербуржский университеты. Защиты диссертаций превращались в массовые публичные диспуты. Предметом споров были проблемы гос. переустройства, национального сознания, вопросы искусства, философии, права. Великие мастера слова Т. Грановский, Сеченов, Менделеев, Ключевский превратили университетскую кафедру в трибуну прогрессивных революционных идей. В 40-60-е гг. 19 века ярким явлением в общественной жизни была полемика между западниками и славянофилами. Споры велись на страницах газет, на литературных вечерах проходили настоящие бои. Западники были за европеизацию страны: отмену крепостного права, развитие промышленности, установление буржуазных свобод (Герцен, Огарёв, Белинский, Тургенев, Аненков). Трибуной западников стали журналы «Отечественные записки» и «Современник». Славянофилы были за сохранение патриархальных основ. Их органом был журнал «Москвитянин» (братья Аксаковы, Хомяков, Киреевский, Черкасский). В истории культуры уникальной считается дискуссия знаменитых физиков Бора и Эйнштейна, которая продолжалась в течение нескольких десятилетий. Поводом для полемики послужило создание квантовой механики и переворот во взглядах на окр. мир. В этом великом споре в соответствии с традиционной формой публичного диспута был даже секундант П. Эренфест. В этой дискуссии не было победителей, каждый остался на своей позиции. Чтобы успешно вести полемику, важно знать и соблюдать основные законы формальной логики: 1. Закон тождества: каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определённое содержание, т.е. нельзя подменять один предмет мысли другим. 2. Закон противоречия: 2 противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными. Этот закон был сформулирован Аристотелем, его он считал основным законом мышления. 3. Закон исключённого третьего: из 2 противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинное. 4. Закон достаточного основания: всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана (Лейбниц). Он выразил этот закон как принцип: всё существующее имеет достаточное основание для своего существования. В словаре современного литературного языка слово спор – словесное состязание, обсуждение чего-либо между 2 или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Существуют различные обозначение слова спор: · Дискуссия – публичный спор, цель которого – сопоставление различных точек зрения, нахождение верного решения спорного вопроса. Это самый эффективный способ убеждения. · Диспут – публичная защита научного сочинения, написанного для получения учёной степени. В настоящее время этим словом называют публичный спор на научную и общественно важную тему. · Полемика – противоборство сторон, идей, речей, т.е. борьбы принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу. · Дебаты – обмен мнениями по каким-л. вопросам. · Прения – обсуждение какого-л. вопроса после выступлений на собраниях и конференциях. В научной литературе делаются попытки систематизировать споры по опред. факторам. К основным факторам относятся: · Цель спора: спор из-за истины, спор для убеждения кого-л., спор для победы, спор ради спора, спор-игра. · Социальная значимость: личные, общественные, социальные. · Количество участников: спор-монолог, спор-диалог, спор-полилог. · Форма проведения: устный, письменный, печатный, организованный, неорганизованный. Участников спора называют полемистами. Они должны заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать аргументы. Существуют специальные полемические приёмы, речевые тактики:
|