В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой - грамматические.
В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно! Например: Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой. Шаг 5. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,... Итак,... Следовательно,... В итоге можно прийти к такому выводу:... В заключение можно сказать, что... Мы убеждаемся в том, что... Обобщая сказанное,... Из этого следует, что... Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. или: Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста. ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. ВСЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ КАТЕГОРИЯ НАКЛОНЕНИЯ § «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» (А.А. Потебня) ПРИМЕР 1. Как известно, наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальные действия, а в повелительном и условном – возможные, желательные или необходимые. ПРИМЕР 2. Формы наклонения глагола передают различное отношение действия к действительности. В этом можно убедиться, анализируя текст Г. Андреева. В начале текста автор использует глаголы в форме изъявительного наклонения, чтобы показать действия, которые происходят на самом деле: «прошелся по комнате», «открыл окно», «шумел дождь» и т.д. АРГУМЕНТЫ!!! Подсказки при выборе языковых явлений для аргументации, прежде всего лексических, могут содержаться в тестовых заданиях А2, А3 и В1. А 2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выписывать» (предложение 20). 1) списывать какое-нибудь нужное место из книги А 2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поток» (предложение 17). 1) стремительно текущая водная масса А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. А 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. 1) Мысленно я проделывал все геройские подвиги казаков-завоевателей, плавал в лёгких байдарках, питался рыбой у чукчей, собирал гагачий пух по скалам. А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Раз уж идти, то она возьмёт в театр свой класс. В1. Замените разговорное слово «навалом» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. АРГУМЕНТЫ Способы оформления: 1)Указать номера предложений КЛИШЕ-АРГУМЕНТЫ 1. В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. НАУЧНЫЙ - Подчеркнутая информативность. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ - Информативная насыщенность. ТЕМАТИКА СОЧИНЕНИЙ 1. Лексика и фразеология 1. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
§ «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах» (И.Н. Горелов) § «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» (учебник русск. яз.) ЯЗЫКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ ДЛЯ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТА - многозначность; СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Почти каждый художник, к какому бы времени и к какой бы школе он ни принадлежал, открывает нам новые черты действительности. ЖИВОПИСЬ - художник - школа - мастер - гений - Рафаэль - смотреть - не отпускают – созерцание. Картины - полотна - прекрасное - «Сикстинская мадонна» - совершенство - духа - душевное - волнение – чистота – благородство - внутреннее очищение СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Слова одной тематической группы (художник, мастер, галерея, картины, полотна) погружают читателя в мир искусства, художественного творчества МНОГОЗНАЧНОСТЬ. Лексикой называют, прежде всего, словарный состав языка. Слова могут иметь сразу несколько значений. Такое явление называется многозначностью. Её пример можно наблюдать в предложении «Устал с дороги» (№23): слово «дорога» здесь выступает в одном из нескольких своих значений - «путешествие, путь». РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА 1. Средство речевой характеристики героя: «Сымай одёжу-то – сушить будем», - проворчал старик. СИНОНИМЫ. Использование синонимов («поверхностный, примитивный, банальный подход») служит средством создания градации и выражает отрицательное отношение автора к людям, не умеющим ценить произведения искусства. АНТОНИМЫ. Используя антонимы, автор показывает вмешательство человека в жизнь природы: тихому шелесту травы противопоставлен оглушительный лязг машин, а живым деревьям – мертвые пни. С помощью антонимов А. Приставкин подчёркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «об этом должны помнить и дети, и взрослые». ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Фразеологизмы, как и слова, называют предметы, признаки, действия, помогая понять смысл высказывания. Н-р, в предложении «Книги ждут собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен» используется фразеологизм, который обозначает «отделять вредное от полезного, плохое от хорошего». 2. ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА. § «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» (Л.В. Успенский) § «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» (Л.В. Успенский) § «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика» (М.В. Исаковский) § «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» (Г.В. Степанов) Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса: - словосочетания с разными видами связи; ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ. Использованный автором ряд однородных членов (жизнь в окружении автомобилей, компьютеров, самолётов, телевизоров, пейджеров) создаёт образ современного индустриального мира, противопоставленного миру природы. ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Показывают последовательность изложения мыслей: во-первых, во-вторых, наконец и др. 2. Выражают оценку достоверности изображаемого: наверное, по-видимому, должно быть, разумеется, конечно и др. 3. Выражают авторское отношение к изображаемому: к счастью, к несчастью, к сожалению и т.п. Авторская оценка выражена не только с помощью лексики. Например, в предложении 13 (К сожалению, человечество продолжает свою разрушительную деятельность) использована вводная конструкция, показывающая негативное отношение автора к вмешательству человека в жизнь природы. ОБРАЩЕНИЯ. Средства речевого этикета (Уважаемый Иван Александрович!) • Средства речевой характеристики героя (Женщина! Папаша! Эй ты, чучело! - Доченька! Мамочка!) • Риторические обращения усиливают выразительность текста. ВОПРОС. Формулируют проблему, над которой размышляет автор: Как изменить отношение человека к природе? 2. Образуют вопросно-ответные единства, позволяющие автору привлечь читателя к совместному размышлению: В чём высшее наслаждение жизнью? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ. Простые предложения называют какие-либо факты, события, явления, а сложные выражают отношения между этими событиями. Сверкнул луч солнца. Всё вокруг преобразилось. РОЛЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как сложноподчинённое предложение, между частями которого устанавливаются отношения подчинения. Например, в предложении 22 придаточное изъяснительное объясняет, о чём разговаривали герои, а придаточное обстоятельственное времени говорит о том, когда они разговаривали. 3. МОРФОЛОГИЯ.
§ «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» (Л.Н. Толстой) Языковые явления для теоретической интерпретации тезиса Части речи, указанные в теме-цитате, и их роль в тексте. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ И ГЛАГОЛ. С помощью имен существительных и глаголов автор показывает многообразие мира живой природы. Имена существительные называют разные виды птиц: зяблик, бекас, перепелка, соловей… Глаголы же позволяют нам услышать неповторимый голос каждой птицы: звенеть, свистеть, стонать, заливаться 4. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
ФУНКЦИИ АБЗАЦА 1. Отделение друг от друга на письме реплик диалога;
|