Концепции социогенеза. Основные стратегии исследования соц реальности в совр.философии
В Греции во времена Платона и Аристотеля было полисное устройство – союз мелких государств. Там начала появляются борьба социальных сил. Платон считал, что идеальное общество должно состоять из 3 сословий: 1.низшее (ремесленники, земледельцы); 2.воины; 3.управляющие (мудрецы и философы). Эти три сословия комплектуются в связи с преимущественным складом души (три части души). У правителей доминирует разум. У воинов – эмоциональная составляющая души. Платон считал, что корень социальных неурядиц в обществе – это частная собственность на средства производства. Аристотель рассматривал вопрос о том, что лежит в основе общества. Он считал, что в его основе лежит социальная природа человека, так как человек – это общественное политическое животное. Аристотель считал, что наилучшей формой власти является монархия, аристократия, полития. В средние века выработалась концепция о церкви. Церковь – это град небесный на Земле (по Августину), а град земной образуют люди, которые на первое место ставят плотские удовольствия. Здесь основной концепции происхождения общества считается теологическая, согласно которой человека создал по образу и подобию своему Бог. В новое время формируется представление, объясняющее существование общества естественными причинами. Одни философы считали, что люди раньше боролись между собой и, чтобы не уничтожить друг друга, объединились в общество. Государственные институты – это результат общественного договора между людьми. Возникли и другие концепции: общество понимается как определённый живой организм, в котором правительство выполняет функции разума. В немецкой классической философии разрабатывается идея закономерности. У Гегеля эта закономерность связана с развитием мирового разума. Возрастает степень свободы людей. На основе этих концепций сформировалась марксовская концепция развития социума. У Маркса общество развивается с помощью определённых материальных предпосылок. Общественное бытие является первичным по отношению к общественному сознанию. Общественное бытие – процесс жизни общества, ядром этого являются производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства. В зависимости от того, какие формы собственности преобладают в обществе, общество выглядит определённым образом.
36. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и её альтернативы. Познание – адекватное отображение действительности, зафиксированное с помощью семиотических средств. Это социально организованная форма теоретической деятельности субъекта, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Это целостный процесс, в котором человек участвует всеми своими способностями. Уровни познания: · Чувственное познание – непосредственное и очевидное с помощью восприятий, представлений. Изучает философия эмпиризма, сенсуализма. В результате данного познания возникают факты, статистика, протоколы, эмпирические зависимости, диаграммы в контексте прикладных наук. · Рациональное познание – абстрактное, теоретическое, с помощью понятий, суждений, умозаключений. Изучает философия рационализма, в результате возникновения теоретической модели, концепции, формализации. · Метарациональное познание – познание по средствам интуиции, прозрений, открытий. Вопрос о природе творчества. Истина – правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, воспроизводящее их так, как они существуют вне и независимо от сознания; объективное содержание человеческого познания. Проблема истины одна из основных в теории познания. Истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека. Два вида истины: 1) истина науки, 2) истина откровения. В науке есть 3 концепции истины: Классическая (корреспондентская) показывает соответствие знаний действительности, практику, как критерий истины, показывает установки всякой теории (последовательность, непротиворечивость, обоснованность, ясность). В этой концепции – истина всегда процесс, в котором переплетаются абсолютное и относительное, объективное и субъективное. · Неклассическая. Истина лишается объективного статуса, значение имеет эффективность (прагматическая истина), конвенция, ценность, логика. · Постнеклассическая концепция отсылает к симулякрам, дискурсу и утверждает «Истина в том, что истины нет». Критерием истины называют практику: -верификация (проверка на истину) -фальсификация (установление лжи).
|