Студопедия — ФИЛОСОФИЯ - ПРОЯСНЕНИЕ МИРА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИЛОСОФИЯ - ПРОЯСНЕНИЕ МИРА






 

В философии ин­новаторская черта превалирует, потому её по­стоянно сотрясают раз­личные «новые» философские «революции». Всю энергию сво­его ума философы на­правляют по преимуществу на изобретение чего-то «нового», не утруждая себя серьез­ным исследованием сути культурных явлений, не проявляя долж­ной аккуратности в оформлении своих мыслей, действуя в угоду сиюминутности, живя «здесь и теперь». Здесь должна действовать другая сторона мысли. Если мысль, с одной стороны, вы­ступает как инновационная сила, в которой могут в своих крайностях проявится её крайне деструктив­ные элементы, то, с другой стороны, мысль выступает и как меха­низм прояснения смысла и уточнения значений тех или иных артефактов культуры. Как подчеркивал, к примеру, Т. Гоббс: «Свет человеческого ума – это вразу­мительные слова, однако пред­варительно очищенные от всякой двусмысленности точ­ными функ­циями» (Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. М.,1964 т.1 с.117). В этом отноше­нии путь философии таков, как и путь человеческой культуры. Путь же че­ловеческой культуры состоит в рационализации ментальности, социальных форм и ти­пов хозяйст­венной деятельно­сти. Круг философских проблем становится более ясным и прозрач­ным, современные «постмодернисты» в своем стремлении иррационализиро­вать фило­софию, все равно, сами того не осознавая, служат делу прояснения философских про­блем и движению её к рационализации, ибо, обращая внимание на ир­рациональное, они невольно его рационализируют, сужают поле иррационального в культуре.

В свое время создатель философии «перспективизма» Х. Ортега-и-Гассет писал: «Фи­лософия- это могучее стремление к прозрачности и упорная тяга к дневному свету. Ее главная цель – вынести на поверхность, обнажить, открыть тайное или сокрытое; в Греции философия сначала называлась aletheia, что означает разоблачение, обнажение, раскрытие – короче, проявление. А проявить – значит произнести слово: logos. Если мистицизм – молчание, то философия – слово, открытие бытия вещей в полной обна­женности и прозрачности речи, слово о бытии: онтология. В отличие от мистицизма философия стремится быть произнесенной тайной» (Ортега-и-Гассет Х. Что такое фи­лософия? М., 1991. С.107)

Так критикуемая в былое время направленность философии на параллельное исследо­вание тех же проблем, которые исследует более состоятельное в этом отношении науч­ное знание, до сих пор довлеет над философией. Потому по инерции этой мощной кри­тики её со стороны научного знания она до сих бежит от создания ми­ровоззренческих картин, занимаясь анализом языка или же облюбовав себе сферу ху­дожественного творчества. Но это ошибочно, ибо дифференциация современного на­учного знания привела к тому, что у современного человека и научного работника ка­кой-либо кон­кретной области науки совершенно отсутствует цельное мировоззренче­ское знание, что приводит к эффекту дезориентации человека в современной культуре; к отсутствию плодотворных творческих импульсов у научного работника, ибо известно, что творче­ская мысль рождается от каких-то исходных общемировоззренче­ских посылов.

Само научное знание, лишенное мировоззренческих ориентиров создает фрагментар­ную частную мировоззренческую систему «ad hoc» и вообще «заболевает», изобретая корпоративный язык-«сленг», понятный только им самим. Возникает эффект «самоде­струкции» научного знания. Все это обусловлено как раз – таки «предатель­ским» пове­дением философии, которая «ударилась» в мистику, в эротические откровения и т.д… Насущная задача современной философии как раз состоит именно в восстановлении мировоззренческой «онтологической» функции философии, ибо она должна стать свя­зующим звеном между «корпоративным» научным знанием и знанием обыкновенного человека. Она должна стать не противопоставленным научному знанию мировоззре­нием, создающим дикие натурфилософские спекуляции гегелевского типа, а создаю­щим общую мировоззренческую картину современной науки, изложенную по­пулярным языком, выполняя при этом не только крайне важную функцию «популяри­зации науки», но и интегративную роль в самом научном знании. Более того, при инте­грации знания выявляются новые перспективы развития самого знания. Задача крайне слож­ная, но кто сказал, что философия – это дело простое. Философ должен знать все. Тем более, что у философов энергии, как видно, много, - судя по тому, как много они её за­трачивают в интерпретации и анализы своих таких же путаных, как и они, предшест­венников, как много энергии тратится на создание каких-то новых совер­шенно умозри­тельных «авангардных» идей. Вот эту-то энергию надо направить на изучение удиви­тельных, часто фантастичных и действительно «авангардных» идей со­временного на­учного знания.

В связи с тем, что философия является методом прояснения смыслов, то во многом её деятельность в этом качестве выступает как просветительски - популяризаторская и этого не следует бояться. Именно в этом её суть – она должна систематизировать все данные современных достижений человечества, или, как говорил Гейне – «починить дырки мироздания», и после этой «починки» преподнести это в цельной и понятной форме как единое мировоззрение. Философия в этом смысле вечно профанирующая наука и искусство и политика и т.д. её функции как образования – это первоначальное образование.

 

1. ПРИНЯТИЕ ВСЕГО

 

2. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МНОГООБРАЗИЙ

 

3. ФИЛОСОФИЯ – ЭТО ПРОСВЕЩЕНИЕ







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 158. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия