Концепция процессуальности объективного мира о динамической организации бытия.
Движение как форма существования материи означает процессуальность бытия, это изменение вообще, это любое взаимодействие. Движению подвержены и материальные и идеальные процессы, оно атрибутивно. Принято знать 5 форм движения материи (по Энгельсу): механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (19в). Сегодня и движение на уровне ДНК и планетарное. По структуре движение предполагает самодвижение (внутреннюю спонтанную жизненность), действие, преобразование и отражение. Движение абсолютно, обладает всеми свойствами материи, покой относителен. Развитие – это тоже движение, но движение качественное, с новыми формами бытия, это самообновление, самоорганизация с конкретной направленностью либо на прогресс, либо на регресс, либо на круговорот, либо одноуровнево. Развитие абсолютно. Принципы диалектики: · принцип развития, который можно рассматривать как системный принцип самообновления. · принцип всеобщей связи и самообусловленности. · принцип материального единства мира. · принцип детерминизма (причин).
Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятия и типы цивилизаций в истории общества. Проблема современного цивилизационного выбора Термин «цивилизационный» происходит от слова «цивилизация», которое имеет много значений и используется в различных смыслах Понятие «цивилизация» позволяет зафиксировать начало собственно социальной стадии эволюции человеческого рода, выход его из первобытного состояния; динамику развития общественного разделения труда, информационной инфраструктуры, доминирующей формы социальной связи и социальной организации в рамках «большого общества». три основные исторические формы (типа) цивилизационного мироустройства: 1) земледельческую (аграрную), 2) индустриальную (техногенную) и 3) информационную (постиндустриальную). Данная цивилизационная концепция, базирующаяся, в первую очередь, на критерии разграничения эпох по технологическому критерию, имеет многих своих сторонников среди современных философов и социологов.
Социокультурные основы развития личности. Современные концепции развития личности Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. Несомненно, что социоантропогенез связан с тем, что предчеловек в процессе трудовой деятельности (и это уже отмечалось выше) естественным образом изменял свои руки, приспосабливая их к примитивным орудиям труда, формировал свои язык и речь, предназначенные, прежде всего для общения; язык стал также средством проникновения в сущность вещей и процессов, он фиксировал в себе существенные связи и отношения, знание которых позволило ему не только лучше, чем животным, приспосабливаться к среде, но и в известной мере приспосабливать окружающий мир к своим нуждам и интересам. Окончательно сформировавшийся человек (человек разумный – homo sapiens) уже обладал всеми биологическими и социальными качествами, необходимыми для осуществления своего общественноисторического развития. Человек – социобиологическое существо. Как личность, он является, конечно, социологическим по самой своей сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация (и особенно его генетическая организация) лишь располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относится ближайшая социальная среда, в качестве которой выступают его родители, близкие родственники, общение с ними и другими людьми и т. п. Без социальных факторов, как мы уже отмечали выше, не может быть человека, во всяком случае, полноценного человека. На всем протяжении своей дальнейшей жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны – биологическая и социальная.
|