Сущность агностицизма, его причины, исторические и современные формы проявления
Агностицизм – направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. Таким образом, агностицизм подвергает сомнению истинность или возможность доказательства или опровержения утверждений в некоторой области, особенно в метафизике и теологии. Агностицизм существует и как принцип в теории познания, предполагающий, что поскольку весь процесс познания основан на опыте, а опыт субъективен, то субъект не способен постичь суть исследуемого объекта, который представляет собой «вещь в себе». История Термин был введён в употребление английским биологом, профессором Томасом Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. По его определению, агно́стик — это человек, отказавшийся от связанной с Богом веры и убеждённый в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано. Другими словами, агностик — это человек, который считает, что доказать существование или не существование Бога невозможно. Термин применяется к учению Герберта Спенсера, Гамильтона, Джорджа Беркли, Давида Юма и др. Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора, а также в античном скептицизме. Отношение к религиям Агностик считает невозможным познание истины в вопросах существования Бога, вечной жизни, и других сверхъестественных существ, понятий и явлений, но не исключает принципиально существования божественных сущностей (отвергается лишь возможность доказательства истинности или ложности таких сущностей рациональным путём). Это делает возможным принадлежность агностика к религиям. В современном понимании, термин «агностик» также может быть использован для описания тех, кто полагает, что вопрос о существовании Бога может быть разрешён, но считает приводимые аргументы в пользу существования или не существования Бога неубедительными и недостаточными, чтобы прийти на их основании к однозначному выводу. Взаимосвязи с другими философскими течениями В философии агностицизм не является самостоятельной и целостной концепцией, а представляет собой лишь критическую позицию в познании - как в отношении явлений, так и в отношении методов. То есть агностик может принадлежать к любой философской школе, которая не настаивает на возможности познания абсолютной истины. В этом смысле агностицизм совершенно согласуется, например, с кантианством, но наиболее органично агностицизм связан с позитивизмом во всех его проявлениях. Некоторые философские школы отрицают принципы агностицизма. Например, диалектический материализм прямо отрицает основное положение агностицизма — невозможность познания объективной реальности, через субъективный опыт. По мнению известного диалектика-материалиста В. И. Ленина, «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной». Лев Толстой: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперед мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». Известные приверженцы агностицизма: Егор Гайдар, Бертран Рассел, Томас Хаксли, Давид Юм
34. Теория и практика. Функции практики в процессе познания и теории – в процессе преобразования действительности Теория и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны общественно-исторической предметной деятельности людей: познания и преобразования природы и об-ва. Теория - результат общественного духовного производства, формирующего цели деятельности и определяющего средства их достижения, существующий в форме развивающихся понятий о предметах человеческой деятельности. Под практикой в философии понимают деятельность человека, направленную на преобразование им окружающего мира или отдельных его фрагментов в целях удовлетворения своих потребностей. Основные формы практики: *Материальное производство (труд), преобразование природы; *Социальное действие – преобразование общества, изменение существующих социальных отношений; *Научный эксперимент – активная деятельность, в процессе которой исследователь искусственно создаёт условия, позволяющие ему исследовать интересующие его фрагменты действительности. Основные функции практики в процессе познания: · практика является истоком и основой, движущей силой познания. Например, практика земледелия в Древнем Египте стимулировала появление геометрии и математики. · практика с её насущными запросами – это одновременно и конечная цель познания. Если знания оказываются невостребованными на практике, их ценность может быть утеряна; · практика является критерием истинности человеческого знания. Практика выступает в качестве основного способа проверки на достоверность полученных в результате гипотез (теории). Но этот критерий не является универсальным, так как далеко не все идеи можно проверить на практике по разным причинам. Поэтому наука для обоснования своих знаний прибегает к таким способам, как логическое доказательство, мысленный эксперимент, обоснование и т.д.
|