Философия культуры. Ценностные приоритеты культуры 21-го столетия
В течение многих столетий слово «культура» соотносилось с отдельными людьми и им выражались образованность, воспитанность, высокая нравственность индивида. В этом первоначальном значении, связанном с воспитанием и образованием человека, данный термин употребляется и в наши дни. Начиная с эпохи Возрождения «культура» все больше становится, наряду с исконным своим значением (формированием индивида), также и словом, охватывающим разные области человеческой духовной деятельности: науку, искусство, философию, религию. Чаще всего культура это наука и искусство. В марксизме (XIX век) под культурой стала пониматься совокупность духовных и предметных образований, т. е. духовная и материальная культура общества. В западноевропейской литературе XX столетия довольно часты употребления термина «культура» как нечто противоположное «цивилизации»: культура есть явление духовное, творческое, а цивилизация – нетворческая стадия развития общества, связанная преимущественно с бездуховной техникой. Есть культура духовная (знания, верования, обычаи, произведения литературы и искусства и т. п.) и есть культура материальная, вещественносубстратная (орудия труда, автомашины и т. п.). Культура как философская категория охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Культура – это сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное или отрицательное значение для человека и человечества. Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности, и т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении с природой и социальной действительностью.Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры. Культура, или система культурных феноменов, выполняет ряд важных функций: ценностногуманистическую (направленную на производство духовных ценностей, на формирование гуманных качеств человека и общественной системы); информативную (она выступает средством постижения объектов действительности, средством освоения культуры других народов); нормативную (культура создает собственные культурные нормы и распространяет их влияние на все стороны жизни и деятельности человека); аккумулятивную (сохранение и накопление социального опыта, укрепление и развитие традиций; это своего рода "социальная память" общества); герменевтикокоммуникативную (культура как средство взаимопонимания и средство осуществления коммуникации) и др. Однако культура не стоит на месте. Человечество уходит от старых традиций и вырабатывает новые. Приращение культурных ценностей всегда осуществляется через критику традиций и отбрасывание некоторых «старых» ценностей. На современное состояние культуры стал оказывать колоссальное влияние научнотехнический прогресс, особенно в сфере коммуникации, который изменил сами способы общения между людьми, а некоторые из них, например, письма как особые формы общения, просто на наших глазах исчезают из жизни. Таким образом, с одной стороны, происходит резкое увеличение образований, претендующих на статус культурных, а с другой _ их адаптация к старым ценностным системам происходит как бы в более сжатых временных рамках. В результате происходит разрушение старых систем ценностей и традиций, разрушение целостной знаковой системы культуры, которая господствовала на протяжении столетий. Символы и образы старой культуры исчезают или меняют свой смысл и значение. Новые ценности настолько расходятся с традиционными, что их культурообразующий смысл остается не всегда ясным и открытым. 57: Философские концепции взаимодействия человека – общества – природы: экологические ценности и проблемы современной цивилизации. Признаки техногенной цивилизации согласно В.С. Степину: *Приоритет науки, техники и технологий *Ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества *Идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир *Прогресс с ориентацией на будущее *Установка на отношение господства/подчинения к миру природы или миру людей. Развивающееся на основе научно-технических достижений общество изменило не только свой социальный облик, но и облик всей планеты. Осмысление социальных последствий научно-технического прогресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы. Глобальные проблемы – такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование. Для глобальных проблем характерно: Наличие планетарного характера; угроза деградации и гибели всего человечества; необходимость коллективной солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения; потребность в быстром реагировании и др. Взаимодействия человека и общества: демографические (проблема роста народонаселения), медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни), социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия). Взаимодействия общества и природы: экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, освоение космоса и мирового океана, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности). Деятельность Римского клуба (1968), его манифест о коллективной глобальной ответственности. Основной смысл докладов: истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного характера. В этой связи Э.Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности, в которой главным критерием социально-экономического прогресса становится качество жизни. Деятельность различных общественных организаций: «зеленые», «антиглобалисты» и др. Установки технократической культуры привели к череде отчуждений в обществе – от природы как естественной среды обитания человека; от культуры как мира его духовных ценностей, людей друг от друга и т.д. В конечном итоге это привело к кризису техногенной цивилизации, поэтому сейчас речь идет о смене приоритетов в системе ценностей и переходе к новому типу цивилизационного развития.
25. Сущность и явление, содержание и форма, их диалектика и закономерности объективной взаимосвязи Первоначально категория сущность не отделялась от категории общее. Философия задавалась вопросом поиска сущности мира. Впервые отделил сущность от общего Аристотель. У него сущность то, что существует по вине формы. Скептики считают - явление, то что снаружи, а сущность - то, что надо исследовать. Кант открывает полностью Я от Сущности, явление - познаваемо, сущность - принципиально НЕТ. Гегель не отрывает Явление и Сущность. Сущность - это совокупность необходимых свойств и внутренних устойчивых, определяющих связей предмета, явления, процесса, которые определяют его природу, характер. Сущность (в теории познания), то, что познается мышлением, а не дается чувственному восприятию. Явление - это обнаружение внутреннего в вещи на поверхности через массу случайных свойств и связей, данной человеку в его ощущениях. - это внешние, необходимые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета. Диалектика С и Я. Сущность и явление неразрывно связаны (сущность является, явлением сущности, но никогда полностью не совпадает); Сущность и явление - противоположности (сущность - тенденция к устойчивости, явление - тенденция к изменчивости) (сущность - беднее, но глубже, явление - богаче, но разностороннее поверхности). Противоположности, явления и сущности носят иногда ярко выраженный характер. Когда говорят о видимости - факт несоответствия С и Я, т.е. явление явления, поверхностный субъективный образ явления. Сущность постигается путем абстрактного мышления. Её познание требует серьезных усилий. Сущность и закон понятия одно-порядковые. Категории С и Я показывают в каком направлении должно идти познание (от Я к С, от С1п С2п) вскрыв сущность посмотреть её проявление на поверхности. Познание сущности бесконечно. И в конкретном виде процесс раскрытия С проявляется как познание структуры, целостности, причин, законов его форм, функции развития. Это путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний (Земля плоская на китах, шар, геоид). Сущность является, явление существенно. Сущность - основа явления. Явление внешне выражает сущность. Форма и содержание. Категория Ф присутствует у Аристотеля, как некий идеальный принцип в не материи. Бекон считает, что форма неотъемлемый признак вещи, Кант - форму противопоставляет содержанию (о чем думаем - содержание, как думаем - форма), Гегель считает, что материя есть единство С и Ф. Содержание - это совокупность всех составных элементов, свойств, состояний, событий данного предмета их взаимодействий определяющих его характер (тип). Т.е. все, что есть в вещи (в том числе и связи), все те ее элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Форма - это способ существования и выражения данного содержания, совокупность устойчивых связей образующих вещь, в рамках которых существуют элементы вещи и их взаимодействие. Закон диалектики: всякое содержание оформлено, всякая форма содержательна (их нельзя отделить - они могут лишь переходить друг в друга). Диалектика Ф и С. Ф и С взаимосвязаны. Но она не одинакова: 0) Форма определяется содержанием, но раз возникнув форма приобретает относительную независимость 1) Одно и тоже содержание может быть в разных формах, одна и та же форма - разное содержание, это требует глубокого анализа содержания изучаемых явлений: отражение их внешних и внутренних форм. 2) Форма активно влияет на содержание, она может ускорить развитие или замедлить его или соответствовать ему 3) Содержание - изменчиво, форма - устойчива 4) Форма и содержание противоположности, они в борьбе, содержание отбрасывает (отрицает) старую форму, новая форма будет иметь новое содержание 5) Развитие обеспечивается отрицанием формы
28. Диалектика необходимого и случайного, возможности и действительности, законы их объективной взаимосвязи, понятие «разумной действительности» Необ. И случайность Эти категории возникают по причине осмысления мира человеком. В месте категориями "рок" и "судьба" возникли и эти категории. Сегодняшнее этих категорий следующее: Необходимость - это внутренняя устойчивая связь явлений, процессов, отделяющая их закономерное изменение и развитие. - это результат постоянных причин, вызывающих в данных условиях только такие, а никакие-нибудь другие изменен; Случайность - это то, что возникает под воздействием результата нерегулируемых, непостоянных причин, что может произойти, а может не произойти. - это такая связь между явлениями, когда появление первого явления необязательно вызывает появление другого явления. Любое явление имеет причины. Одни причины взывают следствие с необходимостью и отделяются внутренней случайностью предмета, другие отделяют несущественное, внешнее, и вызывают случайность. Грани между Н и С подвижны и относительны. В одной связи одно и тоже явление проявляется как необходимое, в другой как случайное, более того одно и тоже явление есть единство Н и С. В любом явлении есть Н и С. Они дополняют друг друга, нигде нет чистой С и чистой Н. Необходимость обнаруживается в результате больших количеств случайностей. В ероятность - мера возможности, наступления случайного события. Н часто пробивает себе дорогу через случайности. Случайность есть форма проявления необходимости. Историческая необходимость - это действие объективных законов развития общества. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем, Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом, Гегелем. Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть. Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть. В и Д - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю действительность. Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия.Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше. Классифицируются: по обусловленности: реальные - необходимыми свойствами, связями. Формальные - случайными свойствами, связями. Реальные: от условий реализации: абстрактные (нет условий), конкретные (есть) от результата реализации: прогрессия: регрессия, варианты по категориям: в сути и в форме. в явлении и содержании
|