Студопедия — Новаторские критерии, использовавшиеся для определения подлинности Хадисов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Новаторские критерии, использовавшиеся для определения подлинности Хадисов






Верующие в Хадисы кичились тем, что существовали определенные критерии, которые использовались составителями для отсеивания ложных хадисов и отбора истинных. Эвфемистически они называли такие критерии «наукой хадиса» (ильм ал-хадис или Ильм ал-Джарх ва ал-Таадил – наука принятия и отклонения преданий). Но, к сожалению, при близком рассмотрении никогда нельзя было доказать надежность используемых критериев для установления бесспорной подлинности хадисных текстов. Это понятно только с учетом того факта, что даже после такого отбора огромное количество ложных хадисных текстов оставались в так называемых книгах истинных хадисов, таких как Сахих Аль-Бухари и других – текстах, которые являются «тривиальными, абсурдными, теологически спорными или безнравственными» [34]. Эти критерии, как отмечает неизвестный автор, являются:

 

«системой руководств, которые были признанными абсолютно несоответствующими как мусульманскими, так и немусульманскими учеными – если даже не полным фарсом, так как эти стандарты разбиты на огромное количество различных случаев даже в «лучших» собраниях хадисов. Это, конечно же, делает истинность хадиса в лучшем случае сомнительной – ситуация с серьезными последствиями для исламского шариата, и исламской религии в целом» [конечно же, при рассмотрении в рамках как Корана, так и Хадиса] [35].

 

Критерии относятся к иснаду или цепочки рассказчиков хадисов и матну или хадисному тексту. Тем не менее, на бумаге эти критерии имеют какой-то смысл, но при этом они являются в значительной степени несоответствующими по следующим причинам:

 

· Наличие вовлеченных субъективных элементов, чаще всего, субъективных суждений отдельных составителей хадисов о характере многочисленных составителей, которые не могут быть рассмотрены как надежные;

 

· Многочисленность вовлеченных рассказчиков и огромное количество хадисных текстов, объединенные в сотни тысяч, что становится основанием для вопроса о том, каким образом можно было предпринять такое интенсивное использование тщательного и совершенного отбора как в отношении рассказчиков современного периода (современников составителей хадисов) и рассказчиков нескольких прошлых поколений, так и хадисных текстов;

 

· Возможность наличия человеческой ошибки со стороны вовлеченных рассказчиков из-за памяти или каких-либо других проблем;

 

· Отмеченные разногласия между составителями при выборе рассказчиков и текстов; и

 

§ Несовершенство самих критериев.

 

Основной вопрос, который необходимо рассмотреть первым, заключается в том, может ли ошибиться составитель, такой как Аль-Бухари, Муслим и др., который определяет характер и качества рассказчиков, а его суждения быть ошибочными. Невозможно понять, каким образом можно было подтвердить со стопроцентной уверенностью, что рассказчик, не лжет или не допустил ни одной намеренной ошибки при изложении фактов, даже если согласно традиционным стандартам он был известен как очень набожный и благочестивый человек. Согласно меткому замечанию Джайраджпури: «Честность и бесчестность являются внутренними качествами, которые нельзя точно определить со стороны. В результате, ильм ал-риджал [наука о людях] является только примерным кийасом (наукой), и никогда нельзя быть абсолютно уверенным в том, что чье-то суждение о передатчике является верным» [36]. Также как обстоятельно разъясняет Саид Ахмад Хан, «достаточно сложно оценить характер существующих людей, не говоря уже о тех, кто уже давно умер. Муххадисы [составители хадисов] сделали все возможное, но их задание было практически невозможным» [37], особенно когда вовлеченных передатчиков хадисов было настолько много, а охватываемый период был настолько длительным.

 

Критерии классического оценивания хадиса также подвергались критики, что всегда существовала возможность фальсификации цепочки ученых, передающих хасиды, и такая фальсификация, согласно некоторым сведениям, осуществлялась в таком же масштабе, как и фальсификация содержания. Для фальсификаторов всегда существовал большой соблазн приписать сведения наиболее достоверным источникам [38].

И как можно быть полностью уверенным в том, что рассказчик помнит полностью то, что он слышал от другого рассказчика и что ни один из вовлеченных рассказчиков в цепочке не сделал хотя бы малейшей ошибки при передаче, и что между рассказчиком, который поведал определенную историю, и рассказчиком, который слышал историю, отсутствовало взаимное непонимание? Всегда ли существовала возможность человеческой ошибки, даже предположив, что все рассказчики имели наилучшие качества и действовали только из наилучших побуждений? Доказано, что большинство людей не могут в точности воспроизвести то, что было сказано другими. Мы также знаем, что между составителями были разногласия при выборе, как рассказчиков, так и составителей, а между рассказчиками были разногласия при выборе хадисных текстов, которые основываются на политических и теологических причинах. Один критик цитирует, что хадис, приписываемый Абдуллаху бин Умару, был отклонен Аль-Бухари, хотя практически такой же хадис, рассказанный Абу Хурайрой, был принят, а также, несмотря на то, что многие другие хадисные тексты Абдуллаха бин Умара были приняты Аль-Бухари [39]. В двух словах, существовало очень много неточностей и неопределенностей, а также противоречий во время отбора так называемых истинных хадисов, которые просто невозможно до конца разрешить силами людей, таких как, например, Аль-Бухари. Что удачно подметил Кассим Ахмад:

 

Несмотря на точную методику иснада, впервые ученые стали обсуждать этот вопрос и записывать их только около 150-200 лет после смерти последних таби-табиинов. Это означает, что когда было начато исследование для установления иснада, не существовало ни одного Сподвижника, последующего поколения или поколения, идущее за ними, для осуществления руководства, утверждения или опровержения. Следовательно, подлинность изречений не может гарантироваться с учетом всего вышесказанного.

 

Мы совсем не хотим сказать, что Аль-Бухари, Муслим и другие были фальсификаторами. Тем не менее, даже студенты, изучающие основы психологии или теорию коммуникации, подтвердят, что простое сообщение, состоящее, скажем, из 15 слов, будет искажено после того, как оно пройдет по цепочке, состоящей только из пяти передатчиков. (Наши читатели могут попытаться провести этот эксперимент). Следует помнить, что хадис содержит тысячи подробных и сложных повествований – от омовения до философии права. Эти повествования прошли через цепочку, состоящую из сотен рассказчиков, которые находились друг от друга на расстоянии свыше тысяч миль пустынных земель, и они охватывают свыше двух-трех сотен лет истории. Все это происходило во времена, когда новости распространялись со скоростью движения верблюда, записывались на кусках кожи или кости, или на свитках на территориях, на которых не было ни бумаги, ни достаточного количества писцов, чтобы записать все это![40]

 

Далее отмечает Кассим Ахмад: «Понятно, что писатели хадиса во многом опирались на сочинение фактов для того, чтобы заполнить имеющиеся пробелы. Многие «истинные» рассказчики, на которых ссылаются писатели хадисов в своих цепочках иснада, были полностью выдуманными именами [41]». Ахмад также отмечает, что это было просто «абсурдно и невозможно» для Аль-Бухари тщательно просмотреть свыше шестисот тысяч хадисных текстов и отобрать 7275 истинных во времена, когда путешествие на верблюде было единственным доступным средством преодоления протяженных расстояний по пустыне [42].

 

Некоторые из основных использовавшихся критериев являются несовершенными или слишком неубедительными на основании следующего:

 

1. Один из критериев состоит в том, что текст должен соответствовать другим хадисным текстам. Этот критерий является неубедительным, так как даже если текст не соответствует другим хадисным текстам, то значит, все такие тексты могут быть одновременно ложными.

 

2. Тексты, предписывающие тяжкие наказания за незначительные грехи или исключительно большие награды за незначительные благодетели, отклонялись. Но это влечет за собой очень серьезное суждение о том, что является тяжким и значительным. И эти суждения выносит составитель! При этом существуют значительные нарушения этого критерия (одним очень ярким примером является наказание, которое предписывается Хадисом, за вероотступничество через убийство, хотя согласно Корану человеку предоставляется полная религиозная свобода).

 

3. Тексты в отношении действий, которые должны были быть широко известными и выполняться другими, но не были известны и не выполнялись, отклонялись. Этот критерий является несовершенным; он не гарантирует достоверности текста о Пророке.

 

4. Наиболее важным является то, критерий о том, что хадисные тексты не должны противоречить Корану, аргументу или логике, как выяснилось, зачастую вопиюще нарушался. Многие ученые доказали, что огромное количество хадисных текстов на самом деле противоречат Корану или не соответствуют аргументам, или логике, или научным истинам.

 

Как правомерно отмечают критики хадиса, составители хадиса чаще всего применяли критерии иснада, и в процессе составления они пренебрегали многими основными критериями. В противном случае, как они могли собирать предания, которые были просто абсурдными или неприменимыми с точки зрения Корана. Таким образом, так называемые критерии, применимые для отбора истинных хадисов, являются несовершенными и попросту неподходящими для применения к большим объемам текстов. Они скорее маскируют или скрывают действительный характер Хадиса и, таким образом, сбивают с пути истинного ничего не подозревающих мусульман.

 

Заключение

 

Из выше приведенного анализа можно сделать следующий вывод, что хадисная литература не имеет проверенного и надежного исторического основания. Хадис не основывается на истинных фактах, чтобы признаваться подлинным и иметь какие-либо полномочия, и как таковой он теряет свое значение как надежное религиозное руководство. По мнению историков, Коран предоставляет более точные сведения о том, что говорил и совершал Пророк Мухаммад. Сэр Уильям Мьюир [43] и Алоис Шпренгер [44] были первыми западными учеными, задавшимися вопросом о достоверности хадисной литературы в качестве исторического источника [45]. Как справедливо утверждает Мьюир: «один только Коран представляет собой надежный источник биографии Мухаммада» и именно он точно описывает «его точку зрения»:

 

«Коран стал основой и мерилом всех изысканий в отношении происхождения Ислама и характера его основателя. В нем мы находи кладезь изречений Мухаммада, записанных при его жизни, на протяжении его государственной деятельности, иллюстрирующие его религиозные взгляды, его законодательные акты и его характер» [46].

 

В действительности, сам Коран является свидетельством того, что Пророк не произнес ни единого слова против религии по принуждению [Звезда (53): 3], и что все, что он говорил для религиозного руководства было Священным откровением, содержащемся в самом Коране:

 

Это – СЛОВА благородного посланца.

 

Это – не слова поэта. Мало же вы веруете!

 

Это – не слова прорицателя. Мало же вы поминаете назидания!

 

Это – Ниспослание от Господа миров [Неизбежное (69): 40-43].

 

Если нам суждено открыть для себя Ислам справедливости, сострадания, прощения и прогресса, нам нужно понимать его исключительно в контексте Корана. Любая попытка понять его как в контексте Корана, так и в контексте Хадиса обречена на получение искаженной картины, которая скорее вводит в заблуждение, чем наставляет на путь истинный. Мысли, которые поощряют фатализм и не одобряют индивидуальную инициативу и сотрудничество, разрушают религиозные обряды, препятствуют прогрессу и модернизации, сеют нетерпимость, насилие и террор, превозносят мораль агрессивного джихада в отношении других общин, и очерняют и преуменьшают положение женщины в обществе – все они берут свое начало в Хадисе [47]. Современное толкование Ислама, который в основном зависит от Хадиса, преобладает и служит руководством к действию для многих мусульман, которые, к сожалению, как точно подметил современный писатель, «не на много отличаются от террористов, но только не оправдывают насилие» – толкование, которое «служит для подавления индивидуальности и инноваций» и грозит мусульманам превращением в «постоянных представителей низших слоем мирового сообщества» [48].

 

[1] Другие предполагаемые источники Ислама – это Кийас и Иджма. Кийас относится к сравнительному или аналогичному умозаключению в определенном случае, выведенному из аналогии подобных случаев. Кийас используется для проведения параллелей между схожими ситуациями или принципами, в случае отсутствия точного текста в Коране или Суннах. Иджма рассматривается в качестве четвертого источника закона, происходящего из изречения Мухаммада: «Мой народ никогда не придёт к соглашению по ошибке». Это означает, что согласие между религиозными учеными может определить допустимость совершения действия. Фикх – это антология исламского права или юриспруденции, берущая свое начало в хадисных источниках. Читателю следует отметить, что настоящий автор не считает, что Ислам следует понимать посредством любой другой книги, за исключением Корана, который только несет и совершенствует Ислам [Трапеза (5): 3].

 

[2] Ахмад, Кассим, Хадис: Переоценка, перевод оригинальной книги Хадиса на малайском языке – Сату Пенилайан Семула Монотеист Продакшнс Интернейшнл, Тусон, Аризона, США. 1997, © Авторское право Кассима Ахмада, 1996, впервые опубликовано в 1986. Можно найти по ссылке www.submission.org или в книге «Компьютер говорит: Божественное послание миру, Коран, Хадис и Ислам», С. 91. Также можно найти на сайте по адресу: free-minds.org.

 

[3] Мазхар У. Кази, Сокровище Хадиса, Джедда, Саудовская Аравия, (Издательский дом Абул-Квазим), 1992.

 

[4] Несмотря на это, следует заметить, что характерным является то, что многие хадисные повествования, отдельные или связанные с другими хадисными повествованиями, могут казаться несоответствующими или вводящими в заблуждение, этот полный Хадис также является вводящим в заблуждение. В то время как одна часть говорит о запрете Пророком на написание Хадиса и его призыве к уничтожению существующих записей, то во второй части это отрицается с такой же интенсивностью, при этом утверждается также, что повествование от Пророка было подходящим до той меры, пока оно не является ложным.

 

[5] Рассказано у Акбаралли Мехералли, Мифы и правды Хадиса – критическая статья, которую можно найти на сайте по адресу: www.mostmerciful.com/hadithbook.

 

[6] Гильом, Альфред, Традиции Ислама, Пакистан 1977, С. 15; процитировано в статье «Хадис как источник исторической информации», доступной на сайте: borishennig.de.

 

[7] Рахим, М. Абдур, История составления Хадиса (на бенгальском), С. 290, процитировано Джамилулом Баширом, «Сангскер» (в переводе с бенгальского означает Реформация), опубликовано Янг Муслим Сесаити, Нью-Йорк, 2002, С. 11.

 

[8] Мухаммад Аслам Джайраджпури, Илм-и-хадис, Лахор, без даты, С. 2; процитировано в работе Даниеля В. Брауна, Переосмысления предания с точки зрения современного исламского мировоззрения, Кембридж Юниверсити Пресс, 1996 (в мягкой обложке 1999), С. 86.

 

[9] Источник: тот же, что и в предыдущей ссылке, С.12.

 

[10] Браун, Даниель В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 96.

 

[11] Ахмад, Кассим, 1997, цит. соч., С. 51.

 

[12] Икбал, A. M., Реконструкция религиозной мысли в Исламе, первое индийское издание 1997, С. 137.

 

[13] Ал-Шибли, Сират ал-Нуман, Лахор, без даты, перевед. Мухаммад Тайеб Бахш Бадауни в качестве метода отбора пророческих преданий, Карачи, 1966, С. 179; процитировано у Даниеля В. Брауна, 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч. С. 114.

 

[14] Ранними книгами Хадиса являются Муватта Малика ибн Анаса, который умер в 179 году по мусульманскому летоисчислению, в которой указаны правовые вопросы, и Муснад Ахмада ибн Ханбала, который умер в 241 году по мусульманскому летоисчислению.

 

[15] МакДональд, Дункан Б., Развитие исламской теологической юриспруденции и конституционной теории, (Джордж Рутледж энд Санс), Лондон, 1903, С. 76.

 

[16] МакДональд, Дункан Б., 1903, там же, С. 76-77, подчеркнуто мною.

 

[17] Браун, Даниель В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 96.

 

[18] Джайраджпури, Илм-и-хадис, С. 16, процитировано у Брауна, Даниеля В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 96.

 

[19] Браун, Даниель В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 96.

[20] МакДональд, Дункан Б., 1903, цит. соч., С. 81.

 

[21] Ахмад, Кассим, 1997, цит. соч., С. 51.

 

[22] Процитировано у Даниеля В. Брауна, цит. соч., 1996 (в мягкой обложке 1999), С. 88; подчеркнуто мною.

 

[23] Джуйнболл, Дж.Х.А, Исламские предания – Исследование хронологии, происхождения и авторства раннего Хадиса, 1983, С. 145. Также процитировано в Подлинность Хадиса: обзор перспектив (анонимного автора), который можно найти на сайте по адресу: http://www.rim.org/muslim/hadith.htm илиhttp://www.rim.org/muslim/islam.htm.

 

[24] Браун, Даниель В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 86; со ссылкой на пример взаимного поношения Сподвижниками Пророка, процитированного Мавдуди, взятого у Ибн Абд ал-Барра, Джами.

 

[25] Браун, Даниель В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 86.

 

[26] Браун, Даниель В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 86.

 

[27] Мустафа, Ибрагим, Хадис и искажение великой религии Ислама, без даты, на сайте:http://www.submission.org/had-corruption.html, С. 9-10.

 

[28] Ибн Саад, Табакват, II, п. изд., С. 135; процитировано у Азами, Исследование ранней хадисной литературы, Бейрут, 1968; перепечат. Индианаполис, 1978, С. 285; процитировано у Брауна, Даниеля В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 92.

 

[29] МакДональд, Дункан Б., 1903, цит. соч., С. 77-78; примечание в скобках от автора.

 

[30] Малик б. Анас (716-794 нашей эры) является признанным основателем одного из четырех правовых подразделений суннитов. Был одним из основных составителей хадисов.

 

[31] Гольдциер, Исследование мусульман, 2 тома, Лейден, 1896. Перев. С.М. Штерном как Исследование мусульман, 2 тома, Лондон, 1967, С. 45; также процитировано в Подлинность Хадиса: обзор перспектив (анонимного автора), который можно найти на сайте по адресу: http://www.rim.org/muslim/hadith.htm илиhttp://www.rim.org/muslim/islam.htm.

 

[32] Аслан, Реза, Не бог, но Бог: происхождение, эволюция и будущее Ислама, Рандом Хаус, Нью-Йорк, 2005, С. 68.

 

[33] Аслан, Реза 2005, там же, С. 68.

 

[34] Браун, Даниель В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 95.

 

[35] Процитировано в Подлинность Хадиса: обзор перспектив (анонимного автора), который можно найти на сайте по адресу: http://www.rim.org/muslim/hadith.htm или http://www.rim.org/muslim/islam.htm, С. 9; примечание в скобках от автора.

 

[36] Джайраджпури, Илм-и-хадис, С. 22-23; процитировано у Брауна, Даниеля В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 98.

 

[37] Ахмад Хан, Маквалат, I, С. 27-28; процитировано у Брауна, Даниеля В., цит. соч., 1996 (в мягкой обложке 1999), С. 97; подчеркнуто мною.

 

[38] Джайраджпури, цит. соч., С. 26; процитировано у Брауна, Даниеля В., 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 98.

 

[39] Процитировано в Подлинность Хадиса: обзор перспектив (анонимного автора), который можно найти на сайте по адресу: http://www.rim.org/muslim/hadith.htm или http://www.rim.org/muslim/islam.htm, С. 3-4.

 

[40] Ахмад, Кассим, 1997, цит. соч., С. 67-68.

 

[41] Ахмад, Кассим, 1997, цит. соч., С. 68.

 

[42] Ахмад, Кассим, 1997, цит. соч., С. 70.

 

[43] Автор жизни Мухаммада и истории Ислама времени Хиджра, 4 тома, Лондон, 1861; перепечат. Оснабрук, 1988. Впервые издано в Калькуттском вестнике 19, (январь – июнь 1853): 1-8. Также процитировано у Даниеля Брауна, 1996, цит. соч.

 

[44] Шпренгер, Алоис, «О происхождении записи исторических документов мусульманами», Журнал Азиатского общества Бенгалии 25. (1856), 303-329, 375-381; процитировано у Даниеля Брауна, 1996, цит. соч.

 

[45] Браун, Даниель В., 1996, цит. соч., С. 21.

 

[46] Мьюир, Уильям, Жизнь Мухаммада и истории Ислама времени Хиджра, 4 тома, Лондон, 1861; перепечат. Оснабрук, 1988, I, xxvii; процитировано у Даниеля Брауна, 1996 (в мягкой обложке 1999), цит. соч., С. 35.

 

[47] Эти точки зрения рассмотрены и задокументированы в готовящейся книге автора.

 

[48] Виорст, Милтон, «Пуританство и стагнация» у Халеда Абоу Эль Фадл (ред.), Место терпимости в Исламе, Бекон Пресс, Бостон, 2002, С. 27-28.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 138. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия