Студопедия — КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СЕЛЬВА МЫСЛЕ-ОБРАЗОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СЕЛЬВА МЫСЛЕ-ОБРАЗОВ






 

Концепт обладает образной поэтичностью. Философский концепт оперирует предмет­ностями, создавая псевдообразы реальности. На базе этого он ини­циирует изменение ментальности и образа действия в культуре.

 

Как ясно из вышеизложенного ландшафтное мышление – это пространственное мыш­ление, т.е. мышление в режиме мысле-образа. Мысле - образ выражается не словами, не текстом, а картами и их легендами, где текст служит вспомогательным средством. Само сознание человека организовано не словами или текстами, а «ментальными кар­тами». Понятие «ментальная карта» возникло в рамках когнитивной психологии, увле­чение этим термином за рубежом с 60-х годов вообще приобрело характер терминоло­гической «эпидемии». Интересно в этом отношении отметить мало упоминаемого в со­временной отечественной мысли, но довольно популярного во французской филосо­фии последней трети XX века – философа- «бунтаря» Ж.О. Ламетри (1709 -1751) – скандально известного творца «Че­ловека-машины» (1747). Он утверждал о на­личии интеллектуального восприятия, ибо, по его мнению, знание открывается при помощи «…тщательного исследования ощущений», он правильно писал: «..когда я вижу четы­рехугольник, я не замечаю в нем с первого взгляда ничего, чего бы не видели даже жи­вотные, между тем как геометр, затрачивающий весь ум на открытие свойств этой фи­гуры, получает из впечатления, которое этот четырехугольник вызывает в его чувствах, бесконечное количество ин­теллектуальных восприятий, которые ускользают всегда от тех, кто, ограничиваясь ощущением предмета, не видит дальше, чем видят его глаза» (Ламетри Ж.О. Сочине­ния. 2 изд. М. 1983. С.118). видно, что тут даны наметки фено­менологии. Более явственно видны они в его концепции «мозгового экрана». Вот что он писал: «…все у нас воображение и все составные части души могут быть све­дены к одному только об­разующему их воображению; таким образом, суждение, раз­мышление и память представляют собой вовсе не абсолютные части души, но настоящие модифи­кации своеобразного «мозгового экрана», на котором, как от волшебного фонаря, отра­жаются запечатлевшиеся в глазу предметы» (Ламетри Ж.О. Сочинения. 2 изд. М. 1983. С.193). Здесь видна ориентация Ж. О. Ламетри к «объем­ному» типу понимания мен­тальности, стремление перевести мышление в режим «мысле-образов».

Режим мысле-образа предполагает использование поэтико- метафорического языка, языка «воображения», языка картин и панорам. Он не может применять язык М. Хай­деггера, который претендовал на философа Ландшафта, ибо стилистика его языка на­ходится в вопиющем противоречии с режимом мыш­ления ландшафтно мыслящего фи­лософа. Философ Ландшафта, действуя в рамках гео­лого-географической парадигмы не видит никакого смысла в употреблении языковых систем, которые не создают понят­ной четкости и образной наглядности. Философ Ландшафта всегда, следуя И.В. Гете и А. Гумбольдту, употребляет язык понятных и простых жизнеописаний, следуя в этом самой природе, которая не любит искусствен­ности и уродливости во всем.

 

 

1. Стоическое «постижение». Явление культуры не может быть понято только на ос­нове научной методологии, для этого требуется восприятие явления всей целокупно­стью познавательных способно­стей. Это было понято еще стоиками. Случайность ис­тории не дает нам в должной мере оценить творчество ведущих античных философов времени – древних стоиков, хотя объем их произведений по всем об­ластям философии и иных знаний был необъятен. Если кого и считать за ос­новную фигуру древней евро­пейской философии, то это не Платон или Аристотель, а стоик Хрисипп. Так это и по­нималось древними. Но традиция имеет специ­фику двигаться извилистыми путями, а потому волей судьбы и цепи слу­чайностей мы имеем в качестве «главных философов» Платона и Аристотеля. Тем не менее, хотя тексты древних стоиков до нас не дошли, стоицизм че­рез свое мощное влия­ние на все сферы нашел выражение в других па­мят­никах эллинистической куль­туры, ставших фундаментом новоевропейской. Через та­кой механизм неявной традиции он стал не только традицией, а прямо-таки бессозна­тель­ным архетипом всей европейской культуры. И вся современная философия XX века большей частью – всего лишь реконструкция учения стоицизма, данная в различных вариантах. Основы совре­менной логики и философии языка, ос­новы феноменологии и её теории феноменологи­ческой редукции и интенциональности, основы психоанализа (у стоиков половая спо­собность включалась в познавательные способности души), ос­новы экзистенциализма – все это было разработано стоиками. К примеру, философия Хай­деггера – это развитая в подробностях и, к сожалению, изло­женная тяжелым язы­ком философия Марка Авре­лия, в которой также как и в философии М. Хайдеггера ярко выражена темпораль­ность человеческого присутствия в мире. Как правильно подчеркивает А.Столяров: «..стоическая гносеология представляет со­бой едва ли не пер­вую (и еще очень несовершенную) попытку обойтись без «идей» как по­средствую­щего звена, при по­мощи некоторой интуиции «схватить» чувственную ре­альность «как она дана» в своей изменчиво­сти и текучести» (Столяров А.А. Стоя и стоицизм М.,1995. С.68).

«Каталептическое» («постигающее») представление - основной «конёк» эпистемоло­гии стоицизма, по­лучивший, как свидетельствуют источники, популярность в среде афинской интелли­генции. Сутью этого «постигающего» представления является стрем­ление соединить разделенные не­проходимой стеной со времен Парменида и Платона эйдетический мир «истины» и чувствен­ный мир «мнений». Стоики пошли по пути Аристотеля, который стремился также объединить два этих мира, используя понятия «формы» и «материи» на основе энергетической концепции. Но они более эффективно разрешили эту проблему, максимально приблизив два этих мира. Как подчеркивал А.Лосев: «Если Аристотель отличается от Платона тем, что он прико­вал са­мостоятель­ные эйдосы, эти идеальные формы вещей, к самим вещам, то стоики отличаются от Аристотеля тем, что они еще дальше пошли в приближении идей к ве­щам, а именно тем, что они окончательно растворили идеальность в самих вещах и ее собственную структурность стали понимать по аналогии с напряженностью физиче­ских качеств, принципиально отождествляя и смешивая то и другое» (Лосев А.Ф. Исто­рия ант с.175)

Постигающее представление – это разумно-оформленное представление. Представ­ление, кото­рое максимально ясно и понятно человеческому уму, в котором ум внут­ренне убежден, что оно истинно. По свидетельству Секста Эмпирика стоики ут­вер­ждали «…что существует три [начала], объединенные одно с другим: наука, мнение и расположенное на границе между ними постижение. Из них наука – это непогреши­мое, устойчивое, непреложное постижение при по­мощи разума; мнение – это бессильное и ложное одобрение; постижение же – посреди этого, будучи одобрением со стороны по­стигающего представления» (Секст Эмпирик Соч. т.1 с.91)

Стоики, по свилетельству Секста Эмпирика, утверждали, что наука существует лишь для муд­рых, мнение – для глупых, а вот «постижение» общее для всех. Тем более, что стоики утвер­ждали, что полное знание недостижимо, хотя и нельзя сказать, что мы ни­чего не знаем. Мы можем «схватить» нечто похожее на истину, которая есть, нечто среднее между знанием и мне­нием. Зенон давал такое понимание «каталептического» представления или постижения. Он показывал ладонь с растопыренными пальцами, го­воря – это впечатление; далее он слегка сги­бал пальцы ладони, говоря, что это согла­сие; наконец он сжимал ладонь в ку­лак – и говорил – это постижение (схватыва­ние).

 

2. Эстетическое познание. Мир культуры, да и окружающей природы познается не только на базе каких-то логических форм и установленных закономерностей. Этот мир переживается человеком, осваивается им эмоционально. Как писал еще И.Тэн: «Разум не только не присущ человеку от природы, не только не со­ставляет все­общего явления в человечестве, но, надо также признать, его влияние на поведение человека и чело­ве­чества весьма ничтожно.. Истинные хозяева человека – его психический склад, телес­ные потребно­сти, животный инстинкт, наследственный пред­рассудок, воображение, преобладающая страсть в в целом, а в частности – личный ин­терес семьи, касты, пар­тии» (Тэн И. Происхождение современной Франции. Т.1, с.335)

Апологией эстетического познания мира особо известны романтики.

 

3. Феноменологическое познание. Наиболее эффективным выражением целостного по­знания является феноменология. Основателем феноменологической философии счита­ется Э. Гуссерль, хотя в принципе, первыми феноменологами можно считать стоиков. Многие, утверждают, что стоики были «сенсуалистами» и «онтологистами». Но это мнение неверно. Если до будущих поколений дойдет фрагмент начала первой книги «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» Гуссерля, которая начинается фразой: «Естественное познание начинается с опыта и остается в опыте» (Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1999. С.25), - то у них также возникнет мнение о Гуссерле как «радикальном эмпи­рике». На самом деле, стоическая философия может быть понята и реконструирована на базе именно феноменологии.

 

Но режим мысле-образа еще имеет и временное измерение. А. Бергсон

 

Философия Ландшафта – это философствование в режимах во­ображения и «мысле-об­разов». Потому она не наука и не искусство, она просто Философия, которая является философией по существу и мыслит в тех формах, которые не присущи ни науке, ни ис­кусству, а при­сущи именно философии.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 237. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия