Особенности античной цивилизации
Античная цивилизация олицетворяет европейский или Западный путь становления политических и правовых форм человеческой жизнедеятельности. Она существенно отличалась от древневосточной и имела свои особенности. Во-первых, она возникла на таком уровне развития семейного хозяйства и производительных сил, когда земледелие уже не требовало коллективных форм труда, да их и трудно было осуществлять из-за природно-геогра-фических факторов. Так, Греция – горная страна с ограниченными ресурсами земель, пригодных для земледелия. Зато сложились благоприятные условия для развития ремесла. Нехватку продуктов питания восполняли ввозом зерна в обмен на ремесленные изделия, а значит, активно развивались ремесло и торговля. Правители общин не были связаны с организацией хозяйства и выполняли главным образом военные функции. Во-вторых, широкое развитие торговли способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности, что, в свою очередь, обусловило довольно раннее упразднение долгового рабства, а рабовладение, основанное на эксплуатации чужестранцев, достигло классических форм. В-третьих, в античном мире сложилась полисная организация общественной жизни. Полис имел несколько значений. Прежде всего, он представлял собой общность людей, коллектив граждан, обеспечивающий посредством домохозяйств все материальные условия своего существования. Фундаментальным началом античной гражданской общины был принцип исключительности в отношении собственности на землю только для граждан полиса. Отсюда публичность всех сделок о земле; в спорных случаях полис становился наследником земельных владений; полис выступал и верховным собственником, и гарантом земельной собственности отдельных граждан. Подобное отношение к владению землей привело к складыванию полисной политической системы, когда политическими правами наделялись собственники земли. Таким образом, в первом значении полис был коллективом граждан, объединенных этническими чертами (принадлежностью к одному племени или союзным племенам), религиозными традициями (исповедовали один культ), имеющих право собственности на землю и через нее – право участия в общественном управлении. В другом значении полис выступал формой правления, представляя собой городской центр с прилегающей к нему земледельческой округой, так называемый город-государство. Античное общество дает примеры разнообразных форм государства. Уже тогда возникает различие между властью одного, или монархией, и республикой как отсутствием какой-либо невыборной власти. В целом, полису была присуща республиканская форма правления: важнейшие должностные лица, ведавшие государственным управлением, здесь избирались. Правда, круг лиц, допущенных к участию в их избрании, в разных полисах был неодинаковым. Существовали аристократические республики, в которых власть была сосредоточена в руках сравнительно небольшого количество людей, и демократические, где власть была отдана народу. Временным явлением была тирания, когда власть в городе-полисе захватывал узурпатор. Обычно он игнорировал волю совета и народного собрания, заигрывал с народом, ущемляя интересы аристократии. В-четвертых, граждане полисов не платили прямых налогов. Затраты на содержание аппарата управления покрывались косвенным путем: через выборность должностных лиц, когда исполнение служебных обязанностей обеспечивалось собственными средствами, или посредством почетных повинностей состоятельных граждан, т. е. за счет литургии, представлявшей собой обременение таких граждан обязанностями вкладывать средства на общественно значимые цели. Например, были государственные повинности по снаряжению военных кораблей, содержанию участников гимнастических соревнований. Все сказанное вовсе не означает того, что полис был лишен права облагать прямым налогом граждан. Такой налог был временно введен в Афинах во время Пелопоннесской войны для покрытия больших военных затрат.
|