Из всех направлений русской философии в советский период наибольшего взлета достигла философия космизма. Её основоположниками были Вл. Вернадский и К. Циолковский.
|
Циолковский не считал себя верующим и отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного.
|
Обращаясь к рассмотрению материи, Циолковский выдвигал три начала или принципа: время, пространство и сила. Эти понятия являются прежде всего «элементами суждений», и оттого они вполне субъективны. Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы, и наоборот.
|
Главным для Циалковского было учение о монизме материи. Его материя, а значит и атом, оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира. По его мнению, нельзя допустить, чтобы чувствительной признавалась только часть Вселенной, т.е. собственно живая материя. Но из этого вовсе не следует, что человек чувствует и познает мир как и всё остальное. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела — живые и мертвые — обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности.
|
Так как «атом всегда жив», следовательно ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само «я» — сознание или разум. Разум, основанный на «эгоизме атома», доводится до совершенства в человеческих существах. По мнению Циолковского, разум должен стремиться не только к самосовершенствованию, но и к совершенствованию окружающего мира. Это своего рода суд, но «суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных»; ведь после их безболезненного естественного умирания без потомства они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. В конечном счете преобразится не только всё человечество, но и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Атомы будут соединяться только в. разумных и сознательных существах, либо же в телах,. усовершенствованных разумом.
|
Фундаментальное открытие Вернадского — осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере.
|
Биосферу Вернадский определил как область Земли, охваченную живым веществом (совокупностью живых организмов).
|
Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, чем в костной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в костном — в масштабе геологического.
|
Первостепенную роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанным с этим успехом техники передвижения и мышления, возможностям мгновенной передачи мысли на расстояния. Человечество все более становится неделимым и единым. Всё это свидетельствует о новом переходе биосферы в ноосферу. На этой стадии человечество, как единое целое, охватит весь земной шар и окончательно решит вопрос о лучшем устройстве жизни. Оптимистический идеал ноосферы наводил Вернадского на понятие о новой этике для нового человечества, связанного с научным прогрессом.
37. Философский смысл проблемы бытия.
Бытие – наиболее фундаментальная категория философии, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Учение о бытии называется онтология. Два значения категории бытия: 1) бытие как объективная реальность – материя; 2) бытие как все существующее – вся реальность. Проблема бытия была поставлена древнегреческим философом Парменидом, который дал определения бытия и небытия. Платон разделил всеобъемлющее бытие на бытие идей и бытие вещей. Вся классическая философия решала проблему соотношения материи (объективной реальности) и сознания (субъективной реальности). В новейшей философии эта проблема теряет свою остроту («новая онтология» Гартмана). На первый план выдвинулась проблема бытия человека (экзистенциализм).
В широком понимании философская категория бытия означает все существующее, в узком – только объективную реальность, т.е. существующую вне и независимо от сознания. Основными формами бытия, как всего существующего, являются бытие вещей, бытие человека, духовное бытие и социальное бытие.
Под смыслом жизни в философии подразумеваются те ценности, которые реализует человек в своих поступках. В этом понимании смыслом жизни обладают все люди, но философов всегда интересовал высший смысл человеческого бытия. Существует несколько принципиально отличных друг от друга концепций смысла жизни:
1. Смысл жизни изначально задан человеку свыше и как высший смысл раскрывается в стремлении к богоподобию.
2. Смысл жизни определяется неизменной сущностью человека, т.е. высшими ценностями добра, блага, мужества и т.д., в реализации которых состоит высшее назначение человека.
3. Смысл жизни зависит от тех ценностей, которые человек выбирает в данной реальности своего существования, он тем значительней, чем ближе эти ценности к идеалу человека данной эпохи.
С проблемой смыла жизни связан вопрос о том, как человек распоряжается даром жизни, единственный раз предоставленным ему фактом рождения.
В чем смысл проблемы бытия? Почему оно постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается философия? Почему многие мыслители считали и считают ее исходной для систематических философских размышлений? Наша жизнедеятельность опирается на простые и понятные предпосылки, которые мы принимаем без сомнений и рассуждений. Самая первая и самая универсальная - естественное убеждение человека в том, что мир есть, имеется здесь, наличествует. Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человечеству трудные вопросы. Размышления о бытии не может основываться на простой констатации существовании мира «здесь» и «теперь». Установив, что мир существует «здесь», не естественно ли заключить, что мир существует не только здесь, но и «там», за дальними горизонтами?… не значит ли это, что мир существует везде? Достаточно было сказать, что мир существует «теперь» и напрашивались вопросы о его прошлом и будущем… возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (проблемы). Первый аспект проблемы бытия - это есть цепочка мысли о бытии, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда. Как долго существуют отдельные вещи, люди, организмы? Они конечны, переходящие. Корень, смысл проблемы - в противоречивом единстве не переходящего бытия природы, как целого, и переходящего бытия вещей, человеческих существ. Второй аспект: мир существует как не переходящие единство в не и независимо от воли и сознания человека. Природа, человек, мысли, идеи,… - они образуют целостное единство, бесконечного не переходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития, и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей. Целесообразно выделить следующее различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
1. бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы, как целого, и бытие вещей и процессов произведенных человеком.
2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.
3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное.
4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
|
38. Основные философиские представления о материи
Понятие материи является одним из фундаментальных философских понятий, прошедших эволюцию с тремя основными этапами:
- первый этап (с античности до 17 века) представлял материю как некий вещественный субстрат, некую вещь, строительный материал, из которого построен весь мир. Подобное представление о материи было характерно для стихийного материализма, который всё качественное многообразие существующих вещей свёл к понятию единой основы мира - первоматерии. В качестве такой первоматерии у Фалеса выступала вода, у Анаксимена воздух, у Анаксимандра апейрон, у Гераклита огонь. Однако, чуть позже, Демокрит выдвинул идею атомарного строения мира, посчитав, что одного определённого вещества недостаточно, чтобы объяснить качественное многообразие всего существующего. Аристотель под материей понимал некую физическую субстанцию, которая лежит в основе любой вещи. Она бесконечно делима и по сути выступает лишь возможностью (потенцией) любого образования, которое может быть превращено в нечто действительное лишь при соединении материи с формой (с сущностью вещи). У человека, например, материей выступает его тело, а формой душа;
- второй этап (XVII — сер.XIX века) характеризовался влиянием естественнонаучных знаний на представление о материи. Развитие математики и механики способствовало тому, что материя отождествлялась с веществом (атомами), которому приписывались такие свойства как протяжённость в пространстве, движение, воздействие на органы чувств, вес, масса.
На основе механистического понимания материи природа и общество представлялись в виде сложной механической системы, элементами которой являются атомы, источником движения которых выступает некая внешняя сила (первотолчок). Недостатком подобного взгляда на мир, именуемого в философии механистическим материализмом, являлась неспособность объяснить особенности развития общественных и духовных процессов, понять процесс развития материи до возникновения сознания;
- третий этап (сер.XIX века) разрушил представление о материи как о веществе, поскольку открытие поля в естествознании привело к выводу о том, что возможно существование некоей самостоятельной физической реальности, которая способна существовать и распространяться в пространстве независимо от вещественного объекта, а также расшатало представления классической механики о неизменности массы тела и т.д.
Кризис в физике привёл к новому пониманию связи материи, движения, пространства и времени и возникновению диалектического материализма, давшего новое универсальное определение понятию материи. Такое определение было дано В .И.Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм": " Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них ". Отсюда вытекают следующие свойства материи:
а) объективность, т.е. существование независимо от нашего сознания (признаётся первичность материи по отношению к сознанию);
б ) неисчерпаемость, т.е. способность существовать в многообразии конкретных объектов (поскольку человек постоянно открывает новые свойства природных тел и процессов, а также производит бесконечное множество не существующих в природе вещей);
в) познаваемость (это свойство материи означает согласование между собой законов мышления и законов объективного мира, поскольку мышление является продуктом объективной реальности (мозга));
г) несотворимость и неуничтожимость;
Отсюда следует, что материя как объективная реальность существует не как некий материал, из которого строятся все конкретные вещи, а отражает бесчисленное множество вещей, их свойств и отношений, что предполагает существование многообразных видов материи, которые в современной науке трактуются как уровни её структурной организации.
Строение материи. Можно говорить о строении материи на уровне неживой и живой природы. Неживая природа состоит из:
- элементарных частиц (протонов, нейтронов и т.д.) и вакуума (особое состояние материи, где происходит непрерывное появление и исчезновение элементарных частиц);
- атомов (строятся из элементарных частиц); в свою очередь, элементарные частицы, ядра атомов и ионы образуют плазму, из которой состоят звёзды, в недрах которых протекают ядерные реакции;
- молекул (формируются в результате взаимодействия атомов);
- макротел (формируются в результате взаимодействия молекул, образуя жидкие, твёрдые и газообразные тела);
- планет (особого типа макротел, состоящих из ядра, литосферы, иногда атмосферы и гидросферы);
- планетных систем (планеты и звёзды);
- галактик (планетные системы, межзвёздная пыль и газ);
- систем галактик (скопление галактик разных типов);
- метагалактики (система взаимодействующих скоплений галактик, удаляющихся друг от друга с большими скоростями);
Живая природа состоит из двух полууровней: биологического и социального. Биологический включает в себя:
- доклеточный уровень (белки и нуклеиновые кислоты);
- клетки и одноклеточные организмы;
- многоклеточные организмы (растения и животные);
- надорганизменные структуры (виды, популяции, биоценозы, биосфера);
Социальный уровень ( возникает на определённом этапе развития материи и является особой популяцией живых существ, благодаря труду переходящей с биологического уровня существования на социальный).
Материя обладает многочисленными свойствами, но среди них есть такие, без которых она не может существовать. Такие свойства называются атрибутами, важнейшим из которых является движение.