Разновидности политической деятельности
Субъективный характер политической деятельности порождает огромное количество ее вариантов, среди которых можно выделить три разновидности – политическое отчуждение, политическую пассивность и политическую активность субъекта. Политическое отчуждение (эскапизм) – состояние субъекта, которое характеризуется его индифферентным, безразличным отношением к политике; разграничением личных и общественных интересов. Данная ситуация выгодна, прежде всего, для правящих групп. Государственное управление превращается в обслуживание собственных интересов, что закономерно ведет к усилению бюрократии. В то же время, политическое отчуждение граждан опасно и для власти, так как потеря социальной опоры неизбежно ведет к кризису легитимности. Политическая пассивность (политический конформизм) – состояние субъекта, при котором он не реализует свои собственные интересы, а находится под влиянием чужого мнения и стереотипов массового поведения. Конформистское сознание характеризуется преобладанием бессознательных мотивов над реальной оценкой происходящего. Политическая активность – состояние субъекта, которое характеризуется наличием определенной политической позиции и целенаправленным, долговременным действием, направленным на ее реализацию. Данные параметры политической активности обретаются постепенно, иногда не минуя регресса. Очень часто первоначальной стадией активистской политической деятельности является состояние отрицания – позиция субъекта, в рамках которой он отвергает предлагаемые ему политический порядок и систему ценностей, что проявляется в чем-либо политически значимом, например, в абсентизме, участии в акциях протеста и т. д. Политическая активность является оптимальным, но трудно достижимым вариантом политической деятельности, так как позволяет человеку в полной мере реализовать себя в качестве субъекта политики. Вместе с тем, крайнее выражение политической активности может принять формы политического радикализма и экстремизма, что негативно сказывается на состоянии политической системы в целом. Процесс осознания себя в политическом пространстве, умение ориентироваться в существующей системе ценностей чрезвычайно важны как для самого человека, так и для политической системы в целом. Процесс освоения человеком определенных ценностей, норм и правил поведения обеспечивает его включенность в политическую жизнь и называется политической социализацией. По мнению Г. Алмонда, политическая социализация является одной из важнейших функций политической системы общества, так как обеспечивает исходный материал для ее деятельности – соответствующим образом ориентированного в политическом отношении индивида. 12. Политическое поведение и участие: формы и мотивы. В целом, в политологии под термином «политическое поведение понимают: - Действия отдельных субъектов и массовые выступления; - Активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы; Среди перечисленных истоков можно выделить особенно: Потребности (по А. Маслоу «Мотивация и личность»): А.И. Юрьев в книге «Введение в политическую психологию» добавил потребность в сохранении жизни, потребность в продолжении рода, потребность в сотрудничестве, потребность в ориентации. - Для господства под другими или ограничения их действий;
2. Политическое участие – это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. (Василик М.А. Политология. – М., 1999. – с. 386) - автономное (добровольное) и мобилизованное; Базовые мотивы политического участия можно объединить в 3 группы: - инструментально-рациональные; Политическое участие – это любые, но преимущественно добровольные действия индивидов или групп, связанные с непосредственным участием в разработке, принятии и реализации политических решений, проявлении вовлеченности граждан в политико-властные отношения. Оно проявляется: в осуществлении властных полномочий или противодействии их осуществлению; в деятельности формальных политических организаций (политических партий, объединений); в деятельности неформальных организаций, в выборах и референдумах; в виде прямого действия; в чтении политической литературы и периодике; просмотрах и прослушивании теле и радиопередач; в выполнении политических обязанностей в рамках политических кампаний и т.д. (Вонсович Л.В. Политология. – Мн., 2007. – с. 141). Вступая в упорядоченные формализованные отношения с другими людьми, человек участвует в политической жизни, исходя: - из неосознанного, несвободного волевого импульса; Исходя из этого, участие можно рассматривать по следующим показателям: - легитимное (выборы) – нелегитимное; Политическое участие можно разделить на: делегирование полномочий (электоральное участие), активистскую деятельность, участие в митингах, демонстрациях, деятельности партий, групп. Его можно разделить на 3 группы: 1. Ортодоксальное (голосование, лобби, петиции, лозунги, законные демонстрации). По иной классификации (У. Милбрайт) политическое участие делится на конвенциональное (легальное) и неконвенциальное (незаконное, отвергаемое обществом). По активности политического участия можно разделить на активное и пассивное; автономное и мобилизационное. Теории политического участия: 1. Теория рационального выбора. К ним относятся: 1. Участие в осуществлении власти или противодействии ей. Политическое неучастие может появляться в: 1. Неучастии в любой политической деятельности. В политическом участии и поведении значительную роль играют протестные формы поведения. Причиной протестной формы является депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием к которому стремится субъект. Виды протестных форм: митинги, демонстрации, шествия, пикетирование, насильственные действия и т.д., и особенно терроризм – оппозиционная деятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, целью которых является систематическое применение насилия (или его угрозы) для запугивания правительства и населения. Виды политического терроризма: 1. По идеологическим ориентациям: правый (неофашистский) и левый. Методы терроризма: убийство политиков, похищения, взрывы, захват зданий, провокации и т.д. Кризисы политического участия периодически возникают и в современных демократических системах. Причины их повторения кроются в динамике современного общества. В результате чего появляются новые социальные группы, бросающие вызов старым ценностям и группам. 13. Политическая культура, ее основные типы. Развитие политической культуры неотделимо от ее формирования в условиях конкретных национальных государств. В масштабах современного мира выделяют политические культуры в зависимости от их национальных особенностей – французскую, испанскую, румынскую, украинскую – которые складываются под влиянием исторического пути развития народа, специфики национального характера, развития национальной государственности. Общие типологии в политической науке были созданы на основе сравнения не отдельных признаков политической культуры, а качественных характеристик системного плана. Среди таких классификаций наиболее широкое распространение получила типология политической культуры Алмонда и Вербы, в соответствии с которой можно выделить три «чистых» типа политической культуры: Патриархальный тип& политической культуры, который свойственен обществу с несформированной политической системой, где отсутствуют специализированные политические роли и интерес граждан к политике, их политические ориентации неотделимы от религиозных или социальных. Общество с такой культурой отличает аполитичность, безразличие, апатия к государственным делам и нацеленность почти исключительно на дела общины, семьи. Исторически патриархальная культура рассматривается как тип характерный для доиндустриального общества. Подданнический тип политической культуры (культура подчинения, повиновения) характеризуется пассивным отношением к политической системе, человек в этой системе уважает авторитет правительства, и пассивен в политической жизни. Система государственной власти имеет отлаженный механизм установки норм, ценностей, выдачи директив, которым все обязаны подчиняться под страхом наказания, лишения благ. В таком обществе доминируют связи типа «сверху – вниз». Подданнический тип политической культуры рассматривается как тип, свойственный периоду феодализма или индустриальному тоталитарному обществу. Активистский тип политической культуры (культура участия) характеризуется наличием опосредованных связей общества и государства, индивиды этой системы сориентированная на активную роль, независимо от позитивного или негативного отношения к ее элементам или к системе в целом. Этот тип культуры соответствует постиндустриальному демократическому обществу.Поскольку любая типология является условной и чистые типы политической культуры существуют лишь в теории,а реальность представлена смешанными типами политической культуры: подданническо-активистский, патриархально-подданнический и т.д. Оптимальный вариант смешанного типа политической культуры называется «гражданской культурой», которая в своей основе содержит активистский тип, дополненный определенными элементами патриархальной и подданнической культуры. Одной из достаточно распространенных типологией политической культуры является типология, в основе которой лежит степень согласованности между членами общества относительно основополагающих политических ценностей, правил поведения. Согласно этой типологии, разработанной У.Розенбаумом, существуют два полярных типа политической культуры: фрагментарная и интегрированная. Для фрагментарной характерно отсутствие согласия относительно политического устройства страны, преобладание местных политических лояльностей над национальными, отсутствие общепринятых процедур улаживания социальных конфликтов, а также доверия между отдельными группами общества, нестабильность правительства. Интегрированная политическая культура характеризуется непротиворечивостью политических идентификаций, низким уровнем политического насилия, преобладанием гражданских процедур в улаживании конфликтов, доверием в политических отношениях социальных групп, лояльностью по отношению к существующему режиму. Интегрированная политическая культура поддерживается высоким уровнем образования и общего материального благосостояния. В целом же следует заметить, что уровень политической культуры зависит в первую очередь от уровня общей культуры, условий и качества образования, воспитания, образа жизни, силы внутренних мотивов, уровня развития общества. Типология политической культуры не является чем-то неизменным, хотя в общем, она рассматривается как консервативный элемент общественной структуры, тем не менее иногда она меняется сравнительно быстро, но в любом случае она развивается и меняется вовзаимодействии с существующими политическими институтами, традициями, отношениями собственности и власти, она не может одномоментно оторваться от своей почвы, от уровня общекультурного развития народа. Политическая культура – это продукт особых исторических условий, социально-экономического и духовного развития нации, группы, индивидов, общества в целом. 14. Политическая элита. Политическая элита – это устойчивая социальная общность, основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, · объединенных общими интересами, · связанные с обладанием рычагами реальной власти, · стремлением сохранить на них свою монополию, · не допустить к ним другие группы, · стабилизировать и укрепить позиции каждого ее члена. Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц, · обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, · занимающих руководящие позиции в общественных институтах, · непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Политическая элита - это относительно привилегированная, политически господствующая группа, · претендующая на представительство народа, · в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам, · относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью. Существование элиты обусловлено действием следующих основных факторов: · психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; · законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом как условия его эффективности; · высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием; · широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий труд прямо связан с распределением ценностей); · практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями; · политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.
|