Студопедия — Глава 4. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 1. Проблема понятия правового государства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 4. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 1. Проблема понятия правового государства






В связи с тем что Конституцией Российской Федерации Рос­сия провозглашена правовым государством (ст. 1), во всей этой книге, так или иначе, мы ведем речь и о правовом государстве. В то же вре­мя, учитывая то, что правовое государство у нас только формируется, видимо, необходимо специально вести речь о правовом государстве, и прежде всего в плане его понятия.

В государствоведческой и общественно-политической лите­ратуре можно встретить различные представления о правовом госу­дарстве. Конечно, проблемы, связанные с правовым государством, в большей мере освещены в зарубежной литературе, где в отличие от нас, исследования параметров правового государства ведутся уже давно. Сегодня и у нас проблемы правового государства становятся предметом заинтересованных исследований. Все это в первую оче­редь обусловливает необходимость всестороннего осмысления имеющихся подходов к освещению проблем, связанных с понятием правового государства.

Следует заметить, что до сих пор о правовом государстве не­редко говорили и говорят в духе трактовки Канта. Известно, что го­сударство И.Кант определял как множество людей, объединенных правовыми законами. И.Кант, как выдающийся философ своего вре­мени, определяя понятие государства, также исходил из потребности своего времени. В своем определении государства И.Кант хотел за­ложить актуальнейшую для того времени мысль о первичности об­щества людей перед государством, что государство представляет со­бой не богоданное явление, а объединение самих людей. Объедине­ние же людей происходит, по мысли И.Канта, правовыми законами, созданными самими людьми.

Отдавая должную дань И.Канту и восхищаясь его философ­ской прозорливостью, однако, мы не всегда замечаем, что определе­ние государства, данное И.Кантом, сегодня существенно отличается от определения государства, которое можно прочитать в любом, не политизированном, не идеологизированном учебнике по теории госу-

дарства, используемом в юридических вузах США, Франции, Герма­нии, России и т.д.

Думается, что эта проблема разрешается довольно просто: определение государства, сформулированное И.Кантом не отражает понятие государства, используемое в современном мире.

Несмотря на обилие определений правового государства, бо­лее или менее соответствующих современным представлениям госу­дарства, проблему понятия правового государства рано еще объяв­лять разрешенной. При внимательном рассмотрении имеющихся представлений о правовом государстве, выработанных в различных странах можно обнаружить довольно существенные различия.

Так, немецкие государствоведы в понимании правового госу­дарства больше акцентируют внимание на социальную деятельность государства. Правовое государство, по их мнению, это прежде всего социальное государство. Понять этот акцент у немцев можно. После уроков фашистского государства, нацеленного главным образом на интересы нацистов, конечно, немцам хочется иметь государство, обеспечивающее здоровые интересы всего общества.

В постсоветской России правовое государство у российских государствоведов ассоциируется как государство, связанное с пра­вом. Акцент на выпячивание связанности государства с правом для российских государствоведов также понятен. После тоталитарного государства, распространенного правового нигилизма в России ос­новная проблема в государственно-правовой сфере, конечно же, ви­дится в обеспечении верховенства закона, осуществлении государст­венной деятельности строго в рамках законов.

Короче говоря, сегодня и в понимании идеи правового госу­дарства происходит качественный скачок. Этот скачок происходит на фоне крушения некогда широко распространенного в мире марксист­ско-ленинского представления государства, влияния на общественно-политическую мысль происходящих значительных межгосударствен­ных, межнациональных конфликтов конца XX века. Для современно­го понимания потребностей устойчивого развития общественной жизни важно понять не только рукотворность государства, но и то: как, с помощью каких общественных рычагов реально можно форми­ровать подлинно справедливое государство и обеспечивать успешное его функционирование. Думается, что эта проблема актуальна для

всех стран. Вряд ли сегодня какое-либо реальное государство уже может «похвастаться» тем, что оно достигло всех параметров спра­ведливого государства. Более того, у тех, кто все же ушел вперед в этом направлении (Германия, США, Англия, Франция) наблюдается какая-то успокоенность за судьбу своего государства, а у тех, кто на­ходится на этапе теоретического осмысления параметров правового государства - неверие в возможность формирования справедливого государства.

Нам видится даже такое положение, когда ООН выработала бы общечеловеческую концепцию справедливого государства, меры стимулирования развития государств в этом направлении. Следовало бы всесторонне обобщить теорию и практику современного государ­ственно-правового строительства в мире и обнародовать эти обобще­ния для всеобщего обозрения.

В то же время юридической науке необходимо выработать приемлемые для всех стран мира определения понятия «правовое го­сударство», раскрыть те объективные подходы, которые неминуемо приведут к правильному представлению о правовом государстве.

Осмысливая подходы, связанные с понятием правового госу­дарства: во-первых, необходимо твердо отметить, что правовое госу­дарство - это не только идея, реализовать которую на практике вряд ли удастся. Правовое государство (как, впрочем, и любое другое об­щественное явление), в первую очередь, конечно же представляет собой идею, причем идею об оптимальной организации государст­венной власти. Именно, как идея о наилучшей форме организации государственно-правовой власти, правовое государство привлекает внимание государствообразующие народы. Сегодня в мире немало государств, которые считают себя правовыми, закрепляя ряд пара­метров правового государства в своих основных законах. Конечно, можно полемизировать относительно того, реализована ли в этих го­сударствах идея правового государства с абсолютной точностью; но, и то, что они встали на этот путь и обязались жить принципами пра­вового государства, заслуживает всяческого одобрения.

Как показывает опыт государств, вышедших к параметрам правового государства, правовое государство не насаждается, не вне­дряется по чьей-то воле, а являет собой естественно-демократическое развитие общества. При оптимальном демократическом развитии

общества оно само, естественно, выходит на идеи и принципы правового государства. Главное, чтобы на пути подлинно-демократического развития общества не были искусственно, по чьей-то узкозаинтересованной воле, внесены разветвления от этой гене­ральной линии. Активная, якобы созидательная деятельность кого бы то ни было, в каком бы то ни было направлении государственно-правового развития в большинстве случаев не согласовывается с ес­тественно-демократической линией развития общества. Правовое го­сударство, в отличие от многих других государств, формируется не силой, не в результате каких-то революций, а естественно-историческим путем, эволюционно, через осознание и осмысление его преимуществ по сравнению с другими, исторически уже извест­ными типами государств;

во-вторых, правовое государство, как понятие, не является ко­пией какого-то конкретного государства. Оно как общечеловеческое понятие, в большей мере является критерием для оценки конкретных государств. В то же время, правовое государство - это результат все­стороннего осмысления практики организации и деятельности многих реальных государств, особенно тех, которые уже встали на путь строи­тельства правового государства. Поэтому представления о правовом государстве одновременно являются и общечеловеческими и конкрет­но государственными. Не зная об общечеловеческих представлениях о правовом государстве, невозможно оценить и конкретное государство с точки зрения соответствия его параметрам правового государства. Сле­довательно, осмысливая проблемы формирования конкретно-реального правового государства всегда нужно иметь в виду общечеловеческое понятие правового государства, которое основывается на общечеловеческих ценностях и представлениях о правах человека, за­конности, правопорядке о легитимной власти и т.д.;

в-третьих, правовое государство это не только то государст­во, где есть право. Без права нет ни одного государства, право явля­ется важнейшим признаком государства вообще. Правовое государ­ство - это такое государство, где государственная власть и право опираются на общечеловеческую идеологию. Что значит общечело­веческая идеология?

Анализируя содержание общественной жизни любого госу-дарствообразующего народа в историческом плане можно выделить

(с различными вариациями) несколько организующих видов идеоло­гии: социальная (социал-демократическая); национальная (национал-демократическая); либеральная (либерал-демократическая). Комму­нистическая, для которой характерна социал-утопическая и социал-демократическая сущность, а также некоторые другие идеологии в общезначимом смысле присутствуют не во всех обществах. В право­вом государстве имеют право на функционирование все виды идео­логии. Однако само правовое государство в своей деятельности должно опираться на общечеловеческую идеологию, построенную на обобщениях позитивного из всех известных идеологий. Общечелове­ческая идеология - это и не социальная, и не национальная, и даже не либеральная идеология. Общечеловеческая идеология - это синтез позитивных, имеющих общечеловеческое признание идей. Если го­сударство опирается хотя бы преимущественно только на одну идео­логию (социальную, национальную и т.д.), то такое государство еще не правовое, а классовое или политическое. Вот почему трудно со­гласиться с утверждениями ряда советских авторов о том, что социа­лизм порождает социалистическое правовое государство. Социали­стического правового государства также как и буржуазного, фео­дального, рабовладельческого правовых государств быть не может. Социалистическое государство (впрочем, как и буржуазное, феодаль­ное, рабовладельческое) - это классовое государство. Любое классо­вое государство опирается на классовые интересы и быть правовым не может. В основе формирования и функционирования правового государства лежит общечеловеческая идеология, общечеловеческие ценности, которые конкретно не сводятся ни к социальной, ни к на­циональной, ни к иной групповой, адресной идеологии. Различные эти идеологии в правовом обществе вполне могут существовать, вес­ти политическое соперничество и т.д., но все это - в рамках легитим­ных правовых установлений. Только тогда можно говорить о право­вом государстве;

в-четвертых, осмысливая параметры правового государства, необходимо сосредоточить внимание на сходстве и различия право­вого и политического государства. В историческом плане (когда все идет естественным путем) правовое государство как бы вырастает из политического государства.

В самом широком плане политика, так же, как и право при­сутствует при любом типе государства. Любое государство представ-

 

ляет собой прежде всего организацию политической власти. Однако понятия «политическая власть» и «политическое государство» не од­но и то же. Политическая власть в любом обществе, в том числе и в правовом формируется в результате определенной политической борьбы между различными партиями, объединяющими людей с раз­личными интересами и убеждениями. Между тем в политическом государстве государственная власть не только формируется в резуль­тате политической борьбы, но и является, главным образом, инстру­ментом реализации политических интересов победившей и ставшей правящей партии. Здесь на первый план выдвигается не проблема организации деятельности государства соответственно условиям вла­сти легитимного права, а в интересах правящей партии, которая стремится создать такую систему права, которая бы исходила и оли­цетворяла интересы этой партии. Межпартийная борьба за государст­венную власть ведется как в классовом, политическом, так и в право­вом государстве. Однако суть партийных движений в классовом го­сударстве направлена на обеспечение классовых интересов в полити­ческом - интересов сторонников этой партии независимо от классо­вой принадлежности членов этой партии. В правовом же государстве суть партийных движений направляется на более оптимальное уста­новление власти права в обществе.

Таким образом, когда мы говорим о классовом, политиче­ском, правовом типах государства, то речь идет о сущностной сторо­не государств, то есть о том, кому то или иное государство служит, чьи интересы выдвигает на первый план. Если интересы определен­ного класса, то это классовое, если интересы, сформулированные в программе определенной партии, то это политическое государство. Если же государство опирается на общечеловеческие ценности, стре­мится решить всевозможные возникающие конфликты и противоре­чия исключительно из общечеловеческих представлений о праве и справедливости, то есть стремится создать бесстрастный, независи­мый суд для разрешения различных эксцессов в обществе, то это уже в определенном смысле правовое государство. Правовое государство отличается от политического государства именно тем, что политиче­скую власть оно в первую очередь использует не для обеспечения каких-либо интересов, а для достижения в обществе власти права. Правовое государство подчиняет и свою деятельность власти права,

законность в таком государстве устанавливается не в угоду каким бы то ни было групповым интересам, а ради торжества справедливости, прав и свобод человека;

в-пятых, чтобы яснее представить параметры правового госу­дарства, необходимо сравнить механизмы его деятельности с други­ми, вполне реальными, механизмами государственного руководства общественной жизни. Ведь реальные государства совершенно по-разному могут организовать общественную жизнь, управлять обще­ственными процессами, применяя различные методы. Особенно это было видно на примере, так называемого, социалистического госу­дарства. История знает, когда общественная жизнь в нашей стране организовывалась фактической деятельностью органов государства, волевыми распоряжениями должностных лиц, партийных лидеров. При этом такая деятельность не опиралась на заранее определенные законы, а порой осуществлялась даже в условиях отсутствия законов. Так, например, действовали органы государства в эпоху так называе­мой диктатуры пролетариата, когда штыками, пулеметами отбирали хлеб, устанавливали порядок вступления в колхозы и т.д.

В определенных случаях государство формально принимает законы и другие правовые акты, но общественную жизнь все же ор­ганизует без учета этих законов, рассматривая их только как ширму. Так было в период культа личности Сталина и в застойные времена.

И наконец, общественная жизнь может быть организована го­сударством в строгом соответствии с заранее определенным в зако­нах порядке. Такое положение является первым условием на пути к правовому государству. В таких условиях мы, к сожалению, в своей стране пока еще не жили, иногда лишь выражали желание жить, а теперь вроде бы серьезно собираемся жить.

Следовательно, первым условием правового государства яв­ляется то, что здесь органы государства, должностные лица свои дей­ствия строго сверяют, связывают с требованиями заранее принятого закона.

Связанность государства, его органов, должностных лиц с за­конами - первое, но неполное условие правового государства. В право­вом государстве самое, пожалуй, главное заключается в том, что само государство, как организация политической власти, должно быть сформировано обществом на подлинно демократической основе. Если

государственная власть не подотчетна обществу, не формируется им, то она и создает или может создавать не всегда правовые законы. Только подлинно легитимная власть может породить подлинно леги­тимные законы, отвечающие требованиям правового государства. Ведь в истории было немало деятелей, которые любили козырять, что созда­ли правовое государство. Так, Бисмарк свое полицейское государство объявлял правовым. Правовым объявлялось даже государство Гитлера. Между тем известно, что государство Гитлера было, по существу, ан­тинародным, оно подавляло силой инакомыслие, несоответствующее идеям нацистской партии. В правовом государстве важна не только деятельность органов государства, должностных лиц в соответствии с законами, но и демократичность самой государственной власти, цели деятельности государства, легитимность права и законов.

Таким образом, самое главное в правовом государстве - это демократичность, то есть подлинная народность государственной власти, и порядков, устанавливаемых ею через законы. Другими сло­вами, в правовом государстве главное не столько в том, что государ­ство, его органы и должностные лица действуют в рамках законов, а в том, что цели, преследуемые ими при этом, полностью соответст­вуют интересам государствообразующего народа. Цели и границы полномочий государства приобретают важнейшее значение для оцен­ки его на степень правового. Это означает на практике то, что в демо­кратическом правовом государстве законом становится любая разум­ная деятельность людей, а в недемократическом - любая деятель­ность людей определяется законом и им создается своеобразная мо­дель поведения людей.

Следовательно, сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности, народности. Отсюда степень право­вого государство получает благодаря демократичности своего взаи­мопонимания с обществом, с его членами. Это главный, сущностный показатель правового государства. Поэтому мы не можем согласиться с широко встречающимися в литературе и в устных выступлениях утверждениями о том, что основным признаком правового государст­ва является верховенство закона. Верховенство закона - это не сущ­ностная характеристика правового государства, а внешняя, второсте­пенная. Главное ведь не в том, что есть законы и они обеспечивают­ся, а в том, какие они законы, чьи интересы они защищают.

Высказав в данном параграфе свои мысли, мы, кажется, по­дошли к тому, чтобы сформулировать хотя бы общее определение правового государства. Однако не хватает еще одного, но очень важ­ного положения для полной и всесторонней характеристики правово­го государства. Это положение сводится к тому, что правовое госу­дарство, впрочем, как любое иное государство - это детище общест­ва. Право тоже его продукт. Государство и право не могут быть выше самого уровня реального общества или его значительной части. Во всяком случае параметры государства и права должны соответство­вать насущным и несколько отдаленным потребностям общества. По­этому, для того, чтобы государство было правовым, должно быть са­мо общество правовым, сформированным так, чтобы принцип спра­ведливости в нем явно преобладал над другими стремлениями.

Степень организации общественных отношений, уровень культуры общества должны быть достаточными, чтобы формировать правовое государство. Невозможность самого общества жить без ци­вилизованного легитимного права - важный критерий формирования правового государства. Поэтому к понятию правового государства необходимо подойти с точки зрения цивилизованности, зрелости са­мого общества.

Такие рассуждения как-будто привели нас к заколдованному кругу. С одной стороны, уровень правового государства всецело зави­сит от уровня развития общества. В то же время и уровень развития общества в немалой степени зависит от деятельности государства. Ка­ким бы заколдованным не показался этот круг, истина такова, что пра­вовое государство и общество неразрывно взаимосвязанны. Если мы хотим получить правовое государство, то мы должны сам совершенст­воваться, дать возможность людям заниматься любой разумной дея­тельностью. Уровень нашего видения организации общественной жиз­ни, аккумулируясь в соответствующих органах государственной вла­сти, обратно возвращается к нам в виде законов и других велений госу­дарственных структур. Гражданское общество должно чувствовать се­бя хозяином и умело использовать государственную власть для органи­зации общественной жизни. Если общество допускает отрыв государ­ственной власти от себя и возвышения ее над собой, то в этом повинно само же гражданское общество. Иначе говоря, каково гражданское об­щество таково и государство, которое является его продуктом.

Вот теперь можно дать и общее определение правового госу­дарства. Правовое государство - это правовая (справедливая) ор­ганизация государственной власти в высокоцивилизованном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общест­венной жизни в подлинно народных интересах.

Конечно, такое определение самое общее и, естественно, ну­ждается еще в дополнительном раскрытии ряда положений:

1. Правовое государство также как и любое другое государст­во, имеет те же, отмеченные уже нами, пять признаков. Но функцио­нирует на основе иных принципов, иных жизненных условий. Глав­ное из них - это то, что правовое государство является продуктом цивилизованного общества.

Говоря о человеческой цивилизации, следует различать тех­ническую и социально-политическую цивилизацию. Техническая ци­вилизация предполагает развитие в области техники, технологии. Со­циально-политическая цивилизация - это главным образом достиже­ния в области защиты прав, свобод человека, развитие духовной и политической сферы общества. Техническую цивилизацию, в прин­ципе, можно достичь и сохраняя жесткость в области прав, свобод человека и гражданина, а также в духовной сфере в целом. Об этом свидетельствует опыт фашистской Германии, империалистической Японии, а также в определенной мере и опыт СССР. Поэтому, говоря о цивилизации и стремлении к ней, в первую очередь, следует иметь социально-политическую цивилизацию, поскольку только при ней интересы государства и человека в значительной степени совпадают. Социально-политическая цивилизация открывает возможность разви­тия и технической цивилизации;

2. Правовое государство формируется и может формировать­ся лишь на базе опыта и обобщения государственно-правового насле­дия и действительности всего мирового сообщества. Сегодня мировая юридическая наука уже проникает в существо этих идей и взглядов, выявляет характерные для правового государства политико-правовые принципы;

3. Правовое государство отличается от неправовых госу­дарств не признаками (как уже отмечалось, признаки государства едины для любого типа государства), а своими принципами, то есть

основными идеями, характерными чертами, определяющими сущ­ность его деятельности. Среди них: верховенство в обществе леги­тимного закона; разделение власти; взаимопроникновение прав чело­века и гражданина; взаимоответственость государства и гражданина; справедливая и эффективная правозащитная деятельность и т.д.

в







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 212. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия