Общество как система. Модель общественной системы
Общество – это система социальных институтов, общностей людей и форм их жизнедеятельности. В социальной философии есть 3 парадигмы интерпретации общества: Позитивистская (Маркс). Предполагает экономический детерминизм и другие жёсткофиксированные основы общества. Антипозитивистская = понимающая социология (Макс Вебер). По Веберу, общество определяется социальным действием, социальное действие всегда связано с действием других, всегда ожидаемо и имеет субъективный смысл. Объективно-субъективная. Структурно-функциональный подход Парсонса. Общество базировано на деньгах, власти, влиянии, ценностных ориентирах. 1)Материально-экономическая (главное – собственность) Способ производства материальных благ (определённый вид жизнедеятельности людей, определённый способ добывания средств к жизни. Представляет собой диалектическое единство произв. сил и производственных отношений) 2)Социальная подсистема (главное – личность и семья) Социальные общности:Исторические (род, племя, народность, этнос, нация, народ); Классовые (рабы-рабовладельцы, крестьяне-феодалы, пролетарии-буржуа); новые классы: учёные, менеджеры, предприниматели и тд; Демографические (по возрасту, полу, миграции и тд); Поселенческие (городские и сельские); Профессиональные; Религиозные Социальные слои: По уровню дохода, образования, престижа, религии, по доступу к информации; По Сорокину: элита, средний класс, низкий класс, маргинальные группы. Формы расслоения (стратификации): экономическая, политическая, профессиональная Социальные ячейки: Семья, Группа, трудовой коллектив. 3)Политическая подсистема (главное – государство и его отношение с гражданским обществом) ППИ – политические и правовые институты: *Государство – организация власти экономически господствующего класса, необходим суверенитет, гос. аппарат, монополия на вооружённые силы и издание законов, аппарат принуждения – «Машина власти» *Партии (правые, левые, легальные, нелегальные, оппозиционные, консервативные, реформаторские). *Юридические институты (суд, прокуратора, карательная система) *Общественные организации (профсоюзные, молодёжные, творческие, женские, ветеранские, ООН, ЮНЕСКО) *Образовательные институты *Научные *Церковь Политическое сознание: Политическая культура (однопартийная, плюралистическая); Политическая идеология (социализм, либерализм, национализм, консерватизм). Политический процесс = избирательная система. Политические правовые отношения: Государственные; Гражданские; международные 4)Духовная подсистема (главное – абсолютные ценности) Формы духовной культуры: Мораль; Искусство; Религия; Наука; Философия; Политика; Право;тМифология Культурная деятельность: творческая; жизнедеятельность Культурные отношения: Общение; деятельность
37. Сущность и исторические формы науки, её функция в индустриальном и постиндустриальном обществе. Наука – это социологический институт, система знаний и деятельность. Она направлена на получение новых знаний, на опережающее отражение: · наука как институт – в 17 веке с сообществами учёных и научных институтов. В конце 19 века наука стала профессией, получила дисциплинарную организацию. В 20-ом веке она стала экономически эффективной и самой прогрессивной из форм культуры. · наука как система знаний: -естественные науки; -точные; -технические; -гуманитарные. Общее для них – соответствие научной картине мира, стилю, парадигме. Научная картина мира – идеальная модель реальности, построенная на основе проверенного знания. Парадигма – совокупность мировоззренческих и методологических установок. Стиль – язык наук, соответствует идеалам и нормам познания, предполагает СЛЕНТ (строительные леса научной теории). · наука как деятельность – исследовательность, образовательная, проектная. Социальные функции науки в ходе истории изменяются. С эпохи возникновения естествознания основной функцией науки является функция выработки знаний о мире с целью усиления власти человека над природными и социальными явлениями. Вместе с тем наука выполняет и мировоззренческую функцию. На основании исследований и открытий создается и развивается научная картина мира, которая претендует на то, чтобы люди соизмеряли с ней свое миропонимание и деятельность. Крупные научные открытия (гелиоцентрическая гипотеза Коперника, эволюционная теория Дарвина, релятивистская теория Эйнштейна и т. п.) существенно изменяют представления людей о мире и их положении в нем. В индустриальном и постиндустриальном обществе, особенно в ходе промышленного переворота XVIII–XIX вв. и научно-технической революции XX века, наука приобрела функцию непосредственной производительной силы. Сфера производства ставит задачи и стимулирует научные исследования, а наука открывает новые возможности перед производством. Научные открытия становится основой конструкторских разработок, изобретений, новых технологий. Производство создает инструментарий для научных исследований, является лабораторией и опытной площадкой для науки.
|